консультация для педагогов "Влияние произведений художественной литературы на экологическое воспитание детей"
методическая разработка по окружающему миру по теме
Использование произведений художественной литературы в экологическом воспитании детей позволяет интегрировать задачи воспитания разных образовательных облатей, а также сформировать у детей полноту представлений об окружающем мире
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_dlya_pedagogov.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для педагогов
на тему «Влияние произведений художественной литературы на экологическое воспитание дошкольников»
Воспитатель: Тимченко Т.А.
Проблемы экологического воспитания волнуют многих. Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. И чем раньше мы введем детей в прекрасный окружающий их мир, тем больше знаний, навыков и умений они получат.
Природа - это чудо, великолепие. Она научит детей образному мышлению, наблюдательности, разовьет внимание, творчество, умение быть добрыми и ласковыми. Маленькие дети способны видеть, понимать и чувствовать природу, а мы - взрослые должны только помочь ребенку.
В детском саду во всех группах ведется углубленная работа по экологическому воспитанию, используются разные сферы деятельности детей: наблюдение, изобразительная деятельность, фольклор, музыка. "Самое прекрасное, что мы можем испытать - это ощущение тайны". (Альберт Энштейн)
Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру. Попробуйте в своей группе использовать художественную литературу и наблюдения для экологического воспитания детей.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой основным источником обогащения речи становится текст художественного произведения, который воспитатель читает или рассказывает детям, а дополнительно остается речь воспитателя и иллюстрации книги. Поэтому прежде всего следует подбирать книги с яркими иллюстрациями, где бы можно было почувствовать красоту, дать элементарные знания о природе, воспитать бережное отношение к ней. Прежде, чем учить с детьми стихотворение Сергея Есенина "Белая береза", несколько раз на прогулке подойдите к березке, рассмотрите ее, сравните несколько берез и увидьте, что нет ни одной одинаковой белоствольной красавицы - все они разные. Каждая березка по своему прекрасна.
Стихотворение А.С. Пушкина "Зимний вечер" в первый раз можно прочитать детям, когда они будут стоять у окна (вечером). Предложите сравнить слова в стихотворении с реальной жизнью, увидеть зимний вечер, сердцем почувствовать с какой трогательной нежностью и заботой поэт обращается к старушке няне. Также подберите несколько иллюстраций с зимним вечером, рассмотрите их с детьми. Вспомните, что после метели вы наблюдали на участке высокие белоснежные сугробы. Но каким бы белым снег ни был, все равно, если его нагреть, он растает (доказали наблюдения) и получится грязная вода, потому что снег, падая, собирает в воздухе всю пыль.
А вот другое стихотворение А.С.Пушкина "Зимнее утро" - полная противоположность первому. Созвучие красок, прекрасных слов, как будто манит человека на простор. Дождитесь ясного морозного дня, и в этот день прочитайте детям все стихотворение. Знакомя детей с любым произведением, старайтесь показать не только красочность, но предлагайте подумать, как же сохранить такую красоту, чем мы можем помочь взрослым, и дети наперебой расскажут о том, как они подвязывали к деревцу ветку, как помогали жучку выбраться с дороги на травку, как спасали воробья от кошки, прогнав ее.
Осенью сходите с экскурсией в парк, полюбуйтесь его красотой. А потом предложите детям отправиться на прогулку в воображаемый осенний лес при помощи волшебных слов:
Раз, два, три, ветка клена, помоги
Оказаться нам в лесу,
Где раскрасила листву
В цвет багряный, золотой
Осень с желтою косой!
И вот дети в "сказочном лесу". Они описывают деревья с пожелтевшими листьями на ветках, пожелтевшую траву и т.д. Предлагайте детям подумать, почему листва кажется на солнце золотой. И оказывается - это солнечный лучик пробился сквозь ветки деревьев и будто дарит им свое золото тепло, отчего она становится золотой. И тут же прочитала детям стихотворение Ф.Тютчева "Осень".
Есть в осени первоначальной
короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера ...
И дети с желанием выучат это стихотворение. А Вы расскажите детям, что в природе все живое, и у каждого растения, камня, животного есть свои истории жизни и свои тайны. Человек - это частица окружающего мира. Он должен научиться прислушиваться к природе, любить ее, и только тогда и цветы на лугах, и деревья, и птицы, и животные будут раскрывать человеку свои тайны. А чтобы научиться любить природу, надо много наблюдать. Предложите детям задумать желание, связанное с природой. Трудно, но интересно. И прочтите детям стихотворение Т.Собакина "Желание".
Мне хочется в поле пожить
Красивой ромашкой
И хочется крепко дружить
Со слабой букашкой.
И чтобы друзей не менять,
Услышав мычание.
И чтобы корова меня
Не съела нечаянно.
Летом понаблюдайте за радугой. Дети усвоили ее основные цвета. А чтобы продлить интерес детей к этому феномену явления, предложите детям представить себе на минуту, что вдруг мир, окружающий нас, потерял свое разноцветье и окрасился в серый скучный цвет. Какое бы тогда было у всех настроение? (грустное, унылое). Пригласите детей в царство Цвета, но чтобы туда попасть, надо перечислить все цвета радуги и произнести слова:
Царица радуга, впусти
Нас в свой волшебный мир,
Свои лучи нам подари,
О них нам расскажи!
И как бы попали с детьми в воображаемый дворец, где живет царица Радуга. Обратите внимание детей на то, что все радужные дуги имеют форму полукруга и не одинаковую длину. Что радугу в древности называли - мостом между небом и землей. Предложите детям расположиться поудобнее и прочитала им сказку "Человек - радуга". А у детей еще надолго сохранился интерес к "необычной радуге".
Таким образом, художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают экокультуру человека.
Литература
- Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. N 7. С. 10-12.
- Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Использование художественной литературы в экологическом воспитании детей в семье"
Скоро лето. А ведь и на отдыхе на природе мы всегда остаёмся родителями как первыми педагогами своих детей!...
Консультация для воспитателей "Значение художественной литературы для всестороннего воспитания детей и особенности восприятия литературных произведений дошкольниками"
Раскрытие проблем восприятия литературных произведений разных жанров детьми различного возраста...
Статья "ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творче...
Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»
Консультация для родителей«Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»...
Консультация для родителей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ»
Чтобы воспитать детей экологически грамотными, необходимо подобрать подходящую художественную литературу, использовать разные формы работы по экологическому воспитанию, анализировать поведение детей в...
Консультация для родителей "Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье"
Чтобы воспитать экологически грамотными детей, необходимо подобрать подходящую художественную литературу, использовать разные формы работы по экологическому воспитанию анализировать поведе...
КАРТОТЕКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Нравственно – патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы с дошкольниками. В последнее...