Конспект занятия «Таня Савичева и ее блокадный дневник» (с использованием ИКТ)
план-конспект занятия (подготовительная группа)
конспект "Таня Савичева и её блокадный дневник"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 34.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Новоярковский детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад№189»
Конспект занятия
«Таня Савичева и ее блокадный дневник»
(с использованием ИКТ)
Воспитатель: Глебова О.С
Таня Савичева и её блокадный дневник
По книге писателя-фронтовика Ильи Миксона «Жила, была. Историческое повествование»
В начале занятия на экране воспроизводится первый слайд с фотографией, именем и годами жизни Тани Савичевой.
Слайд № 1
Посмотрите на фотографию девочки, о которой мы сегодня будем говорить. Обычная девочка, милое детское лицо. Может быть, вы что-то знаете о ней? Нет? Тогда, познакомиться с Таней Савичевой нам поможет книга ленинградского писателя-фронтовика с названием, будто взятым из начала сказки «Жила, была».
Слайд № 2 Обложка книги, первая страница «От автора»
Но под этим сказочным названием «Жила, была» автор знакомит нас совсем не с выдумкой, не со сказкой, а с историческим фактом. (На титульном листе книги, в подзаголовке так и написано - «Историческое повествование»).
Автор начинает свое повествование такими словами: «Она жила в Ленинграде, обыкновенная девочка из обыкновенной большой семьи. Училась в школе, любила родных, читала, дружила, ходила в кино. И вдруг началась война, враг окружил город.
Блокадный дневник девочки до сих пор волнует людей, обжег и мое сердце. Я решил рассказать о былом и отправился по следам горя, безмерных страданий, безвозвратных потерь... Порою казалось, что я рядом с той девочкой. В том блокадном, трагическом, непокорном городе. И мучало бессилие помочь, спасти... ничто не изменить, не исправить в прошлом, но... Я расскажу, обязан рассказать.
Итак, жила-была девочка. Звали ее Таня Савичева".
Слайд № 3 Фотография дома
В этом доме на Васильевском острове на первом этаже жила Таня с мамой братьями, сестрами и бабушкой, а на втором этаже жили 2 Танины дяди. Так что в одном подъезде жили сразу девять Савичевых.
Слайд № 4 «Семейные фотографии Савичевых»
Семейные довоенные фотографии: Мама и папа Тани со старшими детьми - Лёкой и Женей. Таня со старшей сестрой Ниной.
Слайд № 5 «Школьная фотография»
Таня к началу войны окончила 3-ий класс. Эта фотография сделана как раз после окончания третьего класса, незадолго до войны.
Слайд № 6 «Когда началась война, Тане было 11 лет»
Танины старшие братья и сестры были уже взрослыми людьми, работали на заводе. Поэтому дома Таню называли маленькой. Но ей на долю выпало пережить страшную войну, которую потом назовут Великой Отечественной, вместе со своей большой семьёй, вместе со своей страной, вместе с другими жителями блокадного Ленинграда.
Слайд № 7 «Блокада Ленинграда» жертвы первых обстрелов в сентябре 1941 года.
Героическая оборона Ленинграда – один из самых выдающихся, потрясающих массовых подвигов народа и армии во всей истории войн на земле.
Слайд № 8 Фотографии: «прямое попадание», 2 фото
Гитлеровцам не удалось быстро, как они планировали захватить Ленинград и уничтожить Балтийский флот. 8 сентября 1941 года началась борьба Ленинграда в блокаде.
Слайд № 9 «Почти 900 дней город жил и боролся во вражеском кольце»
Почти 900 дней город жил и боролся во вражеском кольце. Неимоверные трудности и страдания пережили ленинградцы в дни небывалой в истории блокады. (Блокада — город был заблокирован, окружен в кольцо вражескими войсками).
Город стал фронтом, каждый его житель - бойцом. Всё меньше и меньше становится кусочек хлеба, паёк сократился в 5 раз.
Слайд № 10 | «Рисунки художника Александра Траугота, сделанные им в 1942-1943 годах в блокадном Ленинграде в возрасте 11-12 лет" |
Слайд № 11 |
Эти рисунки использованы в оформлении книги Ильи Миксон «Жила, была».
Слайд № 12 «Норма выдачи хлеба»
Все строго нормировано: на хлеб, мясо, жиры, сахар, крупы — на все специальные карточки.
Оставшиеся в живых ленинградцы с ужасом вспоминали блокаду: «Зимой 1941 -1942 гг. не стало отопления, света, воды и стены домов промерзали на 20-30 см. Блокадный паек – 120 гр. хлеба из смеси опилок и муки. Крошечный, почти невесомый ломтик. А есть очень хотелось, и чувство голода – это самое устойчивое воспоминание…».
Голод подавлял все чувства.
Слайд № 13 «Хлеб. Блокадный паёк»
«Сто двадцать пять граммов блокадного хлеба, пепельно-черный кубик на сморщенной ладони, главное, а то и единственное суточное пропитание, роковые сто двадцать пять граммов. Как жить, как выжить? «
Слайд № 14 «Вода»
С приходом зимы жизнь ленинградцев ухудшилась, к проблеме голода добавилось еще две. Это вода и дрова.
Но Ленинград не сдавался. Фашистская Германия в считанные дни, недели, самое большее — месяцы захватывала целые европейские государства, а тут — один город...
В семье Савичевых тоже часто обсуждали обстановку на фронте.
Бабушка подбадривала себя и других:
- Ничего, выстоим. Это же Ленинград, а не просто какой-то город. Наш город не сдается.
Цена блокады — миллион солдат Красной армии и почти миллион ленинградцев. Такого в мировой истории не было.
Слайд № 15 «Фотография Жени Савичевой»
Пришла смерть и к Савичевым. Первой не стало Жени - сестры Тани (ей было 32 года). Она работала на заводе в две смены. К декабрю 1941 в Ленинграде полностью прекратил работать транспорт (внезапно отключили электричество и трамваи так и остались стоять на улице), улицы были полностью заметены снегом. Чтобы попасть на завод Жене приходилось идти от дома пешком почти семь километров. Иногда она оставалась ночевать на заводе, чтобы сохранить силы для работы, но здоровья у неё уже не хватало. В конце декабря Женя не пришла на завод. Обеспокоенная её отсутствием Нина утром в воскресенье 28 декабря отпросилась с ночной смены и поспешила к сестре на Моховую. Женя лежала, зарывшись от холода в берлогу, сделанную из одеял и теплых вещей. Женя умерла при Нине. Женя умерла от голода. «Таня думала неотступно об одном и том же. Прибавили хлеба, хлеба прибавили! Вместо ста двадцати пяти граммов — целых двести. Двести граммов хлеба на одного! А Женя взяла и умерла».
Таня посмотрела, как бегут стрелки часов и испугалась, что пройдет время и забудется день и час, когда не стало Жени. "Надо, непременно надо записать точно, до минуты. Тут и вспомнился Нинин блокнотик — подарок Леки. Прекрасный, чудный блокнотик. Его и подержать приятно: маленький, легкий, шелковистый, весь на ладошке умещается. Как хлебная пайка".
Слайд № 16 «Блокнот. Женя умерла»
Блокнотик был с алфавитом. И Таня открыла его на букве «Ж» и сделала первую запись.
Слайд № 17 «Фотографии блокадного Ленинграда (санки)»
Перед новым годом дядя Вася подарил Тане книгу "Мифы Древней Греции". "Дядя Вася раскрыл книгу и прочел вслух из предисловия: «Слушайте, добрые люди, про то, что свершилось когда-то! Каждый, кто в мире родился, свой долг исполнить обязан!» Засыпая, проваливаясь в тяжелый блокадный сон, Таня мысленно выбирала для себя долг, который обязана исполнить, но так и не выбрала. Будь она старше, записалась бы добровольцем на фронт или в санитарную дружину, а то стала бы донором, как Женя...
Но сама жизнь в блокадном Ленинграде становилась подвигом.
Жители Ленинграда просто не думали, что совершают подвиг. Известная поэтесса, блокадница О. Берггольц писала: «Дыша одним дыханием с Ленинградом, я не геройствовала, я жила».
Слайд № 18 «Фотография бабушки»
Теряла силы и бабушка Тани. «Последнее время бабушка сильно мерзла, лицо потемнело и сморщилось, будто холод скукожил».
Участковый прямо заявила: «Дистрофия второй степени. Евдокия Григорьевна, строго говоря, в одном шаге от третьей».
Третья степень алиментарной дистрофии — немедленная госпитализация или медленное умирание. Бабушка наотрез отказалась от больницы: «Там и без меня коридоры переполнены, класть некуда. Лучше в своей постели...»
Бабушка, заботясь о близких, просила после её смерти не сдавать сразу её хлебные карточки.
- Ты меня не пугайся, маленькая, я тихонько полежу, обращалась она к Тане.
- Бабушка, — врастяжку начала Таня, и вдруг голос сорвался до крика: — Что ты такое говоришь!
Крик получился слабым, со слезой, и Таня попросила жалобно:
- Не смей так думать.
- Яйца курицу учить будут, — фыркнула привычно бабушка, но и у нее ничего не вышло по-старому. Внезапная, безвременная смерть Жени вышибла семью из естественной жизненной колеи, столкнула на другую — жестокую и непредсказуемую.
Слайд № 19 «Бабушка умерла»
Когда Таня увидела, что бабушка умерла, она минуту или две постояла у деревянной кровати с высокими спинками, а затем лишь вернулась на кухню. И хотя в глазах ее не было слез и она еще ничего не успела сказать, мама вскрикнула и бросилась в комнату, а за ней дядя Леша.
Таня написала в блокноте на странице с буквой «Б»:
Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г
Слайд № 20 «Фотография Лёки»
Лёка (брат Тани) буквально жил на Адмиралтейском заводе, работая там днём и ночью. Родных навещать приходилось редко, хотя завод был недалеко от дома. В большинстве случаев ему приходилось ночевать на предприятии, часто работая по две смены подряд.
В книге «История Адмиралтейского завода» есть фото Леонида, а под ним надпись: «Леонид Савичев работал очень старательно, ни разу не опоздал на смену, хотя был истощён. Но однажды он на завод не пришел. А через два дня в цех сообщили, что Савичев умер ... »
Слайд № 21 «Лёка умер»
Лёка умер от дистрофии 17 марта в заводском стационаре. Ему было 24 года. Таня раскрывает блокнот на букве «Л» и пишет, в спешке объединяя два слова в одно: « Лёка умер 17 марта в 5 часутр в 1942 г. ».
Слайд № 22 Дядя Вася
Таня была очень привязана к дяде Васе. У него дома была библиотека, он рассказывал ей много интересного. С ним Таня любила гулять по городу и слушать его рассказы.
И вот теперь и его оставляли силы, развивалась дистрофия.
- Дядя, не умирай, ну, пожалуйста, — просила Таня слезно, а глаза оставались сухими.Он еще жил, но тело его немело, руки стали ледяными, оцепенение подкрадывалось к сердцу.
- Дядя, пожалуйста, — умоляла Таня и гладила, гладила ледяную руку.
-Родненький, дорогой, — твердила свое Таня. — Пожалуйста...
-Часы, — ясно попросил вдруг.
Таня вложила в холодную ладонь серебряную луковицу. Дядины пальцы чуть шевельнулись, Таня поняла это как просьбу открыть циферблат и отщелкнула крышку. Было ровно два часа ночи.
- Тебе, друж... — он не договорил, умер.
Слайд № 23 " Дядя Вася умер"
Днем, оставшись дома одна, Таня раскрыла блокнот на букве «В».
Запись получилась не очень правильной, сбивчивой.
Дядя Вася умер в 13 апреля 2 ч ночь 1942 г.
Слайд № 24 «Фотография детей блокадного Ленинграда»
25апреля эвакуация по Дороге жизни была прекращена. 4 мая1942 года в Ленинграде открылось137школ. К учёбе вернулись почти 64 тысячи детей. Медицинский осмотр показал, что из каждых ста лишь четверо не страдали цингой и дистрофией.
Слайд № 25 «Фотография Алексея Родионовича Савичева - дяди Лёши»
Таня в свою школу№35 уже не вернулась, потому что теперь на ней лежала забота о матери и дяди Лёше, которые к тому моменту уже окончательно подорвали здоровье. Алексея Родионовича не могла спасти даже госпитализация, Алексей умер в возрасте 71 года 10 мая.
Слайд № 26 «Дядя Лёша умер»
Страница на букву «Л» уже была занята Лёкой и поэтому Таня пишет на развороте, слева. Но то ли сил уже не хватало, то ли горе полностью переполнило душу исстрадавшейся девочки, потому что на этой странице слово «умер» Таня пропускает: «Дядя Лёша 10 мая в 4 ч дня1942г»
Слайд № 27 «Мама — Мария Игнатьевна Савичева»
Маме - Марии Игнатьевне Савичевой в 1941 году исполнилось 52 года (родилась в 1889 году). Всё хозяйство, большая семья (пятеро детей) - на её плечах. Она работала мастером-надомником в швейной Артели имени 1 мая, была одной из лучших вышивальщиц, обладала прекрасным голосом и музыкальным слухом. Для своих детей и их друзей часто устраивала домашние концерты, струнные и фортепьянные. У Савичевых были пианино, гитара, банджо, мандолина и многие из домочадцев играли на этих инструментах. Во время блокады Мария Игнатьевна шила для "окопников" рукавицы, обмундирование для фронтовиков. Выходит на дежурство вместе с добровольцами местной противовоздушной обороны. Ну разве можно было представить, что через три дня после смерти дяди Лёши Таня останется совсем одна?
Слайд № 28 «Буква «М» - мама»
Марии Игнатьевне было 52года, когда утром 13 мая не стало и её. Возможно, у Тани просто не хватило духу написать «Мама умерла» поэтому на листе с буквой «М» она пишет: «Мама 13мая в 7.30час утра1942г.»
Слайд № 29 «Савичевы умерли. Умерли все»
Со смертью мамы у Тани полностью пропала надежда на то, что Миша и Нина когда-нибудь вернутся домой. На букве «С» она пишет: «Савичевы умерли». Мишу и Нину Таня окончательно считает погибшими и поэтому на букве «У» выводит: «Умерли все».
Слайд № 30 « осталась одна Таня»
И, наконец, на листочке блокнота с буквой «О» - последняя запись: «Осталась одна Таня».
Слайд № 31 «Письмо. Лук»
Когда Таня уже осталась одна, ей принесли письмо от одноклассника
Серёжи. И были в нём чешуйки репчатого лука. Серёжа крупными буквами обращался к почтовым властям: «Товарищи проверяющие! Пропустите, пожалуйста это вложение. Моему школьному товарищу очень полезен лук.
Я узнал, что блокадники болеют цингой, а лук, в котором витамин «С» - лучшее лекарство.
Одну чашуйку Таня просто сжевала, остальные сварила.
Слайд № 32 «9 страниц блокадного дневника»
Дневник Тани Савичевой - всего девять страниц. Из них — на шести страницах — даты. За каждой датой — смерть. Шесть страниц — шесть смертей, которые пережила эта девочка.
Слайд № 33 «Фотография дома, в котором жила Таня»
Фотография дома, в котором Таня писала свой дневник.
Слайд № 34 «Детей увозят в тыл»
Вместе с другими детьми истощённую Таню вывезли в Горьковскую область.
Встречать этот эшелон к станции вышло очень много народа. Раненых в Шатки привозили постоянно, но на этот раз людей предупредили, что в одном из вагонов будут находиться дети из блокадного Ленинграда. Поезд остановился, однако из открывшейся двери большого вагона так никто и не вышел. Большая часть ребятишек попросту не могла встать с кроватей. Те, кто решился заглянуть внутрь, долго не могли прийти в себя. Вид детей был страшен - кости, кожа и дикая тоска в огромных глазах. Женщины подняли невероятный крик. Сотрудники НКВД, сопровождавшие поезд, успокаивали: «Они же живые еще!». Практически сразу люди стали нести к тому вагону продукты, отдавали последнее. В результате в помещение, подготовленное для детского дома, детей отправили под конвоем. Человеческая доброта и самый маленький кусок хлеба с голодухи запросто могли убить их. Детский дом, эвакуированный из блокадного Ленинграда, разместился в расположенном неподалеку от Шатков поселке Красный Бор.
Несмотря на нехватку продуктов, и медикаментов, горьковчане смогли выходить ленинградских детей. Всех, кроме Тани. Тане с каждым днем становилось все хуже. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли, а незадолго до смерти она ослепла. Таня умерла от туберкулеза кишечника. Из 140 эвакуированных детей умерла только она.
Слайд № 35 «Таня Савичева умерла»
Таня Савичева умерла 1 июля 1944 года, так и не дожив до Победы.
Слайд № 36 «Нина Савичева. Михаил Савичев»
не узнав, что её сестра Нина и брат Миша живые, что она не одна.
Слайд № 37 «Светлана Савичева»
В Санкт-Петербурге живет внучатая племянница Тани — Савичева Светлана. Очень похожая на свою легендарную родственницу, не дожившую до 15 лет.
Слайд № 38 «Блокнот Тани».
В музее лежат рядом два документа, на которые невозможно без содрогания смотреть: фотография десятилетней Тани, снятой накануне войны, с пытливыми искрящимися радостью глазами и удостоверение инвалида на ее имя. А между этими двумя документами — ее дневник.
Слайд № 39 «Памятник с барельефом и страничками дневника в п. Шатки»
В мае 1972 года в Шатках рядом с могилой Тани был сооружён памятник, запечатлевший в металле страницы её блокадного дневника на красной кирпичной стене, символически изображающей разрушенное здание. А через десять лет (в 1982 году) на самой могиле был сооружён гранитный памятник с бронзовым барельефом Тани. Позже рядом с кладбищем оформили площадь, на которой поставили памятник Матери-Родине, ставшим композиционным центром мемориального комплекса. А неподалёку одну из улиц назвали именем Тани Савичевой.
Слайд № 40 «Мемориальный комплекс в посёлке Шатки»
Мемориальный комплекс в Шатках – Тане Савичевой и детям войны.
Слайд № 41 «Памятник на блокадной «Дороге Жизни»
Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре блокадной «Дороги Жизни
Слайд № 42 «900 блокадных дней — 900 берёз»
Цена блокады - миллион солдат советской армии, почти миллион ленинградцев - такого в мировой истории не было.
Фотография рощи 900 блокадных дней-900 берез. 9 мая и 27 января — в день снятия блокады, школьники повязывают каждую берёзу красной лентой.
Мемориал в память обороны города в 1941-1944 гг. "Цветок жизни" - "Зелёный пояс Славы Ленинграда".
Берёзы — образ светлой памяти о погибших героях.
Приглядитесь, роняют берёзы
По погибшим горючие слёзы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по разделу "Ребенок и окружающий мир" с использованием дидактических игр.
На занятии дети уточняют предметы посуды, её свойства и качесства, классифицируют по назначению. Занятие начинается с игрового приема: приходит в группу письмо и посылка, а затем появляетс...
Методические разработки: Конспект занятия по ПДД «ТОРОПЫЖКА НА УЛИЦАХ ГОРОДА» с использованием современных образовательных технологий
Цель: Продолжать знакомить детей с ПДД. Совершенствование знаний и умений по основам безопасного поведения на дорогах города....
Конспект занятия во второй младшей группе По развитию речи :”Использование дидактических игр на занятии”
Програмнное содержание: Учить использовать в своей речи множественную форму глагола ’’хотеть’’. Закрепить последовательность одевании куклы на прогулку, умение различать в...
Конспект занятия «Таня не боится мороза»
Конспект занятия «Таня не боится мороза»...
Конспект занятия в старшей группе (5-6 лет) с использованием фрагмента уголка сюжетно – ролевой игры «Дрессировщик-укротитель» Тема занятия: «Знакомство с животными жарких стран»
Цель: Способствовать возникновению игры на темы наблюдений из окружающей жизни. Закреплять представления детей о профессии циркового артиста- дрессировщика хищных зверей (укротителя). Закреплять...
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Блокадный хлеб» в старшей группе.
Ознакомление детей с историческим моментом нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда (Санкт – Петербурга, развитие словарного запаса, воспитание патриотических чувст...
конспект занятия "Таня не боится мороза"
Развитие речи. Составление рассказа по картине...