ПРОЕКТ на тему: «Формирование представление детей о народных художественных промыслах через трудовое воспитание»
проект (подготовительная группа)

Трачук Елена Михайловна

 « Проблема  развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_narodnye_promysly_-_kopiya.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 130

УТВЕРЖДАЮ

заведующий МАДОУ ЦРР д/с №130  ____________/В.Г. Александрова

Пр. № _______от   «      » _________ 2021 г.

ПРОЕКТ

на тему:

«Формирование представление детей о народных художественных промыслах через трудовое воспитание»

                                                         

Руководители:

Воспитатель: Трачук Елена Михайловна

 Подготовительной группы № 3

             

                                 

г. Калининград, 2021г.

ПАСПОРТ  ПРОЕКТА

Тема проекта

ПРОЕКТ

«Формирование представление детей о народных художественных промыслах через трудовое воспитание»

 

Вид проекта

Разработчик Проекта

Воспитатели: Трачук Елена Михайловна

Основные исполнители Проекта

(участники Проекта)

Воспитатель   Подготовительной группы № 3 № 3 МАДОУ ЦРР д/с № 130

воспитанники  Подготовительной группы №3

Родители

Место реализации Проекта

г. Калининград МАДОУ ЦРР д/с № 130

Цель

Проекта

  .       Формирование и развитие художественных способностей  воспитанников  посредством взаимодействия  с    декоративно-прикладным искусством.

Основные    задачи       Проекта

  •  . Развивать художественно-творческие способности детей.
  • Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству России.
  • Вовлечение родителей в педагогическое  пространство, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Гипотеза проекта

 Если знакомить дошкольников с народными промыслами России в разных видах деятельности, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Создание  развивающей  среды, обогащённой народными промыслами будет способствовать развитию творческих способностей детей.

Ожидаемые результаты реализации Проекта

(польза проекта)

  Что у детей будут   сформированы представления о разных видах росписей предметов, как народном наследии и нравственных ценностях. Проведенная работа будет способствовать формированию и развитию художественных способностей  воспитанников в дальнейшей жизни.  Родители после участия в проекте будут больше уделять внимания совместному творчеству с детьми,  с уважением относиться к предметам народного творчества

Критерии эффективности проекта

-Положительная динамика  успехов родителей и детей;

- Своевременность проведения необходимых организационных мероприятий;

- Соответствие мероприятий решению задач для достижения поставленной цели;

- Быстрое и результативное привлечение добровольных ресурсов в проект;

- Соотношение ожидаемых и реальных результатов.

Основные принципы Проекта

-принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

-сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

Нормативно-правовая база проекта

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Обеспечение проекта:

материально-техническое  

Проектор, компьютер, колонки, выход в «Интернет», принтер, бумага.

 Воспитатель подготовительной группы № 3                            Трачук Е.М.

                                                                                                                                                                                 

Разработку проекта «Формирование представление детей о народных художественных промыслах через трудовое воспитание »

с 01.10.2021 – 27.03.2022 г. подтверждаю:

Заместитель заведующего по ВМР                                                  Н.Н.Лосицкая

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130                                          В.Г.Александрова

Актуальность проекта

 « Проблема  развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей.

Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотических чувств наших детей. Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.

Наблюдая за детьми, за их играми, беседуя с ними, мы заметили, что наши дети мало знают традиции русского народа и их промыслы. Это неудивительно, ведь в своем окружении современные дети очень редко сталкиваются с народными промыслами. . Народные художественные промыслы (народное ремесло) - широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен креативными видами деятельности, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. . Учитывая это, мы решили провести дополнительную работу по ознакомлению детей с народным творчеством, обогащая при этом развивающую среду группы. С этой целью разработан данный проект. Работа проекта строится в трех направлениях:

  1. Работа с детьми (теоретическая и практическая);
  2. Работа с родителями;
  3. Создание развивающей среды.

Для работы были выбраны наиболее популярные виды народных росписей –  Хохлома, Гжель, Городецкая роспись, Полхова- Майдан, Жестовская. Дымковская.

Процесс ознакомления с каждой росписью носит характер погружения, при этом мы будем стараться интегрировать каждую тему в большинство образовательных областей.

Цель проекта:  Формирование и развитие художественных способностей  воспитанников, приобщение воспитанников к труду  посредством взаимодействия  с    декоративно-прикладным искусством.

  •  Задачи проекта:  Развивать художественно-творческие способности детей.
  • Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству России,  
  • Вовлечение родителей в педагогическое  пространство, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

    Воспитывать уважение к труду и традициям.

 

Участники проекта: дети  подготовительной  группы, родители, педагоги.

Оценка реализации проекта, а так же освоения детьми представленной в проекте информации, оценивается посредством создания  мини музея

Срок реализации: с 1 октября 2021 г. по 27  марта 2022 г.

Предполагаемый результат:

 Мы полагаем, что участие в  проекте  будет интересно и познавательно как   детям, так и родителям.

Мы надеемся, что у детей будут   сформированы представления о разных видах росписей предметов, как народном наследии и нравственных ценностях. Проведенная работа будет способствовать формированию и развитию художественных способностей  воспитанников в дальнейшей жизни.  Родители после участия в проекте будут больше уделять внимания совместному творчеству с детьми,  с уважением относиться к предметам народного творчества.

Методы проекта:

Беседы

Консультации

Игры

Творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями.

Применение ИКТ во всех видах деятельности

Подготовительный этап

 • Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического материала по теме проекта;

• Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;

• Составление плана работы с детьми по проекту.

• Информирование родителей о задачах и содержании проекта;

• Вовлечение родителей в совместную работу над прое том;

• Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

 

Цели, задачи

Цель: Познакомить детей с народными промыслами

Задачи:

1.Изучить литературу по теме проекта.

  1.  Провести беседу и консультации

    3.Творческая деятельность детей  с родителями.

    4.Обсуждение проекта с родителями и, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

Основной этап реализации проекта:

Октябрь: Золотая хохлома. Рисование.   

Расширять представления о хохломском промысле; учить рисовать отдельные элементы хохломской росписи; формировать умение работать концом кисти, развивать воображение.

Ноябрь: Сказочная гжель. Расширять знания об истории гжельского промысла. Помочь освоить простые элементы росписи, воспитывать уважение к народным умельцам.

        Декабрь: 

Городецкие игрушки. Познакомить детей с изделиями городецких мастеров. Освоение простейших элементов городецкой росписи. Продолжать формировать умение работать концом кисти.

Январь:  , Полхова- Майдан. Знакомство с традиционным художественным промыслом – Полхова-Майдан. Знакомство с элементами росписи, закреплять умение работать кистью.

Февраль: Искусство Жостова. Жостовский букет. Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – жостовская роспись. Знакомство с элементами жостовской росписи, закреплять умение работать кистью.

Март: Дымковские игрушки.Дымковский конь. Показать особенности конструктивного способа лепки дымковского коня. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, учить соединять части фигурки.

Участие родителей в проектной деятельности:

Участие в подборе информации (фотографий, иллюстраций) по теме проекта, иного познавательного материала.

Заключительный этап:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве народных мастеров  . Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. ,Было совместное создание мини-музея «Народные промыслы».

Таким образом, тема декоративно - прикладного искусства очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность , трудолюбие , любовь к родному краю,к своей стране в целом.  

Вид проекта:  информационно-творческий.

Необходимые условия реализации проекта:

- интерес детей и родителей;

- методические разработки,

 Результаты реализации проекта

      Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе. В основе проекта лежит исследовательский метод обучения, (мы учились собирать информацию об объекте исследования).

Планируемые результаты:

 -Положительная динамика  успехов родителей и детей;

- Своевременность проведения необходимых организационных мероприятий;

- Соответствие мероприятий решению задач для достижения поставленной цели;

- Быстрое и результативное привлечение добровольных ресурсов в проект;

- Соотношение ожидаемых и реальных результатов.

Заключение

Чудом является вещи, придуманные и созданные народом и призванные украшать нашу жизнь и наш дом. Это русская золотая хохлома. Держишь в руках вазу для фруктов в виде расписного петуха, и замирает сердце от красоты невиданных цветов. Какое восхищение красотой рождается в душе. Не только у взрослых, но и ребенок умеет восхищаться такой красотой. Познакомить детей с образцами народного искусства.     И не только показать эти образцы, но и самим заниматься различными видами, попробовать их сделать своими руками, оказывать друг другу посильную помощь и любоваться поделками товарищей.

Используемая литература:

  1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
  2. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.
  3. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.
  4. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.
  5. Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  6. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  7. Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.
  8. Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.
  9. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  10. «Дошкольное воспитание». - №8.- 1998.
  11. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
  12. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
  13. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей с общей интеллектуальной недостаточности через трудовое воспитание.

Адаптация  детей с нарушениями в развитии в обществе не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой,...

Педагогический совет «Формирование у детей интереса к художественной литературе через приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия, эстетического вкуса у них»

Цель  педагогического совета:1. Проанализировать, как организована  работа в ДОУ по развитию художественного восприятия, эстетического  вкуса, формирование  у детей интереса к худо...

Презентация по ознакомлению детей с народным художественным промыслом Гжель "Голубая сказка"

Данная презентация знакомит детей дошкольного возраста с народными традициями и промыслами России, закладывает основу национальной культуры, формирует интерес и определенные основы знаний в многообраз...

ПЕДСОВЕТ Тема: «Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Данный материал представляет интерес при подготовке к педагогическому совету по теме профориентации в ДОУ....

Буклет Консультация для педагогов и родителей на тему: "Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР через дидактические игры"

У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Для расширения и активизации словаря в пе...

Формирование представлений детей о добре и справедливости через сказку

Формирование представлений детей о добре и справедливости через сказку...