Игровая деятельность, как средство развития социальных отношений у детей раннего возраста
статья

Братчина Алина Алексеевна

в статье рассматриваются подходы к организации социального развития детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx42.21 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая деятельность,

как средство развития социальных отношений у детей раннего возраста

Аннотация: в статье рассматриваются подходы к организации социального развития детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: социальное развитие, социализация, социум,  социальное пространство отношений, ранний возраст, игровая деятельность.

Социальное развитие детей раннего возраста рассматривается в современных концепциях и нормативных документах как одно из важнейших направлений личностного развития ребёнка в целом.

Многоаспектность и многофункциональность проблемы социализации дошкольников подтверждается рядом исследований, где она рассматривается как процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром (А.В.Мудрик), как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым ребёнок усваивает и производит определённую сумму знаний норм, ценностей (И.С.Кон), как приспособление к среде ребёнком (А.Б.Залкинд).

В работе А.Г. Асмолова сущность процесса социализации понимается как преобразование «социальных отношений между людьми в индивидуальные отношения личности», за которыми стоит «механизм интериоризации-экстериоризации, функционирующий в процессе совместной деятельности». Г.М. Андреева  подчёркивает, что в процессе социализации «человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации».

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволяет выделить  различные подходы к проблеме приобщения ребёнка к социальному миру. Предметами изучения становятся вопросы «социальной компетентности» ребёнка (Е.П. Арнаутова, Н.А. Разганова и др.), осознания ребёнком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князев и др.), восприятия детьми мира предметов (О.В. Артамонова), о формировании коммуникативной функции (Л.К. Шипицына и др.), о роли игры в процессе формирования детской среды (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова).

 Ретроспективный анализ исследований по данной проблеме позволил нам уточнить, что для детей дошкольного возраста правомернее использовать понятие социальное развитие, под которым мы понимаем процесс непрерывного, социального, контролируемого вхождения ребёнка в социум, процесс освоения им социальных норм и культурных ценностей под непосредственным участием значимого взрослого, на основании чего происходит самоизменение человека уже на раннем этапе онтогенеза.

По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в раннем  возрасте у человека формируется самосознание,  и закладываются первые представления о самом себе, происходит становление  устойчивых форм межличностного взаимодействия, моральных и социальных норм.

 В соответствии с современными исследованиями (Л.Трубайчук, Л.Коломийченко и др.) дошкольное образовательное учреждение рассматривается как пространство жизни и реализации базовых потребностей ребёнка, как специфическая сфера социальной жизни, создающая особый культурный контекст, стимулирующий личностное и социальное развитие ребёнка раннего возраста. Преимущество дошкольного учреждения - ребёнок может приобрести здесь ценные для его последующей жизни навыки коллективного поведения и коллективной деятельности, осуществлять познавательную деятельность, учиться понимать и принимать общие цели, привыкать к согласованию своей активности  с другими людьми. Все эти достижения становятся предпосылками для вхождения личности ребёнка в социум.

Значимыми для нашего исследования являются работы А.В.Запорожца, Л.И.Божович,  А.П.Усовой, В.В.Давыдова, М.И.Лисиной, Д.В.Менджерицкой, Д.Б.Эльконина, рассматривающие особенности социального становления дошкольника в разных видах деятельности (игровой, трудовой, музыкальной, изобразительной).

По мнению А.Н. Острогорского, игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Это подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

Д.Б.Эльконин утверждал, что в игре «происходит «первичная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает особо знание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым». 

Исследования Р.И. Жуковской, В.П. Залогиной, Д.В. Менджерицкой и других ученых показали, что игра социальна по своим мотивам, структуре и функциям. Игровая деятельность дает  возможность для возникновения эмоционального контакта, в  ней ребенок отражает внутреннюю потребность в активной деятельности, имеет возможность быть самостоятельным, проживает различные ситуации, связанные с событиями окружающего мира и усваивает навыки общения.

Игровая деятельность, являясь  ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста, -  это основное средство психического и социального развития.

Список использованной литературы:

1. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова // Ребенок в детском саду. - 2011. - № 6 - с.46 -51.

2. Буре, Р.Н. Социальное развитие ребенка / Под ред. О.Л. Зверевой. - М.: Просвещение, 2009. - 226 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность как средство развития культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста

в данном учебно-методическом комплексе Вы сможете ознакомиться с теоретическими основами развития КГН у детей раннего возраста и с проектом по развитию данных навыков у дошкольниковВ...

Методическая разработка "Игровая деятельность как средство развития культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста"

в данном учебно-методическом комплексе Вы сможете ознакомиться с теоретическими основами развития КГН у детей раннего возраста и с проектом по развитию данных навыков у дошкольников...

Статья «Игровые упражнения как средство развития активной подражательной речи детей раннего возраста».

Актуальность. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не толь...

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста. (Из опыта работы)

В статье говорится об опыте работы в первой младшей группе (2-3 года) по организации игровой деятельности детей и ее значении в их развитии...

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативных способностей детей раннего возраста»

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования коммуникативных навыков ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.Участву...

Статья на тему: «Игровая деятельность как средство снятия эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ»

 Можно ли себе представить, каковы впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад? Представьте ситуацию, когда вы попадаете в незнакомый город, с множеством улиц и людей, их так мног...

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

АктуальностьКультурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия связанные с принятием пищи, одеванием, умывание повторяются систематически. Одн...