Социализация детей с общей интеллектуальной недостаточности через трудовое воспитание.
статья (подготовительная группа) по теме
Адаптация детей с нарушениями в развитии в обществе не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не в состоянии воспринять социальные нормы и требования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социализация детей с общей интеллектуальной недостаточности через трудовое воспитание.
Наталья Васильевна Перепечко воспитатель.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №7»
Социальная среда – это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения, это и ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя (иногда друзья семьи или священник). Следует отметить, что с возрастом социальное окружение расширяется: с конца дошкольного детства на развитие ребенка начинают оказывать влияние сверстники, а в подростковом и старшем школьном возрастах могут существенно воздействовать некоторые социальные группы — через средства массовой информации, организацию митингов, проповеди в религиозных общинах и т.п. Вне социальной среды ребенок развиваться не может — не может стать полноценной личностью. Поэтому проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Адаптация детей с нарушениями в развитии в обществе не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не в состоянии воспринять социальные нормы и требования
Вопросы социальной адаптации детей с нарушениями развития изучались такими исследователями, как Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Конева Е.В., Чугунова Т.Б., Солондаев В. К., Зарин А, Логинова Е.Т., Щарбакова А.М., Москаленко Н.В
Формирование социальной адаптации таких детей должно начинаться еще с дошкольного возраста. Подготовку ребёнка с ОИН к самостоятельной жизни можно производить через трудовое воспитание. Так как, трудовое воспитание, является одним из приоритетных направлений в коррекционной педагогики.
Наше муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №7» работает по программе Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. « Коррекционно – развивающее обучение и воспитание». В данной программе трудовое воспитание ведётся по двум направлениям:
- Знакомство детей с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей.
- Трудовое воспитание ведётся при организации практической деятельности детей: самообслуживание, КГН, занятия по ручному труду, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе.
Знакомство детей с ОИН с трудом взрослых в детском саду начинается с младшего возраста. Детям не только рассказывают но и показывают как взрослые трудятся: сначала в ближайшем окружении в повседневной жизни (труд няни, повара, медика). А затем детей знакомят с тем, как трудятся взрослые за пределами дошкольного учреждения. При этом каждый раз объясняют, какое значение для всех людей имеет труд каждого. Главная задача при проведении данных экскурсий – вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь.
Наряду с формированием представлений о труде взрослых проводится организация трудовой деятельности самих детей.
На первых годах обучениях особое место уделяется привитию навыков самообслуживания и КГН. Дети должны научиться обращать внимание на свой внешний вид, овладеть способами приведения его в порядок, усвоить конкретную последовательность действий. Ребёнок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладение КГН, становится более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Данный результат создаёт мотивационную основу для коррекции имеющихся отклонений у ребёнка и обеспечивает последующую его социализацию.
Трудовое обучение осуществляется так же на специальных занятиях по ручному труду. Они направлены на развитие умственных и практических действий детей. Дети знакомятся с разнообразными свойствами и качествами предметов, овладевают способами обработки различных материалов (бумаги, картона, ткани, ниток). Так же необходимо создавать у детей интерес и уважение к результату своего труда. Поделки должны быть не только индивидуальными но и коллективными. В процессе создания коллективной поделки ребята учатся работать сообща, соотносить свои действия с действиями других, что составляет одну из основных сторон культуры труда. Занятия по хозяйственно - бытовому труду вводятся с 3 – го года обучения. Занятия направлены на воспитание у детей желание трудиться, выполнять поручения взрослого. Так же дети овладевают практическими действиями с орудиями и вспомогательными средствами, приучают детей взаимодействовать друг с другом. Хозяйственно – бытовой труд помогает ребёнку с ОИН достигнуть видимого успеха, что чрезвычайно важно для его полноценного личностного развития.
Формируя у детей, трудовые умения и навыки мы подготавливаем их к обучению в школе. Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) школы VIII вида на современном этапе является трудовая подготовка учащихся.
Литература:
- Гаврилушкина О.Г., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. – Москва 1991
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. коррекционно – Развивающее обучение и воспитание. – Москва 2003
- Маллер А.Р., Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии – Москва 2000
- Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта – Москва 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование эстетического воспитания у детей с общей интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста через игру-драматизацию.
В детском саду для детей с нарушением интеллекта - эстетическое воспитание, несомненно, является важнейшей стороной развития и воспитания особого ребёнка. Оно способствует обог...
"Игра-драматизация как средство коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общей интеллектуальной недостаточностью"
обощение опыта работы...
"Развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью через театрализованную деятельность".
Театрализация- это импровизация, оживление предметов и звуков. В ней ребёнок накапливает опыт ролевого поведения и ролевых отношений, который облегчает ему вхождение в жизнь.Именно театрализованная де...
Индивидуальное коррекционно - развивающее занятие с ребенком с общей интеллектуальной недостаточностью (второй год обучения) " Как у нашего кота"
Надеюсь, занятие будет интересно учителям - дефектологам, работающим с детьми с ОИН, при формировании представлений о домашних животных....
Опыт работы «Социализация воспитанников ДОУ через трудовое воспитание»
Приобщение детей подготовительной группы к труду...
«Создание условий для социализации детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) через творческую деятельность путем внедрения АДОП»
Творческая деятельность оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятель...
ПРОЕКТ на тему: «Формирование представление детей о народных художественных промыслах через трудовое воспитание»
laquo; Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем ...