Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка (художественно-эстетическое развитие)
методическая разработка

Светлана Владимировна Правдюк

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.

Цель индивидуального маршрута: развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности.

Задачи: 

  • Создание условий для развития творческого потенциала ребенка.
  • Обогащение предметно-развивающей среды с целью развития творческого потенциала.
  • Формирование осознанного интереса к художественной культуре.
  • Развитие творчества, речи, образного мышления, художественных способностей.

 

Педагогическая диагностика, которая проводилась в сентябре по всем пяти образовательным областям ООП показала, что у одной из воспитанниц средней группы ////////// ярко выражены творческие способности. Она любит рисовать, разукрашивать, лепить, заниматься аппликацией. Воспроизводит рисунки не только по шаблону, но и придумывает всегда что-то своѐ особое, неповторимое. Еѐ работы всегда отличаются аккуратностью, креативностью. Девочка отличается высокой любознательностью и наблюдательностью, способностью отслеживать причинно- следственные связи и делать соответствующие выводы. Она легко устанавливает контакт с собеседником.

Сохранение и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка представляется очень важной и актуальной задачей, поэтому для работы с /////////////////был составлен индивидуальный образовательный маршрут.

Исходя из этого, я определила цели и задачи программы индивидуального развития ///////////// на учебный год.

Цель: создать условие для развития творческих способностей.

Задачи:

1.Развивать способности ребенка в области художественного творчества.

2.Повышение самооценки, уверенности в своих силах.

3.Совершенствование художественных навыков

4. Развивать интерес к нетрадиционным техникам художественно-эстетического развития

5.Воспитывать эстетические чувства, чувство «прекрасного».

6. Совместно с родителями создать условия для поддержания интереса к художественному творчеству.

7. Совершенствование художественных навыков через взаимодействие с социальными партнѐрами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - Детский сад №2 «Журавушка» г.Олекминск

Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка

(художественно-эстетическое развитие)

                                                                       Подготовила воспитатель

Правдюк Светлана Владимировна

 

         «Детская художественная одарённость – не прерогатива редких гениев,

 а весьма распространённое явление, практически всегда возникающее

в благоприятной среде обучения и воспитания».

 Мелик – Пашаев А, Нолявская З.

   Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка – одна из главных задач дошкольного воспитания. Только на ее основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности.  Проблема индивидуально – дифференцированного обучения детей с особенностями развития не является новой в современной педагогике и психологии. Решение этого вопроса связано с поиском оптимальных характеристик всех звеньев учебного процесса, содержания, методов и форм обучения. Используемые методы и приемы опираются на положения «Концепции дошкольного воспитания», которая выдвигает на первый план личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога и ребенка.

         Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования в целом. Самым благоприятным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. 

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.

Цель индивидуального маршрута: развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности.

Задачи: 

  • Создание условий для развития творческого потенциала ребенка.
  • Обогащение предметно-развивающей среды с целью развития творческого потенциала.
  • Формирование осознанного интереса к художественной культуре.
  • Развитие творчества, речи, образного мышления, художественных способностей.

Педагогическая диагностика, которая проводилась в сентябре по всем пяти образовательным областям ООП показала, что у одной из воспитанниц средней группы Арияна Б. ярко выражены творческие способности. Она любит рисовать, разукрашивать, лепить, заниматься аппликацией. Воспроизводит рисунки не только по шаблону, но и придумывает всегда что-то своѐ особое, неповторимое. Еѐ работы всегда отличаются аккуратностью, креативностью. Девочка отличается высокой любознательностью и наблюдательностью, способностью отслеживать причинно- следственные связи и делать соответствующие выводы. Она легко устанавливает контакт с собеседником.

Сохранение и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка представляется очень важной и актуальной задачей, поэтому для работы с Арияной был составлен индивидуальный образовательный маршрут.

Исходя из этого, я определила цели и задачи программы индивидуального развития Арияны на учебный год.

Цель: создать условие для развития творческих способностей.

Задачи:

1.Развивать способности ребенка в области художественного творчества.

2.Повышение самооценки, уверенности в своих силах.

3.Совершенствование художественных навыков

4. Развивать интерес к нетрадиционным техникам художественно-эстетического развития

5.Воспитывать эстетические чувства, чувство «прекрасного».

6. Совместно с родителями создать условия для поддержания интереса к художественному творчеству.

7. Совершенствование художественных навыков через взаимодействие с социальными партнѐрами

Методы и приемы реализация индивидуального маршрута:

1.Игровые: игры и упражнения на развитие воображения, фантазии, творческого мышления.

2.Практические: задания, с применением нетрадиционных техник изображения (в рисовании, лепке, аппликации).

3.Словесные: беседы с ребенком о жанрах, видах изобразительного искусства.

4. Технология сотрудничества с педагогом, со сверстником.

5. На занятиях используется метод творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности.

Ожидаемый результат: Повышение творческих способности, желания к самостоятельной работе, использования различных техник        рисования, лепки, аппликации; закрепление навыков правильного держания кисти и правильной работы с клеем; повышение познавательного интереса к рисованию, лепки, аппликации; активизация мыслительной деятельности ребенка.

Форма работы с родителями: консультации, практикум, беседы.

Форма работы: цикл индивидуальных занятий по развитию познавательных, творческих способностей, работа с родителями, оформление индивидуального портфолио.

Срок реализации: 2022-2023 год

Индивидуальный образовательный маршрут.

Месяц

   
 Неделя                            

Название темы мероприятия

Задачи развивающей работы

Октябрь

1

«Любимая игрушка»

Помочь выбрать предмет рисования,

используя наводящие вопросы ( что тебе

больше нравится рисовать?); развивать

природные задатки; поддерживать интерес к рисованию

2

«Путешествие по

радуге »

Познакомить с чудесным свойством

цвета

преображать окружающий мир,

с теплыми и

холодными цветами

3

В осеннем парке

Тиснение

Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. По желанию рисовать на общем листе пейзаж осени (без листьев).

4

Осень на опушке краски разводила.

Печать листьев

Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятия.

Ноябрь

1

«Яблонька»

Познакомить с новым видом обработки бумаги – квиллингом. Учить скручивать элемент (форму) «свободная спираль».

2

«Что за чудо эти

сказки»

Продолжать учить использовать

выразительные средства графики (пятно,

штрих, линия). Учить продумывать

расположение рисунка на листе.

3

«Первый снег»

Монотипия.

Рисование пальчиками.

Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипия, Закрепить   умение изображать снег, используя рисование пальчиками.

Развивать чувство композиции.

4

«Натюрморт»

Знакомство с жанрами живописи: натюрморт,

рисование натюрмортов из овощей и фруктов,

из предметов быта, рисование отдельных

овощей и фруктов, предметов быта.

Декабрь

1

Шишки на ветке

Тычок жесткой сухой кистью

Совершенствовать технику рисования «тычком». Учить рисовать заснеженную ветвь ели с шишками. Воспитывать терпеливость

2

Снежная семья.

Оттиск смятой бумагой

Совершенствовать технику рисования

«оттиск смятой бумагой». Учить передавать особенности героев рисунка.

3

«Божья коровка»

Продолжать учить составлять из отдельных

частей единое целое.

Продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру.

Учить скручивать полоски цветной бумаги в спираль и наклеивать на основу.

4

«Снежинки» (декоративные).

Различные

Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера.

Упражнять в рисовании концом кисти. Закреплять умение   смешивать в мисочке белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции.

Январь

1

Зимняя сказка

«Дерево в инее»

Учить изображать иней кончиком кисти на

ветках дерева, используя «манную» краску.

Закреплять навык работы кистью, умение

изображать «голое» дерево с помощью ватной

палочки.

Развивать моторику рук, внимание,

ориентировку на листе, точность движений,

творчество.

2

Я в волшебном еловом лесу.

Чёрно- белый граттаж, печать поролоном по трафарету.

Совершенствовать умение в нетрадиционных графических   техниках (чёрно – белый граттаж, печать поролоном по трафарету).

Учить в работе отражать облик елей наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

3

гриб «Мухомор»

Продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить скручивать элемент (форму) «свободная спираль». Учить разрезать бумагу не доходя до края 0,5 см.

4

Медвежонок

Рисование цветным клейстером

Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами.

Февраль

1

«Дед и баба вылепили Снегурочку»

Учить изображать эпизод из знакомой сказки,

придавать выразительность образу Снегурочки

через подбор красок

2

«Поёт зима, аукает!»

Учить с помощью выбранных детьми

материалов и техник передавать сказочную

картину зимы, отражая характерные её

особенности ,закреплять умение рисовать

человека в движении, воспитывать любовь к

природе

3

«Волшебные узоры»

Учить создавать сказочные узоры с помощью

гуаши, путём смешивания красок разных

цветов, развивать творческое воображение,

воспитывать аккуратность в работе,

усидчивость

4

«Виноград»

Продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить скручивать элемент (форму) «свободная спираль», закреплять умение детей складывать полоску пополам и разрезать на 2 одинаковые части.

Март

1

«Дворец снежной

Королевы »

развивать чувство цвета и ритма.

Воспитательная: вызывать положительный

отклик, желание помочь сказочному

персонажу.

2

«Подарок маме»

Совершенствовать умения детей в различных

изобразительных техник. Развивать чувство

композиции и ритма.

3

«Мимоза»

Продолжать учить скручивать элемент (форму) «свободная спираль», закрепить умение детей обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру.

4

Открытка для друга

Печать по трафарету, рисование

пальчиками

Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции, ритма.

Апрель

1

«Пингвины»

Совершенствовать умение в смешивании белой и чёрной красок прямо на листе бумаги. Учить рисовать   семью пингвинов, предавая   разницу в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет.

2

Укрась вазу для цветов.

Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма – новый образ».

Закреплять умение составлять простые узоры, используя технику печатания и технику « старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции.

3

«Букет цветов»

Учить украшать цветами и рисовать пальчиками открытку. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по - разному.

4

«Ромашка»

Познакомить детей с новым элементом (формой) квиллинга – капелька.

Май

1

«Жар – птица»

Учить рисовать сказочную птицу с помощью

ладони и гуаши.

Закреплять умение пользоваться гуашью,

кистью, салфеткой.

Развивать моторику рук, образное мышление,

аккуратность, внимание.

Обогащать словарь словами, обозначающими

оттенки красного цвета.

Воспитывать творчество, радость игр с

красками, чувство красоты,

2

«Звездное небо»

Учить создавать образ звездного неба,

используя смешение красок, набрызг и печать

по трафарету. Развивать цветовосприятие.

Упражнять в рисовании с помощью данных

Техник

3

«Верба»

Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль» и «капелька».

4

«Разноцветные

бабочки »

Закрепить технику монотипии,

умения использовать технику монотипия

«старая форма новое содержание» (ладошка с

сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак

- маленькая). Познакомить детей с симметрией,

на примере бабочки.

Свободное рисование. Выставка работ.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество.

Достижения ребёнка:

-ребёнок проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе деятельности; имеет творческие увлечения;

-проявляет эстетические чувства, откликается на прекрасное в окружающем мире и в искусстве;

-экспериментирует в создании образа, проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения;

демонстрирует высокую техническую грамотность; планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность; рабочее место, проявляет аккуратность и организованность;

-адекватно оценивает собственные работы в процессе выполнения коллективных работ. Охотно и плодотворно сотрудничает с другими детьми.

Рекомендации:

родителям рекомендуется записать ребенка в художественную школу для дальнейшего  развития художественных способностей ребенка.

Литература.

  1. Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка - детский сад №2 «Журавушка» г.Олекминска РС(Я).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства науки и образования РФ от 17 октября 2013г. №1155)
  3. И.А.Лыкова «Цветные ладошки» (методические рекомендации) Москва «Цветной мир» 2013г.
  4. И.А.Лыкова «Цветные ладошки» (парциальная программа) Москва «Цветной мир» 2015г.
  5. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа Москва «Цветной мир» 2013г.
  6. Лыкова И.А. Каждый охотник желает знать.-М.,Карапуз,1999.
  7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. -М., Карапуз-Дидактика, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения одаренного ребенка

Программа разработана для индивидуального сопровождения одаренного ребенка в условиях детского сада с целью формирования успешности, креативности в разных видах поисково-продуктивн...

Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка

     Индивидуальный образовательный маршрут составлялся с учетом результатов мониторинга и выводов, сделанных по результатам педагогической диагностики. Для педагогической диагно...

Рабочая программа «Одаренный ребенок. Художественно - эстетическое развитие"

Рабочая программа "Одаренный ребенок" Художественно - эстетическое развитие"...

Индивидуальный образовательный маршрут на одаренного ребенка

Индивидуальный образовательный маршрут на одаренного ребенка в математическом развитии 4 лет, он поможет педагогу развить математические способности ребенка с помощью развивающих игр В. Воскобовича...

Индивидуальный образовательный маршрут на одаренного ребенка средняя группа

Краткая характеристика ребенка:       Развитие ребёнка соответствует норме. Девочка очень активна, любознательна, подвижна, самостоятельна. Всем интересуется. Адекватно р...

Индивидуальный образовательный маршрут на одаренного ребенка младшая группа

Актуальность: Воспитанник имеет высокий  уровень освоения программы по образовательной  области «Познавательное развитие»....

индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка

индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка...