Теневой театр как средство развития речи детей.
статья (старшая группа)
В настоящее время мы все чаще сталкиваемся с речевыми проблемами у детей. На сегодняшний момент определяющими факторами в дошкольном образовании с точки зрения яяпсихологии и педагогики являются внутренняя творческая активность личности ребенка, его потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_teney_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_detey.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Театр теней как средство развития речи детей
Хрипченко Елена Андреевна, воспитатель, МАДОУ №4, г. Кемерово
Акопян Милана Яковлевна, воспитатель, МАДОУ №4, г. Кемерово
Азараенкова Лада Александровна, инструктор по ФК
В настоящее время мы все чаще сталкиваемся с речевыми проблемами у детей. На сегодняшний момент определяющими факторами в дошкольном образовании с точки зрения яяпсихологии и педагогики являются внутренняя творческая активность личности ребенка, его потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию.
В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов, в частности воображения.
Как же помочь ребенку заговорить? Не для кого ни секрет, что ведущим видом деятельности детей является игра. Через игру ребенок познает мир, учится взаимодействовать с детьми и взрослыми.
Театрализованная деятельность а детском саду – это волшебный мир сказки. Театрализованная деятельность не только поможет развить речь детей, но и сплотить детский коллектив, повысить уверенность и самооценку у детей.
Театрализованная деятельность помогает решить множество задач:
- стимулирует речь, развивает связную речь;
-развивает звуковую культуру речи;
- обогащает словарный запас;
- развивает мышление и воображение;
- развивает мелкую моторику, координацию движений.
В детских садах используют разные виды театра, но очень редко используют театр теней, более того, в этом направлении очень мало литературы.
Теневой театр — театр, зрелища, в котором сюжет раскрывается с помощью динамических кадров-картин, спроецированных на экране плоскими фигурками из картона, кожи или особых цветных пленок, управляемых артистами с помощью палочек, прикрепленных к сочленениям кукол (иногда используется система управления с помощью нитей).
Театр теней был придуман более 1500 лет назад. Его родиной считается Китай. Традиционный театр теней основан на использовании плоских фигур, которые располагаются между белым экраном и источником света.
Театр доставляет детям огромную, ни с чем не сравнимую радость. Он привлекает своей яркостью, красочностью динамикой, доставляет большое удовольствие и вызывает яркие эмоции. В нем дети видят ожившие и говорящие силуэты знакомых и таинственных персонажей. Необычность зрелища захватывает детей, переносит их в увлекательный и загадочный мир света и тени, где все волшебно и необыкновенно. Дети поддаются сильному эмоциональному воздействию театра теней. Они активно принимают участие в его создании. Изготавливая традиционный театр теней из картона (обводя героев, вырезая их ножницами), дети развивают мелкую моторику, которая способствует развитию речи.
Инсценируя знакомые сказки, дети учатся взаимодействовать друг с другом, развивают связную речь.
Для развития речи, мышления, воображения можно предложить детям придумать героев и сказку самостоятельно. Совместная работа над созданием постановки способствует тесному речевому общению детей. Обычно ролей в спектакле получается меньше, чем желающих участвовать в постановке детей. И тут необходимо обратиться к другим профессиям театра (кассир, осветитель, декоратор и т.д.). Использование дополнительных профессий обогащает словарный запас, развивает связную речь, учит детей взаимодействию, познанию новой информации.
Героев театра теней можно изготовить не только из бумаги и картона, можно использовать любые игрушки. При помощи игрушек можно разыгрывать представления, а также играть в простые игры с тенью, например «Отгадай предмет по тени».
Одним из наиболее простых видов театра теней является проецирование фигур руками на стену.
Данный вид театра теней развивает мелкую и крупную моторику, координацию движений, что благоприятно влияет на общее развитие речи.
Теневой театр можно использовать для развития речевого дыхания, которое необходимо для полноценного развития речи. Для развития речевого дыхания можно использовать следующие упражнения:
- «Задуй свечу» (силуэт свечи прикреплен снизу, а пламя свечи привязано на нити сверху).
- «Бабочки» (бумажные бабочки привязанные на нити).
- «Горячий чай» (силуэт чашки прикреплен снизу, а силуэт пара привязан сверху на нити).
- «Открой солнышко» (бумажные облака свисают вниз на нитях, силуэт солнца прикреплен к ширме).
Одним из наиболее интересных способов создания теневого театра будет работа с собственной тенью. Для это понадобится большая белая ширма или простынь и большой источник света. Таким образом можно разыгрывать спектакли, устраивать концерты и представления, играть в игру «Кто же там спрятался» (отгадать ребенка по его тени). Все это способствует взаимодействию детей между друг другом и со взрослым, развивает воображение, связную речь, обогащает словарный запас.
Участие в театре теней отлично влияет на эмоциональную сферу детей, расширяет кругозор, создает обстановку, требующую постоянного общения друг с другом и взрослым, учит понимать свои чувства и чувства окружающих, управлять ими. Все это способствует развитию творческой личности, умению вести диалог, развивает фантазию, мелкую моторику, память и главное речь.
Стоить вам только один раз показать детям театр теней, и он будет активно использоваться детьми. Дети будут выражать желание быть актерами, делится с вами своими идеями постановок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театр, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Статья раскрывает значение театрализованных игр в жизни ребёнка дошкольного возраста для развития речи....
Методическая разработка « Теневой театр как средство развитие речи дошкольников»
Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников ...
"Театр как средство развития речи детей"
В современном мире наши дети увлечены компьютерами и др. новомодными игрушками, которыми родители стараются заменить сверстников, также этим взрослые стараются заполнить отсутствие детского сообщества...
Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов. Теневой театр как средство развития речи у дошкольников.
Цель коррекционной работы логопеда – научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно.В данной ситуации театрализованная деятельность является замечательным способом помочь детям, ...
Пальчиковый театр как средство развития речи детей дошкольного возраста
К одному из эффективных способов коррекции речи детей можно отнести пальчиковый театр, пальчиковые игры. Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошк...
Использование теневого театра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Цель: развитие речи у дошкольников старшего возраста через использование в деятельности теневого театраЗадачи:1. Сделать дидактическое пособие «Теневой театр» и познакомить детей с н...
Мастер-класс для педагогов «Теневой театр, как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Мастер-класс для педагогов «Теневой театр, как средство развития речи детей дошкольного возраста»....