Рабочая программа «Одаренный ребенок. Художественно - эстетическое развитие"
рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа "Одаренный ребенок" Художественно - эстетическое развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_odarennye_kozak_l.a.docx | 41.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольного образовательного учреждения «Жемчужинка»
Рабочая программа
«Одаренный ребенок. Художественно – эстетическое развитие»
Возраст детей 6 -7 лет
Руководитель:
Козак Людмила Александровна
п. Харп
2019 г.
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 | |
1.1. | Цель и задачи программы | 5 | |
1.2. | Планируемые результаты освоения программы | 5 | |
2. | Содержание Программы | 6 | |
2.1. | Методическое обеспечение | 9 | |
3. | Материалы мониторинга освоения программы | 10 | |
4. | Список литературы | 10 | |
Приложения |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву,
на которой будут расти и процветать таланты
Генрих Нейгауз
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
К группе «одаренных детей», относятся дети, которые испытывают: большой интерес к обучению; имеют более высокие, по сравнению со своими сверстниками, интеллектуальные способности; ярко выраженные творческие наклонности.
В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, отличаются от их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам.
Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Нормативно - правовая база организации работы с одарёнными детьми в условиях ФГОС ДО:
- ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- указ Президента РФ от 01.06.2012г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2015 – 2017 гг.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года) (далее - ФГОС ДО),
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»,
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- В основу рабочей Программы положены принципы:
- 1. Системный подход – основанный на понимании ребёнка как целостной системы;
- 2. Комплексный подход к сопровождению развития ребёнка;
- 3. Принцип личностно ориентированного взаимодействия взрослого с ребёнком (учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребёнка, темпам его развития);
- 4. Принцип принятия всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества.
- 5. Принцип активности и самостоятельности ребенка, а также стимулирование к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.
- 6. Принцип ведущей деятельности;
Список детей:
№ п/п | ФИО ребенка |
График занятий:
Дни недели | Часы работы |
Понедельник (1-3 неделя) | 16.40-17.05 |
Вторник (2-4 неделя) | 16.40-17.05 |
Среда (1-3 неделя) | 16.40-17.05 |
Четверг (2- 4 неделя) | 16.40-17.05 |
- Цель и задачи Программы
Цель Программы: Развитие творческих способностей детей, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств дошкольников, используя различные техники и жанры изобразительного искусства.
Задачи Программы:
- Научить детей выражать свои чувства через творчество.
- Научить детей видеть красоту окружающего мира.
- Научить основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах художественной деятельности;
- Формирование элементов самостоятельной деятельности
- Формирование положительного отношения к себе, человеку
- Развить композиционные умения – начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации до составления натюрмортов в лепке и аппликации с основным сочетанием предметов в лепке и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине.
- Развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации
- Развить интерес к различным видам искусства
- Развитие образного восприятия и элементов воображения как основы творческой деятельности
Данная Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) имеющими предпосылки одаренности – высокий, превосходящий возрастные нормы, уровень развития способностей, а также для работы с педагогами и родителями.
Занятия проводятся 2 раза в неделю индивидуально и с подгруппой детей. Продолжительность занятий – 30 минут
Срок реализации Программы: 1 год
- Планируемые результаты:
- Дети знают нетрадиционные приемы и техники рисования и могут их использовать для развития художественного творчества.
- Дети знают традиции русской национальной культуры, сезонные изменения в природе, природные условия разных климатических поясов, народные промыслы.
- Дети умеют самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные им способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т.д.).
- У ребенка развивается мелкая мускулатура рук.
- Дети имеют навыки коммуникативного общения.
- У детей развивается интерес, и совершенствуются устойчивые технические навыки в изобразительной деятельности.
- У детей развивается творчество и фантазия, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление.
- У ребенка развивается культура деятельности, сформированы навыки сотрудничества.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Примерное годовое планирование работы
№ | Мероприятие | Форма работы | Срок выполнения |
1 | Составление плана работы с одаренными детьми, воспитателями, родителями | Наблюдение, беседы | Сентябрь |
2 | Представление педагогической информации родителям, общественности | Консультации, беседы | Октябрь- Ноябрь |
3 | Проведение занятий с использованием различных технологий | Групповые, индивидуальные занятия | Октябрь – май |
4 | Проведение профилактических и просветительских работ Работа с родителями | Практикумы, консультации, рекомендации | В течении года |
5 | Итоговая диагностика (мониторинг) | Диагностика, наблюдение | Май |
6 | Систематизация материалов по итогам реализации Программы | Отчеты, документация, , анализ (портфолио ребенка) |
Учебный план
№ п/п | Название темы | Срок проведения | Количество часов | Формы контроля | ||
Теория | Практика | Всего: | ||||
1 | Смешивание цветов «Цветик – разноцветик» | Октябрь | 30 мин | 30 мин | 1 час | Результаты участия в дистанционных конкурсах. Выставка работ для родителей. |
2 | Печать листьев «Осень на опушке краски разводила» | Октябрь | 30 мин | 30 мин | 1 час | |
3 | Рисование пальчиками «Ветка рябины» | Октябрь | 30 мин | 30 мин | 1 час | |
