Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка (художественно-эстетическое развитие)
методическая разработка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.
Цель индивидуального маршрута: развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности.
Задачи:
- Создание условий для развития творческого потенциала ребенка.
- Обогащение предметно-развивающей среды с целью развития творческого потенциала.
- Формирование осознанного интереса к художественной культуре.
- Развитие творчества, речи, образного мышления, художественных способностей.
Педагогическая диагностика, которая проводилась в сентябре по всем пяти образовательным областям ООП показала, что у одной из воспитанниц средней группы ////////// ярко выражены творческие способности. Она любит рисовать, разукрашивать, лепить, заниматься аппликацией. Воспроизводит рисунки не только по шаблону, но и придумывает всегда что-то своѐ особое, неповторимое. Еѐ работы всегда отличаются аккуратностью, креативностью. Девочка отличается высокой любознательностью и наблюдательностью, способностью отслеживать причинно- следственные связи и делать соответствующие выводы. Она легко устанавливает контакт с собеседником.
Сохранение и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка представляется очень важной и актуальной задачей, поэтому для работы с /////////////////был составлен индивидуальный образовательный маршрут.
Исходя из этого, я определила цели и задачи программы индивидуального развития ///////////// на учебный год.
Цель: создать условие для развития творческих способностей.
Задачи:
1.Развивать способности ребенка в области художественного творчества.
2.Повышение самооценки, уверенности в своих силах.
3.Совершенствование художественных навыков
4. Развивать интерес к нетрадиционным техникам художественно-эстетического развития
5.Воспитывать эстетические чувства, чувство «прекрасного».
6. Совместно с родителями создать условия для поддержания интереса к художественному творчеству.
7. Совершенствование художественных навыков через взаимодействие с социальными партнѐрами
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - Детский сад №2 «Журавушка» г.Олекминск
Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка
(художественно-эстетическое развитие)
Подготовила воспитатель
Правдюк Светлана Владимировна
«Детская художественная одарённость – не прерогатива редких гениев,
а весьма распространённое явление, практически всегда возникающее
в благоприятной среде обучения и воспитания».
Мелик – Пашаев А, Нолявская З.
Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка – одна из главных задач дошкольного воспитания. Только на ее основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности. Проблема индивидуально – дифференцированного обучения детей с особенностями развития не является новой в современной педагогике и психологии. Решение этого вопроса связано с поиском оптимальных характеристик всех звеньев учебного процесса, содержания, методов и форм обучения. Используемые методы и приемы опираются на положения «Концепции дошкольного воспитания», которая выдвигает на первый план личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога и ребенка.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования в целом. Самым благоприятным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.
Цель индивидуального маршрута: развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности.
Задачи:
- Создание условий для развития творческого потенциала ребенка.
- Обогащение предметно-развивающей среды с целью развития творческого потенциала.
- Формирование осознанного интереса к художественной культуре.
- Развитие творчества, речи, образного мышления, художественных способностей.
Педагогическая диагностика, которая проводилась в сентябре по всем пяти образовательным областям ООП показала, что у одной из воспитанниц средней группы Арияна Б. ярко выражены творческие способности. Она любит рисовать, разукрашивать, лепить, заниматься аппликацией. Воспроизводит рисунки не только по шаблону, но и придумывает всегда что-то своѐ особое, неповторимое. Еѐ работы всегда отличаются аккуратностью, креативностью. Девочка отличается высокой любознательностью и наблюдательностью, способностью отслеживать причинно- следственные связи и делать соответствующие выводы. Она легко устанавливает контакт с собеседником.
Сохранение и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка представляется очень важной и актуальной задачей, поэтому для работы с Арияной был составлен индивидуальный образовательный маршрут.
Исходя из этого, я определила цели и задачи программы индивидуального развития Арияны на учебный год.
Цель: создать условие для развития творческих способностей.
Задачи:
1.Развивать способности ребенка в области художественного творчества.
2.Повышение самооценки, уверенности в своих силах.
3.Совершенствование художественных навыков
4. Развивать интерес к нетрадиционным техникам художественно-эстетического развития
5.Воспитывать эстетические чувства, чувство «прекрасного».
6. Совместно с родителями создать условия для поддержания интереса к художественному творчеству.
7. Совершенствование художественных навыков через взаимодействие с социальными партнѐрами
Методы и приемы реализация индивидуального маршрута:
1.Игровые: игры и упражнения на развитие воображения, фантазии, творческого мышления.
2.Практические: задания, с применением нетрадиционных техник изображения (в рисовании, лепке, аппликации).
3.Словесные: беседы с ребенком о жанрах, видах изобразительного искусства.
4. Технология сотрудничества с педагогом, со сверстником.
5. На занятиях используется метод творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности.
Ожидаемый результат: Повышение творческих способности, желания к самостоятельной работе, использования различных техник рисования, лепки, аппликации; закрепление навыков правильного держания кисти и правильной работы с клеем; повышение познавательного интереса к рисованию, лепки, аппликации; активизация мыслительной деятельности ребенка.
Форма работы с родителями: консультации, практикум, беседы.
Форма работы: цикл индивидуальных занятий по развитию познавательных, творческих способностей, работа с родителями, оформление индивидуального портфолио.
Срок реализации: 2022-2023 год
Индивидуальный образовательный маршрут.
Месяц | | Название темы мероприятия | Задачи развивающей работы |
Октябрь | 1 | «Любимая игрушка» | Помочь выбрать предмет рисования, используя наводящие вопросы ( что тебе больше нравится рисовать?); развивать природные задатки; поддерживать интерес к рисованию |
2 | «Путешествие по радуге » | Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами | |
3 | В осеннем парке Тиснение | Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. По желанию рисовать на общем листе пейзаж осени (без листьев). | |
4 | Осень на опушке краски разводила. Печать листьев | Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятия. | |
Ноябрь | 1 | «Яблонька» | Познакомить с новым видом обработки бумаги – квиллингом. Учить скручивать элемент (форму) «свободная спираль». |
2 | «Что за чудо эти сказки» | Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на листе. | |
3 | «Первый снег» Монотипия. Рисование пальчиками. | Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипия, Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | |
4 | «Натюрморт» | Знакомство с жанрами живописи: натюрморт, рисование натюрмортов из овощей и фруктов, из предметов быта, рисование отдельных овощей и фруктов, предметов быта. | |
Декабрь | 1 | Шишки на ветке Тычок жесткой сухой кистью | Совершенствовать технику рисования «тычком». Учить рисовать заснеженную ветвь ели с шишками. Воспитывать терпеливость |
2 | Снежная семья. Оттиск смятой бумагой | Совершенствовать технику рисования «оттиск смятой бумагой». Учить передавать особенности героев рисунка. | |
3 | «Божья коровка» | Продолжать учить составлять из отдельных частей единое целое. Продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру. Учить скручивать полоски цветной бумаги в спираль и наклеивать на основу. | |
4 | «Снежинки» (декоративные). Различные | Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закреплять умение смешивать в мисочке белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции. | |
Январь | 1 | Зимняя сказка «Дерево в инее» | Учить изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя «манную» краску. Закреплять навык работы кистью, умение изображать «голое» дерево с помощью ватной палочки. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество. |
2 | Я в волшебном еловом лесу. Чёрно- белый граттаж, печать поролоном по трафарету. | Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках (чёрно – белый граттаж, печать поролоном по трафарету). Учить в работе отражать облик елей наиболее выразительно. Развивать чувство композиции. | |
3 | гриб «Мухомор» | Продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить скручивать элемент (форму) «свободная спираль». Учить разрезать бумагу не доходя до края 0,5 см. | |
4 | Медвежонок Рисование цветным клейстером | Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами. | |
Февраль | 1 | «Дед и баба вылепили Снегурочку» | Учить изображать эпизод из знакомой сказки, придавать выразительность образу Снегурочки через подбор красок |
2 | «Поёт зима, аукает!» | Учить с помощью выбранных детьми материалов и техник передавать сказочную картину зимы, отражая характерные её особенности ,закреплять умение рисовать человека в движении, воспитывать любовь к природе | |
3 | «Волшебные узоры» | Учить создавать сказочные узоры с помощью гуаши, путём смешивания красок разных цветов, развивать творческое воображение, воспитывать аккуратность в работе, усидчивость | |
4 | «Виноград» | Продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить скручивать элемент (форму) «свободная спираль», закреплять умение детей складывать полоску пополам и разрезать на 2 одинаковые части. | |
Март | 1 | «Дворец снежной Королевы » | развивать чувство цвета и ритма. Воспитательная: вызывать положительный отклик, желание помочь сказочному персонажу. |
2 | «Подарок маме» | Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма. | |
3 | «Мимоза» | Продолжать учить скручивать элемент (форму) «свободная спираль», закрепить умение детей обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру. | |
4 | Открытка для друга Печать по трафарету, рисование пальчиками | Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции, ритма. | |
Апрель | 1 | «Пингвины» | Совершенствовать умение в смешивании белой и чёрной красок прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов, предавая разницу в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет. |
2 | Укрась вазу для цветов. Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма – новый образ». | Закреплять умение составлять простые узоры, используя технику печатания и технику « старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции. | |
3 | «Букет цветов» | Учить украшать цветами и рисовать пальчиками открытку. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по - разному. | |
4 | «Ромашка» | Познакомить детей с новым элементом (формой) квиллинга – капелька. | |
Май | 1 | «Жар – птица» | Учить рисовать сказочную птицу с помощью ладони и гуаши. Закреплять умение пользоваться гуашью, кистью, салфеткой. Развивать моторику рук, образное мышление, аккуратность, внимание. Обогащать словарь словами, обозначающими оттенки красного цвета. Воспитывать творчество, радость игр с красками, чувство красоты, |
2 | «Звездное небо» | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных Техник | |
3 | «Верба» | Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль» и «капелька». | |
4 | «Разноцветные бабочки » | Закрепить технику монотипии, умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. | |
Свободное рисование. Выставка работ. | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество. |
Достижения ребёнка:
-ребёнок проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе деятельности; имеет творческие увлечения;
-проявляет эстетические чувства, откликается на прекрасное в окружающем мире и в искусстве;
-экспериментирует в создании образа, проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения;
демонстрирует высокую техническую грамотность; планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность; рабочее место, проявляет аккуратность и организованность;
-адекватно оценивает собственные работы в процессе выполнения коллективных работ. Охотно и плодотворно сотрудничает с другими детьми.
Рекомендации:
родителям рекомендуется записать ребенка в художественную школу для дальнейшего развития художественных способностей ребенка.
Литература.
- Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка - детский сад №2 «Журавушка» г.Олекминска РС(Я).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства науки и образования РФ от 17 октября 2013г. №1155)
- И.А.Лыкова «Цветные ладошки» (методические рекомендации) Москва «Цветной мир» 2013г.
- И.А.Лыкова «Цветные ладошки» (парциальная программа) Москва «Цветной мир» 2015г.
- И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа Москва «Цветной мир» 2013г.
- Лыкова И.А. Каждый охотник желает знать.-М.,Карапуз,1999.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. -М., Карапуз-Дидактика, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения одаренного ребенка
Программа разработана для индивидуального сопровождения одаренного ребенка в условиях детского сада с целью формирования успешности, креативности в разных видах поисково-продуктивн...
Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка
Индивидуальный образовательный маршрут составлялся с учетом результатов мониторинга и выводов, сделанных по результатам педагогической диагностики. Для педагогической диагно...
Рабочая программа «Одаренный ребенок. Художественно - эстетическое развитие"
Рабочая программа "Одаренный ребенок" Художественно - эстетическое развитие"...
Индивидуальный образовательный маршрут на одаренного ребенка
Индивидуальный образовательный маршрут на одаренного ребенка в математическом развитии 4 лет, он поможет педагогу развить математические способности ребенка с помощью развивающих игр В. Воскобовича...
Индивидуальный образовательный маршрут на одаренного ребенка средняя группа
Краткая характеристика ребенка: Развитие ребёнка соответствует норме. Девочка очень активна, любознательна, подвижна, самостоятельна. Всем интересуется. Адекватно р...
Индивидуальный образовательный маршрут на одаренного ребенка младшая группа
Актуальность: Воспитанник имеет высокий уровень освоения программы по образовательной области «Познавательное развитие»....
индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка
индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка...