Самообразование
методическая разработка (младшая группа)

Доброскокова Анна Павловна

«Мнемотехника - метод развития речи детей

младшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr_2_ml_gr.docx1022.21 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Чебурашка»,  филиал Автономного учреждения дошкольного образования

муниципального образования Заводоуковский городской округ

«Центр развития ребенка – детский сад «Светлячок»

(Детский сад «Чебурашка»,  филиал Детского  сада «Светлячок»)

План по самообразованию на 2022-2023 учебный год

«Мнемотехника - метод развития речи детей

младшего дошкольного возраста»

                                                                            Воспитатель группы:

    Доброскокова А.П.                                                                            

 

г. Заводоуковск  2022-2023г.  

Тема: «Мнемотехника - метод развития речи детей

младшего дошкольного возраста».

Этап работы над темой: 1 год

Дата начала работы над темой: сентябрь 2022 г.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 г.

Этапы самообразования:

1.Подбор и изучение методической литературы

2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

   Введение

    Анализируя результаты реальной ситуации в аспекте речевого развития современных дошкольников, педагоги наблюдают тревожную тенденцию:

-Ограниченность детского словаря;

-Дети не владеют речевыми жанрами;

-У многих детей отсутствует рефлексивное отношение к своей речи и речи окружающих.

   Это не может не беспокоить воспитателей, родителей, так как речевое развитие – это целостное развитие всей личности ребёнка.

   Наблюдая за своими воспитанниками, я отметила, что в настоящее время всё чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания. Большинство детей второй младшей группы затрудняются называть обобщающие слова, вести диалог с педагогом, неправильно употребляют в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, не согласовывают прилагательные с существительными в роде, падеже.

    Часто, приходя в детский сад, дети сообщают, что им подарили игрушку. Когда воспитатель просит рассказать о ней, ребёнок очень сбивчиво, косноязычно её описывает. Не получается описания, потому что дети затрудняются выстроить цепочку рассказа. Затрудняются в инсценировке сказок, используют преимущественно простые предложения из 2-3 слов.         Педагогам и родителям необходимо формировать у детей способность связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения.

   И ещё одной из проблем для современного дошкольника является огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно. Это реальность, в которой оказываются наши дети. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста.

   Одним из таких методов является метод мнемотехники. Мнемотехника - метод развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Чтобы подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развить свою речь без умственного и нервного напряжения, применяется эта технология. Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

Цель данной методической разработки: использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Способствовать развитию связной речи;

2. Расширять и обогащать словарный запас детей;

3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации);

4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;

5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

Форма отчѐтности:

• Сделать консультацию в каждую группу «Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей младшего дошкольного возраста» для воспитателей.

• Провести анкетирование родителей «Уровень развития речи детей».

Конкурс для родителей и детей «Лучшие мнемотаблицы по сказкам».

Индивидуальные беседы с родителями по теме «Значение развития связной речи».

• Выступление на родительском собрании «Мнемотехника - метод развития речи детей

младшего дошкольного возраста».

• Консультация для родителей «Связная речь у детей».

• Составить картотеку дидактических игр: «Кто спрятался?», «Угадай предмет», «Расскажи кукле сказку» и др.

Формы работы:

- совместная деятельность педагога с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

 - индивидуальная работа с родителями;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, инсценировки, игры-драматизации).

   Новизна методической разработки заключается в создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей.      Преимущество мнемотехники - использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации).

    В мнемотехнике существует шесть направлений:

1. Народное. Каждый человек с древних времён в течение жизни вырабатывает свою систему запоминания.

2. Классическое. Первые работы датируются 86 годом до рождества Христова. Именно эта дата считается датой возникновения классической мнемотехники. Цицерон в совершенстве владел техникой запоминания с помощью образной кодировки.

3. Педагогическое - возникло в то же время. У Квинтилиана были проблемы с визуальным мышлением, поэтому были разработаны свои системы запоминания и появились первые ростки педагогической мнемотехники. Для людей не способных к эффективному визуальному мышлению. Полностью педагогическая мнемотехника сформировалась лишь в 16 веке. Основателем можно считать П. Рамуса. Педагогическая мнемотехника была более доступна и понятна большинству людей. И главное, не устанавливала таких высоких планок, как классическая мнемотехника. Логика педагогов предельно проста – учить нужно всех, а не только людей, у которых работает визуальное мышление.

4. Цирковое направление использует принципы классической мнемотехники.

5. Спортивное, когда проходят регулярно соревнования по искусству запоминания. В Кембридже с 1997 года.

6. Современное (система Джордано и др.)

Основная часть

    Мой акцент в работе с мнемотаблицами – развитие речи детей младших дошкольников. Их эффективно использовать для обогащения словаря, при обучении составлению рассказов, при пересказах, отгадывании и составлении загадок, при заучивании стихотворений.

     К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения, наречия, появляются числительные. Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные, то теперь использует и притяжательные. И хотя достижения ребенка в усвоении родного языка значительны, тем не менее, речь его еще далека от совершенства. Дети второй младшей группы еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Иногда мои воспитанники знали, как называется предмет, но не могли назвать детали, элементы, из которых он состоит, то есть не вычленяли часть из целого.

    Нередки и грамматические ошибки, такие как неточное употребление предлогов и падежных окончаний. Все эти несовершенства - возрастные и в процессе общего и речевого развития, постепенно исчезают. И роль взрослых (педагогов, родителей) в этом процессе необычайно велика! Развитию речи детей помогает использование мнемотехники. В дошкольной педагогике её называют по-разному. В.К.Воробьёва называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А.Ткаченко – предметно-схематическими моделями, Т. В.Большева – коллажём, Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа. Изучив опыт работ Т.А.Ткаченко, В.К.Воробьёвой, И.А.Поташко мною были сделаны выводы:

    как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

   Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.) Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребёнка (10 информационных битов).

     Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка - зелёная, колобок – жёлтый и др. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.

     В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте, т. к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования.

    В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы сложностей было меньше в программу содержания мнемотаблиц необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

   Использование мнемотехники – это, прежде всего, начальная «пусковая» наиболее значимая и эффективная работа, но нельзя ограничиваться только ей при развитии речи детей. Не нужно злоупотреблять этим методом, использовать без необходимости, когда свойства и связи объектов лежат на поверхности. Параллельно необходимо проводить и другую работу по развитию речи. Например, речевые словесные игры, настольно-печатные игры и др.

   Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.

   Опираясь на опыт педагогов, мною были разработаны лексические темы непосредственно образовательной деятельности с учётом интеграции образовательных областей: «Коммуникация», «Познание» для детей 3-4 лет с использованием мнемотаблиц.

    Изготовить или собрать картинки для мнемотаблиц очень просто. Можно нарисовать символическое изображение объектов, можно использовать ресурсы интернета. Начиная работу с простейших мнемоквадратов (Приложение 1, рис. 1, я последовательно переходила к мнемодорожкам (Приложение 1, рис. 2, а затем к мнемотаблицам (Приложение 2). При первом знакомстве с таблицей в форме игры «Угадай, что нарисовано» знакомим детей с новой для них информацией, разбираем всё, что нарисовано в каждом квадрате. Поясняющий текст располагаем с обратной стороны листа. Текст необходимо чётко соотносить с изображением. Используя таблицы при заучивании стихотворений облегчается и ускоряется процесс запоминания и усвоения текстов. Дети легко вспоминают картинки и их последовательность, затем легко припоминают слова. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я тоже использую мнемотаблицы. Сначала беседуем с детьми по тексту, отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. При описании объектов в таблице используется значок цвета, формы, действия с предметом, размера, частей и материала. (Приложение 3).

   В работе с мнемотаблицами, необходимо не злоупотреблять во время НОД их количеством в ущерб качеству усвоения информации. В процессе работы стало понятным, что за время НОД и повседневной совместной деятельности по одной теме за один день можно использовать только 1-2 мнемотаблицы. Повторное рассматривание мнемотаблиц использую исходя из интереса детей, желания беседовать, рассказывать или пересказывать текст, по какой либо схеме. Если дети затрудняются, помогаю им в перекодировке информации или установлении последовательности. В процессе работы у детей появился ярко выраженный интерес к мнемотаблицам. После развивающей деятельности с использованием мнемотаблиц, дети к концу первого года обучения могут составлять коротенькие рассказы, сказки, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета с небольшой помощью воспитателя. Самым продуктивным является этап самостоятельного использования мнемотаблиц, когда дети в самостоятельной деятельности рассказывают знакомые произведения или придумывают свои рассказы.

    В данной работе я затронула только определённую деятельность детей по развитию речи. Мнемотехнику можно использовать практически во всех видах деятельности, т. к. она многофункциональна. На основе мнемотехники мною созданы дидактические игры: «Кто спрятался? », «Угадай предмет», «Расскажи кукле сказку» и др.

    Придумывая модели к играм нужно придерживаться следующих требований:

1. Таблица должна отображать обобщённый образ предмета;

2. Раскрыть сущность в объекте;

3. Замысел по созданию таблицы обсуждается с детьми, чтобы она была им понятна;

   Символы обозначают слова. Например, «знак вопроса» или контурное изображение объекта – дети называют предмет или объект. «Цвет» - дети рассказывают о цвете предмета по цветовому пятну. «Геометрические фигуры» - форма объекта. «Рука» - какой предмет на ощупь или действие с ним. «Человек» - для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нём заботится или как человек его использует. «Части объекта» - из каких частей состоит объект. По мере необходимости можно использовать и другие символы. (Приложение 4). Очень полезно использовать мнемотаблицы для описания сезонных явлений. (Приложение5).

Примерное планирование НОД

Сентябрь.

Тема: "Игрушки"

Цель: Формировать способность составлять описательный рассказ об игрушке с использованием мнемотаблиц. Совершенствовать умение правильно называть предметы, их отдельные части, качества.

Тема: Пересказ р. н. сказки «Репка»

Задачи:

Формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы. Уточнить и закрепить правильное произношение звука –а-.

Октябрь

Тема: беседа "Фрукты"

Задачи: Уточнить качественные признаки фруктов, создать условия для формирования умения употреблять эти слова в активной речи в правильной грамматической форме, формировать умение описывать фрукты, используя мнемотаблицы.

Тема: заучивание стихотворения В. Мировича «Листопад»

Задачи: Формировать способность выразительно рассказывать стихотворение, используя мнемодорожку. Упражнять в подборе определений к заданному слову.

Тема: "Одежда"

Задачи: способствовать умению составлять небольшой рассказ с помощью воспитателя, используя мнемотаблицу. Самостоятельно перекодировать некоторые слова. Учить правильно, называть предметы одежды, называть действия, использовать

прилагательные, обозначающие цвет. Закрепить произношение зв. _п_, -пь-.

Ноябрь.

Тема: пересказ «Курочка Ряба»

Задачи: Формировать способность воспроизводить текст с помощью мнемотаблицы, составлять предложения из 2-3 слов, произношение звука –м-, -мь-.

Тема: Описание посуды

Задачи: Формировать умение детей составлять описательный рассказ о посуде, используя мнемотаблицу. Формировать умение правильно называть отдельные предметы посуды. Формировать представления об их функции. З. К. Р –с-.

Тема: «Сочиняем сказку»

Задачи: Формировать умение составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность, умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе. Использовать в речи предлоги за, под, перед.

Тема: "«Встречаем гостей»

Задачи: Формировать умение составлять вместе со взрослым рассказ, используя мнемотаблицу. Закреплять знания о работе повара.

Тема: заучивание "«Мыши водят хоровод»

Задачи: Формировать умение запоминать текст с помощью мнемотаблиц. Соотносить слова и значок его изображающий. Тренировать память детей.

Декабрь

Тема: составление описательного рассказа "Котёнок"

Задачи: Формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы о явлениях природы, используя схему. Подбирать глаголы, обозначающие действие. Закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает.

Тема: Заучивание Воронько «Пирог»

Задачи: Формировать умение перекодировать информацию по схеме, запоминать текст. Соотносить слова и знаки.

Тема: рассказывание "Ёлка"

Задачи: Формировать умение детей составлять описательный рассказ. Упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе, падеже. Активизировать в речи детей прилагательные.

Январь

Тема: Рассказывание сказки «Рукавичка»

Задачи: Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядности. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.

Тема: Составление описательного рассказа о диких животных (волк, заяц, медведь, лиса)

Задачи: Формировать умение описывать животное, используя общую мнемотаблицу, называть отличительные признаки каждого животного. Соотносить существительное с прилагательным. З. К. Р. –д-, -т-.

Тема: Пересказ «Кто сказал мяу? »

Задачи: Формировать способность вслушиваться в содержание прозаического текста, понимать его. Формировать умение кодировать текст символами, перекодировать его обратно во время пересказа. Закреплять умение

Соотносить существительные, прилагательные, глаголы в роде, числе,

падеже.

Тема: Заучивание «Падает снежок»

Задачи: Формировать способность запоминать текст с помощью мнемотаблицы.

Тема: пересказ сказки «Лиса и заяц»

Задачи: Упражнять детей в умении составлять сказку по сюжетной картинке. Развивать словарный запас. Формировать умение соотносить знаковые символы с образами.

Февраль

Тема: Составление рассказа «Мой папа»

Задачи: Формирование умения детей описывать образ своего отца. Совершенствовать грамматический строй речи. Продолжать развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.

Тема: Составление рассказа о весне.

Задачи: Формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы о времени года с использованием мнемотаблиц. Расширять словарный запас - подбирать слова, обозначающие действия, продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление.

Тема: Заучивание стихотворения «Мой пальчик»

Задачи: Закреплять умение соотносить символы с образами.

Формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие.

Март

Тема: рассказывание «Моя любимая мама»

Задачи: Формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя. Составлять с помощью воспитателя короткий рассказ, пользуясь алгоритмом. Совершенствовать умение правильно подбирать прилагательные и глаголы, активизировать словарь.

Тема: Составление рассказа по произведению Чуковского «Цыплёнок»

Задачи: Формировать способность эмоционально воспринимать содержание. Упражнять в подборе определений к заданному слову, пополнить словарь эмоционально-оценочной лексикой. Учить детей находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.

Тема: пересказ сказки «Теремок»

Задачи: Развивать диалогическую форму речи, совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, употреблять существительные с предлогами. Формировать умение пересказывать, опираясь на таблицу.

Тема: Составление рассказа «Комната девочки Светы»

Задачи: Формировать умение детей составлять короткий рассказ совместно с воспитателем. Закреплять названия отдельных предметов мебели. Упражнять в понимании предлогов в, на, за, около. Закреплять умение правильно образовывать формы род. падежа сущ. (ручек, ножек). Закреплять умение использовать мнемотаблицу.

Апрель

Тема: Рассказывание Л. Толстой «Три медведя»

Задачи: Формировать умение пересказывать сказку совместно с воспитателем. Совершенствовать умение отчётливо и правильно произносить звук изолированно и в словах. Для пересказа пользоваться закодированной информацией. Развивать память, внимание.

Формировать умение внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста, используя мнемотаблицы. Закреплять умение перекодировать информацию.

Тема: рассказывание Р. Н. С. «Кот, петух и лиса»

Задачи:  Формировать умение детей внимательно слушать сказку, понимать её содержание, кодировать информацию.

Май: подведение итогов (диагностика).

Приложение 1

мнемоквадрат

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_1.jpg

приложение 2

мнемодорожка

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_2.jpg

Приложение 3

Готовая схема

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_3.jpg

C:\Users\User\Desktop\фотки работа\f1245bf3-1903-4ffd-8ba1-98310244a020.jpg Приложение 4

Готовая схема

Приложеие 5

Мнемотаблица "Весна"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_6.jpg

Мнемотаблица "Осень"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_7.jpg

Мнемотаблица "Зима"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_8.jpg

Приложение 6

Мнемотаблица "Игрушки"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_5.jpg

Мнемотаблица к сказке "Репка"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_10.jpg

Мнемотаблица "Качественные признаки фруктов (овощей) "

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_9.jpg

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_11.jpg

Мнемотаблица к стихотворению В. Мировича "Листопад"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_12.jpg

Мнемотаблица к сказке "Курочка Ряба"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_14.jpg

Мнемотаблица "Сочиняем сказку"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_13.jpg

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_15.jpg

Мнемотаблицы "Встречаем гостей"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_16.jpg

Мнемотаблица к стихотворению "Мыши водят хоровод"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_17.jpg

Мнемотаблица "Как котёнок зиме удивился"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_18.jpg

Мнемотаблица к стихотворению "Пирог"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_19.jpg

Мнемотаблица к стихотворению Е. Трутневой "Ёлка"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_20.jpg

Мнемотаблица к сказке "Рукавичка"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_21.jpg

Мнемотаблица "Кто сказал мяу? "

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_22.jpg

Мнемотаблица к стихотворению "Падает снежок"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_23.jpg

Мнемотаблица к сказке "Лиса и заяц"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_24.jpg

Мнемотаблица "Мой папа"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_25.jpg

Мнемотаблица к стихотворению "Мой пальчик"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_26.jpg

Мнемотаблица "Моя мама"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_27.jpg

Мнемотаблица "Цыплёнок"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_28.jpg

Мнемотаблица "Комната девочки Тани"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_29.jpg

Мнемотаблица к сказке "Три медведя"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_30.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...