Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.
методическая разработка (младшая группа)
Проект по адаптации детей 2-3 летнего возраста к детскому саду, срок проведения 6 месяцев. В проекте прописаны игры и занятия с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект по адаптации с детьми раннего возраста | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
Актуальность. Основной ценностью Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.
И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.
Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям под адаптацией понимается приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Вместе с тем, процесс адаптации у каждого малыша проходит по-разному, в зависимости от его индивидуально-типологических особенностей и той социальной обстановки, которая окружает ребенка.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:
1. Возраст.
2. Состояние здоровья.
3. Уровень развития.
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.
5. Сформированность предметной и игровой деятельности.
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Как же успешно организовать процесс адаптации детей в детском саду?
Опираясь на положения ФГОС ДО, хочется выделить 3 группы необходимых условий:
- Первая группа условий связана с созданием пространственной предметно-развивающей среды: важно отметить, что правильно организованная развивающая среда с точки зрения психолого-педагогических требований должна способствовать более быстрой адаптации ребенка, поддержанию эмоционального благополучия малыша и создавать условия для его развития. Для этого в адаптационной группе важно выделить следующие содержательно - деятельностные зоны:
Центр познавательной деятельности несёт в себе следующие функции:
- стимуляция сенсорные функции (зрительное восприятие, осязание, слух и т. д.);
-развитие мелкой моторики рук;
-снятие мышечного и эмоционального напряжения;
-активизация процессов мышления, внимания, восприятия, памяти.
Сенсорные игры способствуют знакомству детей не только со свойствами различных предметов, но и с представлениями о форме, величине, цвете. Кроме того, во время игр развивается мелкая моторика кистей и пальцев рук. Уделяется большое внимание проговариванию детьми всех своих ощущений, что немаловажно для детей с ОВР. Выделяя сходства разных предметов, дети учатся сопоставлять одни предметы с другими, запоминают сенсорные эталоны, выстраивают сериационный ряд.
Центр содержит материалы и игры для развития тактильных ощущений, мелкой моторики. Это различного вида шнуровки, застёжки, прищепки, пуговицы, бусы, лабиринты, счёты, конструкторы из мелких деталей, логические игры, юла, плетение из резинок браслетов, плетение косичек, поделки-подарки из различных материалов, «сокровищницы» - чудесные мешочки, коробочки; предметы из различных материалов (мех, ткани и т.д.), предметы из разнообразных конусовых основ из 4-5 колец, книжный уголок, материал для элементарной экспериментальной деятельности и др.
Требование: материал, представленный в этой зоне должен быть функциональным, простым в изготовлении и быть легкодоступным для детей. Максимальный уровень размещения материала - рост ребенка + приподнятая рука.
Центр художественной деятельности - изобразительная деятельность, ручной труд: материалы для занятий рисованием (цветные карандаши, фломастеры, гуашь, цветная тушь, кисточки, подручный материал для нетрадиционного рисования); материал для лепки (тычки, пластилин или глина).
Констуктивно-игровой центр - конструирование, игра: все виды конструкторов «Строитель», мягкие модули, дуги для подлезания, столы и стулья, коробки большие и маленькие, ящички, детские тазики для стирки, бросовый материал.
Требования: для расположения материала необходимо удобное место и большое пространство, мелкий строительный материал – в корзинах, ящичках.
2. Вторая группа условий характеризует требования к профессиональной компетентности педагога.
Для успешной организации процесса адаптации малышей педагогу необходимо хорошо знать особенности развития ребенка младшего возраста, учитывать социальную ситуацию развития каждого малыша, ориентироваться на имеющийся опыт организации процесса адаптации детей, существующий в детском саду. Для решения выделенных задач воспитателю необходимо активно реализовывать процесс самообразования: знакомиться с новыми методическими разработками по проблеме адаптации детей до 3-х лет, принимать участие в методических мероприятиях, активно сотрудничать с психологом, педагогами, которые уже имеют опыт проведения адаптационной кампании в детском саду. Опыт работы в выделенном направлении показывает, что эффективность работы обеспечивается готовностью педагога планировать и реализовывать мероприятия, направленные на успешную адаптацию детей, а также осуществлять целенаправленную работу с семьями воспитанников: например, создание для родителей рекомендаций «Подготовка ребёнка к посещению детского сада»; привлечение к участию взрослых в совместных занятиях, играх, праздниках. Способствует получению положительных результатов и использование произведений устного народного творчества в работе с детьми, создание мини хрестоматийного сборника из произведений малых фольклорных форм.
Раскрывая требования к компетентности педагога важно остановиться на готовности воспитателя решать задачи педагогического мониторинга. Умение педагога получить полную и достоверную информацию об особенностях развития ребенка, о его интересах и потребностях неразрывно связано с возможностью обеспечить каждому малышу комфортные условия пребывания в детском саду, позволяет проектировать маршруты сопровождения малыша.
Эффективным диагностическим инструментом становится метод наблюдения за ребенком. Анализ результатов наблюдения предполагает обмен информацией между воспитателями и родителями ребенка, обсуждение полученной информации со специалистами. Сведения о развитии ребёнка, полученные в результате проведения систематических наблюдений, являются неотъемлемой основой для построения конструктивного взаимодействия между педагогами детского сада и семьями детей, что способствует активному вовлечению семьи и привлечению родителей к процессу принятия решений, касающихся всех аспектов развития их ребёнка.
Результаты наблюдений регулярно обсуждаются с родителями каждого ребёнка и используются для принятия совместных решений. В программах, ориентированных на ребёнка, родители получают регулярную и персональную информацию, которая основывается на результатах документальных систематических наблюдений за их детьми. Описанные выше положения позволяют логично перейти к третьей группе условий:
3. Организация работы с родителями. Взаимодействие детского сада и семьи, как показывают современные исследования, – двусторонний, циклический процесс. Силами действия и противодействия, находящимися то в гармонии, то в противоречии друг с другом, и тем самым задающими динамику, выступают семейная и внесемейная, общественная система детского сада: представляющие различные области социализации и воспитания малыша.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап | Сроки | Содержание деятельности | Ответственные |
Организационно-подготовительный этап | последняя неделя июля | - Изучение методической литературы; - Составление адаптационных листов, подбор информации для анкетирования родителей; - Составление планов работы с детьми, родителями; - Оформление и обновление развивающей предметно-пространственной среды; - Создание эмоционального комфорта (подбор и оформление картотеки игр); - Составление и подбор информационного материала для родителей. - Рекомендации родителям в период адаптации детей к условиям детского сада. (Приложение 3) - Анкетирование родителей. (Приложение 6) - Организационное родительское собрание; | Воспитатели групп раннего возраста, родители, , администрация, педагог-психолог |
Основной этап | Август | Принципы работы: - Постепенное заполнение группы (прием 5 малышей в неделю); - Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации); - Учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; - Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»);(Приложение 7) «Мы знакомимся» Социально – коммуникативное развитие Игровые ситуации: «Домик для моей одежды», Научим Катю умываться», «Кукла Катя угощает друзей» Цель: формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Познавательное развитие «Праздник знакомства».Чтение стихотворений А.Барто «Уронили мишку на пол», «Идет бычок, качается» Цель: знакомство со стихотворениями А.Барто, развитие речи детей. Речевое развитие Рассказывание воспитателем сказки «Курочка ряба».Беседа по сказке. Цель: познакомить детей со сказкой, развитие речи детей. Художественно – эстетическое развитие Конструктивная деятельность: «Башенка из кубиков», «дорожка для кота Леопольда». Цель: формирование навыков конструктивной деятельности. Физическое развитие Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Зайчик серенький сидит» Цель: формирование навыков игровой деятельности. Развивающая предметно -пространственная среда Тексты к стихотворениям А.Барто, детский набор посуды для игровой ситуации, набор конструктора. | Воспитатель, педагог-психолог |
Сентябрь | «Мы привыкаем» Социально – коммуникативное развитие «Собираем куклу Машу на прогулку» Цель: знакомить детей с одеждой, расширять представление о ней. Познавательное развитие -Беседа«Как много интересного вокруг». Цель: познакомить детей с окружающим в группе. -Беседа«Покажем Мишке уголок природы». Цель: познакомить детей с уголком природы в группе. Речевое развитие Рассказывание воспитателем сказки «Курочка ряба».Беседа по сказке. Цель: познакомить детей со сказкой, развитие речи детей. Художественно – эстетическое развитие -Выкладывание цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята». Цель: развитие мелкой моторики рук,умения работать по образцу. -«Постройка дорожки» Цель: развитие конструктивных навыков. Физическое развитие Подвижные игры: «Мы топаем ногами», «Карусели», «Курочка и цыплята» Цель: формирование навыков игровой деятельности. Развивающая предметно -пространственная среда Уголок природы, цветная мозаика, кукла с одеждой, конструктор. | ||
Октябрь | «Мы осваиваемся» Социально – коммуникативное развитие -«Уложим куклу Катю спать» Цель: учить детей выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий. -«Мы, встречаем гостей» Цель: формирование культурно-гигиенических навыков у детей. -Беседа«Давайте никогда не ссориться». Цель: формирование у детей нравственного качества (доброта) Познавательное развитие Пальчиковые игры:«Встали пальчики»,«Кошка» Цель: развитие речи детей. Речевое развитие Показ настольного театра «Теремок» Цель: развитие речи детей, знакомство со сказкой. «Назовем картинки в любимой книжке» Художественно – эстетическое развитие Рисование пальчиком«Солнышко и облака» Цель: развитие мелкой моторики рук, расширение кругозора детей. Физическое развитие Подвижные игры: «Мотыльки», «Пчелки» Цель:формирование навыков игровой деятельности. Развивающая предметно -пространственная среда Тексты пальчиковых игр, кукла, набор детской посуды, игрушки к сказке «Теремок», листы бумаги, краски. | ||
Ноябрь | «Детский сад - наш дом» Социально – коммуникативное развитие -«В гостях у матрешки» Цель: Воспитывать у детей привычку приветливо здороваться при встрече, прощаться при расставании; произносить приветствие отчетливо, бодро. -«Мы убираем игрушки» Цель: Воспитывать бережное отношение к игрушкам, стремление содержать их в порядке. Познавательное развитие -Игра: «Составь картинку». Цель: направление на развитие восприятия. -Игра – занятие с игрушками Цель:обогащать словарный запас детей,воспитывать бережное отношение к игрушкам. Речевое развитие -Пальчиковые игры: «Мышонок», «Утята» Цель: Развивать координацию движений кистей и пальцев рук. -Потешки: «Ладушки, ладушки», «Водичка, водичка» Художественно – эстетическое развитие -Рассказывание сказки «Репка» Цель: развитие речи детей. - «Как мы строим кукле комнатку» Цель: развитие навыков конструирования. Физическое развитие Подвижные игры «Самолеты», «Поезд», «Птички летают» Цель: формирование навыков игровой деятельности. Развивающая предметно -пространственная среда Дидактическая игра, матрешка, конструктор. | ||
Декабрь | «Тепло и уютно в нашем доме» Социально – коммуникативное развитие Игра- ситуация «Готовим для кукол обед» Цель: учить детей расставлять посуду для обеда; обогащать речь детей; воспитывать желание заботиться о кукле. Познавательное развитие - «Красивые листья из бумаги». Цель: Знакомить детей с основными цветами. -Настольно- печатные игры: мозаика, собери правильно половинки. Цель: развитие мелкой моторики рук, мышления. Речевое развитие -Знакомство со сказкой «Теремок» Цель: развитие речи детей. - Потешки: «Ладушки, ладушки, пекла баба оладушки», «Петушок, петушок». Цель: развитие речи детей. Художественно – эстетическое развитие - Игра-драматизация по стихотворению А.Усачева «Мишка косолапый по лесу идет» Цель: Побуждать понимать содержание стихотворения, воспроизводить движение в соответствии с текстом. -Рисование ладошками«Салют к Празднику» Цель: развитие мелкой моторики рук, координации движений, творческого воображения. Физическое развитие Подвижные игры: «Догони мяч», «Пройди мишкой, проползи мышкой», «Зайка серый умывается». Цель:формирование навыков игровой деятельности. Развивающая предметно -пространственная среда Листья из бумаги, набор детской посуды, текст к сказке «Теремок»,лист ватмана, гуашь. | ||
