Обобщение опыта работы по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Выступление по теме: Обобщение опыта работы по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников», презентация, текст к презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 27.55 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 1.28 МБ |
5.pptx | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Соловушка» г.Зернограда
Обобщение опыта работы по теме:
«Экспериментирование как средство развития
познавательной активности дошкольников»
Выполнила:
воспитатель высшей
квалификационной категории:
Коваленко Оксана Викторовна
2023г
Обобщение опыта работы по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить
вопросы и получать на них фактические ответы,
оказываются на более высоком умственном и
нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошёл».
К.А.Тимирязев
Дети дошкольного возраста, очень любопытны, а любопытство, как известно - это природное качество, которое присуще в той или иной степени каждому ребенку с рождения. Это склонность человека к проявлению интереса ко всему новому. Очень важно вовремя заметить этот природный дар, бережно сохранять его и грамотно развивать.
С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений
Любая деятельность детей – источник познания. Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельными, творческими личностями. Ребёнок – дошкольник активно стремиться узнать об окружающем его мире как можно больше. Помочь ему в этом, направить и развить его познавательный интерес и активность – одна из задач «Программы воспитания и обучения в детском саду».
В разговоре с детьми и во время проведения занятий я заметила повышенный интерес детей к экспериментальной деятельности. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, учитывая, что моя группа состоит практически из одних мальчишек, а они еще те экспериментаторы, в работе с детьми я начала уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и не живой природы.
Мною была поставлена цель и следующие задачи.
Цель: развитие любознательности и стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
- создать в группе необходимые условия для удовлетворения любознательности детей, их стремления к эксперименту, желания самостоятельно находить решения в проблемной ситуации;
- формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования;
- обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи;
- обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить предположения, искать ответы на вопросы и делать простейшие выводы, анализируя результат экспериментальной деятельности.
Для решения поставленных целей и задач вместе с родителями была создана предметно-развивающая среда, которая постоянно пополняется новыми материалами, в соответствии с возрастом детей и их интересами, она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность, помогает развитию поисковой активности детей. Оборудовали уголок для экспериментирования, в который поместили:
- прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма, мерные ложки, сита и воронки, формы для изготовления льда, пипетки, трубочки,
- гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.
- природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа и т.п.)
- бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки) и т.п.
- лупы;
- контейнеры с песком и водой;
- рулетка, линейка, треугольник;
- часы песочные;
- бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
При выборе темы следую в соответствии с принципом от простого к сложному. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его. А также она должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
В условиях детского сада я стараюсь использовать только элементарные опыты и эксперименты.
Предлагаю рассмотреть некоторые опыты и эксперименты, которые мы проводили с детьми;
-Во время занятия «Лук, лучок»- пыталась вызвать у детей интерес к выращиванию лука, познакомила детей с видами и свойствами лука, дети научились ухаживать за посадками. Результатом эксперимента дети были довольны, каждый ребенок, проявил заботу о растении и с удовольствием лакомились витаминами во время обеда. Были довольны, что сами вырастили витамины на подоконнике.
-Опыт проращивания фасоли, позволил уяснить детям, какие условия необходимы для прорастания семени, сколько для этого уходит времени и в дальнейшем семя было высажено в грунт, для наблюдений.
-Опыт «Удивительный песок», позволил закрепить знания детей о свойствах песка, способствовал развитию представлений детей об окружающем мире неживой природы, дети вспомнили свойства песка и его предназначение в жизни человека.
-Опыт «Волшебная жидкость»- дети смешивали воду и растительное масло, уяснили, что вода и растительное масло не смешиваются друг с другом, т.к. вода плотнее и тяжелее, чем масло. Далее добавили краситель, он смешался с водой, попадая в масло, превращался в шарик, а аспирин вызвал движение этих шариков.
-Опыт «Бегающая вода» - формирует у детей представления о свойствах воды, бумаги, развивает художественно-эстетические навыки, посредством смешивания основных цветов.
-Опыт с воздухом «Кораблик в перевернутом сосуде» стал продолжение занятия по ручному труду, дети техникой оригами сделали кораблик и им было предложено запустить их в плавание, вспомнили свойства бумаги, постепенно напитывать воду и опыт показал детям, что в сосуде, есть воздух, хоть его и не видно, который не дает заполнить водой пространство внутри сосуда. Но он немного сжимается, поэтому кораблик плавает чуть выше краев перевернутого сосуда. Когда мы наклонили сосуд, выпустили воздух, место которого заполняет вода и кораблик тонет.
-Занятие «Мир камней», дети знакомились с неживой природой, рассматривали камни, беседовали об их применении, узнали, что камни можно использовать и в изо деятельности, дети с удовольствием рисовали на морской гальке и каждый хотел забрать свой камешек домой.
-Опыт «Надуем воздушный шар» - познакомил детей еще с одним, очень интересным способом надуть шар и выяснили, что при смешивании соды и уксуса возникает химическая реакция, в результате которой выделяется углекислый газ CO2. Этого газа становится все больше и больше, он уже не может уместиться в бутылке и выходит из нее, попадая в шарик. Именно поэтому шарик и надувается.
-Занятие «Сохраним зубки здоровыми», на котором шла беседа о здоровье зубов, их гигиене - завершилось опытом, который показал детям пользу зубной пасты. Для эксперимента было выбрано яйцо т.к. химический состав скорлупы куриных яиц совпадает с составом зубов и костей. Половину яйца обработали зубной пастой и поместили его в уксус на 12часов. В результате исследования, мы выявили, что половина яйца, которая была смазана зубной пастой, осталась целой и твердой, а вторая половина, которая осталась без зубной пасты - стала мягкой.
-Опыт «Удивительные свойства магнитов»- сформировал у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить об использовании магнита человеком.
Об опытах и экспериментах, можно говорить бесконечно, их очень большое множество.
И конечно ведется работа с родителями, проводятся беседы, консультации, родительские собрания. Родители включаются в нашу работу и с удовольствием проводят опыты и эксперименты дома с детьми.
Дети существа удивительные, они каждый день совершают открытия, заставляя нас взрослых, взглянуть на мир по новому, и чтобы лучше их понять нужно самим стать чуть-чуть ребёнком и взглянуть на мир его глазами.
В своей работе метод экспериментирования использую не только в условиях искусственно созданной лаборатории, но и посредством путешествия в сказку. Именно это я Вам сегодня и продемонстрирую.
Приглашаю трех участников на мастер-класс.
В некотором царстве, в цитрусовом государстве жили-были три брата. Как вы думаете кто? (Мандарин, Лимон, Апельсин).
Жили они дружно и весело, никогда не ссорились. Но вдруг в один прекрасный день, Лимон рассердился на своих братьев и говорит:
- Почему у тебя, Мандарин, их два, у Апельсина один, а у меня нет ни одного.
Чего нет у лимона? - Это связано со звуками: у мандарина два (А), у апельсина один (А).
Поссорились братья и разошлись, стали жить в своих царствах по одному. Мандарин - в каком? - Мандариновом, Апельсин - ? (в Апельсиновом), Лимон - ? (в Лимонном).
Жили они так порознь и не общались друг с другом. Пока не случилась беда. Напали на Лимонное царство злые перцы: окружили его. Сидит и грустит Лимон, думает, как же ему весточку послать братьям. У него не было ни ручки, ни даже маленького карандашика, только один белый лист бумаги и нашел.
Как вы думаете, что придумал Лимон? Версии….. (сделать самолет, но если прилетит пустой самолет, что могут понять братья?)
Сидит Лимон и плачет, слезы кислые льются.
Чем лимон может написать?
И написал Лимон письмо лимонным соком. Свернул лист самолетиком и отпустил его в окошко. Летит самолет, куда ветер дует. И прилетел самолет прямо в Мандариновое царство. Взял Мандарин самолетик и нечаянно порезался бумагой. Думает, надо рану обработать, взял йод и пролил на самолет.
А, что он увидел, мы сейчас с вами узнаем.
Опыт: Перед вами лежит совершенно белый лист бумаги, возьмем раствор йода и кисточкой закрасим лист бумаги. Покажите, что у вас получилось? (Грустный смайлик, если ребенок умеет читать, можно написать слово «помоги» или смайлик со слезой). Это означает, что что-то случилось.
Что происходит, когда раствор йода соприкасается с бумагой? Бумага при взаимодействии с йодом дает синий цвет, происходит реакция, с чем? С лимонным соком йод реакции не дает. А при изготовлении бумаги используется крахмал, поэтому у нас окрасилась только бумага.
Прочитал Мандарин письмо Лимона и все обиды сразу забыл, надо было срочно спасать брата. Только одному ему не справиться, и решил он пойти к своему брату Апельсину. Долгий путь был. Пришел он к речке, думает, как ему речку переплыть. Ни моста, ни лодки у него нет. Прыгнул Мандарин в воду, поплавает как поплавок, его к берегу прибьет. Не может он переплыть на другой берег. Сидит и думает, что ему делать.