4 | Рисование по сырому листу «Дождливый денек» | Октябрь | 30 мин | 30 мин | 1 час | |
5 | Рисование углем «Ветвистые деревья» | ноябрь | 30 мин | 30 мин | 1 час | Результаты участия в конкурсах. |
6 | Смешивание красок на листе « Волшебные тучки» | ноябрь | 30 мин | 30 мин | 1 час | |
7 | Рисование поролоном «Плюшевый медвежонок» | ноябрь | 30 мин | 30 мин | 1 час | |
8 | Рисование одним цветом «Цвет в поэтических произведениях. | ноябрь | 30 мин | 30 мин | 1 час | |
9 | «Прижми и отпечатай» | декабрь | 30 мин | 30 мин | 1 час | Результаты участия в конкурсах. Выставка работ для детей и родителей. |
10 | Фотокопия – рисование свечой «Морозный узор» | декабрь | 30 мин | 30 мин | 1 час | |
11 | Набрызги «Зимние напевы» | декабрь | 30 мин | 30 мин | 1 час | |
12 | Рисование солью «Дед Мороз»» | декабрь | 30 мин | 30 мин | 1 час | |
13 | Рисование одним цветом «Цветные стихи» | январь | 30 мин | 30 мин | 1 час | Результаты участия в конкурсах. |
14 | Ожившие предметы «Ожившая сказка» | январь | 30 мин | 30 мин | 1 час | Участие в блиц – олимпиаде «Радужная палитра» |
15 | Рисование мозаичными мазками. «Белая красавица березка» | январь | 30 мин | 30 мин | 1 час | |
16 | Создание коллективных работ (техника рисования «ассорти») «Кружатся снежные хлопья» | февраль | 30 мин | 30 мин | 1 час | Результаты участия в конкурсах. Участие в блиц – олимпиаде «Энциклопедия юного художника» - результаты конкурса |
17 | Шаблонография «Рисуем по шаблону» | февраль | 30 мин | 30 мин | 1 час | |
18 | Рисование штрихом «Колючая сказка» | февраль | 30 мин | 30 мин | 1 час | |
19 | Рисование нитками «Красивые картинки из разноцветной нитки | февраль | 30 мин | 30 мин | 1 час | |
20 | Рисование мозаичными мазками. « Мозаика» | март | 30 мин | 30 мин | 1 час | Результаты участия в конкурсах. Выставка работ для детей и родителей. |
21 | Смешивание красок на листе «Море, море» | март | 30 мин | 30 мин | 1 час | |
22 | Рисование музыки | март | 30 мин | 30 мин | 1 час | |
23 | Расчесывание краски «Верблюд в пустыне» | март | 30 мин | 30 мин | 1 час | |
24 | Граттаж «Космический пейзаж» | апрель | 30 мин | 30 мин | 1 час | Результаты участия в конкурсах. Участие в блиц – олимпиаде «Энциклопедия юного художника» - результаты конкурса |
25 | Каракулеграфия « Волшебный карандашик» | апрель | 30 мин | 30 мин | 1 час | |
26 | Восковые мелки и акварель «Горы» | апрель | 30 мин | 30 мин | 1 час | |
27 | Выдувание | апрель | 30 мин | 30 мин | 1 час | |
28 | Проступающий рисунок « Салют» | май | 30 мин | 30 мин | 1 час | Результаты участия в конкурсах. Выставка работ для детей и родителей. |
29 | Создание коллективных работ(техника рисования«ассорти») «Весенний пейзаж» | май | 30 мин | 30 мин | 1 час | |
30 | Клеевые картинки « Витражи для окошек» | май | 30 мин | 30 мин | 1 час |
- Методическое обеспечение
Методы:
словесный, наглядный
практический;
объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый,
исследовательский,
игровой, дискуссионный
Формы работы с одарёнными детьми в рамках программы:
игровые образовательные ситуации,
беседы,
выставки,
галерея,
конкурс,
наблюдение,
практическое занятие,
презентация,
творческая мастерская,
эксперимент
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей с целью получения информации о характере, направленности интересов, склонностей и способностей детей.
- памятки – рекомендации, консультации, папки передвижки, индивидуальные беседы, публикации.
3. МАТЕРИАЛЫ ДИАГНОСТИКИ СВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Участие в конкурсах, олимпиадах (Приложение 1).
Мониторинг эффективности работы с детьми и построение перспективы дальнейшей работы.
Форма представления результатов внедрения Программы:
-обобщение и диссеминация, опыта работы на различных уровнях;
-печатной продукции (статьи, индивидуальных программ развития детей с признаками интеллектуальной одаренности дошкольного возраста);
-использования информационных технологий (презентация, сайт).
4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Г.Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Часть I, – М: «Издательство Скрипторий «2007
2. Г.Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Часть 2, – М: «Издательство Скрипторий «2007
3. Т.А. Цквитария «Нетрадиционные техники рисования» - М.: ТЦ Сфера, 2011
4.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
5.Михейшина М «Уроки рисования для младших школьников
6.Комарова Т..С. «Обучение дошкольников технике рисования.
7.Волынкина В.И. « Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников»
8.Комарова Т.С. « Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школы» /- М .: Педагогическое общество России, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год
Программа «Умелые мастера» разработана на основании программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия "Умелые ручки" .Возраст детей 5-6лет.Срок реализации программы : 1 год.
Программа относится к художественно- эстетической и социально –педагогической направленностям...
Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка (художественно-эстетическое развитие)
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Художественная деятельность – ведущий способ эс...
Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие "Раздел: Художественно-эстетическое
Художественно-эстетическое развитие...
Рабочая программа «Одаренный ребенок» Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимос...
Рабочая программа образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» подготовительная к школе группа (6 -7 лет) образовательный компонент «Музыкальное развитие»
Рабочая программа по образовательной деятельности «Музыка» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и напр...
Рабочая программа Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» 1 младшая группа (2 -3 года) образовательный компонент «Музыкальное развитие»Рабочая программа Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» 1 младшая г
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».Возрастная группа: 1 младшая (2–3 года).Образовательный компонент: «Музыкальное развитие». Рабочая программ...