Январь | «Малыши у себя дома» Социально – коммуникативное развитие -Общение:«Научим куклу Таню правильно умываться Цель: Учить детей процессу умывания, соблюдению последовательности действий. -«Как правильно кушать». Цель: Познакомить детей с правилами поведения за столом. Познавательное развитие Путешествие по групповой комнате с остановкой на станции «Кукольная» Цель: Знакомить с куклами, где они «живут». Привлекать детей к оборудованию игрового уголка. Речевое развитие -Пальчиковая гимнастика: «Фрукты» Цель: Развитие речи детей. -Беседа по сказке «Курочка Ряба»; Цель: развитие речи детей. Художественно – эстетическое развитие -Инсценировка сказки «Курочка Ряба». Цель: Развитие речи детей. -Конструктивная деятельность: «домик для кукол», «гараж для машин». Цель: развитие конструктивных навыков Физическое развитие Подвижные игры: «Зайка серый умывается», «Зайка серенький сидит» Цель: формирование навыков игровой деятельности. Развивающая предметно -пространственная среда Кукольный уголок, куклы, конструктор, набор детской посуды. | ||
Заключительный | Февраль | Оформление газеты «Как мы живем в детском саду» -Мини-выставка творческих работ «Наши первые успехи» -Родительское собрание по итогам адаптации |
Список используемых источников
- Аверина И. Е. Физкультурные минуты и динамические паузы в ДОУ. Москва2013
- Алябьва Е. А. Тематические дни недели в детском саду. Т. Ц. Москва 2011
- Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2012.-№3.-104с, ил.
- Веракса Н.Е. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».
- Волков Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2012, 240с.
- Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М.: Просвешение,2013.- 112 с.
- Колесникова Е.В. «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет».
- Лайзане С.Я. «Физическая культура для малышей».
- Михайлова М. А. Детские праздники, игры, забавы, фокусы. Ярославль «Академия развития»2015
- Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. ТЦ «Учитель»Воронеж2015
- Развивающие игры с малышами до трех лет. Ярославль 2014
- Теплюк С.Н. «Занятия на прогулке с малышами».
- Школа рисования для малышей. «Росмен»2016
- Якушко Е. А. Лепка с детьми младшего возраста. Москва, изд-во «мозайка-синтез»2009
- http://www.studmed.ru/docs/document13359/content [Электроныый ресурс] дата обращения 07.07.2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада"
В начале каждого учебного года проблема адаптации детей к ДОУ становится одной из главных в работе воспитателей и родителей. Адаптационный период является серьёзным испытанием для ...
Презентация "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада"
Не секрет что некоторые мамы переживают период адаптации к детскому саду так же тяжело как и их дети, а некоторые наоборот, стремятся как можно раньше оставить своего ребёнка на целый день в детском с...
Проект: "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада" [2.2]
Адаптация – сложный процесс приспособления организма детей к новым условиям, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные ...
МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Мой любимый детский сад!
В жизни каждого ребёнка наступает период, когда ему, хоть и ненадолго, но придётся отлучаться от родителей. Мы, конечно же, говорим о необ...
Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
Методический материал содержит практические рекомендации педагогическим работникам по адаптации детей к условиям детского дошкольного образовательного учреждения...
ПРОЕКТ «Яркий мир лета» по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада в 1 младшей группе
ПРОЕКТ«Яркий мир лета»по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского садав 1 младшей группе Актуальность: С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жи...
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада "В детский сад без слез"
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как воспитатель сумеет понять нужды, интересы ребенка, вовремя снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов ...