Проект: "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада" [2.2]
проект (младшая группа) на тему
Адаптация – сложный процесс приспособления организма детей к новым условиям, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.
Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад - это отрыв ребенка от матери, и оставление его одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты.
В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания.
Исходя из этой проблемы, мной как воспитателем был разработан проект по адаптации детей к детскому саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prekt_adaptatsiya_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta_k.docx | 31.35 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
и. о. заведующей МАДОУ
МО г. Нягань «Д/с №11 «Елочка»
______________Н.И. Прозорова
«____»___________2014г
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей №11 «Елочка»
План реализации проекта:
«Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада»
в младшей группе «Солнышко»
Составила: воспитатель
Ветошкина Т.В.
Нягань, 2014г.
Тема проекта: «Адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада».
«Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли, жить нельзя нам без Воды».
В период адаптации главным фактором является успокаивающие и расслабляющие воздействие воды. Дети могут пускать кораблики по воде, надувать мыльные пузыри, ловить рыбок и т.д. Игры с водой действуют на детей умиротворяюще и обладают большими возможностями. Выбор игр в зависимости от эмоционального состояния ребенка позволит его ободрить, развеселить, успокоить, переключить внимание.
Цель проекта: обеспечение благоприятного процесса адаптации, развитие творческого потенциала детей в играх с водой.
Задачи проекта:
- преодоление стрессовых состояний у воспитанников в период адаптации к детскому саду;
- регулирование их психоэмоционального состояния;
- снижение импульсивности, тревоги и агрессии;
- знакомство воспитанников со свойствами воды (вкусом, цветом, запахом);
- формирование представления о том, для чего нужна вода в жизни человека, в природе;
- развитие речи, мышления, воображения, внимания, любознательности;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, их родители, воспитатели, педагог-психолог Тиора А.А.
Сроки проведения проекта: сентябрь-декабрь
Мероприятия в рамках проекта «Адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада».
В соответствии с планом реализации проекта будут проводиться: чтение художественной литературы по теме проекта; пальчиковые игры; дидактические игры; игры с водой в ходе режимных моментов, проводиться опыты и эксперименты; физкультминутки будут проводиться в рамках проекта режимные моменты. Родителям будут предложены консультации по вопросам адаптации детей к ДОУ, будут даны рекомендации и советы по проведению игр с водой в домашних условиях, в целях адаптации к детскому саду.
Актуальность проекта:
Адаптация – сложный процесс приспособления организма детей к новым условиям, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.
Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад - это отрыв ребенка от матери, и оставление его одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты.
В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания.
Исходя из этой проблемы, мной как воспитателем был разработан проект по адаптации детей к детскому саду.
Этапы реализации проекта.
1-й этап «Подготовительный»
- Подбор и изучение необходимой литературы;
- Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период;
- Составление плана работы и подбор методик;
- Анкетирование родителей;
- Предоставление родителям папки-передвижки с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом по адаптации;
- Подготовка игротек (дидактические, пальчиковые игры);
- Подготовка места для игр с водой (в группе и кабинете педагога-психолога).
2-й этап «Основной»
- Реализация проекта (см. таблицу).
3-й этап «Заключительный»
- Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;
- Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома;
- Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта).
Презентация проекта:
- выставка фотографий «из жизни детей в детском саду», по адаптации детей в ДОУ;
- правила поведения в ДОУ;
- формирование навыков самостоятельности и самообслуживания.
Перспективный план реализации проекта
СРОКИ | ФОРМЫ РАБОТЫ | ЦЕЛИ | ОТВЕТСТВЕННЫЙ |
сентябрь | Наблюдение за водой «Льется из крана водичка» | Уточнение представления о том, что вода появляется, если открыть кран, вода прозрачная, сквозь нее видны руки, мыло. Вода в кране бывает теплая и холодная.
| Педагог-психолог, Воспитатель |
Режимные моменты «Вымой руки» | Формировать культурно-гигиенические навыки у ребенка
| Воспитатель | |
Чтение художественной литературы | Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – Я. Тайц «Послушный дождик»
| Воспитатель | |
Опыты и эксперименты «Тонет - не тонет»
| Знакомство со свойствами воды. Формирование о том, что некоторые предметы тонут в воде, а некоторые плавают. Развитие любознательности и усидчивости.
| Воспитатель | |
Дидактические игры: «Вымой руки», «Водичка, водичка - умоем куклу»
| Закрепление привычки к чистоте и опрятности. | Воспитатель | |
Консультации для родителей на тему: «Игры с водой дома» | Расширение знаний родителей об использовании воды в играх с детьми дома.
| Педагог-психолог | |
октябрь | Утро радостных встреч «Ловля рыбок»
| Создание благоприятного и радостного настроения, ловкости.
