Инновационные методы математических досугов и самостоятельной деятельности детей
консультация

Надежда Владимировна Кочетова

Инновационные методы математических досугов и самостоятельной деятельности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nadya-kons3.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные методы математических досугов и самостоятельной деятельности детей

Актуальность

В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность приемов, развивающих игр и упражнений.

 Для этого  существуют Инновационные технологии.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

1. Информационно – коммуникативные технологии

Самые несложные презентации заменяют множество дидактических пособий и картинок, используемых при организации досуга, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком, что делает досуг с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее.

2. Здоровьесберегающие технологии

Дыхательная гимнастика, глазодвигательные упражнения, бодрящая гимнастика и гимнастика пробуждения, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, психогимнастика.

Физминутки математического содержания.

Кинезиологические упражнение - это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

 «Кинезиологические упражнения – гимнастика для мозга». Кинезиология – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь,счёт, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.

 «Сорви яблоки»

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растетяблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большоеяблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайтерезкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшуюкорзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначаладотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко.

Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит.

Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину ивыдохните. Теперь вы знаете, что вам нужно делать. Используйте обе руки попеременно,чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте. Это упражнение прекрасно подходит для растяжки мышц туловища и ног и одновременно закрепляются понятия вправо  влево, вперёд.

Игровое упражнение «Ухо – нос» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – запротивоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйтеположение рук «с точностью наоборот».

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться доколена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10

Эти упражнения можно делать не только детям, на самом деле эти упражнения подойдут любому взрослому человеку.

ТРИЗ (теория решения изобретательных задач)

 Эффективно включать в досуговую деятельность  элементы ТРИЗ. Это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников.

Цель ТРИЗ: научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов

Девиз ТРИЗовцев: «Можно говорить всё!»

Благодаря ТРИЗ технологии процесс обучения является интересным и увлекательным.

Например, со 2 младшей группы можно проводить  игры:«Чем был, чем стал», «Раньше – позже» «Игра «Да – нет - ка».

«Раньше – позже»

Цель: закрепить знания о частях суток, днях недели и временных отрезков.

Воспитатель называет  какую-либо ситуацию, а дети отвечают что было до этого, или, что будет после, и показываете соответствующую картинку.

Воспитатель: Какая часть суток сейчас?

Дети: День.

Воспитатель: А что было раньше?

Дети: Утро.

Воспитатель: А раньше?

Дети: Ночь.

Воспитатель: А еще раньше?

Воспитатель: Какой сегодня день недели?

Дети: Вторник.

Воспитатель: А какой день недели был вчера?

Дети: Понедельник.

Воспитатель: Какой день недели будет завтра?

Дети: Среда.

Воспитатель: А послезавтра?

Дети: Четверг.

Драматизация сказки «Теремок» (при закреплении геометрических фигур). Д: Тук-тук. Я треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе. В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, треугольник похож на меня, квадрат. Д: Мы геометрические фигуры. У нас есть углы, стороны. Мы делаем мир разнообразным. Д: Тук - тук. Я круг. Пустите меня к себе. В: Пустим, если скажешь, чем ты, круг отличаешься от нас (треугольника и квадрата). Д: У меня нет сторон и углов. Зато я могу катиться, а вы нет. Примечание: Игра может усложняться. Могут браться объекты разнообразных форм, и детям придется сказать еще и о похожестях и различиях объектов. В игре "Теремок" могут принимать участие от 2 до 10 человек. Чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке. Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно менять: задавать то на похожести, то на различия. Картинки обязательно использовать только на первом этапе, затем дети могут "держать" объект в голове.

Для математического развития детей рекомендуют применять следующие типы ТРИЗ - упражнений:

«Поиск общих признаков»

«Третий лишний»,«Поиск противоположных объектов»

Т. О  игры ТРИЗ дают возможность ребёнку думать, размышлять, обосновывать, классифицировать. …С помощью этих игр ребёнок расширяет свой кругозор, пополняет словарный запас, формируется способность логически мыслить.

 «Друдлы»

Друдлы (головоломки для развития воображения и креативности) - задачи, в которых требуется домыслить что изображено на рисунке. Основой друдла могут быть каракули и кляксы. Друдл - это не законченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать. Лучший ответ - тот, который сразу мало кому приходит в голову, но стоит его услышать - и решение кажется очевидным. Особенно ценится оригинальность и юмор. На основе незаконченных картинок (картинок, которые можно по-разному интерпретировать) американец Роджер Пирс придумал игру-головоломку с названием друдлы (droodle).рисунок -загадка

Смысл друдлов -  как можно больше придумать вариантов видения картинки. Ответы могут быть смешными, странными, невероятными или банальными. Отличительная особенность техники – в друдлах правильного ответа просто не существует. Здесь отмечается самый оригинальный и необычный ответ. Друдлы заставляют мозг переработать большой объём  информации, чтобы соотнести образ с абстрактными рисунками.

Упражнение «Это кто? Это что?»

Детям  даётся картинка и предлагается подумать, на что похоже изображение

Чтобы придумать больше интерпретаций, необходимо составить ассоциативные ряды, смотреть на рисунок под разными углами, некоторые части рисунка делать объёмными, соотносить с абстрактным рисунком привычные объекты и наделять их невероятными способностями. За каждое название даётся фишка. Побеждает тот, у кого будет больше фишек.

Друдл – это не только занимательная головоломка для ребёнка, но и весёлый увлекательный конкурс на праздники для дружной компании.  Это удивительная методика обеспечивает фактически неограниченный полёт фантазии для генерации креативных идей, развития образности речи, гибкого мышления и творческих способностей. Она, безусловно, объединяет детей и взрослых.

Метод наглядного моделирования.

(Развивающие головоломки)Для самостоятельной деятельности в уголке математике желательно поместитьигры -головоломки.

Математические игры -головоломки - интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.

Суть головоломок заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Игры представляют собой различные геометрические фигуры, разделенные на части. Кроме предметных силуэтов, игры позволяют создавать абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. «Монгольская игра» «Листик», «Танграмм»…

Дети работают со схемами. Сначала они накладывают детали на образец, а уже потом начинают выкладывать самостоятельно, используя схемы. Им очень нравятся головоломки, играют с большим удовольствием.

Игры Воскобовича имеют широкий возрастной диапазон. С детьми младшего возраста можно просто сортировать предметы, старшие дошкольники познают с помощью игр мир цифр и букв. Существует большой диапазон игр. К каждой игре составлены методические рекомендации.Самые популярные игры: «Квадрат Воскобовича», «Геоконт», головоломка «Змейка», «Складушки», «Чудо крестики» и др.

Для проведения опытов в  группенеобходимо иметь разнообразные колбочки, баночки . Детям должна предоставляться возможность перелить воду из бутылочек разной величины (высокой, узкой и низкой, широкой, глубокий, мелкий) в одинаковые сосуды, для определения объёма воды.

Блоки Дьенеша.

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог ЗолтанДьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также - восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывать ряды по заданному алгоритму).

Палочки Кюизенера

Палочки Кюизенера – это счётные палочки, которые ещё называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн.др.

Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

Таким образом, использование инновационных методов в процессе правоведения математических досугов даёт возможность усваивать детям сложные математические понятия, учатся считать. Использование новых  методов и приемов дает положительный результат в развитии психических процессов и речи, а также является средством формирования элементарных математических представлений.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технологии руководства самостоятельной деятельностью детей как метод индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»

Повышение профессиональной компетентности руководящего и педагогического состава в вопросах организации индивидуализированной РППС,  формирование мотивационной готовности у всех участников образо...

Перспективное планирование по использованию нетрадиционных методов рисования в старшем дошкольном возрасте (в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей)

Перспективное планирование  по использованию нетрадиционных методов рисования в старшем дошкольном возрасте(в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей)...

"Инновационные методы и традиционные подходы в деятельности педагога"

Интерактивные технологии представляют собой целостную систему, в которой образовательный процесс осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех воспитанников; педагог и ребенок я...

Статья «Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в процессе развития математических представлений»

Проблема математического развития детей дошкольного возраста в настоящее время приобретает все большее значение, поэтому обучение математике в дошкольном образовательном учреждении направлено на форми...

Игровые формы и методы, используемые при организации режимных моментов. Самостоятельная деятельность детей в ДОУ

самостоятельная деятельность детей в ДОУ - это такая деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально представлен...