Проект "Мой край родной!"
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 «Дюймовочка»
Проект: «Мой край родной!»
г. Закаменск
В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин.
Все , что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно
приходить к детям.
А.С.Макаренко
Патриотическое воспитание в нашей дошкольной образовательной организации осуществляется на основе отечественных традиций и современного опыта.
Проблема: как, какими средствами , способами воспитывать духовно- нравственные, патриотические чувства у старших дошкольников?
Для решения этой проблемы в педагогической практике , ориентированной на решение задач, поставленных ФГОС ДО , необходимыми оказываются новые технологии, в том числе проектная деятельность как часть комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.
Актуальность
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на воспитанника, как на «саморазвивающуюся систему» , в соответствии с которым усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для его саморазвития, самостоятельность детей.
Патриотизм для ребенка – корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, любовь к родным местам, гордость за свой народ, который из поколения в поколение несет народная культура и историческое прошлое страны.
Именно поэтому актуальным стало разработка проекта «Мой край родной!». Воспитание современного ребенка и его познавательных способностей - приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности (ответственные перед обществом, духовно привязанные к семье, дому, Родине, родной природе, толерантному отношение к другим людям).
Целевой творческий практико-ориентированный проект ««Мой край родной, позволяет систематизировать и углубить знания по предложенным темам, стимулирует развитие познавательных и творческих способностей, коммуникативных умений, создает предпосылки поисковой деятельности, способствует развитию художественно-эстетической направленности, интеллектуальной инициативы., что в свою очередь формирует готовность ребенка к школе и соответствует принципам основной инновационной программе «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Э.М.Дорофеевой, Т.С. Комаровой.
Цель проекта:
- Создать благоприятные условия для развития духовно-нравственных качеств.
- Развивать у старших дошкольников гражданскую позицию, патриотические чувства, любовь к Родине, расширение представлений о защитниках Отечества.
- Воспитывать интерес и уважение дошкольников к историческому военному прошлому через произведения искусства.
Задачи:
- Формирование духовно-нравстенного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, краю, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
- Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, уважительного отношения к своим сверстникам, родителям, соседям, другим людям.
- Воспитание к человеку – труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
Ожидаемые результаты
- Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., способен выбирать себе род занятий , участников по совместной деятельности.
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства.
- Активно взаимодействует со сверстниками и со взрослыми, участвует в совместных играх.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, старается разрешать конфликты.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
- Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей чувств и желаний.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
- Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
- Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам.
- Пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей, склонен наблюдать.
- Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области истории.
- Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания умения в различных видах деятельности.
Паспорт проекта:
Вид проекта: целевой творческий практико –ориентированный.
Тип:
- Детско-взрослый.
- Ребенок – субъект проектирования.
- Открытый – в ДОО и за его пределами.
Продолжительность:
Долгосрочный.
Срок реализации: 1 год (сентябрь-май)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), специалисты: муз.руководитель, воспитатели, родители воспитанников.
В основу данного проекта положены принципы:
- Гуманизации : ориентация на высшие общечеловеческие ценности.
- Дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне.
- Принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение худ.литературы, художественное творчество, музыка).
- Единство воспитательных, обучающих и развивающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта
№п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1 | Подготовительно-проектировочный этап | Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материалов для реализации идеи. Создание необходимых условий. Составление перспективного плана, определение сроков выполнения. Введение детей в игровую ситуацию. | 1-2 нед. сентября |
2 | Практический этап | Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о родном крае, его природе, достопримечательностях и т.д. | 3-4 нед. сентября – 1-2 нед. мая |
3 | Обобщающе результативный этап | Обобщение результатов проекта. | 3 нед. мая |
4 | Презентация проекта | Дети активно помогают в подготовке презентации. Представляют зрителям продукт собственной деятельности. | 4 нед.мая |
Перспективное планирование по формированию духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Работа с детьми | Работа с родителями | Методическое обеспечение |
Сентябрь | ||
Я и моя семья | ||
1.Этическая беседа «Мои мама, папа, бабушка, дедушка». 2.Беседа «Как я помогаю дома» 3.Составление рассказов из личного опыта «Как мы отдыхаем». 4.Рисование на тему «С кем я живу». 5.Сюжетно-ролевая игра «Семья». 6.Д/И «Скажи ласково», «Какая моя мама». | 1. Тестирование «Какие мы – родители». 2.Сотворчество детей и родителей в оформлении выставки рисунков, составлении рассказов о семье. 3.Консультация «Формирование начал патриотических чувств». | 1.Тест «Какие мы – родители» 2.Фотографии, книги, альбомы, игры. |
Октябрь | ||
Природа родного края | ||
1.Беседа «Растения и животные нашего края» 2.Экскурсия «Деревья и цветы на нашем участке». 3. Беседа «Природа рядом со мной». 4.Лепка «Кого мы угостим грибами и орешками?» 5.Рисование «Деревья в нашем парке». 6.Д/И «С какого дерева листок?», «Кто лишний?», «Кто где живет». | 1. Рекомендации «Куда повести ребенка в выходной день». 2.Совместный труд взрослых и детей на участке детского сада. 3.Выставка поделок «Дары осени». 4.Развлечение «Осень, Осень, в гости просим». | 1.Подбор картин о природе края. 2.Иллюстрации и фотографии «»Растения , животные родного края». 3.Стихи, пословицы, поговорки , приметы об осени. 4.Красная книга края. |
Ноябрь | ||
Мое село | ||
1.Беседа «Где я живу?» 2.Рассматривание альбома «Моя малая родина – Закамна». 3.Чтение стихов 4.Экскурсия в музей 5.Рассматривание альбомов «Растительный и животный мир нашей Закамны». 6.Викторина «Моя малая родина». 7. Музыкальная гостиная «Песни о Закамне». 8. Рисование «Мое любимый город!». 9.Д/И «Где мы были - мы не скажем». | 1.Оформление стенгазеты «Мой город, городок!». 2. Помощь в сборе фотографий о городе 3.Спортивный праздник «Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить». | 1.Подбор фотографий о городе 2.Стихи, рассказы о наших земляках |
Декабрь | ||
Быт и традиции | ||
1.Беседа «Русские и бурятские народные игрушки». 2.Беседа «Традиции, обычаи , национальные праздники». 3.Музыкальна гостиная «Народные песни». 4. Национальная одежда на Кавказе. 5.Рисование «Люди в национальных одеждах». 6.Устное народное творчество | 1.Привлечение родителей к созданию мини-музея в группе. 2. Сотворчество родителей и детей в конкурсе рисунков «Мы такие разные». | 1.Альбом «Русские народные игрушки». 2.Альбом «Национальная одежда». 3.Детская литература «Приобщение к истокам русской народной культуры». |
Январь | ||
Наша Родина - Россия | ||
1.Беседа «Мы живем в России». 2.Чтение стихов, пословиц поговорок о России. 3.Беседа «Государственные символы: герб, флаг, гимн». 4. Рисование «Флаг России». 5.Беседа «Россия на шаре земном».65.Д/И «Найди флаг России». 7.Викторина «Что я знаю о своей Родине». | 1.Консультация «Роль художественной литературы в нравственном воспитании». | 1.Карта, глобус. 2.Д/И «Найди флаг России». 3.Рассказы, стихи, пословицы, поговорки о Родине. |
Февраль | ||
Наши защитники | ||
1.Беседа «Кто такие Богатыри». 2.Рассматривание картины В.М.Васнецова «Три богатыря». 3.Знакомство с различными родами войск. 4.Чтение произведений о былинных героях, о воинах Великой Отечественной войны. 5.Рисование «Мой папа в Армии». 6.Ручной труд «Подарок для папы». 7. Спортивный праздник «Буду в Армии служить, буду Родину любить». 8.Сюжетно-ролевые игры «Моряки», «Пограничники». 9. Беседа «Настоящий мужчина. Знаменитые земляки». | 1.Сотворчество детей и родителей в оформлении выставки рисунков «Богатыри земли русской». 2.Участие родителей в спортивном развлечении. | 1.Иллюстрация В.Васнецова «Три богатыря». 2.2.Книга с иллюстрациями подвигов богатырей на Руси». 3.Картинки с изображением различных родов войск. 4.Фото знаменитых мужчин прославивших наш район. |
Март | ||
Нет никого краше мамочек наших. | ||
1.Беседа «Как я помогаю своей маме». 2.Чтение пословиц, поговорок о маме. 3.Выставка рисунков «Моя мама лучше всех». 4.Изготовление подарков для мам и бабушек. 5. Разучивание стихов, песен, танцев к празднику». 6.Составление рассказов «За что я люблю свою маму». 7. Сюжетно-ролевая игра «День рождения у мамы». 8. Д/И «Кому что нужно для работы». 9. Праздник мам. 10. Беседа «Настоящая женщина. Знаменитые женщины села ». | 1.Участие в фотовыставке «Вот какие наши мамы». 2.Участие родителей в празднике, сотворчестве детей и родителей в составлении рассказов «За что я люблю свою маму». | 1.Подбор иллюстраций о женских профессиях. 2.Пословицы, поговорки, стихи о маме. 3.Д/И «Кому что нужно для работы». 4. Фото знаменитых людей Новоселицкого округа». |
Апрель | ||
Космическая эра. Богатство нашего края . | ||
1.Беседа «Освоение космоса». 2.Рисование «Каким я себе представляю космическое пространство». 3.Развлечение «Космическое путешествие». 4.Беседа «Откуда хлеб пришел». 5.Рассматривание колосьев пшеницы. 6.Беседа о пользе зерновых культур. Профессия – хлебороб. 7.Разучивание стихотворения Ю.Жданововского «Нива». 8.Чтение рассказа К.Паустовского «Теплый хлеб». 9.Загадывание загадок, стихов, песен о хлебе. 10.Экскурсия в хлебный магазин. 11.Д/И «Узнай по вкусу». 12. Рисование «Уборка урожая». | 1. Помощь в организации экскурсии в хлебный магазин. 2.Участие в выставке «Хлеб всему голова». 3.Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста (или бутафория), для сюжетно-ролевых игр. | 1.Альбом «Первые в космосе». 2.Образцы колосьев пшеницы. Хлеб, хлебобулочные изделия. 3.Иллюстрация «Выращивание хлеба». 4.Фотографии с изображением различных хлебобулочных изделий. |
