Программа профессионального саморазвития воспитателя 2022-2023
материал
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
В наше время в общественном сознании уже обозначился образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания культуры поведения современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. К сожалению не все родители и воспитатели дошкольных учреждений уделяют достаточно внимания воспитанию у детей навыков культурного поведения.
Культура поведения - совокупность духовных ценностей, правил, норм и ритуалов, регулирующих характер взаимоотношений между людьми и служащих для того, чтобы облегчить человеку вхождение в общество, сделать условия его общения с другими людьми приятными и удобными.
Культура поведения складывается из внутренней и внешней культуры человека. Внутренняя культура включает в себя нравственные чувства (долга, справедливости, любви, сочувствия, патриотизма, доброжелательства и т.п.), моральные качества человека (верность, вежливость, стойкость, мужество, принципиальность, доброта и отзывчивость). Кроме этого в неё входят его ценностные ориентации и установки на определенные моральные принципы и идеалы. Это принципы гуманизма, человеческой солидарности, трудолюбия, социального равенства и справедливости и т.п., идеалы счастливой и осмысленной человеческой жизни. Внутренняя нравственная культура предполагает также развитое чувство собственного достоинства и добрую волю, т.е. готовность поступать нравственно без давления и принуждения, бескорыстно.
Возраст старших дошкольников является важнейшим периодом в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе игровой, обучающей деятельности, имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка источником приобретения опыта моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, и, главное, у него сформируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.
В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения, мало и несистематично используют художественную литературу в качестве средства воспитания культуры поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2022-2023.docx | 36.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 101»
Программа профессионального саморазвития воспитателя
Чугуновой Арины Владимировны на 2022-2023 год
Тема:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
г.Дзержинск.
Актуальность данной темы:
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
В наше время в общественном сознании уже обозначился образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания культуры поведения современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. К сожалению не все родители и воспитатели дошкольных учреждений уделяют достаточно внимания воспитанию у детей навыков культурного поведения.
Культура поведения - совокупность духовных ценностей, правил, норм и ритуалов, регулирующих характер взаимоотношений между людьми и служащих для того, чтобы облегчить человеку вхождение в общество, сделать условия его общения с другими людьми приятными и удобными.
Культура поведения складывается из внутренней и внешней культуры человека. Внутренняя культура включает в себя нравственные чувства (долга, справедливости, любви, сочувствия, патриотизма, доброжелательства и т.п.), моральные качества человека (верность, вежливость, стойкость, мужество, принципиальность, доброта и отзывчивость). Кроме этого в неё входят его ценностные ориентации и установки на определенные моральные принципы и идеалы. Это принципы гуманизма, человеческой солидарности, трудолюбия, социального равенства и справедливости и т.п., идеалы счастливой и осмысленной человеческой жизни. Внутренняя нравственная культура предполагает также развитое чувство собственного достоинства и добрую волю, т.е. готовность поступать нравственно без давления и принуждения, бескорыстно.
Возраст старших дошкольников является важнейшим периодом в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе игровой, обучающей деятельности, имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка источником приобретения опыта моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, и, главное, у него сформируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.
В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения, мало и несистематично используют художественную литературу в качестве средства воспитания культуры поведения.
Цель самообразования: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу использования художественных произведений в воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по данной теме.
- Повышать свою психолого- педагогическую культуру, психологическую компетентность.
- Обобщить и расширить опыты работы в данном направлении.
- Активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
- Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой.
- Разработать конспект занятия, бесед, подготовить материал для информационных стендов, анкет, памяток, рекомендаций для родителей. Подобрать детскую художественную литературу, стихи, загадки по данной тематике.
- Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, во всероссийских Интернет-конкурсах.
Источники самообразования: Научная и методическая литература, мероприятия по обмену опытом, курсы повышения квалификации, семинары в условиях ДОУ и на городском уровне, интернет, работа на своем мини – сайте.
Формы образования: Индивидуальная – через индивидуальный план; групповая – участие на педсоветах, в творческих группах через сетевое взаимодействие с педагогами посредством сети Интернет.
Ожидаемый результат самообразования:
- Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения.
- Разработка и апробирование занятий
- Выработка и проведение родительских собраний и консультаций с родителями, мини- проектов, выставок по исследуемой теме.
- Сообщения, выступления на педагогическом совете.
- Продвижение персональной страницы в сети Интернет, корректировка ее основных разделов, размещение на ней методических материалов.
Планируемы результаты самореализации:
- Ведение электронного портфолио воспитателя
- Выступление на педагогическом совете, обмен опытом с воспитателями на своем сайте
- Разработка проектов по теме и транслирование их другим педагогам.
Перспективный план работы по самообразованию
Этапы реализации проекта | Содержание работы | Сроки |
Диагностическо- прогностический | - Изучение научной и педагогической литературы по воспитанию культуры поведения старших дошкольников. - Обзор учебно-методической литературы, а также интернет ресурсов по значению художественных произведений в воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста - Посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег, обмен опытом с коллегами по теме самообразования. - Подбор инструментария по выявлению уровня воспитания культуры поведения посредством художественных произведений. - Изучить требования к организации предметно – развивающей среды в группе по воспитанию культуры поведения с помощью художественных произведений - Привлечение родителей к проблеме воспитания культуры поведения дошкольников (консультации, анкетирование, памятки) - Разработка собственного сайта и электронного портфолио воспитателя по теме самообразования. | 2020-2021г |
Практически- Обобщающий | -Систематизация изученного материала - Разработка новых форм, методов и приёмов воспитания культуры поведения с помощью художественных произведений - Проведение диагностики аспекта нравственности детей старшего дошкольного возраста - Разработка программы по воспитанию культуры поведения с помощью художественных произведений - Прохождение курсов повышения квалификации. - Заполнение сайта и электронного портфолио воспитателя по теме самообразования. - Корректировка работы по самообразованию (по необходимости) | 2020-2021г |
Итогово -контрольный | - Апробация программы по воспитания культуры поведения с помощью художественных произведений Итоговая диагностика культуры поведения детей старшего дошкольного возраста - Отслеживание результативности работы -Проверка программы по теме самообразования в детском саду научным руководителем. -Публикация методического материала на интернет сайтах. - Заполнение сайта и электронного портфолио воспитателя по теме самообразования. | 2020-2021г |
Содержание работы | Сроки | Этапы проведения |
- Изучение научной и педагогической литературы по воспитанию культуры поведения старших дошкольников. 1.Алябьева, Б.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками 2.Басов, Н.Ф. История социальной педагогики 3.Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. 4.Зерщикова, И.В., Соколова Г.В. Воспитание культуры поведения дошкольников 5.Курочкина, И.Н. О культуре поведения и этикете - Обзор учебно-методической литературы, а также интернет ресурсов по значению художественных произведений в воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. - Посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег, обмен опытом с коллегами по теме самообразования. - Подбор инструментария по выявлению уровня развития речи по средствам дидактических игр. Создание предметно - пространственной среды с дидактическими играми. - Изучить требования к организации предметно – развивающей среды в группе по воспитанию культуры поведения с помощью художественных произведений - Проведение диагностики аспекта нравственности детей старшего дошкольного возраста Составление конспектов занятий по воспитанию культуры поведения посредством художественных произведений Изготовление дидактических игр по воспитанию культуры поведения старших дошкольников - Привлечение родителей к проблеме воспитания культуры поведения дошкольников (консультации, анкетирование, памятки) - Разработка собственного сайта и электронного портфолио воспитателя по теме самообразования. Систематизация изученного материала Разработки -Разработка ООД с использованием художественных произведений - Разработка новых форм, методов и приёмов воспитания культуры поведения посредством художественных произведений. - Разработка программы по воспитанию культуры поведения с помощью художественных произведений Участие в дистанционных всероссийских и международных конкурсах. - Заполнение сайта и электронного портфолио воспитателя по теме самообразования. - Апробация программы по воспитанию культуры поведения посредством художественных произведений -Итоговая диагностика детей старшего дошкольного возраста - Отслеживание результативности работы -Проверка программы по теме самообразования в детском саду научным руководителем. -Публикация методического материала на интернет сайтах. - Заполнение сайта и электронного портфолио воспитателя по теме самообразования. | Сентябрь Октябрь Ноябрь В течении года Пополнение в течении года Декабрь Пополнение в течении года В течении года Декабрь Январь В течении года Февраль В течении года Март Апрель Май | Диагностическо- прогностический Практически- Обобщающий Итогово -контрольный |
Социальная сеть работников образования
| В течении учебного года. |
«Перспективное планирование по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования художественной литературы»
Месяц | Темы индивидуальных и групповых бесед | Чтение | Игры, труд | Занятия с детьми |
Сентябрь | «Как надо здороваться?» «Как вести себя за столом?» «Как правильно накрыть стол?» «Ура, гости!» | К.Чуковский «Федорино горе?» Сказка «Чаепитие в лесу». | Дид. настольная игра «Этикет». Дид. игра «Предметы на праздничном столе». | Консультация «Правила пользования столовыми приборами»
Родительское собрание «Обучение детей правилам поведения за столом» с показом занятия с детьми «Наш помощник этикет» |
Октябрь | «Как надо называть родных?»
Беседа «Я и мои родители» Обсуждение с детьми пед. ситуаций по теме «Вежливость» Инд. беседы «Как я помогаю родителям?» | «Волшебное слово» В.Осеевой Сказка о добрых словах | Разыгрывание игровых ситуаций по теме «Вежливая просьба». Дид. игра «Как Буратино стал вежливым» Дид. игра «Школа вежливости» | Консультация «Если вашего ребенка пригласили в гости» |
Ноябрь | Беседа «Доставляй радость людям добрыми делами» Беседа «Что я сделал хорошо, что я сделал плохо». Беседа «Добро не требует награды» Цель: учить детей бескорыстно помогать, получать удовольствие от своих добрых дел. | А.Барто «Вовка – добрая душа» Рассказ «Добрый поступок Вани». | Дид. настольная игра «Что такое хорошо, что такое плохо» Игра «да – нет» Словесная игра: “О правилах” (закончи фразу) | Консультация «Обучение правилам семейного этикета»
|
Декабрь | Инд. беседы «Мои желания». Цель: воспитывать взаимопомощь, умение согласовывать свои желания с желаниями других. Беседа «Ты мой друг и я твой друг». Беседа «Что такое дружба?» Цель: формировать понятия “Друг, дружба”, научить пони-мать, оценивать чувства и поступки других. | Калинина «Разве так играют?» Л.Толстой «Косточка» Н. Юсупов «Простите» Сказка «Заяц-хваста» ТРИЗ. Сказка «Морозка» | Игра-упражнение «Подарок другу» Игра-инсценировка «Правила вежливости». | Занятие «Мы улыбаемся». |
Январь | Беседа «Как надо обращаться с просьбой к другому человеку?» Беседа «Одному плохо». Цель: показать позитив-ность дружественных отношений. Предложить разъяснить смысл пословиц о дружбе. | Л.Толстой «Два товарища» ТРИЗ. Сказка «Гуси- лебеди». Стихотворение Л. Квитко «Два друга». | Дид. настольная игра «Что такое хорошо, что такое плохо» Разыгрывание игровых ситуаций по теме «Вежливая просьба»
| Раздать родителям памятки «Секреты вежливого ребенка»
|
Февраль | Беседа «О дружбе и друзьях». Цель: закрепить понятия “Друг”, “дружба”. Инд. беседы «Оцени поступок друга» (на примере жизни группы) | В. Драгунский «Друг детства». О. Шим «Жук на ниточке», «Не смей!». З. Александрова «Подарили нашей Вере…» | Этюд «Впереди всех» Игра «Волшебники» | Занятие «Мои любимые игрушки». Открытое занятие «Секреты дружбы» (конспект) Консультация «Наказывая, подумай: зачем?» |
Март | Беседа «Как сидим, как едим». Беседа «Учусь сочувствовать» Цель: закрепить умение детей замечать, что кому-то плохо, оказывать помощь. | В.Осеева «Сыновья» Сказка о матери и сыне. | Дид. игра «Не поделили игрушку». Дид. настольная игра «Этикет». | Занятие «Доброта»
Консультация «Это мое! Или талант быть добрым» |
Апрель | Инд беседы «Как можно пожалеть?» Беседа «Внимательный, равнодушный». Цель: обсуждение данных качеств характера и их значение в общении. | Сказка «Умей обождать». А Барто «Девочка – ревушка» Стихотворение М. Ивлен «Кто поможет?» | Игра «Да – нет». Дид. игра «Не обзывайся» | Занятие «Кто – это хвастун?» Консультация «Использование игровых ситуаций для закрепления правил культуры поведения у детей» |
Май | Беседа «Почему бывают драки?» Беседа «Мальчики и девочки» Беседа «Какие бывают привычки?» Беседа «Зачем нужны правила?» | В. Осеева «Три товарища» Н.Носов «Фантазеры» Рассказ «История, случившаяся в детском саду». | Игра – драматизация «Что такое хорошо, что такое плохо». Игра-драматизация рассказа «Три товарища» Дид. настольная игра «Что такое хорошо, что такое плохо» | Занятие «О фантазерах и лгунишках» Консультация «Как вести беседы с детьми о правилах поведения в общественных местах» |
Содержание работы с родителями | Сроки | Раздел работы |
Беседа:
Памятка: «Секреты вежливого ребенка». Родительское собрание: «Обучение детей правилам поведения за столом». Индивидуальная помощь родителям по их запросам. | В течение года Февраль Апрель В течении года | Работа с родителями |
Список литературы.
- Болотина, Л.Р. Теоретические основы дошкольного образования [Текст]: учебное пособие для СПО / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. 2-е изд., пер. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2018.- 218 с.
- Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников [Текст]: Метод.пособие / Роза Семеновна Буре.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.- 80 с.
- Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Психология детства [Текст]: учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2017. -152 с.
- Гришаева, Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
- Ежкова, Н.С. Теоретические основы дошкольного образования [Текст]: учебное пособие для СПО / Н.С. Ежкова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. -183 с.
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учебник для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений – 5-е изд., испр. – М.: Изд. Центр «Академия», 2005.-213 с.
- Курочкина, И.Н. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования [Текст]: учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.Н. Курочкина. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018.- 134 с.
Научная литература
- Алябьева, Б.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками [Текст]: - М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128 с.
- Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст]: /Н.Ф. Басова, А.Н. Кравченко. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.
- Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 1987.-111с.
- Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга [Текст]: книга для воспитателя детского сада /Под редакцией В.И. Логиновой/. – М.,1992.-210с.
- Зерщикова, И.В., Соколова Г.В. Воспитание культуры поведения дошкольников [Текст]:// Образование и воспитание. 2015. № 4. -17 с.
- Курочкина, И.Н. О культуре поведения и этикете / И.Н. Курочкина // Дошкольное воспитание.2017. № 10. 30–34 с.
- Немов, Р.С. Психология. В 2 кн. Кн.2. Возрастная психология. – М.: Просвещение – Владос, 1994.-85с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профессионального саморазвития воспитателя “Использование поисково – исследовательской деятельности в рамках изучения свойств и значения воды с дошкольниками”
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...
Программа профессионального саморазвития воспитателя на 2015-2016 гг. старшая группа
Здесь представлены разные формы профессионального саморазвития воспитателя в течение года...
Программа профессионального саморазвития воспитателя на 2016-2017 гг. старшая группа
Здесь представлены разные формы профессионального саморазвития воспитателя в течение года...
Программа профессионального саморазвития воспитателя 1 младшей группы "Развитие конструктивной деятельности детей 1 младшей группы средствами игровых приемов".
Программа профессионального саморазвития....
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ
программа профессионального саморазвития воспитателя детского сада....
Программа профессионального саморазвития воспитателя 1 младшей группы Тропиной Анны Николаевны на 2022 - 2023 учебный год Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
Программа профессионального саморазвития...
Программа профессионального самообразования воспитателя 2022-2023 учебный год
Программа разработана в соответствиие с темой.Методичекая работа по формированию у детей знаний по ПДД рассчитана на 2022 - 2023 учебный год....