А действительно ли мандарин не может переплыть?
Опыт: Давайте попробуем. Берем мандарин и отпускаем в воду! Что мы видим? Утонул? НЕТ. Почему?
Потому, что воздух: в кожуре есть поры, где находится воздух, из-за этого мандарин не тонет.
Сел Мандарин и думает, как же ему перебраться на тот берег. И придумал. Что придумал Мандарин? – Раздеться!
Опыт: Берем мандарин без кожуры и опускаем в воду (мандарин без кожуры утонул). Чтоб наглядно было видно - опускаем оба мандарина. Почему утонул мандарин? Потому, что мы убрали воздух (кожуру).
Прыгнул он в воду и пошел по камешкам, за водоросли держался и перешел реку вброд и пришел в Апельсиновое царство.
А там веселье, праздник. Апельсин празднует день рождения. Рассказал Мандарин, что с их братом беда приключилась. Сели они на крылечко, не до веселья им стало, и думают, как же брата из беды вызволять. И придумали они лететь на воздушных шарах, день рожденья же, шаров много. Летят они на воздушных шарах. Мандарин удачно приземлился, а Апельсин был неуклюжим, зацепился кожурой за шарик и шарик лопнул.
Почему лопнул шарик?
Наверно дело в кожуре.
Опыт: Давайте попробуем, берем апельсин и выдавливаем из кожуры масло и капаем на шар, он лопается. Как вы думаете, почему лопнул шар? Что находится к кожуре апельсина? Эфирные масла попадают на резину и она разъедается.
А почему у Мандарина шарик не лопнул? Вы сказку слушали. В чем Мандарин пришел к апельсину? Без кожуры. Поэтому шар у него не лопнул.
Испугались злые перцы, услышав взрыв шаров, и убежали. А братья освободили Лимона и с той поры больше никогда не ссорились, и жили долго и счастливо. Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец.
Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний,
приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. А закончить свой мастер-класс мне бы хотелось словами педагога Василия Александровича Сухомлинского
«Умейте открывать перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываются на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми , кто такой школы не прошёл». К.А.Тимирязев
Актуальность метода Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания . В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
Цель: развитие любознательности и стремления к самостоятельному познанию и размышлению Задачи: создать в группе необходимые условия для удовлетворения любознательности детей, их стремления к эксперименту, желания самостоятельно находить решения в проблемной ситуации; формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования; обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи; обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить предположения, искать ответы на вопросы и делать простейшие выводы, анализируя результат экспериментальной деятельности.
Центр экспериментирования
Занятие «Лук-Лучок»
Опыт «Проращивание фасоли»
Опыт «Удивительный песок»
Опыт «Волшебная жидкость»
Опыт «Бегающая вода»
Опыт с воздухом «Кораблик в перевернутом сосуде»»
Занятие «Мир камней»
Опыт «Надуем воздушный шар»
Опыт к занятию «Сохраним наши зубки здоровыми»
Опыт «Удивительные свойства магнитов»
Работа с родителями
«Умейте открывать перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В. А.Сухомлинский
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Цель: значение игровой деятельности для детей дошкольного возраста....
Сообщение из опыта работы "Организация детского экспериментирования как средства развития познавательно-исследовательской деятельности"
Опыт работы содержит содеражтельный, методический и организационный аспекты развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития эколгической культуры и расширения экологиче...
Сообщение из опыта работы «Детское игровое экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»
laquo;Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким - нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, ...
Обобщение опыта работы по теме: « Использование метода проектирования в познавательно- речевом развитии дошкольников» Проект "История куклы"http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/proektnaya-deyatelnost/news7697.html
Обобщение опыта работы по теме: « Использование метода проектирования в познавательно- речевом развитии дошкольников» Проект "История куклы"...
Обобщение опыта работы по теме "Экспериментирование детей раннего возраста с водой"
Познавательно - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – это один из видов практики, с помощью которого ребёнок учится познавать всё, что его окружает. Дети, знакомясь с окруж...
Обобщение педагогического опыта работы по теме: Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников.
данной работе описываю свой педагогический опыт по теме пластилинография как средство развития творческих способностей детей....
Опыт работы по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Мы хотим видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельными, творческими личностями. Ребёнок – дошкольник активно стреми...