Игра как средство общения детей 2-го младшего возраста. Самообразование воспитателя ДОУ
методическая разработка
Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру.
В материале представлены принципы работы с детьми и родителями на учебный год; анализ изученной литературы по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_igra_kak_sredstvo_obshcheniya_detey_2-go_mladshego_vozrasta.docx | 29.39 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования воспитателя Алиевой М. А.
на 2022-2023 учебный год по теме:
«Игра как средство общения детей 2-го младшего возраста»
Актуальность выбранной темы
Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством временем. В игре дети не ставят каких -то иных целей, чем играть. Она имеет важное значение в жизни ребенка. Игра, как вид непродуктивной деятельности человека, доставляет эмоциональное переживание удовольствия, наслаждения от процесса свободного проявления духовных и физических сил личности. Игра – это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения.
Интерес человека к игровой деятельности постоянен. В процессе игры ребенок совершенствуется, приобретая в игре все необходимые для жизни навыки. В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей. В игре происходит то самое главное, что дает нам игра – это самосовершенствование, стремление стать лучше. Игра становится для детей формой организации жизни, если она своим содержанием направляет детей на действие увлекательное, доброе и полезное, сплачивает и объединяет, доставляет радость. В игре наглядно обнаруживается единство всех сторон личности ребенка, а также единство психического и физического развития ребенка. Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра необходима для того, чтобы ребенок рос здоровым, жизни радостным и крепким.
Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации жизни и неигровой деятельности.
Цель работы по теме самообразования:
- Развивать умение играть вместе со сверстниками;
- Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием;
- Активизировать речь детей;
- Проявлять интерес к игровым действиям сверстников;
- Воспитывать желание помогать друг другу.
Задачи:
- Работать над развитием воображения дошкольников
- Выявлять творческие возможности детей посредством игр;
- Тренировать мелкую и крупную моторику; координацию
- Расширять кругозор ребенка посредством игры;
- Развивать коммуникативные способности детей;
- Формировать художественно – эстетический вкус детей
Предполагаемый результат:
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности развивается понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. Детям предлагаются разные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми. Предлагаются детям для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом. У детей формируется умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников, следует им помогать играть рядом, не мешая друг другу.
Формы работы с детьми:
Групповая, подгрупповая и индивидуальная.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май |
| Анализ изученной литературы |
Работа с детьми | Октябрь | Знакомство детей друг с другом. Игра «Доброе утро» Игра «Как тебя зовут?» | Формирование умений детей приветствовать друг друга; настраивание детей на доброжелательный лад. Для знакомства детей друг с другом; установления доверительного контакта с детьми, сплочения группы. |
Ноябрь | Игры на развитие навыков общения. Игра «Назови ласково» Игра «Ласковое имя» | Обучение взаимодействию детей друг с другом, называя имя сверстника. Формирование самоуважения детей; активизации доброжелательного отношения детей к сверстникам. | |
Декабрь | Игра «Покажу, как я люблю» | Формирование у детей умения выражать симпатию. | |
Январь | Развитие общения детей через сюжетно-ролевые игры Игра «Едут машины» Игра «Детский сад» | Активизация речи детей за счет слов (водитель, водит машину, правила дорожного движения, трасса, светофор, пассажиры, маршрут) Формирование умения доброжелательно здороваться, приходя в детский сад; играть с детьми, делиться игрушками | |
Февраль | Дидактические и подвижные игры Игра «Лягушки» Игра «Катай мяч» | Развитие бега, умения прыгать на двух ногах. Развивать выдержку, внимание, ловкость. Упражнять в катании мяча | |
Март | Театрализованные игры Игра «На нашем дворе» сказка «Репка» Игра «Колобок» | Формировать умение слушать рассказ, используя наглядные изображения; вызвать у детей положительные эмоции; пробуждать интерес к игре, желание подражать интонации голоса взрослого. Пробуждать интерес к театрализованной игре путём первого опыта общения с персонажами; предложить детям следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации; расширять активный словарь детей. | |
Апрель | Закрепление полученных умений у детей используя все виды игр. Д/и “Узнай меня” Д/и “Угадай игрушку” Д/и «Семья» Д/и «Огуречик, огуречик» | Формирование умения описывать и узнавать по описанию Формирование умений детей выполнять команды, следовать правилам игры. Формирование представлений о семейных взаимоотношениях, совместных досугах; воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности. Развивать внимание; обогащать словарный запас; воспитывать осторожное поведение; осваивать ласковые обращения. | |
Май | Подведение итогов проделанной работы | Проведение наблюдений, анализ выполненной работы; определение положительных сторон; выявление недостатков | |
Самореализация | Сентябрь-май | Сбор информации и методов работы на тему «Игра как средство общения детей первой младшей группы» Консультация с родителями о значении игр в жизни детей. Консультация с родителями: материалы для развития речи ребенка через игры. | Оформление игровой атрибутики, дидактических пособий; оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультаций. |
Анализ изученной литературы.
Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации/Н. Ф. Губанова// М., изд-во Мозаика – Синтез, 2008, 147 с. | В программе определены задачи развития и совершенствования всех видов игр с учетом возраста детей: умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные правила игры. |
Галигузова Л. И., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет/Л. И. Галигузова, Е. О. Смирнова// – М. : Просвещение, 1992, 78 с. | Книга посвящена той сфере жизни ребенка, которая определяет весь ход его психологического развития. Речь здесь идет об общении малыша с окружающими людьми. Книга изучена в интернет-источнике: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1685009031&tld=ru&lang=ru&name=Galiguzova.doc&text=Галигузова%20Л.%20И.%2C%20Смирнова%20Е.%20О.%20Ступени%20общения%3A%20от%20года%20до%20семи%20лет%2FЛ.%20И.%20Галигузова%2C%20Е.%20О.%20Смирнова%2F%2F%20–%20М.%20%3A%20Просвещение%2C%201992&url=https%3A%2F%2Fmaminsite.ru%2FLibrary%2FGaliguzova.doc&lr=10937&mime=doc&l10n=ru&sign=c73ea11a494fae4a6cb0a1cfa334291c&keyno=0&serpParams=tm%3D1685009031%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3DGaliguzova.doc%26text%3D%25D0%2593%25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25B3%25D1%2583%25D0%25B7%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%2B%25D0%259B.%2B%25D0%2598.%252C%2B%25D0%25A1%25D0%25BC%25D0%25B8%25D1%2580%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%2B%25D0%2595.%2B%25D0%259E.%2B%25D0%25A1%25D1%2582%25D1%2583%25D0%25BF%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%2B%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2589%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%253A%2B%25D0%25BE%25D1%2582%2B%25D0%25B3%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B0%2B%25D0%25B4%25D0%25BE%2B%25D1%2581%25D0%25B5%25D0%25BC%25D0%25B8%2B%25D0%25BB%25D0%25B5%25D1%2582%2F%25D0%259B.%2B%25D0%2598.%2B%25D0%2593%25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25B3%25D1%2583%25D0%25B7%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%252C%2B%25D0%2595.%2B%25D0%259E.%2B%25D0%25A1%25D0%25BC%25D0%25B8%25D1%2580%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%2F%2F%2B%25E2%2580%2593%2B%25D0%259C.%2B%253A%2B%25D0%259F%25D1%2580%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25B2%25D0%25B5%25D1%2589%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5%252C%2B1992%26url%3Dhttps%253A%2F%2Fmaminsite.ru%2FLibrary%2FGaliguzova.doc%26lr%3D10937%26mime%3Ddoc%26l10n%3Dru%26sign%3Dc73ea11a494fae4a6cb0a1cfa334291c%26keyno%3D0 |
Смирнова Е. О. Детская психология/Е. О. Смирнова// М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006, 366 с. | В учебнике раскрываются основные понятия, важные теоретические положения современной детской психологии, рассматриваются закономерности развития познавательных психических процессов ребенка, становление ведущих видов деятельности на каждом возрастном этапе. Дается характеристика проблемы готовности ребенка к школе, которая является своеобразным итогом психического развития дошкольника. Книга изучена в интернет-источнике: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1685009287&tld=ru&lang=ru&name=a010c6a810006b8460fada4576b2a30c9c55217f.pdf&text=Смирнова%20Е.%20О.%20Детская%20психология%2FЕ.%20О.%20Смирнова%2F%2F%20М.%20%3A%20Гуманитар%2C%20изд.%20центр%20ВЛАДОС%2C%202006.&url=https%3A%2F%2Fs.siteapi.org%2Fecda36889c281a6%2Fdocs%2Fa010c6a810006b8460fada4576b2a30c9c55217f.pdf&lr=10937&mime=pdf&l10n=ru&sign=9398d52e447b649e77ae5e5652fd96fb&keyno=0&serpParams=tm%3D1685009287%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3Da010c6a810006b8460fada4576b2a30c9c55217f.pdf%26text%3D%25D0%25A1%25D0%25BC%25D0%25B8%25D1%2580%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%2B%25D0%2595.%2B%25D0%259E.%2B%25D0%2594%25D0%25B5%25D1%2582%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B0%25D1%258F%2B%25D0%25BF%25D1%2581%25D0%25B8%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25B8%25D1%258F%2F%25D0%2595.%2B%25D0%259E.%2B%25D0%25A1%25D0%25BC%25D0%25B8%25D1%2580%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%2F%2F%2B%25D0%259C.%2B%253A%2B%25D0%2593%25D1%2583%25D0%25BC%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%2582%25D0%25B0%25D1%2580%252C%2B%25D0%25B8%25D0%25B7%25D0%25B4.%2B%25D1%2586%25D0%25B5%25D0%25BD%25D1%2582%25D1%2580%2B%25D0%2592%25D0%259B%25D0%2590%25D0%2594%25D0%259E%25D0%25A1%252C%2B2006.%26url%3Dhttps%253A%2F%2Fs.siteapi.org%2Fecda36889c281a6%2Fdocs%2Fa010c6a810006b8460fada4576b2a30c9c55217f.pdf%26lr%3D10937%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3D9398d52e447b649e77ae5e5652fd96fb%26keyno%3D0 |
Эльконин Д. Б. Психология игры/Д. Б. Эльконин// М., 2008, 226 с. | В монографии обобщаются основные материалы по теории психологии игры. Автор дает обстоятельный критический анализ современных зарубежных теорий игры, теоретически и экспериментально обосновывает новое (разработанное при непосредственном его участии) понимание игры, сложившееся в советской психологии, показывает значение игры для психического развития ребенка. Монография изучена в интернет-источнике: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию «Игра как средство общения детей»
План по самообразованию...
План работы над темой самообразования: «Игра как средство общения детей младшего дошкольного возраста »
Цель: изучение возможности игры, как средство формирования навыков общения детей дошкольного возраста.Задачи:наполнить игровую деятельность детей дошкольного возраста активно-деятельным и э...
Практическая часть: План-Таблица по самообразованию на тему: «Игра как средство общения детей первой младшей группы» Картотека игр и потешек для детей 1-3 года.
Самые актуальные и работающие игры и потешки, подходящие для раннего возраста, я собрала сдесь....
План – Таблица по самообразованию на тему: «Игра как средство общения детей первой младшей группы» 2021-2022 год.
Уважаемые родители! Основная часть развития малышей состоит из игровых действий. Ребенок лучше усваивает и быстрее развивается, если с ним играть по ролям. Сюжетно-ролевые игры, способствуют раз...
Игра как средство общения детей младшей группы
Речевое развитие посредствам игровой деятельности...
"Коммуникативные танцы-игры как средство общения детей дошкольного возраста"
quot;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества". В.А. Сухомлинский...
Индивидуальный план работы по самообразованию По теме «Игра как средство общения детей первой младшей группы»
ИГРА – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами,...