май | ||
Священная война | ||
1.Рассматривание иллюстраций и беседа по их содержанию. 2.Музыкальная гостиная. Слушание фронтовых песен. 3.Заучивание стихотворений о войне. Конкурс стихов «Эх, война, война, что ж ты сделала?». 4.Конкурс рисунков «Этот День Победы». 5.Экскурсия к памятнику «Мемориал славы». 6.Заучивание фронтовых песен. 7.Акция «Георгиевская ленточка». Праздник «День победы». 8.Конкурс рисунков на асфальте «Мы рисуем мир». | 1.Сотворчество детей и родителей в конкурсе рисунков. 2.Помощь в организации экскурсии. 3. Консультация «Как рассказать ребенку о войне» | 1.Военная атрибутика. 2.Альбом «Дети – герои Великой Отечественной». 3.Аудио записи «Звуки войны». |
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационные ресурсы:
Интернет ресурсы
Учебно-методические ресурсы:
Т.А.Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе».
Л.Земскова –Названова «Люби и знай свой родной край».
Н.Ф.Виноградова «Наша Родина».
Е.А.Алябьева «Нравственно –этические беседы с дошкольниками».
Л.В.Коломийченко «Занятия с детьми по социально-коммуникативному развитию».
И.Н.Панасенко «Формирование нравственных ценностей и патриотических чувств у детей 5-7 лет»
Н.Н.Леонова «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников».
Н.М.Сертакова «Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектной деятельности».
В.В.Скрепчинский «Сохраним для потомков».
О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение к истокам русской народной культуры».
Фонд методического кабинета:
• библиотека;
• фонотека.
подбор исторической литературы,
подбор произведений русского народного творчества,
подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
подготовка разного вида бросового материала
подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
дидактические игры, выставки книг, рисунков, поделок.
Критерии оценивания проекта:
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу).
2. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.
Риски и пути преодоления рисков.
Риски:
Отсутствие интереса у детей к теме проекта.
Пути преодоления риска:
Заинтересовать детей через ОД, развлечения, беседы, дидактические игры, применяя различные средства, методы и приёмы.
Риски:
Малая активность детей и родителей в участии совместных мероприятий в ходе реализации проекта.
Пути преодоления риска:
Провести с детьми и родителями беседы, нетрадиционное родительское собрания совместно с детьми, провести экскурсии в краеведческий музей, детскую библиотеку, заинтересовать и убедить родителей принимать активное участие в различных творческих конкурсах, фольклорных праздниках и развлечениях. Только в тандеме «родители + педагоги+ дети» мы сможем получить положительный результат бережного отношения детей к наследию русского народа.
Риски:
Недостаточное количество наглядно-демонстрационного материала, атрибутов к праздникам.
Пути преодоления риска:
Создание дидактического, наглядно-демонстрационного материала, Приобретение необходимого материала в магазинах.
Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами духовно – нравственного воспитания.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие проекта. Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.
Воспитанники стали интересоваться природным и культурным наследием нашего края. Имеют «опыт зрителя» в музеях , совместно с родителями принимают активное участие в творческих выставках ДОУ, участвуют в краевых конкурсах рисунков.
Воспитанники овладели особенностями свободно и раскрепощено держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками.
Организована развивающая среда, способствующая познавательному, коммуникативному, художественно-эстетическому развитию детей.
Разработаны комплексы дидактических игр, картотеки народных подвижных и хороводных игр; сценарии фольклорных праздников, развлечений; рекомендации, консультации, памятки для родителей; коллекция мультимедиа презентаций и видеофильмов, создан мини-музей народной игрушки.
Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равными партнёрами.
Обобщён опыт работы по реализации проекта и его распространению на педагогическом совете.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только развивать духовно-нравственные качества, чувство патриотизма, но и дадут толчок для полноценного развития личности ребенка в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"
Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...
Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»
Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...
Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"
формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...
Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)
Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...
НОД для детей старшего возраста. Тема:«Узнаём наш край родной - бережём наш край родной!». Образовательная область «Познавательное развитие».
Знакомство детей с родным краем, используя нетрадиционную форму занятия....
Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»
Формирование интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к культуре и традициям разных народов Оренбуржья....