ПРОЕКТ «Яркий мир лета» по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада в 1 младшей группе
проект (младшая группа)
ПРОЕКТ
«Яркий мир лета»
по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
в 1 младшей группе
Актуальность: С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Поэтому мы взрослые должны создавать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребенком как безопасные. Общая задача нас, воспитателей и родителей, - помочь по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
letniy_proekt_2022.doc | 226 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10» города Алейска Алтайского края
ПРОЕКТ
«Яркий мир лета»
по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
в 1 младшей группе «Бусинки»
разработали:
воспитатели Шанина Е.Я.
Алейск
2022 год
Название проекта: «Яркий мир лета» в 1 младшей группе
Актуальность: С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Поэтому мы взрослые должны создавать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребенком как безопасные. Общая задача нас, воспитателей и родителей, - помочь по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.
Задачи проекта:
- Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации.
- Оказать помощь детям в осознании себя, как члена детского коллектива и осознании разных социальных ролей.
- Повышение уровня компетенции родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада.
- Способность положительному психо-эмоциональному развитию каждого ребенка.
Участники: воспитатели, дети 1 младшей группы, родители.
Разработчики проекта: воспитатели Шанина Е.Я. Самсонова С.А.
Продолжительность проекта: среднесрочный июнь-август (3 месяца).
Вид проекта: оздоровительный, информационно – практико – ориентированный.
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:
- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
- постепенное заполнение группы;
- гибкий режим пребывания в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
-информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе листов адаптации;
- наблюдение за состоянием здоровья детей (самочувствие, аппетит, сон, физическое развитие).
Этапы реализации проекта:
- этап - Подготовительный
- Составление перспективного плана мероприятий проекта.
- Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактический игр.
- Разработка анкет для родителей, буклетов «Адаптация без слёз».
- Пополнение предметно – развивающей среды в соответствии возрастом.
- Подготовка наборов игр, в которых задействованы кисти рук.
- Подбор материала в информационный уголок для родителей (папки – передвижки).
- Анкетирование родителей «Социальная анкета ребенка».
- этап - Основной
Реализация проекта в соответствии с перспективным планом.
- этап - Заключительный
- Анализ адаптационных листов, определение уровня адаптации детей;
- Презентация проекта для родителей:
- выставка фотографий для родителей о жизни детей в ДОУ «Мы гуляем», «Мы занимаемся», «Мы играем».
Формы работы с детьми:
- элементы телесной терапии (обнять, погладить).
-засыпание с любимой игрушкой.
- рассказывание сказок перед сном.
- игровые методы взаимодействия с ребенком.
-релаксационные игры.
Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю.
Ожидаемый результат:
- Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
- Становление доверительных отношений между ДОУ и родителями.
- Положительный эмоциональный настрой детей, доверие к воспитателю.
- Повысится уровень компетенции родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада.
План работы с родителями
Месяц | Тема | Формы работы | Ответственный |
Июнь | «Знакомство родителей с группой и воспитателем» | Организационные беседы | Воспитатель Шанина Е.Я. |
Июль | «Социальная анкета ребенка». Особенности развития детей 2-3 лет. «Адаптация без слез» «Как помочь ребенку освоиться в детском саду» Гигиенические требование к одежде ребенка. «Адаптация ребенка в детскому саду». | Анкетирование родителей. Оформление папок–передвижек Оформление буклетов для родителей. Беседы. Разработка рекомендаций по адаптации детей к детскому саду. | Воспитатель Шанина Е.Я. Самсонова С.А. |
Август | «Мы гуляем», «Мы занимаемся», «Мы играем». Отчет по адаптации детей. «Вопросы родителей». | Оформление фотовыставки. Индивидуальные беседы. | Воспитатель Самсонова С.А. |
Перспективное планирование по проекту «Яркие мир лета»
по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.
Месяц | Мероприятие | Задачи | Ответственный | |
Июнь | Игра – знакомство «Давай познакомимся». | - установить контакт с детьми, снять чувство страха незнакомой обстановки. | воспитатель Шанина Е.Я. | |
Игра «Ласковые имена». | - способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени, развивать навыки общения. | |||
Знакомство детей с помещениями группы и их назначением (приемная, группа.). | -расширять ориентировку в ближайшем окружении. | |||
Утренняя гимнастика: «Зайка поскачи», «Мы топаем ногами», «Медвежата». | - снятие эмоционального напряжения. | |||
Гигиенические процедуры: мытье рук, прием пищи, одевание. | - формирование культурно – гигиенических навыков | |||
- Адаптационные упражнения «У нас солнышко в гостях»; - «Зайчик», «Мячик», «Веселый петрушка», «Мишка», «Колобок», «Что мы делаем в саду», «Музыканты», «Ляля заболела», «Кто в гости пришел», «Мыльные пузыри». | - создание положительного эмоционального настроя в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности, агрессии развитие внимания, речи и воображения, развитие координации движений, общей и мелкой моторики, установление контакта детей друг с другом и воспитателем. | |||
П/игры в группе и на прогулке: «Солнышко и дождик», « У медведя во бору», «Большие ножки идут по дорожке», «Пузырь», «Волк и зайцы», «Поезд», «Зайка» | - развитие у детей двигательной активности, развитие ориентации в пространстве, упражнять в умении бегать в разных направлениях, развитие умения вставать в круг, развитие умение действовать согласовано, | |||
Разучивание пальчиковых гимнастик «Семья», «Мы делили апельсин», «Намотай клубочки», «Ладушки – ладошки» Нетрадиционное рисование пальчиками «Нарисуем травку» «Лучики для солнышка» | -развитие способности к подражанию, развитие мелкой моторики, развитие речевой активности. -развитие мелкой моторики. | |||
-Чтение народной потешки «Водичка, водичка». | Дать представление о схеме лица, выполнять действия с помощью стихотворного текста. | |||
Развивающие игры: дидактические кубики, домими, лото на различение цвета и формы, игры с пирамидками, игры вкладыши. | - развитие сенсорики, формирование умения подбирать предметы по форме, цвету и размеру. | |||
Прогулки на свежем воздухе (наблюдения за живой и неживой природой, за трудом дворника, за прохожими). Игры с песком в песочнице. Трудовые поручения на прогулке: «Соберем игрушки» | -снятие эмоционального напряжения, развитие наблюдательных способностей, развивать умение убирать за собой игрушки. - формировать навык у детей выполнять простейшие трудовые поручения, бережно относиться к игрушкам. | |||
Дыхательные гимнастики: «Подуем на листочки», «Понюхаем цветочек», «Вот какие мы большие». | - тренировка навыка правильного носового дыхания, упражнение умения правильности выполнения движений за воспитателем. | |||
Гимнастики после дневного сна. | Оказание успокаивающего действия на нервную систему. | |||
Настольные игры: «Крупная мозаика», «Собираем пирамидку», «Постройки из конструктора», «Собрать картинку из пазлов». Видео показ музыкальных детских песен. | -развитие мелкой моторики, внимания, мышления, сообразительности. настроить на положительные эмоции. | |||
Чтение русских народных сказок «Репка», «Теремок», «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Курочка Ряба», «Колобок», «Бычок –смоляной бочок» | - познакомить детей с художественными произведениями, развитие способности слушать и отвечать на вопросы по содержанию, развитие навыков звукоподражания. | |||
Показ кукольного театра: «Курочка Ряба». | создавать положительную атмосферу общения с детьми, расширять запас узнаваемых и называемых действий и предметов | |||
Июль | Утренняя гимнастика: «Зайка поскачи», «Мы топаем ногами», «Медвежата». Нетрадиционное рисование пальчиками «Украсим сарафанчик» «Моя ладошка» | - снятие эмоционального напряжения. -развитие мелкой маторики. | Воспитатель Самсонова С.А. Шанина Е.Я, | |
Гигиенические процедуры: мытье рук, прием пищи, одевание, раздевание. | формирование культурно – гигиенических навыков | |||
- Адаптационные упражнения «У нас солнышко в гостях»; - «Зайчик», «Мячик», «Веселый петрушка», «Мишка», «Колобок», «Что мы делаем в саду», «Музыканты», «Ляля заболела», «Кто в гости пришел», «Мыльные пузыри». | - создание положительного эмоционального настроя в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности, агрессии развитие внимания, речи и воображения, развитие координации движений, общей и мелкой моторики, установление контакта детей друг с другом и воспитателем. | |||
П/игры в группе и на прогулке: «Солнышко и дождик», « У медведя во бору», «Большие ножки идут по дорожке», «Пузырь», «Волк и зайцы», «Поезд», «Зайка серенький» | - развитие у детей двигательной активности, развитие ориентации в пространстве, упражнять в умении бегать в разных направлениях, развитие умения вставать в круг, развитие умение действовать согласовано. | |||
Разучивание пальчиковых гимнастик «Теремок», «Домик», «Ладушки – ладошки», «Строим дом». | -развитие способности к подражанию, мелкой моторики, развитие речевой активности. | |||
-Чтение народной потешки «Курочка-Рябушечка». «Ладушки-ладушки» | - познакомить детей с художественными произведениями, развитие навыков звукоподражания. | |||
Рассматривание альбома «Лето». | приучение детей рассматривать иллюстрации и называть, что на них изображено | |||
Развивающие игры: дидактические кубики, домики, сухой бассейн на различение цвета и формы, игры с пирамидками. | - развитие сенсорики, формирование умения подбирать предметы по форме, цвету и размеру. | |||
Прогулки на свежем воздухе (наблюдения за снятием эмоционального напряжения), развитие наблюдательных способностей, развивать умение убирать за собой игрушки. | - формировать навык у детей выполнять простейшие трудовые поручения, бережно относиться к игрушкам. | |||
Дыхательные гимнастики: «Подуем на листочки», «Понюхаем цветочек», «Вот какие мы большие». | - тренировка навыка правильного носового дыхания, упражнение умения правильности выполнения движений за воспитателем. | |||
Гимнастики после дневного сна. | -Оказание успокаивающего действия на нервную систему. | |||
Настольные игры: «Крупная мозаика», «Собираем пирамидку» «Постройки из конструктора», Собрать картинку из пазлов. | Развитие моторики рук, сенсорных качеств. | |||
Чтение русских народных сказок «Теремок», «Маша и медведь», «Козлятки и волк», «Колобок», «Бычок –смоляной бочок». Видео показ музыкальных детских песен . | - познакомить детей с художественными произведениями, развитие способности слушать и отвечать на вопросы по содержанию, развитие навыков звукоподражания. - настроить на положительные эмоции. | |||
Показ сказки на магнитной доске: «Репка». | -создавать положительную атмосферу общения с детьми, расширять запас узнаваемых действий и предметов. | |||
Август | Игра: «Утреннее приветствие». (повторяется каждое утро) (первые 2 недели) «Мыльные пузыри» (вторые 2 недели) | -создание положительного климата в группе, развитие навыков общения.- снятие эмоционального напряжения и агрессии, снижение излишней двигательной активности. | Воспитатель Шанина Е.Я. | |
Игровые адаптационные упражнения: «Пришел Петрушка», «Хоровод», «Покружимся», «Прячем Мишку», «Хоровод с куклой». | - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. | |||
Игровые адаптационные упражнения: «Пришел Петрушка», «Хоровод», «Покружимся», «Прячем Мишку», «Хоровод с куклой». Пальчиковые гимнастики: «Кошка», «Комар», «Пальчик о пальчик», «Моя семья». | - развитие двигательной активности, снятие эмоционального напряжения. - развитие мелкой моторики рук, упражнять в умении проговаривать вслух за воспитателем.- развитие речевого общения, расширение словарного запаса. | |||
Утренняя гимнастика: «Котик», «Веселые лягушата», «Тигренок». Дыхательные гимнастики: «Как мышки пищат», «Вот какие мы большие». | - снизить уровень возбуждения, снять мышечное и эмоциональное напряжение | |||
Чтение и проговаривание стихов А. Барто «Игрушки». | - познакомить детей с художественными произведениями, развитие способности слушать и отвечать на вопросы по содержанию, развитие навыков звукоподражания | |||
Нетрадиционное рисование пальчиками «Дождик» «Заборчик». | -развитие мелкой моторики. | |||
Слушание детских песен. | настроить на положительные эмоции. | |||
Прогулки на свежем воздухе: наблюдения за живой и неживой природой, наблюдения за трудом дворника, наблюдения за прохожими, за старшими детьми. | - формировать навык у детей выполнять простейшие трудовые поручения, бережно относиться к игрушкам. | |||
П/И «Зайка серенький сидит», «Мой веселый, звонкий мяч», «Птички и кот», «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобили. | упражнять мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях бегать, не задевая друг друга, увертываться от водящего; — быстро убегать, находить свое место; — быть осторожными, занимая место, не толкать. |
Результат по проекту:
- Дети благоприятно адаптировались, отношения с воспитателями стали доверительными.
- Повысился уровень знаний родителей в вопросе адаптации ребенка к условиям детского сада.
Перечень используемой литературы:
1. Интернет-ресурсы:
2. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1-3 года. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 128 с.
3. Художественное творчеств: комплексные занятия. Первая младшая группа / О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 142 с.
4. Развитие речи в детском саду В.В. Гербова. Издательство Мозаика - Синтез Москва, 2015.
5. Книга для чтения в детском саду и дома. Москва ОНИКС – 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация детей старшего дошкольного возраста к условиям детского сада
Алгоритм работы с детьми 5-6 лет для их успешной адаптации к детскому саду...
Конспект занятия по адаптации детей старшего дошкольного возраста к условиям детского сада
Занятие для детей 5-7 лет...
Проект по адаптации детей среднего дошкольного возраста к условиям детского сада. «Водичка, вода, мы с тобой друзья!»
Целью проекта является сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников в период адаптации к дошкольному учреждению, развитие творческого потенциала детей в играх с водой...
Адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада.
Программа адаптационных занятийпедагога-психологаГорюновой Ж.В....
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада«Здравствуй, малыш!»
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада...
Адаптация детей раннего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Консультация для родителей по теме: «Адаптация детей раннего возраста в условиям детского сада» Колодина Татьяна Евгеньевна Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ Отсутствие в семье р...