«Технологии руководства самостоятельной деятельностью детей как метод индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
методическая разработка
Повышение профессиональной компетентности руководящего и педагогического состава в вопросах организации индивидуализированной РППС, формирование мотивационной готовности у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsii_v_doutehnologii_rukovodstva_samostoyatelnoy_deyatelnostyu_doshkolnikov_.docx | 172.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Кизильский детский сад № 3»
«Технологии руководства самостоятельной деятельностью
детей как метод индивидуализации
развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
2018г
«Технологии руководства самостоятельной деятельностью детей как метод индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
Концептуальная часть
Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей . В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.
Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля — к развитию, от управления - к самоуправлению.. Своеобразие парадигмы целей личностно- ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы
Источники и движущие силы развития и личного роста находятся в самом человеке. Главная задача обучения: помочь личности понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.
Индивидуализация – это создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей дошкольников (Г. М. Коджаспирова. Педагогический словарь)
С введением в действие приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», в котором изложены основные требования к развивающей предметно-пространственной среде, происходят значительные изменения в ней.
Стандарт дошкольного образования – это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, а не его унификации. В стандарте часто повторяется целевая установка – поощрение инициативы, самостоятельности ребенка. Раньше делали упор на то, что взрослый – главный, направляющий. Теперь он – партнер, который поддерживает активную инициативу ребенка. А так же поощряет самовыражение детей.
В теории и практике дошкольной педагогики давно обсуждается необходимость изучения и учета личностных особенностей детей. Однако определение индивидуализации как принципа образования в научно-методических исследованиях нередко подменяется понятиями "индивидуальный" или "индивидуально-дифференцированный подход".
Следует также отметить проблему подготовленности кадров, отсутствие у них профессиональной компетентности в реализации принципа индивидуализации. Педагоги, особенно со стажем работы, вынуждены ломать сложившиеся стереотипы и перестраивать организацию педагогического процесса, овладевать методами и технологиями, ориентированными на личностный подход к ребенку.
Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательный процесс ДОУ. При этом он должен прослеживаться в течении всего дня, а не соблюдаться только в специально отведенные часы или
при выполнении особых форм деятельности, например, на занятии, спортивных, развлекательных мероприятиях.
Инновационный подход заключается в том, что индивидуализация среды – это стержень, на который педагоги могут "нанизывать" используемые в настоящее время образовательные технологии:
• исследовательскую (проблемно-поисковую): модель "обучение через открытие";
• коммуникативную (дискуссионную): наличие дискуссий, представляющих различные точки зрения по изучаемым вопросам, их сопоставление, поиск лучшего варианта решения;
• имитационного моделирования (игровую): моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения;
• деятельностную: способность ребенка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;
• рефлексивную: осознание ребенком деятельности, того, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены и что он чувствовал при этом.
Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды заключается в том, что каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников "заражаться" текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.
Личностно-ориентированная образовательная среда характеризуется следующими признаками:
1. Признание педагогом уникальности и индивидуальной самоценности каждого воспитанника.
2. признание педагогом и воспитанником уникальности и самоценности любого другого ребенка.
3. Конструктивная тактика взаимодействия в системе «педагог-ребенок», «ребенок-ребенок».
4. Личная или коллективно создаваемая образовательная продукция не отрицает, а сопоставляется с культурно-историческими достижениями.
5. Получаемые ребенком образовательные ресурсы рефлексивно выявляются и оцениваются как им самим, так и педагогом.
6. Опора на субъективный опыт ребенка – любое знание (особенно новое должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально - значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира)
Личностно-ориентированная модель организации РППС направлена на:
- обеспечение ребенку чувства психологическойϖ защищенности, доверия к миру, радости существования, что в свою очередь создает психическое здоровье;
- создание условий для развития личности (способности,ϖ темперамент, характер направленность – ценности и система убеждений);
- создание условий для воспитания индивидуальности ребенкаϖ (психологические особенности, знания, умения, навыки, жизненный опыт, продуктивность в деятельности).
