Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) в условиях детского сада "От идеи до результата"
проект (младшая группа)

Пугачева Татьяна Викторовна

Актуальность проекта: адаптационный период – это очень серьёзное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста, так как из привычной родной семейной обстановки малыш попадает в новые неизвестные для него условия. Поэтому на этом этапе очень важно, как легко ребёнку будет привыкнуть к новым условиям. Я в свою очередь делаю всё, чтобы малыш справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации, и всячески стараюсь предупредить и не допустить проявлений тяжёлой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в детском саду, которая приводила бы к наиболее безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяло бы формировать положительное отношение к дошкольному учреждению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада  на тему: «От идеи до результата».

Подготовила воспитатель:  Пугачева Т.В.

2024 год

г. Тольятти

Наименование: Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада  на тему: «От идеи до результата».

Тип проекта: социально-практический.

Срок начала и окончания проекта: долгосрочный (с 02.09.2024 по 28.12.2024)

Автор проекта: Пугачева Татьяна Викторовна, воспитатель МАОУ детского сада №210 «Ладушки»

Участники проекта: Воспитатели, воспитанники первой младшей группы №222/5 (дети 2-3 лет), родители (законные представители).

Актуальность проекта: адаптационный период – это очень серьёзное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста, так как из привычной родной семейной обстановки малыш попадает в новые неизвестные для него условия. Поэтому на этом этапе очень важно, как легко ребёнку будет привыкнуть к новым условиям. Я в свою очередь делаю всё, чтобы малыш справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации, и всячески стараюсь предупредить и не допустить проявлений тяжёлой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в детском саду, которая приводила бы к наиболее безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяло бы формировать положительное отношение к дошкольному учреждению.

    Главным расслабляющим средством в период адаптации для дошкольника является игра. Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок" и обязательно включать игры и упражнения. Основная задача игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка

Цель проекта: создать благоприятные условия для облегчения периода адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада с помощью игровой деятельности.

Задачи проекта:

-создать необходимую предметно – развивающую среду в группе для облегчения периода адаптации детей;

-создать условия для охраны и укрепления здоровья детей в период адаптации;

-снятие эмоционального и мышечного напряжения через игровую деятельность;

-формирование у малышей здорового образа жизни, обеспечивающий каждому ребёнку физический и психический комфорт;

-воспитывать у детей уверенность в самих себя и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

-формировать доверительные и доброжелательные отношения детей к взрослым и друг другу через игровую деятельность;

-установление дружеских партнёрских отношений между воспитателем и родителями, приобщение их к процессу адаптации.

Мероприятия, осуществляемые для решения поставленных задач, следующие:

План работы с детьми.

Содержание и формы работы:

1. Знакомство детей с детским садом, друг с другом.

Знакомство-беседа с родителями и ребенком.

Знакомство с группой, игрушками.

Заполнение адаптационных листов.

Художественная литература: Чтение потешек.

2. Развитие культурно-гигиенических навыков.

Приучение детей к самообслуживанию: показывать, как одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок, мыть руки.

Игры-занятия«Уложим куклу Катю спать»«Оденем куклу на прогулку»«Научим куклу раздеваться» и другие.

3. Снятие эмоционального напряжения и тревожности в течение дня. Профилактика стресса.

Достигается посредством пальчиковых игр, подвижных игр и упражнений. Посредством театрализованных представлений русских народных сказок и потешек.

4. Развитие эмоциональной сферы, коммуникативности.

«Праздник мыльных пузырей»«Праздник воздушных шаров». Релаксация, «Подуй на снежинку» «Поймай бабочку» и т.д.

5. Дидактические игры

«Мышка в домике»«Чудесный мешочек»«Что изменилось»«Кто чем питается» «Вкладыши» «Рамки Монтессори» «Пирамидки» «Шнуровка» и т. д.

План работы с родителями.

Содержание форма работы

1. «Мама не уходи! Или в детский сад без слез». «Адаптация ребенка в детском саду, адаптационный период». Выбор родительского комитета.

Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»

Анкета для родителей (социальная)

Консультации, наглядная информация по адаптации, папки – передвижки. Круглый стол.

2. Консультации для родителей «Капризы детей» «Если ребенок плохо ест в детском саду» «Что делать, если ребенок стал кусаться»

Папки – передвижки, индивидуальные беседы

3. «Я умею играть со своим ребенком» с показом презентации, созданная родителями

Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»

Памятка родителям. Беседы с родителями. Помощь родителей в изготовлении стенда для родительского уголка на тему «Я умею играть со своим ребенком»

4. Подведение итогов по адаптации детей и родителей.

Сообщение на тему «Разный темперамент – разная эмоциональность». Итоговое родительское собрание.

Ожидаемые результаты проекта:

• Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.

• Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей младшего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей.

• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей младшего возраста в период адаптации.

• Становление партнёрских, доверительных отношений между детским садом и семьями воспитанников.

Вывод:

Семья – социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т. д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт. Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Ожидаемые результаты проведения исследований позволят сделать вывод, что психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации детей младшего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, будут достигнуты, задачи реализованы.

 В будущем планирую продолжать изучение материала по адаптации детей младшего дошкольного возраста  2-3 лет. С целью создания положительной мотивации на режимный момент сна планирую внести колыбельные песни, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой. Создать картотеку коммуникативных игр в период адаптации. Пополнение родительского уголка методическими пособиями, памятками, информационными листовками.  Привлечение и активное участие родителей к совместному творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста «С мамой. с папой в детский сад!»

Создание условий для комфортной адаптации ребенка к условиям детского сада посредством активного вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения....

Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги в детский сад»

Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги в детский сад»...

Проект направленный на адаптацию детей раннего дошкольного возраста (2-3 лет) к условиям детского сада. «Здравствуй, малыш!»

создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду....

Проект направленный на адаптацию детей раннего дошкольного возраста (2-3 лет) к условиям детского сада. «Здравствуй, малыш!»

Информационно – практико-ориентированный проект направленный на адаптацию детей раннего дошкольного возраста (2-3 лет) к условиям детского сада. «Здравствуй, малыш!»...

Проект направленный на адаптацию детей раннего дошкольного возраста (2-3 лет) к условиям детского сада. «Здравствуй, малыш!»

Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом ка...

Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.

Проект по адаптации детей 2-3 летнего возраста к  детскому саду, срок проведения 6 месяцев. В проекте прописаны игры и занятия с детьми....

Адаптация детей младшего дошкольного возраста ( 3-4 года) к условиям детского сада.

 Процесс приспособления к определенным условиям называется адаптацией. Его проходит каждый человек, попадая в новый коллектив или обстановку. Приводя ребенка в дошкольное учреждение, родит...