Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ "Мои первые шаги"
проект

Ложкина Виктория Сергеевна

Проект "Мои первые шаги"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moi_pervye_shagi.docx38.52 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Комитет по образованию администрации городского округа

 «Город Калининград»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 87

«Утверждаю»      

                                                                       Заведующий МАДОУ ЦРР д/c № 87

                                                                                ___________К.Е.Некрасова

                                                                            «___ » __ _________2022 г.

ПРОЕКТ

ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ

«МОИ ПЕРВЫЕ ШАГИ»

                                                                                                        Авторы проекта:      

Ложкина В.С., педагог-психолог

Каракчеева В.Г., воспитатель

Возраст детей: 2-3 года

Продолжительность: 01.09.2022 г. – 31.05.2023 г.

г. Калининград

2022 г.

Пояснительная записка

"Недостаточно внимательное
отношение к возрасту первого детства
отражается губительно на всей жизни
человека…" 
В.М. Бехтерев

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.  Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть: к отсутствию близких, родных людей; к соблюдению режим дня; к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

 Проект   "Мои первые шаги"  направлен на то, чтобы избежать осложнений  адаптационного периода и обеспечить оптимальное течение адаптации.

Актуальность выбранной темы заключена в том что,  процесс адаптации ребенка к ДОУ имеет свои сложности, что обусловливает важную роль педагогической поддержки ребенка в этот период. Необходима такая организация жизни ребенка раннего возраста в учреждении, которая обеспечит наиболее адекватное, и почти безболезненное приспособление к новым условиям; позволит сформировать положительное отношение к детскому саду и навыкам общения, не только со взрослыми людьми, но и со сверстниками.  Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.  Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие»,  В. С. Мухина.

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В результате осуществления нашего проекта задействованы педагог-психолог, воспитатели групп младшего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием.

Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
  • Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
  • Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
  • Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
  • Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Тип проекта: тематический, познавательный, творческий.

Срок проекта: долгосрочный

По составу участников: групповой.

Участники проекта: дети младшей группы «Муравьишки», педагог-психолог, воспитатели,  родители воспитанников.

По времени проведения: долгосрочный (01.09.2022 – 31.05.2023)

Характер адаптации зависит от следующих факторов:

  • Состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
  • Сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
  • Индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду.
  • Условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.
  • Уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

· глубокий сон;

· хороший аппетит;

· бодрое эмоциональное состояние;

· полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение.

Формы работы:

- Беседы

- Занятия

- Выставки детских работ

- Творческая речевая деятельность

- Дидактические игры

- Сюжетно-ролевые игры

Для реализации проекта использовались следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется вовремя:

  • чтения педагогом рассказов
  • наблюдений;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтения литературных произведений, воспитателем;
  • обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагога детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала.

Практический метод используется, когда необходимо:

  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры (подвижные, малоподвижные и др.);
  • организовать вечера с родителями, для родителей;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Этапы реализации проекта

1. Организационный этап:

  • подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр, создание развивающей среды;
  • разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
  • пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
  • разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Добро пожаловать!»; «Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста», «Как избежать ошибок при адаптации к условиям ДОУ», «Чтобы детский сад стал желанным для малыша»; «Правила адаптации»;
  • составление перспективного плана мероприятий проекта.

2. Основной этап:

  • реализация проекта в соответствии с планом.

3. Итоговый этап:

  • анализ проведенной работы;
  • диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
  • презентация проекта для педагогов и родителей;
  • публикация проекта на интернет-сайте.
  • Видео фильм о проделанной работе.

Предполагаемый результат:

  • Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
  • Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
  • Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  • Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  • Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

Тематическое планирование

Дата

Тема

Содержание

Сентябрь

«Божья коровка»

  • В гости приходит Божья коровка
  • Потешка «Божья коровка»
  • Игра «Поймай жучка»
  • Игра «Божья коровка и ветер»
  • Рисование жучка
  • Выставка детских рисунков

Октябрь

«Листопад»

  • Игра «Топ-топ»
  • Игра «Дождик и солнышко»
  • Стихотворение «Листопад»
  • Потешка «По ровненькой

дорожке»

  • Рисование осенних листиков
  • Выставка детских рисунков

Ноябрь

«Мячики»

  • Стихотворение  «Мой веселый,

звонкий мяч»

  • Игра «Прятки с мячом»
  • Потешка «Друг веселый, мячик

мой»

  • Игра «Наш мячик»
  • Рисование мячиков
  • Выставка детских рисунков

Декабрь

«Новый год»

  • В гости приходит Дед Мороз
  • Игра «В нашей группе»
  • Стихотворение «Ель»
  • Игра «Заморозь»
  • Потешка «Пальчики у нас попляшут»
  • Рисование новогодних елочек
  • Выставка детских рисунков

Январь

«Зайка»

  • Стихотворение «Мы слепили

снежный ком»

  • Потешка «Зайка серенький сидит»
  • Игра «Лиса и заяц»
  • Игра «Найди морковку»
  • Рисование зайчиков
  • Выставка детских рисунков

Февраль

«Веселый петрушка»

  • В гости приходит Веселый петрушка
  • Игра «Паровоз»
  • Игра « Где же, где же наши ручки?»
  • Игра «Карусели»
  • Рисование петрушки
  • Выставка детских рисунков

Март

«Мыльные пузыри»

  • Игра «Поймай пузырь»
  • Потешка «Ладушки-ладошки»
  • Игра «Надувайся пузырь»
  • Игра «Полетаем на пузыре»
  • Рисование мыльных пузырей
  • Выставка детских рисунков

Апрель

«Мишка»

  • В гости приходит мишка
  • Стихотворение «Как под горкой снег, снег…»
  • Игра  «У медведя во бору…»
  • Потешка «Мишка косолапый»
  • Рисование банки с вареньем
  • Выставка детских рисунков

Май

«Непослушные мышата»

  • В гости приходит мышка
  • Игра «Наоборот»
  • Игра  «Мышки и часы»
  • Потешка «Скачут мышки, шалунишки…»
  • Рисование мышек
  • Выставка детских рисунков

Заключительное мероприятие

Выпуск газеты

Итоговый выпуск газеты с фотографиями по пройденным темам.

Видео фильм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей. Проводя анализ результатов периода адаптации, можно заключить, что работа прошла успешно. Предварительная работа с семьей дала положительные результаты. На предварительном этапе  мы устанавливали контакт с семьями. Были проведены консультации, беседы, организационное собрание с родителями будущих воспитанников детского сада. Учтены психические и физические особенности детей   и состояния его здоровья. Большое количество проблем, связанных с адаптацией, снимается установлением с родителями отношений сотрудничества.

В группе  создана естественная, комфортабельная, уютная  обстановка, насыщенная разнообразным дидактическим и игровым материалом. Игрушки находятся в местах, доступных для детей. В первые дни прихода ребенка в детский сад мы предлагаем поиграть ребенку в игры, направленные на формирование эмоционального контакта, доверия к воспитателю, установление межличностных отношений у детей. Через  игру ребенок получал возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни. Эмоциональное общение происходило на фоне совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Мы старались  удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте с взрослыми. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках давало ему чувство защищенности, помогло быстрее адаптироваться. Малыши охотнее шли в группу,  переставали плакать, если с ними играли,  переключали их внимание на активную двигательную деятельность. Общение в процессе выполнения различных движений складывалось значительно быстрее, приобщало малыша к коллективу, к деятельности вместе. Проводили увлекательные, способствующие развитию речи, творческой деятельности детей, пальчиковые игры.

В результате целенаправленной и систематической работе по данной теме мы добилась положительных результатов в процессе  перехода от семейного воспитания к общественному.

Список литературы:

1.  Аверина И. Е.  Физкультурные минуты и динамические паузы в ДОУ. Москва 2008

2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.

3. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999.

4. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

5.  Доронова Т.Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями»

6. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада" [2.2]

Адаптация – сложный процесс приспособления организма детей к новым условиям, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные ...

Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги в детский сад»

Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги в детский сад»...

МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Мой любимый детский сад!

              В жизни каждого ребёнка наступает период, когда ему, хоть  и ненадолго, но придётся отлучаться от родителей. Мы, конечно же, говорим о необ...

Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.

Проект по адаптации детей 2-3 летнего возраста к  детскому саду, срок проведения 6 месяцев. В проекте прописаны игры и занятия с детьми....

ПРОЕКТ «Яркий мир лета» по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада в 1 младшей группе

ПРОЕКТ«Яркий мир лета»по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского садав 1 младшей группе Актуальность: С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жи...

Проект по адаптации детей группы раннего возраста к условиям ДОУ «Первый раз в детский сад»

Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию детей направленный на психическое и физическое развитие детей группы раннего возраста...

Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) в условиях детского сада "От идеи до результата"

Актуальность проекта: адаптационный период – это очень серьёзное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста, так как из привычной родной семейной обстановки малыш попадает в новые ...