Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Жители России.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Юлия Николаевна Куманяева

 

Цель: формирование толерантного отношения к собственной национальной культуре и культуре других народов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Жители России.

Разработала: воспитатель высшей категории Куманяева Ю.Н.

Цель: формирование толерантного отношения к собственной национальной культуре и культуре других народов.

Задачи:

— обогащать первоначальные представления о людях разных национальностей, населяющих Россию, их равноправии;

— стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей страны;

— формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.

Оборудование: географическая карта России, настольно-печатные игры «Найди национальный костюм, иллюстрация с изображением пограничников, аудиозаписи песен о России («Моя Россия», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой, «Гляжу в озера синие...», муз. Л. Афанасьева, сл. И. Шаферана), слайды с изображением природы России, проектор, аудиопроигрыватель, платок.

Ход занятия

Дети входят в зал и выстраиваются у центральной стены.

Вед. Здравствуйте! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о нашей Родине. Послушайте, какие стихи прочитают наши ребята.

1.Диана. Вот она Россия наша страна

Очень и очень большая она,

Россия- Родина, наш дом,

Где вместе с вами мы живём!

2. Сабина. Россия, Россия - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют просторы родные,

Раздольные русские песни поют.

3. Ева. Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля.

Это русское раздолье!

Это русская земля!

4.Динар. Слышу песни жаворонка

Слышу трели соловья -

Это русское раздолье!

Это Родина моя!

Дети проходят и  садятся на стульчики.

Вед. Наша страна очень большая и красивая. Много разных народов живёт в ней и у каждого свои обычаи, сказки, музыка, песни. Родина русского народа – Россия. Каждый россиянин взрослый и маленький горд тем, что у него есть такая прекрасная Родина.

Покажите на карте Россию.

Дети выполняют задание.

Россия — большая страна. Она занимает огромную территорию. Ребята, какие цвета преобладают на карте нашей Родины?

Дети. Зеленый, синий.

Воспитатель. Что означают эти цвета?

Дети. Зеленый цвет — это леса, синий — реки, моря и озера.

Воспитатель. В России есть реки, моря и озера, горы и степи, леса. Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, что у нас очень богатая и красивая природа.

Воспитатель. Много песен придумано о России. Послушайте одну из них.

Звучит аудиозапись песни «Гляжу в озера синие...» (муз.Л. Афанасьева, сл. И. Шаферана), параллельно демонстрируются иллюстрации с изображением природы в разное время года.

Природа России очень богатая и ценна, люди берегут ее, заботятся о ней. Посмотрите на карту России. Ребята, как узнать, где заканчивается территория нашей страны?

Дети. По ее границе.

Воспитатель. Правильно, у России есть граница.

Воспитатель проводит указкой по линии границы на карте.

Кто охраняет границу?

Дети. Пограничники.

Воспитатель. Верно, границу России охраняют воины-пограничники.

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением пограничников.

Армией своей Россия славилась всегда. Россияне очень любят свою страну и защищают ее.  Как и любое другое государство,  Россия имеет определенную территорию -  границу,  которая показывает, где заканчивается ее территория;  армию, которая охраняет эту границу; люди, которые на ней живут. Как называют людей, которые живут на территории России?

Дети. Россияне.

Воспитатель. Люди, которые живут на территории России, называются россиянами, независимо от их национальности. Ребята, представители каких национальностей живут в России?

Дети. Русские, татары, башкиры, удмурты, чуваши и др.

Воспитатель. На территории  России в городах  и селах,  кишлаках и аулах живут люди разных национальностей — русские, башкиры, удмурты, татары, чуваши, чукчи, карелы, буряты, евреи и многие другие. Люди, проживающие на одной территории, должны уважать друг друга, быть, как братья, как пальцы вашей руки в новой интересной игре «Братцы», с которой я хочу вас познакомить. Представьте,  что каждый палец на руке означает людей разных национальностей, например: большой палец — башкиры, указательный — русские, средний — татары, безымянный — удмурты, мизинец — коми-пермяки.

Пальчиковая игра «Братцы»

Засиделись в избушке братцы,

(Дети отводят мизинец в сторону — в плоскости ладони.)

Захотел меньшой прогуляться,

(Покачивают мизинцем и возвращаются в и. п.)

Да скучно ему гулять одному,

Зовет он братца вдвоем прогуляться,

(Отводят мизинец и безымянный палец в сторону, затем возвращаются ви.п.)

Да скучно им гулять вдвоем,

Зовут братца втроем прогуляться,

(Отводят вбок три прижатых друг к другу пальца.)

Грустно старшим сидеть в избе,

(Соединяют подушечки большого и указательного пальцев (4 раза). )

Зовут они братцев домой к себе.

(Соединяют все пальцы в щепоть.)

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что сильнее: один палец или пальцы, собранные вместе?

Дети. Собранные вместе пальцы.

Воспитатель. Вот так и с людьми разных национальностей, проживающих на территории России: чем крепче дружба, тем они сильнее. Посмотрите, у нас сидят куклы, в разных национальных костюмах, рассмотрите их. ( дети рассматривают кукол в национальных костюмах) .А сейчас я вам  предлагаю поиграть в игру, которая напомнит вам об особенностях национальной одежды народов России.

Игра «Найди национальный костюм»

Дети делятся на группы, находят бумажную национальную одежду (русскую, татарскую, удмуртскую и т.д.). После выполнения задания рассказывают об основных особенностях, элементах, орнаментах национальной одежды.

Воспитатель. Ребята, у каждого народа, проживающего на территории России, есть не только национальная одежда, но и любимые игры. Какие любимые игры русских людей вы знаете?

Дети. «Лапоть», «Горелки», «Дрема», «Лапта», «Долгая Арина», «Плетень».

Русская народная игра «Плетень»

Дети строятся в две шеренги напротив друг друга, сцепив руки в положении крест-накрест. По сигналу первая шеренга идет навстречу второй шеренге, которая стоит на месте, и кланяется ей. Затем отходит на первоначальные позиции. То же делает вторая шеренга. По сигналу дети начинают хаотично передвигаться по площадке, а затем приседают, произнося слова:

Есть старинная игра,

Называется «Плетень»,

Нам в нее играть охота,

Нам в нее играть не лень.

Раз плетень, два плетень,

Спрячемся от солнца в тень.

Посидим, отдохнем

И опять играть начнем.

С окончанием слов дети должны построиться в шеренги.

Выигрывает та команда, которая быстрее правильно построится.

Воспитатель. Ребята, а какие игры других народов вы знаете?

Займи место (Буш урын) татарсая ира

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет по кругу в противоположную сторону и говорит:

-  Как сорока стрекочу,
   Никого в дом не пущу.
  Как гусыня гогочу,

      Тебя хлопну по плечу
   - Беги!

Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Правила игры. Круг должен сразу остановиться при слове беги.

Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться  стоящих в кругу.

Подвижная игра «В ворона»

Клушка гуляет со своими Цыплятами по лугу. Навстречу ей выходит Ворон.

Ворон. Клушка, а клушка, дай тейнелефксцень! (Клушка, а клушка, дай мне цыпленка!)

Клушка. Афмаксса, варси, афмаксса! (Не дам, ворон, не дам!)

Ворон. Монтоньшабатненьсаласайне! (Я всех твоих деток украду!)

И начинает цыплят по одному вылавливать.

Клушка (защищая цыплят). Варк! Варк!

Ворон (ловя цыплят). Пивь! Пивь!

Дети. Башкирскую игру «Юрта», татарскую игру «Скок- перескок».

Башкирская народная игра «Юрта»

Дети делятся на группы по четыре человека, образуют круги около свернутых платков, которые лежат на земле. Взявшись за руки, идут кругами переменным шагом под национальную музыку. Когда музыка смолкает, дети должны развернуть платок и поднять его за четыре конца высоко над головой. Выигрывает группа детей, первой поднявшая платок, — «построившая юрту».

Воспитатель. Все люди, живущие на территории России, имеют равные права, традиции, культуру; все это нужно ценить и уважать. Россия — очень сильная, культурная страна, ее знают во всем мире.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, как называется всё, что находится вокруг человека, окружает его.

Дети. Окружающий мир.

Воспитатель. Правильно. Окружающий мир очень большой. В него входят живая и неживая природа, люди, предметы, которыми мы пользуемся. Всё это не появляется в жизни каждого из нас отдельно, а существует очень давно, передаётся нам от наших предков (людей, которые жили раньше) в виде наследия. Наследие бывает разным: природным (растения, животные) и культурным (созданным руками человека). Как должен относиться человек к природному наследию?

Дети.  Бережно.

Воспитатель: Почему?.

Дети: Чтобы вода в реке была чистой, было много животных и птиц, растений и цветов.

Воспитатель: Правильно, если к природному наследию люди будут относиться расточительно, потомкам ничего не останется: ни чистой воды, ни красивых цветов, ни животных, ни щебечущих птиц. А теперь, ребята, вспомните о том, кто создаёт культурное наследие.

Дети. Люди.

Воспитатель: Правильно, культурное наследие создают и присваивают люди. Как относиться человек к культурному наследию?

Дети: Бережно, он сам создаёт различные предметы.

Воспитатель: Да, ребята, человек не только бережёт культурное наследие, но и приумножает его, сам создаёт различные предметы (посуду, картины, песни, сказки).

По культурному наследию, оставленному нашими предками, можно судить о том, как жили люди раньше, что для них было ценным. И мы с вами должны бережно относиться ко всему. Чем больше человек знает, умеет, чем бережнее относится к окружающему миру, к себе, тем он культурнее.

Звучит аудиозапись песни «Моя Россия» (муз.Г. Струве, сл. Н. Соловьевой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе. Жители России

Формирование толерантного отношения к собственной национальной культуре и культуре других народов....

Конспект ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДОУ «ДЕРЕВЬЯ – ГЛАВНЫЕ ЖИТЕЛИ ЛЕСА»

Занятие по закреплению и совершенствованию знаний старших дошкольников о деревьях лесов нашей полосы.На знятии дети смогли закрепить знания о строении деревьев, закрепили умения рисовать деревья,...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Люблю тебя, моя Россия»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Люблю тебя, моя Россия» Цель: углубление и уточнение представлений о Родине – России.Задачи:образовательны...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе посвящённый Дню России – 12 июня "Россия – Родина моя!"

Конспект интегрированного  занятия в подготовительной группе посвящённый Дню России – 12 июня "Россия – Родина моя!"Цель: Воспитание патриотических чувств детей дошколь...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Флаг России»

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество.Образовательные задачи: дать знания о государственном флаге, как об одном из важнейших атрибутов государства; обобщит...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Какие народы живут в России».

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе«Какие народы живут в России»....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Белая берёза - символ России".

Развивать чувство патриотизма и любви к Родине через народные символы России, формировать у дошкольников представления о характерных особенностях берёзы....