Формирование у детей интереса к художественной литературе через театрализованную деятельность
консультация по художественной литературе (старшая группа)
Интерес к чтению в обществе в последние десятилетия неуклонно снижается. Называют разные причины этого явления: влияние аудиовизуальных средств массовой информации телевидения, компьютера; изменение жизненных ценностей; изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, утрата традиций семейного чтения. В результате чтение литературы замещается просмотром мультфильмов, компьютерными играми и т.п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasyrova.docx | 26.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16 «Теремок»»
«Формирование у детей интереса к художественной литературе через театрализованную деятельность»
Воспитатель: Насырова А.Н.
с.Каясула
2022г.
Актуальность проблемы литературного образования детей дошкольного возраста на современном этапе обусловлена тем, что все чаще знакомство детей с художественной литературой происходит через интернет и телевизор.
Интерес к чтению в обществе в последние десятилетия неуклонно снижается. Называют разные причины этого явления: влияние аудиовизуальных средств массовой информации телевидения, компьютера; изменение жизненных ценностей; изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, утрата традиций семейного чтения. В результате чтение литературы замещается просмотром мультфильмов, компьютерными играми и т.п.
Таким образом, вопрос о приобщении ребенка к художественной литературе - один из самых открытых сегодня.
В решении проблем литературного образования детей дошкольного возраста, существенную роль играет деятельность дошкольных учреждений по приобщению детей к литературе, поскольку процесс формирования читателя в ребенке начинается в дошкольном детстве, совместными усилиями педагогов и родителей.
Ребёнок-слушатель – это уже читатель. Однако читательская судьба ребёнка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредником между писателем и слушателем (читателем). Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею, как искусством, понимать сложность изображённых коллизий, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям. От того, как сложатся у ребёнка первые «отношения» с книгой, зависит очень многое.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что через театрализованные игры дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания.
В своей работе, я использовала игры с разными видами театра. Игра «Придумай сказку», в которой дети с удовольствием включались в придумывание новых интересных сюжетов сказок. Не меньше интерес у детей вызывала игра-пантомима. В которой сочетаются пластические позы, жесты и мимика. Предлагаю детям с помощью указанных образных средств представить следующие ситуации: " Я мыл посуду и случайно разбил чашку", " Я пришивала пуговицу и уколола палец иголкой". Потом просим детей "изобразить" распускающийся цветок, прыгающую лягушку, засыпающего ребёнка, качающееся на ветру дерево и т.д.
При чтении произведения старалась использовать средства интонационной выразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом инсценировать прочитанное. Затем проводила беседу, стараясь выяснить, насколько ребенок понял суть произведения, эмоциональное состояние героев. Например, при чтении стихотворения С.Маршака «Котята» спрашивала у детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы об этом догадались? Что произошло с котятами? Почему они оказались на улице?».
Для развития у воспитанников умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, были использованы специальные упражнения, проблемные ситуации. Например, при чтении отрывка из сказки «Волк и семеро козлят», спрашивала: «Кому принадлежит эта песня – волку или козе? Почему вы так думаете?». При рассматривании иллюстраций с зайцем, спрашивала: «Как вы думаете, из какой сказки этот заяц? Почему вы так решили?». Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему они именно так думают, дети вспоминали текст и представляли определённый образ.
Правильно поставленный вопрос позволяет ребёнку думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в тоже время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её образной и выразительной.
При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяла анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним, почему он плачет?», «Как вы думаете, кто ему помог?»).
Когда текст хорошо усвоен, приступала к обучению детей средствам выразительности (интонация, мимика, жесты). При этом использовала знакомые и любимые сказки. Фрагменты из сказок использовала как упражнения.
Например, предлагала детям попроситься в теремок, как мышка или лягушка, потом совместно с детьми решали, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз старалась усложнить задание, предложив одному ребёнку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого.
Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко всеми улавливались.
Передать характер персонажей в движении помогает и использование музыки. Огромную помощь в работе оказывает музыкальный руководитель.
Работа по подготовке детей к постановке спектакля осуществляется
поэтапно. На подготовительном этапе знакомлю детей с художественным произведением. Как показала практика, наиболее интересным материалом служат сказки. Для них характерны драматический конфликт между действующими лицами, острота ситуации, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка. В процессе ознакомления детей с произведением обсуждаем характер, поступки героев, одновременно решаю задачу обогащения словаря детей эмоционально–оценочной лексикой. В дальнейшем читаем с детьми текст по ролям, распределяем роли, уточняем предполагаемые обстоятельства и мотивы поведения отдельных персонажей, организуем репетиции по отрывкам. Я ненавязчиво помогаю детям объединяться в небольшие творческие группы вместе подготовить, оформить и проиграть фрагмент инсценировки, учу детей модулировать голосом: говорить громко, тихо, грубо, мягко, передавать радость, печаль, грусть, страх, произносить текст в характере разных персонажей, выполнять имитационные движения. После таких упражнений дети становятся более раскрепощёнными, свободными, лёгкими в общении, проявляют своё творчество. После разучивания текста начинаем работать над пластикой движений: учу детей посредством движений передавать характер литературного героя (например: лиса хитрая, ходит на цыпочках, заглядывает всем в глаза, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться; Колобок весёлый, озорной, доверчивый, бегает легко, на носочках; Кай до волшебства – добрый, весёлый, смелый, внимательный мальчик, а после волшебства Снежной королевы выражение его лица становится злым, бессердечным, надменным, он хмурит брови, взгляд его холодный, равнодушный). В процессе работы над образом использую видеофрагменты из мультипликационных и художественных фильмов. Вместе с детьми обсуждают, какими средствами актёр создаёт образ (с какой интонацией говорит, как ходит).
Обсуждение и подготовка декораций, костюмов, реквизита осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями: рисуют декорации, придумывают идеи для костюмов и сами воплощают их.
Добиться положительных результатов в театрализованной деятельности позволили реализованные мною проекты (один из них) «Сказка к нам приходит». Цель которого направлена на создание условий для социально- коммуникативного, речевого развития детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность с использованием приема мнемотехники.
В процессе реализации проекта «Сказка к нам приходит»:
-повысилась творческая активность детей: они с удовольствием участвовали в драматизации сказок;
-у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;
- появилось желание пересказывать сказки, придумывать свои сюжеты;
- активизировалась речь детей, обогатился словарный запас
- дети с интересом смотрят театральные постановки других и с удовольствием воспроизводят их в своей игровой деятельности;
-родители активно включились в образовательную деятельность группы, благодаря вовлечению родителей в проектную деятельность, создавались яркие, красочные костюмы, декорации. Совместно с детьми родители изготовили различные виды театра.
Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Формирование у детей интереса к художественной литературе через приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия, эстетического вкуса у них»
Цель педагогического совета:1. Проанализировать, как организована работа в ДОУ по развитию художественного восприятия, эстетического вкуса, формирование у детей интереса к худо...
«Ознакомление с художественной литературой через театрализованную деятельность в группе раннего возраста»
«Ознакомление с художественной литературой через театрализованную деятельность в группе раннего возраста»...
Формирование у детей интереса к художественной литературе посредством кукольного театра.
В раннем возрасте важно привить детям навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты. Материал описывает, как это сделать легко и интересно....
Программа дополнительного образования по приобщению детей к произведениям художественной литературы средствами театрализованной деятельности «ТЕРЕМОК»
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эм...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой через театрализованную деятельность в средней группе "В мире трудолюбия"
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой через театрализованную деятельность в средней группе "В мире трудолюбия"...
Конспект занятия по чтению художественной литературы через театрализованную деятельность во второй младшей группе «В гостях у сказки»
Цель: развитие речевой активности детей посредством театрализованной деятельности.Задачи:Образовательные: побуждать интерес детей к театрализованной деятельности, учить детей и...
Презентация "Приобщение детей к художественной литературе через театрализованную деятельность."
Презентация на тему: "Приобщение детей к художественной литературе через театрализованную деятельность"....