Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Блокадный хлеб» в старшей группе.
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Жулмуканова Лаура Серкалиевна

Ознакомление детей с историческим моментом нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда (Санкт – Петербурга, развитие словарного запаса, воспитание патриотических чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_blokadnyy_hleb_-_kopiya.docx190.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «СОШ с. Берёзовка» структурное подразделение

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Блокадный хлеб» в старшей группе.

Выполнила: воспитатель  Жулмуканова Л.С. 

Цель: Ознакомление детей с историческим моментом нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда (Санкт – Петербурга, развитие словарного запаса, воспитание патриотических чувств.

Задачи:

Обучающие:

— познакомить с историей нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда, блокадный хлеб ;

— формировать умение внимательно слушать и анализировать услышанное;

— способствовать развитию интереса к истории нашей Родины.

Развивающие:

— пополнять знания о Великой Отечественной войне, Блокаде Ленинграда;

— развивать речь, пополнять словарный запас;

— уметь правильно формулировать свои мысли;

— развивать интерес к музыкальным произведениям.

Воспитывающие:

— развивать умение сопереживать, сочувствовать;

— испытывать гордость за свой народ, свою Родину;

— воспитывать уважение к военным и людям старшего поколения;

— воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам питания.

Предварительная работа:

— беседы о войне;

— чтение художественной литературы о войне и военных;

— рассматривание иллюстраций с изображением военной техники;

— прослушивание песен о войне;

 - изготовление самолётов из втулок от салфеток.

Методы и приемы:

Наглядные:

— рассматривание фотографий военных лет, карточек с изображением военной техники, фотографий города Ленинграда (Санкт – Петербурга).

Практические:

— беседа,

— использование художественной литературы,

— прослушивание музыкальной композиции,

- работа с весами.

  • Материалы и оборудование: 
  • мультимедийное оборудование;
  • презентация «Блокадный хлеб»;
  • демонстрационные образцы «блокадного» хлеба;
  • образцы хлебных карточек;
  • фотографии военных лет;
  • карточки с изображением военной техники;
  • запись песни «Вставай страна огромная»;
  • запись воздушной тревоги.

Ход занятия

(Дети заходят в зал и садятся на стульчики под музыку

«Вставай страна огромная»)

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Вводная часть

Организационно-мотивационный этап

(создание благоприятного климата, постановка проблемы)

Здравствуйте ребята!

Собрались все дети в круг-

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Сегодня нам предстоит необычная работа.

Хлеб…Какое простое, повседневное слово. Оно также естественно для нас, как слова мама, солнце, вода. К сожалению, мы, поколение 20-21 века, не придаем этому слову того значения и уважения, которое оно заслуживает!

Здравствуйте!

Выполняют действия по тексту.

2.Основная часть

Этап постановки проблемы

- Сегодня я хочу рассказать вам о другом хлебе — военном или Блокадном хлебе. Это тот хлеб, о котором мы должны знать и помнить, всегда!

              Этап ознакомления с материалом

Просмотр презентации:

1 слайд: 1941 год. На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война – лютая, беспощадная. Гибли люди, рушились города, горели и взрывались мосты и заводы.

2 слайд: Весь наш русский народ встал на защиту своей Родины.

Звучит фонограмма песни «Вставай страна огромная»

3 слайд: В город перестали привозить продукты. Отключили свет. Воду. Наступила зима, настали страшные блокадные дни.

4 слайд: Город изменился. Не было толпы прохожих, разрывались снаряды, выла сирена…

Запись воздушной тревоги

5 слайд: Охваченный войною Ленинград. На улицах трамваи замерзшие стоят. Разрушенные здания и надпись на стене: «Опасно при обстреле на этой стороне»

6 слайд: В водопроводных кранах не вода, а лед. И только прорубь невская горожан спасет.

7 слайд: Сколько испытаний принесла блокада! Город был изолирован от большой земли. Оставался единственный путь, по которому могла осуществляться связь с городом – это ладожское озеро.

8 слайд: «Дорога жизни».

9 -10 -11 -12 слайд: Катастрофически уменьшались нормы выдаваемых продуктов.
125 грамм – вот такой кусочек хлеба получали ленинградцы по карточкам на целый день.

13 слайд: Состав: - отжим из сахарной свеклы – 0,4 гр

                              - отруби – 0,3 гр

                              - древесные опилки – 0,2 гр

                              - целлюлозная мука из листьев или соломы – 0,1 гр.

14 слайд: Вглядись в эти фотографии и ты поймешь, как жили ленинградцы первой блокадной зимой.

15 - 16 слайд: Несмотря на тяжелое время. Работали школы. И те дети, которые могли ходить, учились. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.

17 слайд: 27 января 1944 года наши войска полностью освободили Ленинград от фашистской блокады. За город шли жестокие бои. За Родину солдаты воевали и в январе, разбив врага, кольцо блокадное прорвали.

18 слайд: В память о снятии блокады был воздвигнут мемориал «Разорванное кольцо», расположен на западном берегу Ладожского озера, у начала Дороги Жизни.

19 слайд: «Цветок жизни» - мемориал создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда.

20 слайд: Цените хлеб!!!
Хлеб не объемное слово,

Но по смыслу важнее нет.

Во главе он стоит живого

Без него не проходит обед.

Хлеб миллионы жизней

От смерти спасал ни раз.

Кровью крестьянской, потом

Он доставался для нас.

Черствая корочка хлеба

Символ блокады, войны.

Голод для человека видимый край беды.

                                Валерий Куроленко.

-  Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового. 

Этап практического решения проблемы

- Как вы думаете, 125 грамм хлеба — это много или мало? Сколько вот таких кусочков в день вы съедаете? 

 - Как вы думаете, какой подвиг совершили Ленинградцы? 

- Давайте сделаем круг, который напомнит нам кольцо блокады, а потом подойдем друг к другу поближе, обнимемся и согреем друга своим теплом.

Практическая деятельность: (Деятельность с весами) 

-  У нас в группе есть математические весы, я предлагаю вам взвесить хлеб. 

- Как вы считаете, этого хлеба было достаточно, что бы наесться? 

- А для того времени это было много, так как маленький кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Но даже и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало, ведь в булочных, где выдавали хлеб по карточкам, были огромные очереди… Люди ослабевали.

- Предлагаю вам присесть за столы и сделать декоративную аппликацию по технике пластилинография «Блокадный хлеб».

Продуктивная деятельность: на белом картоне с помощью пластилина сделать хлеб. Теперь приклеить в раскрытые ладошки на листе бумаги. Работаем аккуратно, пользуемся стеками, салфетками и не забываем технику безопасности.

Этап ознакомления с материалом

просмотр презентации

Этап практического решения проблемы

Ответы детей.

Ответы детей.

Берут друг друга за руки, встают в круг.

Деятельность с весами.

Ответы детей.

Дети выполняют аппликацию св технике пластилинография. Соблюдают правила поведения за столом и в работе с пластилином.

3.Заключительная часть (рефлексия)

Ребята, вы все молодцы! Давайте рассмотрим ваши работы.

- Что было трудно делать? А что нет?

Что вам понравилось и запомнилось больше всего на нашем занятии?

Воспитатель обращает внимание детей на то, что работа удалась благодаря дружной совместной работе и старанию каждого из них.

- Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.

- Мне тоже очень понравилось с вами работать. Вы все молодцы! Дружно работали! Теперь вы можете отправиться в свою группу и повесить рекламную афишу, и выставить экспонаты.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей. Дети делятся впечатлениями от проделанной работы.

Дети благодарят и прощаются.

C:\Users\Администратор\Downloads\Конспект\IMG_20220128_161507.jpg

Литература

1. Воскобойников, В.М. Девятьсот дней мужества / В.М.Воскобойников. - Москва: Малыш, 1987.

2. Дмитриев В. К. Была война, была блокада... Рассказы о блокаде Ленинграда. - СПб: Корона принт,2013

Интернет-ресурсы

Видеоролик  «Блокада Ленинграда глазами детей» https://vk.com/video-81675082_456239576

Символы блокады https://www.spb.kp.ru/daily/26934.7/3984064/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально-нравственному развитию «ПУТЕШЕСТВИЕ С ДРУЗЬЯМИ». (старшая группа)

Навыки общения формируются у человека с ранних лет, поэтому необходимо обучить детей позитивным приемам общения со сверсниками....

КОНСПЕКТ-ЗАНЯТИЕ ПО ООД «Познавательное развитие» Тема: Дары осени (старшая группа)

КОНСПЕКТ-ЗАНЯТИЕ ПО ООД«Познавательное развитие»Тема: Дары осени (старшая группа)...

Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию в средней группе "Хлеб всему голова"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию с детьми средней группы (4 – 5 лет) общеобразовательной направленности «Хлеб – всему голова»...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей старшей группы «Вечерний город»

Конспект занятия по художественно-эстетическомуразвитию (рисование) для детей старшей группы«Вечерний город»  Цель:  способствовать художественно-эстетическому развитию дете...

Конспект занятия «Экспериментирование – как средство развития познавательной активности детей старшей группы»

Конспект занятия «Экспериментирование – как средство развития познавательной активности детей старшей группы»....

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе Тема занятия: «Путешествие в сказочную страну Доброты»

Тема занятия:     «Путешествие в сказочную страну Доброты»Цель: создание условий для формирования нравственных взаимоотношений дошкольников через формирование...

Конспект занятия По социально-коммуникативному развитию В старшей группе «Хлеба родного края».

Конспект занятияПо социально-коммуникативному развитиюВ старшей группе«Хлеба родного края»....