| Педагог-психолог, Воспитатель |
Опыты и эксперименты «Узнай, какая вода»
| Выявление свойств воды (прозрачная, без запаха, растворяет некоторые вещества, имеет вес)
| Воспитатель | |
Самостоятельная деятельность в воде «Тонет - не тонет» | Создание благоприятной адаптации, развитие творческого потенциала детей в игре с водой
| Воспитатель | |
Опыты и эксперименты «Мыльные перчатки» | Знакомство со свойствами мыла при смешивании с водой
| Воспитатель | |
Режимные моменты «Будем пить» | Формирование представления о том, что вода не имеет вкуса, запаха
| Воспитатель | |
Опыты и эксперименты «Теплая-холодная-горячая» | Формирование представлений о том, что вода может быть теплой, холодной, горячей
| Воспитатель | |
Пальчиковая гимнастика: «Водичка и дождик», «Лодочка», «Рыбки весело резвятся» | Закрепление представлений о чистоте и опрятности. | Педагог-психолог, Воспитатель | |
Опыты и эксперименты «Прятки»
| Формирование представления о том, что вода может быть прозрачной и мутной
| Воспитатель | |
Подвижная игра «Солнышко и дождик» | Развитие у детей ловкости и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу
| Воспитатель | |
Консультации для родителей по теме «Адаптация детей» (папка для родителей) | Расширение знаний родителей об адаптационном периоде (советы, рекомендации – групповые и индивидуальные)
| Педагог-психолог | |
Режимные моменты «Водичка- умывалочка» | Закрепить формирование культурно-гигиенических навыков у ребенка
| Воспитатель | |
| Чтение художественной литературы | Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – В. Сутеев «Кораблик»
| Воспитатель |
ноябрь | Утро радостных встреч «Игры-забавы с мыльными пузырями»
| Развитие ловкости
| Педагог – психолог, Воспитатель |
Режимные моменты «Помощники» | Формирование представления о том, что предметы станут чище, если их помыть | Воспитатель | |
Чтение художественной литературы | Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – К.Чуковский «Мойдодыр»
| Воспитатель | |
Дидактическая игра: «Водичка, водичка, умой мое личико» | Закрепление представлений о чистоте и опрятности, формирование у ребенка стремления научить умываться и мыться
| Воспитатель | |
Опыты и эксперименты «Воздух и вода»
| Формирование представлений о том, что в воде нет воздуха
| Педагог-психолог | |
Самостоятельная деятельность в воде «Ловля рыбок»
| Совершенствование умения пользования предметами по назначению | Педагог-психолог, Воспитатель | |
Физкультминутка «Тихо плещется вода»
| Создание у детей хорошего, радостного настроения | Воспитатель | |
Опыты и эксперименты «Вкусная водичка» | Формирование представления о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус (сахар, соль, аскорбинка)
| Воспитатель | |
Дидактическая игра «Помоем посуду» | Закрепление привычки к чистоте и опрятности, формирование у ребенка культурно-гигиенических навыков
| Воспитатель | |
Подвижная игра «Пузырь» | Развитие у детей ловкости и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу
| Воспитатель | |
Опыты и эксперименты «Экологическая сказка»
| Исследование влияния на воду природного материала | Воспитатель | |
Пальчиковая гимнастика: «Кораблик», «Стираем белье», «Моем посуду» | Развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование положительных эмоций
| Воспитатель | |
декабрь | Наблюдение на прогулке за тучками, дождем | Обсуждение с детьми о природных явлениях.
| Воспитатель |
Утро радостных встреч «Игры-забавы с водой» | Развитие творческого потенциала у детей, создание благоприятной адаптации
| Воспитатель | |
Пальчиковая гимнастика: «Куда бежишь водичка», «Моем руки», «Стираем белье»
| Развитие мелкой моторики пальцев рук, кисти. | Воспитатель | |
Опыты и эксперименты «Экологическая сказка»
| Исследование причины загрязнения воды | Воспитатель | |
Режимные моменты «Помоем ручки» | Закрепление представлений о культурно-гигиенических навыках ребенка
| Воспитатель | |
Чтение потешек по теме проекта: «Шла купаться черепаха», «Кран откройся, нос умойся», «Буль, буль, буль»
| Знакомство с потешками по теме проекта, расширение словарного запаса | Воспитатель | |
Дидактическая игра «Капельки и тучки» | Развитие у детей внимания и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу
| Воспитатель | |
Чтение художественной литературы | Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – Н. Калинкина «Как Вася ловил рыбу»
| Воспитатель | |
Опыты и эксперименты «Вода - жидкая, течет»
| Знакомство со свойствами воды, почему она жидкая и течет. | Воспитатель | |
Физкультминутка: «Тихо плещется вода», «Речка» | Создание у детей хорошего, радостного настроения | Воспитатель | |
Дидактическая игра «Тучка» | Сенсорное развитие. Развитие речи, активация словаря
| Воспитатель | |
Самостоятельная деятельность «Помощники» | Формирование представления о том, что предметы станут чище, если их помыть
| Воспитатель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический опыт работы по коррекции речевого развития детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
· Раннее начало диагностической и коррекционной работы с детьми способствует полноценному овладению родным языком в максимально сензинтивный перио...
"Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада"
В начале каждого учебного года проблема адаптации детей к ДОУ становится одной из главных в работе воспитателей и родителей. Адаптационный период является серьёзным испытанием для ...
Презентация "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада"
Не секрет что некоторые мамы переживают период адаптации к детскому саду так же тяжело как и их дети, а некоторые наоборот, стремятся как можно раньше оставить своего ребёнка на целый день в детском с...
Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада
Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Формирование у ребенка социально-бытовых ...
МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Мой любимый детский сад!
В жизни каждого ребёнка наступает период, когда ему, хоть и ненадолго, но придётся отлучаться от родителей. Мы, конечно же, говорим о необ...
Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
Методический материал содержит практические рекомендации педагогическим работникам по адаптации детей к условиям детского дошкольного образовательного учреждения...
ПРОЕКТ «Яркий мир лета» по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада в 1 младшей группе
ПРОЕКТ«Яркий мир лета»по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского садав 1 младшей группе Актуальность: С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жи...