Особенности реализации парциальной программы «Здравствуй, мир Белогорья» (Серых Л.В.)
рабочая программа
Парциальная программа «Здравствуй, мир Белогорья!» направлена на создание условий для познавательного развития детей с целью становления целостной картины мира в единстве и взаимосвязи представлений о природе, социуме, предметах, искусстве, а также ценностного отношения ребенка к действительности и самому себе, соблюдения правил и норм поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mo.docx | 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 57 «Радуга» Старооскольского городского округа
«ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«ЗДРАВСТВУЙ, МИР БЕЛОГОРЬЯ»
(Серых Л.В.)»
сообщение на методическом объединении воспитателей
Подготовила:
Алафьева О.В.,
воспитатель
2й группы раннего
возраста №1
г. Старый Оскол 2022 год
Особенности реализации парциальной программы
«Здравствуй, мир Белогорья» (Серых Л.В.)
Алафьева О.В.,
воспитатель 2й группы раннего возраста № 1.
Парциальная программа «Здравствуй, мир Белогорья!» направлена на создание условий для познавательного развития детей с целью становления целостной картины мира в единстве и взаимосвязи представлений о природе, социуме, предметах, искусстве, а также ценностного отношения ребенка к действительности и самому себе, соблюдения правил и норм поведения. Особенность парциальной программы «Здравствуй, мир Белогорья!» состоит в том, что познавательное развитие дошкольников происходит на основе социокультурных традиций Белгородской области.
Цель программы: обеспечение познавательного развития детей 3-8 лет на основе социокультурных традиций Белгородской области, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, потребностей детей и их родителей.
Задачи программы: − развитие познавательных интересов дошкольников любознательности и познавательной мотивации на основе социокультурных традиций Белгородской области;
− формирование представлений о социокультурных ценностях и традициях России и Белгородской области;
− развитие в игровой, познавательно-исследовательской, проектной деятельности представлений о себе и других людях, о природных богатствах и культурных достижениях Белгородской области, о труде и профессиях земляков, об историческом прошлом и настоящем Белогорья;
− расширение «зоны ближайшего развития» путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослыми и друг с другом с учетом социокультурных традиций Белогорья;
− развитие у детей способности к инициативному и самостоятельному действию по решению познавательных задач на основе социокультурных традиций Белгородской области.
Базовыми принципами организации образовательного процесса в соответствии с парциальной программой «Здравствуй, мир Белогорья!» выступают принципы: синергизма и субъектности, культуро- и природосообразности, целостности и комплексности, увлекательности, активности и самостоятельности, творчества и продуктивности.
Механизмом, обеспечивающим воспитание чувств ребенка, является переживание, рождающееся в совместном бытие ребенка и взрослого. Становление и развитие событийной общности детей и взрослых может быть описано символической формулой: от позиции «РЯДОМ» к позиции «ВМЕСТЕ»
В структуре парциальной программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования выделено три раздела (целевой, содержательный, организационный). Определены задачи, содержание и ожидаемые результаты в реализации вариативной части образовательной области «Познавательноеразвитие».
В содержательном разделе парциальной программы выделено 12 самостоятельных модулей:
Модуль 1. «Мой детский сад».
Модуль 2. «Моя семья - мои корни».
Модуль 3. «Я – белгородец».
Модуль 4. «Природа Белогорья».
Модуль 5. «Мир животных и растений Белогорья».
Модуль 6. «Мир профессий и труда Белогорья».
Модуль 7. «Народные промыслы и ремесла Белогорья».
Модуль 8. «Белгородчина православная».
Модуль 9. «Герои Белогорья».
Модуль 10. «Деятели культуры и искусства Белогорья».
Модуль 11. «Замечательные места Белогорья» (архитектура, производство, спортивные и культурные объекты, заповедники и зоопарки).
Модуль 12. «Замечательные места Белогорья» (природа, живые и неживые объекты).
Содержание программы вариативно. Оно соответствует возрастным возможностям, интересам, потребностям детей и родителей, сезону, условиям дошкольной организации и может изменяться по желанию субъектов образовательного процесса. Возможно использование отдельных модулей или замена модулей на авторские.
Организационный раздел парциальной программы включает описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами, информационное сопровождение программы. Отбор содержания учитывает климатические особенности региона, периоды года, традиционные события, праздники, мероприятия. В программе «Здравствуй, мир Белогорья!» приводятся примеры организации совместной проектной деятельности детей и взрослых по основным модулям программы.
Таким образом, достигается интеграция содержания обязательной части образовательной программы и части, формируемой по выбору дошкольной образовательной организации. Это обеспечивает целостность и комплексность образовательного процесса.
Планируемые результаты освоения парциальной программы на этапе завершения дошкольного детства:
-ребенок владеет представлениями о себе и составе своей семьи, своей принадлежности к семье, об обязанностях каждого члена семьи и самого ребенка, о важном значении семейных традиций, об увлечениях, совместныхпраздниках,отдыхе;
-сформированы представления о своей принадлежности к группе детей детского сада, участвует в коллективных мероприятиях в группе и детском саду, владеет правилами и нормами общения и взаимодействия с детьми и взрослыми в различных ситуациях;
-обладает начальными знаниями о родном городе (поселке, селе) - его гербе, названии улиц, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностях, понимает назначение общественных учреждений, разных видов транспорта.
-овладевает представлениями о местах труда и отдыха людей в городе (поселке, селе), об истории города и выдающихся горожанах, традициях городской (сельской) жизни. Понимает важность труда родителей и взрослых для общества;
-обладает начальными знаниями о родной стране , ее государственных символах, президенте, столице и крупных городах, особенностях природы,трудалюдей;
-проявляет интерес к ярким фактам из истории и культуры малой родины, страны и общества, к некоторым выдающимся людям Белгородчины и России.
-проявляет желание участвовать в праздновании государственных праздников и в социальных акциях страны и города (поселка, села);
владеет начальными представлениями о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину, героическом прошлом России и Белгородской области.
-понимает ценность и смысл возложения цветов к памятникам и обелискам погибших воинов;
проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности и экспериментировании с объектами живой и неживой природы (выявление свойств и качеств объектов и материалов, определение признаков, наблюдение, сравнение и классификация объектов);
-овладевает способами доказательства своих утверждений и обоснования своих предположений.
-придумывает творческие вопросы, задачи, игры. Принимает участие в обсуждении творческих задач и игр, предлагает свои варианты решения.
Описание образовательной деятельности по программе
Структура образовательной ситуации состоит из следующих этапов:
Погружение в познавательно-игровую ситуацию. Основной целью данного этапа является развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности).
Проблемный этап. В ходе данного этапа дошкольники совместно с воспитателем формулируют проблемный вопрос и свою цель работы.
Информационный этап. Воспитатель создает условия для освоения детьми основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных связей, родо-видовых (классификационных), пространственных и временных отношений.
Стимулирование детских вопросов. Целью данного этапа является развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения)
Символизация, моделирование. В основе деятельности на данном этапе лежит перевод дошкольников от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира). Кроме того, осуществляется расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта.
Рефлексия.
Результативность деятельности педагогов в большой степени зависит от единства подходов дошкольной образовательной организации и семьи. Поэтому проблемы познавательного развития дошкольников на основе социокультурный ценностей Белгородской области рассматриваются в рамках родительского просвещения (семейные клубы, выставки, стенды) и активного взаимодействия с родителями (совместные проекты, викторины, экскурсии). В программе по каждому модулю запланировано взаимодействие с родителями с учетом современных эффективных форм:
Организационный раздел парциальной программы познавательного развития дошкольников «Здравствуй, мир Белогорья!»: Информационно-методическое сопровождение программы
Материально-техническое сопровождение программы .
Методическое обеспечение программы
Мониторинг условий познавательного развития детей дошкольного возраста в рамках программы «Здравствуй, мир Белогорья!» выполняет функции контроля качества образовательной среды в аспектах, связанных с приобщением детей к социокультурным традициям Белгородской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Современные подходы реализации парциальный программ «ОБДДВ», «Я – человек» как необходимое условие экологического воспитания дошкольников"
Обзор нормативно-правовых документов по вопросу экологического воспитания дошкольников, реализация парциальных программ "ОБДДВ" и "Я - человек" (разделы, связанные с ознакомлением с окружающим миром)...
Реализация парциальной программы «Социокультурные истоки». Сценарий открытого занятия на тему: «Добрый мир руками детей» с участием родителей.
Цель: Формирование социальной активности детей дошкольного возраста, способности получить значимые социокультурные результаты, создание условий для первичной социализации ребенка в окружающем мире.Зад...
Реализация регионального компонента в условиях развития ФГОС ДОО по программе «Здравствуй, мир Белогорья».
Реализация регионального компонента в рамках программы "Здравствуй мир Белогорья"...
МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЗДРАВСТВУЙ, МИР БЕЛОГОРЬЯ»
МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ«ЗДРАВСТВУЙ, МИР БЕЛОГОРЬЯ»Брус Т.Н.МБДОУ ДСКВ «Капелька» г.Грайворона...
рабочая программ для средней группы по реализации парциальной программы И.А. Лыковой «Умные пальчики»
рабочая программа для воспитателей средней группы...
Парциальная программа "Здравствуй, малыш!"
Система адаптационных мероприятий для вновь прибывших детей и их семьям...
Образовательная ситуация по парциальной программе «Цветной мир Белогорья»
laquo;Белгородская семья» (вторая младшая группа)...