Доклад из опыта работы "Детское экспериментиоование как средство развития познавательной активности дошкольников"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Потехина Лариса Сергеевна

Доклад из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_iz_opyta_raboty.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Теремок»

Доклад из опыта работы

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Подготовила воспитатель:

Потехина Л.С.

Тонкино

2023

Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

Изучала разнообразную методическую литературу, а именно Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»; Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ; Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»; научно-методический журнал «Методист» - статья «Экологическая лаборатория в д/с» автор Потапова Т. В. ; журнал «Ребенок в д/с» статьи«Маленькие экологи» В. С. Афимьина; «Мы – волшебники» Л. Б. Петросян; «Школа фокусников» Н. А. Мирошниченко. Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах: maam.ru, nsportal.ru.

 Старалась так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов я подбирала правильный дидактический материал, и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Во время наших экспериментов дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.

Поэтому была создана благоприятная и творческая среда для развития познавательной активности дошкольников. В уголке природы оборудована «мини-лаборатория». Она оснащена специальным оборудованием, разнообразным материалом:

-приборы-помощники: лупа, песочные часы, магниты;

-природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др. ;

-разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл);

-медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

-прочие материалы: зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

-утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.

Здесь дети проводят самостоятельную и совместную с взрослым исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

 Экспериментирование включалось в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.  Экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе.  Стараемся закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы.

Опытно – экспериментальная деятельность детей соответствует возрасту и возможностям детей. Знакомились со свойствами снега: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. Например, мы с детьми проводили опыт со снегом. Занесли снег в группу, через несколько минут снег начал таять. Сделали вывод: состояние снега зависит от температуры воздуха. Исследовали вкус и цвет воды, познакомились со свойством воды «прозрачность». Изучали свойства песка, дети сделали вывод, что сухой песок светлого цвета, сыпучий, из него нельзя слепить куличик. Мокрый песок темный, из него легко лепить. Знакомясь со свойствами бумаги и ткани, ребята замечают, что бумага рвется. В зависимости от толщины ее можно мять, она намокает в воде. Ткань состоит из ниток, мнется, ее легко стирать, гладить. На вопрос: «Чем можно рисовать?» - дети отвечают, что можно рисовать красками, мелом, карандашами, забывая, что в раннем возрасте пытались рисовать кашей и компотом. Важно отметить, что природа дает нам разные натуральные краски. Из пластилина можно лепить не только фигурки, но и слепки. Игры-занятия знакомят детей с разнообразием фактур материалов.

Экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества. Использовались различные методы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические. 

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.

В результате работы изучила теоретический материал.

Создала картотеку опытов и экспериментов.

Создала картотеку дидактических игр по экспериментальной деятельности.

Создала условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.

Провела консультации для родителей по данной теме.

Оформила папки-передвижки в родительский уголок.

Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, мы смогли развить у детей изобретательность, творческую активность,

познавательный интерес; открыли перед детьми удивительный мир экспериментирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду»     Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от чело...

Презентация опыта работы "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"

Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического процесса во все ее сферы диктуют мне как педагогу необходимость поиска новых подходов, выбор и внедрение более эффе...

Сообщение из опыта работы «Детское игровое экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»

laquo;Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким - нибудь  предметом.  Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, ...

Доклад на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Современному обществу нужны образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их во...

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...

Обобщение опыта работы по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Выступление по теме: Обобщение опыта работы по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности  дошкольников», презентация, текст к презентац...