Игра как средство общения детей 2-го младшего возраста. Самообразование воспитателя ДОУ
методическая разработка

Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру.
В материале представлены принципы работы с детьми и родителями на учебный год; анализ изученной литературы по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План самообразования воспитателя Алиевой М. А.
на 2022-2023 учебный год  по теме:
«Игра как средство общения детей 2-го младшего возраста»

Актуальность выбранной темы

Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством временем. В игре дети не ставят каких -то иных целей, чем играть.  Она имеет важное значение в жизни ребенка. Игра, как вид непродуктивной деятельности человека, доставляет эмоциональное переживание удовольствия, наслаждения от процесса свободного проявления духовных и физических сил личности. Игра – это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения.
            Интерес человека к игровой деятельности постоянен. В процессе игры ребенок совершенствуется, приобретая в игре все необходимые для жизни навыки.  В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей. В игре происходит то самое главное, что дает нам игра – это самосовершенствование, стремление стать лучше. Игра становится для детей формой организации жизни, если она своим содержанием направляет детей на действие увлекательное, доброе и полезное, сплачивает и объединяет, доставляет радость. В игре наглядно обнаруживается единство всех сторон личности ребенка, а также единство психического и физического развития ребенка. Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра необходима для того, чтобы ребенок рос здоровым, жизни радостным и крепким. 
            Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации жизни и неигровой деятельности.

Цель работы по теме самообразования:

  1. Развивать умение играть вместе со сверстниками;
  2. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием;
  3. Активизировать речь детей;
  4. Проявлять интерес к игровым действиям сверстников;
  5. Воспитывать желание помогать друг другу.

Задачи:

  1. Работать над развитием воображения дошкольников
  2. Выявлять творческие возможности детей посредством игр;
  3. Тренировать мелкую и крупную моторику; координацию
  4. Расширять кругозор ребенка посредством игры;
  5. Развивать коммуникативные способности детей;
  6. Формировать художественно – эстетический вкус детей

Предполагаемый результат:

              В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности развивается понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. 
              К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. Детям предлагаются разные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми. Предлагаются детям для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом. У детей формируется умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников, следует им помогать играть рядом, не мешая друг другу.

Формы  работы с детьми:

                Групповая, подгрупповая и индивидуальная.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

  1. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации/Н. Ф. Губанова// М., изд-во Мозаика – Синтез, 2008, 147 с.

  1. Галигузова Л. И., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет/Л. И. Галигузова, Е. О. Смирнова// – М. : Просвещение, 1992, 78 с.

  1. Смирнова Е. О. Детская психология/Е. О. Смирнова// М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006, 366 с.


  1. Эльконин Д. Б. Психология игры/Д. Б. Эльконин// М., 2008, 226 с.

Анализ изученной литературы 

Работа с детьми

Октябрь

Знакомство детей друг с другом.

Игра «Доброе утро»

Игра «Как тебя зовут?»

Формирование умений детей приветствовать друг друга; настраивание детей на доброжелательный лад.

Для знакомства детей друг с другом; установления доверительного контакта с детьми, сплочения группы.

Ноябрь

Игры на развитие навыков общения.

 Игра «Назови ласково»

Игра «Ласковое имя»

Обучение взаимодействию детей друг с другом, называя имя сверстника.

Формирование самоуважения детей; активизации доброжелательного отношения детей к сверстникам.

Декабрь

Игра «Покажу, как я люблю»

Формирование у детей умения выражать симпатию.

Январь

Развитие общения детей через сюжетно-ролевые игры

Игра «Едут машины»

Игра «Детский сад»

Активизация речи детей за счет слов (водитель, водит машину, правила дорожного движения, трасса, светофор, пассажиры, маршрут)

Формирование умения доброжелательно здороваться, приходя в детский сад; играть с детьми, делиться игрушками

Февраль

Дидактические и подвижные игры

Игра «Лягушки»

Игра «Катай мяч»

Развитие бега, умения прыгать на двух ногах.

Развивать выдержку, внимание, ловкость. Упражнять в катании мяча

Март

Театрализованные игры

Игра «На нашем дворе» сказка «Репка»

Игра «Колобок»

Формировать умение слушать рассказ, используя наглядные изображения; вызвать у детей положительные эмоции; пробуждать интерес к игре, желание подражать интонации голоса взрослого.

Пробуждать интерес к театрализованной игре путём первого опыта общения с персонажами; предложить детям следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации; расширять активный словарь детей.

Апрель

Закрепление полученных умений у детей используя все виды игр.

Д/и “Узнай меня”

Д/и “Угадай игрушку”

Д/и «Семья»

Д/и «Огуречик, огуречик»

Формирование умения описывать и узнавать по описанию

Формирование умений детей выполнять команды, следовать правилам игры.

Формирование представлений о семейных взаимоотношениях, совместных досугах; воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

Развивать внимание; обогащать словарный запас; воспитывать осторожное поведение; осваивать ласковые обращения.

Май

Подведение итогов проделанной работы

Проведение наблюдений, анализ выполненной работы; определение положительных сторон; выявление недостатков

Самореализация

Сентябрь-май

Сбор информации и методов работы на тему «Игра как средство общения детей первой младшей группы»

Консультация с родителями о значении игр в жизни детей.

Консультация с родителями: материалы для развития речи ребенка через игры.

Оформление игровой атрибутики, дидактических пособий; оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультаций.

Анализ изученной литературы.

Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации/Н. Ф. Губанова// М., изд-во Мозаика – Синтез, 2008, 147 с.

В программе определены задачи развития и совершенствования всех видов игр с учетом возраста детей: умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные правила игры.

Программа изучена в интернет-источнике:
http://ds214.omsk.obr55.ru/files/2023/01/Igrovaya_deyatelnost_v_detskom_sadu_N_F_Gubanova.pdf

Галигузова Л. И., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет/Л. И. Галигузова, Е. О. Смирнова// – М. : Просвещение, 1992, 78 с.

Книга посвящена той сфере жизни ребенка, которая определяет весь ход его психологического развития. Речь здесь идет об общении малыша с окружающими людьми.

Книга изучена в интернет-источнике: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1685009031&tld=ru&lang=ru&name=Galiguzova.doc&text=Галигузова%20Л.%20И.%2C%20Смирнова%20Е.%20О.%20Ступени%20общения%3A%20от%20года%20до%20семи%20лет%2FЛ.%20И.%20Галигузова%2C%20Е.%20О.%20Смирнова%2F%2F%20–%20М.%20%3A%20Просвещение%2C%201992&url=https%3A%2F%2Fmaminsite.ru%2FLibrary%2FGaliguzova.doc&lr=10937&mime=doc&l10n=ru&sign=c73ea11a494fae4a6cb0a1cfa334291c&keyno=0&serpParams=tm%3D1685009031%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3DGaliguzova.doc%26text%3D%25D0%2593%25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25B3%25D1%2583%25D0%25B7%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%2B%25D0%259B.%2B%25D0%2598.%252C%2B%25D0%25A1%25D0%25BC%25D0%25B8%25D1%2580%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%2B%25D0%2595.%2B%25D0%259E.%2B%25D0%25A1%25D1%2582%25D1%2583%25D0%25BF%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%2B%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2589%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%253A%2B%25D0%25BE%25D1%2582%2B%25D0%25B3%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B0%2B%25D0%25B4%25D0%25BE%2B%25D1%2581%25D0%25B5%25D0%25BC%25D0%25B8%2B%25D0%25BB%25D0%25B5%25D1%2582%2F%25D0%259B.%2B%25D0%2598.%2B%25D0%2593%25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25B3%25D1%2583%25D0%25B7%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%252C%2B%25D0%2595.%2B%25D0%259E.%2B%25D0%25A1%25D0%25BC%25D0%25B8%25D1%2580%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%2F%2F%2B%25E2%2580%2593%2B%25D0%259C.%2B%253A%2B%25D0%259F%25D1%2580%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25B2%25D0%25B5%25D1%2589%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5%252C%2B1992%26url%3Dhttps%253A%2F%2Fmaminsite.ru%2FLibrary%2FGaliguzova.doc%26lr%3D10937%26mime%3Ddoc%26l10n%3Dru%26sign%3Dc73ea11a494fae4a6cb0a1cfa334291c%26keyno%3D0

Смирнова Е. О. Детская психология/Е. О. Смирнова// М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006, 366 с.

В учебнике раскрываются основные понятия, важные теоретические положения современной детской психологии, рассматриваются закономерности развития познавательных психических процессов ребенка, становление ведущих видов деятельности на каждом возрастном этапе. Дается характеристика проблемы готовности ребенка к школе, которая является своеобразным итогом психического развития дошкольника.

Книга изучена в интернет-источнике:

https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1685009287&tld=ru&lang=ru&name=a010c6a810006b8460fada4576b2a30c9c55217f.pdf&text=Смирнова%20Е.%20О.%20Детская%20психология%2FЕ.%20О.%20Смирнова%2F%2F%20М.%20%3A%20Гуманитар%2C%20изд.%20центр%20ВЛАДОС%2C%202006.&url=https%3A%2F%2Fs.siteapi.org%2Fecda36889c281a6%2Fdocs%2Fa010c6a810006b8460fada4576b2a30c9c55217f.pdf&lr=10937&mime=pdf&l10n=ru&sign=9398d52e447b649e77ae5e5652fd96fb&keyno=0&serpParams=tm%3D1685009287%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3Da010c6a810006b8460fada4576b2a30c9c55217f.pdf%26text%3D%25D0%25A1%25D0%25BC%25D0%25B8%25D1%2580%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%2B%25D0%2595.%2B%25D0%259E.%2B%25D0%2594%25D0%25B5%25D1%2582%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B0%25D1%258F%2B%25D0%25BF%25D1%2581%25D0%25B8%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25B8%25D1%258F%2F%25D0%2595.%2B%25D0%259E.%2B%25D0%25A1%25D0%25BC%25D0%25B8%25D1%2580%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%2F%2F%2B%25D0%259C.%2B%253A%2B%25D0%2593%25D1%2583%25D0%25BC%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%2582%25D0%25B0%25D1%2580%252C%2B%25D0%25B8%25D0%25B7%25D0%25B4.%2B%25D1%2586%25D0%25B5%25D0%25BD%25D1%2582%25D1%2580%2B%25D0%2592%25D0%259B%25D0%2590%25D0%2594%25D0%259E%25D0%25A1%252C%2B2006.%26url%3Dhttps%253A%2F%2Fs.siteapi.org%2Fecda36889c281a6%2Fdocs%2Fa010c6a810006b8460fada4576b2a30c9c55217f.pdf%26lr%3D10937%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3D9398d52e447b649e77ae5e5652fd96fb%26keyno%3D0

Эльконин Д. Б. Психология игры/Д. Б. Эльконин// М., 2008, 226 с.

В монографии обобщаются основные материалы по теории психологии игры. Автор дает обстоятельный критический анализ современных зарубежных теорий игры, теоретически и экспериментально обосновывает новое (разработанное при непосредственном его участии) понимание игры, сложившееся в советской психологии, показывает значение игры для психического развития ребенка.

Монография изучена в интернет-источнике:
https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1685009315&tld=ru&lang=ru&name=Эльконин%20Д.%20Б.%20Психология%20игры.pdf&text=Эльконин%20Д.%20Б.%20Психология%20игры%2FД.%20Б.%20Эльконин%2F%2F%20М.%2C%202008&url=https%3A%2F%2Fgpa.cfuv.ru%2Fcourses%2Fos-ped-mast%2FDoc%2F%25D0%259A%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B3%25D0%25B8%2520%25D0%25B2%2520%25D1%2584%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BC%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25B5%2520(pdf)%2F%25D0%25AD%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BD%2520%25D0%2594.%2520%25D0%2591.%2520%25D0%259F%25D1%2581%25D0%25B8%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25B8%25D1%258F%2520%25D0%25B8%25D0%25B3%25D1%2580%25D1%258B.pdf&lr=10937&mime=pdf&l10n=ru&sign=01af2d0740c642730bc3a294599f61db&keyno=0&serpParams=tm%3D1685009315%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3D%25D0%25AD%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BD%2520%25D0%2594.%2520%25D0%2591.%2520%25D0%259F%25D1%2581%25D0%25B8%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25B8%25D1%258F%2520%25D0%25B8%25D0%25B3%25D1%2580%25D1%258B.pdf%26text%3D%25D0%25AD%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BD%2B%25D0%2594.%2B%25D0%2591.%2B%25D0%259F%25D1%2581%25D0%25B8%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25B8%25D1%258F%2B%25D0%25B8%25D0%25B3%25D1%2580%25D1%258B%2F%25D0%2594.%2B%25D0%2591.%2B%25D0%25AD%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BD%2F%2F%2B%25D0%259C.%252C%2B2008%26url%3Dhttps%253A%2F%2Fgpa.cfuv.ru%2Fcourses%2Fos-ped-mast%2FDoc%2F%2525D0%25259A%2525D0%2525BD%2525D0%2525B8%2525D0%2525B3%2525D0%2525B8%252520%2525D0%2525B2%252520%2525D1%252584%2525D0%2525BE%2525D1%252580%2525D0%2525BC%2525D0%2525B0%2525D1%252582%2525D0%2525B5%252520%2528pdf%2529%2F%2525D0%2525AD%2525D0%2525BB%2525D1%25258C%2525D0%2525BA%2525D0%2525BE%2525D0%2525BD%2525D0%2525B8%2525D0%2525BD%252520%2525D0%252594.%252520%2525D0%252591.%252520%2525D0%25259F%2525D1%252581%2525D0%2525B8%2525D1%252585%2525D0%2525BE%2525D0%2525BB%2525D0%2525BE%2525D0%2525B3%2525D0%2525B8%2525D1%25258F%252520%2525D0%2525B8%2525D0%2525B3%2525D1%252580%2525D1%25258B.pdf%26lr%3D10937%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3D01af2d0740c642730bc3a294599f61db%26keyno%3D0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы над темой самообразования: «Игра как средство общения детей младшего дошкольного возраста »

Цель:  изучение возможности игры, как средство формирования навыков общения детей дошкольного возраста.Задачи:наполнить игровую деятельность детей дошкольного возраста активно-деятельным и э...

План – Таблица по самообразованию на тему: «Игра как средство общения детей первой младшей группы» 2021-2022 год.

Уважаемые родители! Основная часть развития  малышей состоит из игровых действий. Ребенок лучше усваивает и быстрее развивается, если с ним играть по ролям. Сюжетно-ролевые игры, способствуют раз...

Игра как средство общения детей младшей группы

Речевое развитие посредствам игровой деятельности...

Индивидуальный план работы по самообразованию По теме «Игра как средство общения детей первой младшей группы»

ИГРА – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами,...

Отчет по самообразованию на тему "Игра как средство общения детей раннего возраста"

Цель: Создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребенка позитивных межличностных отношений в процессе игры. Повысить свой профессиональный уровень, р...