.
Содержательная часть.
Одна из приоритетных задач в нашем ДОУ «Создание предметно-пространственной среды с учетом индивидуальных особенностей каждого дошкольника»..
Цель: создание единой предметно-пространственной среды, обеспечивающей всестороннее развития ребенка как показателя профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Задачи
• формирование предметно-развивающей среды, способствующей самообучению и саморазвитию ребенка, стимулированию становления его как субъекта разных видов деятельности;
• стимулирование к приобретению способности делать выбор, принимать решения, нести ответственность за выбор и результаты своих действий и поступков;
• овладение педагогами новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании образовательной, в том числе предметно-развивающей и игровой среды, способствующими повышению их профессиональной компетентности;
С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры:
- "Здравствуйте, я пришел»
- "Мое настроение«, «Карусель настроения»
- "Деловые хлопоты», «Мы помощники»
- «Пиктограмма дня»
- Стенд "Уголок именинника»
- Стенд «Наша жизнь день за днем»
- "Панорама добрых дел"
- «Стена творчества»
- «Правила поведения»
- «Оценка и самооценка»
- «Портфолио ребенка»
"Здравствуйте, я пришел"
Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых
Ребенок – личность, член коллектива
Воспитатель – организатор. оформитель
«Мое настроение», «Карусель настроения»
Воспитатель, родители могут отследить
эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а
дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние
Ребенок и воспитатель – аналитики;
родитель – информируемый
. «Деловые хлопоты», «Мы - помощники»
« Мы – помощники» – карточки, бейджики с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет в течении дня или в период образовательной деятельности в Центрах детской активности или в др. деятельности. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе и предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.
Ребенок – активный участник
Воспитатель – организатор, аналитик
«Пиктограмма дня»— режимные моменты: гимнастика, завтрак,
организованная деятельность, прогулка, обед, сон, полдник,
самостоятельная игровая деятельность и т. д.
Информационное сообщение также организует детей. Те виды деятельности, которые меняются можно выделить цветом или формой (утренник, театр вместо НОД и т. д.). Карточки помогают ребенку сориентироваться по времени — что его ожидает в течение дня.
Ребенок – активный участник
Воспитатель- оформитель
Родитель – информируемый
"Уголок именинника" Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития).
Ребенок – личность, член коллектива
Воспитатель – оформитель
Родитель – информатор
«Наша жизнь день за днем»
Планирование значимых событий на месяц воспитателем совместно с детьми (6–7 лет) и вывешенные на всеобщее обозрение
Ребенок – соавтор;
воспитатель – автор;
родитель – информируемый
"Панорама добрых дел" Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями
Ребенок – созерцатель, аналитик;
воспитатель – аналитик, оформитель;
родитель – информируемый
Стена детского творчества
Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок. В специально отведённом месте размещаются продукты детской деятельности, выполненные в группе, с комментариями педагога.
Ребенок – творец;
воспитатель – организатор; помощник;
родитель – соучастник
Самая большая группа правил — правила поведения.
Представляет собой карточки правил.
В старшем возрасте правила вырабатываются самими детьми и за их выполнением следят тоже дети Правило должно быть четким, кратким: «попроси», «помирись», «помоги», «извинись», «уберись» и т. д. Правило «живет» в группе 1 месяц, затем убирается. Если имеется массовое невыполнение правила, оно возвращается на видное место. Как правило, в группе «приживаются» правила, сформулированные самими детьми, а не воспитателем
Ребенок – личность, член коллектива, активный участник,
Ребенок и воспитатель – аналитики
Родитель – информируемый
Оценка самооценка
Для самоанализа своей деятельности (самостоятельной и
организованной) используются наглядные символы, которые могут быть как по количеству детей, так и общими
Ребенок – аналитик
Воспитатель – организатор
Родитель - информируемый
Портфолио ребенка
Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни
Ребенок – личность
Воспитатель – организатор
Родитель – соавтор, оформитель
Организованная таким образом личностно ориентированная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.
Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.
Родители активно включаются в работу с детьми, видят их успехи и достижения.
Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Образовательная работа с детьми
- Реализация детско-родительских проектов социально-коммуникативной направленности
- Использование в работе с детьми инновационных технологий, направленных на социализацию личности ребенка
- Внедрение в работу с дошкольниками технологии руководства самостоятельной деятельностью
Методическая работа с педагогами
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении представляет собой целостную систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала педагогического коллектива, на повышение качества и эффективности образовательного процесса. Методическая работа предусматривала инновационные формы работы с педагогами по реализации данной технологии. Цель методической работы состоит, прежде всего, в развитии творческих способностей педагогов, в формировании их потребностей к постоянному самосовершенствованию, в обеспечении информационного сопровождения образовательного процесса в ДОУ.
План повышения профессиональной компетентности педагогов
Мероприятие | Содержание |
Мониторинг | Состояние работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников в ДОУ |
Оперативный контроль | Идивидуализация РППС с учетом требований ФГОС |
Консультация | «Содержание самостоятельной деятельности дошкольников ». |
Технологии руководства самостоятельной деятельностью детей | |
Семинар-практикум | Оформление групповых помещений ДОУ как единого индвидуализированного пространства учреждения с учетом ФГОС. Обзор эффективных форм работы с детьми, родителями в спроектированной пространственной среде |
Мини-презентация | «Технологии руководства самостоятельной деятельностью детей как метод индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» |
Тематический контроль | Использование технологии руководства самостоятельной деятельностью детей при организации образовательной работы в ходе режимных моментов (становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий) |
Анкетирование | Выявление результатов педагогической деятельности по |
Педагогические условия индивидуализации обучения
• создание безопасной предметно - пространственной среды для реализации ребенком своих замыслов индивидуально или в кооперации с другими;
• возможность выбора ребенком: содержания, вида деятельности, материалов, места и способов действий, партнерств и т.д.;
• получение опыта осознания того, что его свобода от других состоит в его способности выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответственность;
• поддержка в ходе поисков, проб, ошибок, в процессе которых «хочу» преобразовываются в «могу»;
• поддержка или инициирование взаимодействия с людьми (сверстниками, старшими, младшими, родителями), включенными в образовательную деятельность ДОУ;
• знание и принятие взрослыми индивидуальных особенностей ребенка, подбор методов и форм взаимодействия, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;
• готовность взрослых отступить (поступиться своими педагогическими интересами) в том случае, если их инициатива не принимается детьми;
• обеспечение не подменяемого времени для свободной игры;
• проектирование индивидуальных программ и образовательных маршрутов развития с учетом гендерных различий детей, их интересов и способностей;
• обеспечение эмоционально комфортной и социально защищенной атмосферы в группе воспитанников
Пути реализации принципа индивидуализации
- Разработка и реализация проектов по социально-коммуникативному развитию дошкольников
- Создание совместно с родителями портфолио ребенка. Портфолио помогает фиксировать, накапливать и оценивать индивидуальные достижения ребенка за определенный период времени
- Использование технологии руководства самостоятельной деятельностью детей, в организация индивидуализированной РППС, а именно:
∙ развитие потенциальных возможностей дошкольников, стимулирование стремления самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания.
∙ обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе.
- умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их
личности понять и принять каждого ребенка
МДОУ «Кизильский детский сад № 3»
«Технологии руководства самостоятельной деятельностью
детей как метод индивидуализации
развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
2018г
ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИЙ И НОВВОВЕДЕНИЙ
1.Проблема
В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования.
2.Цель инновации, нововведения
Повышение профессиональной компетентности руководящего и педагогического состава в вопросах организации индивидуализированной РППС, формирование мотивационной готовности у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания деятельности.
3.Сущность инновации, нововведения
Создание условий развития воспитанника, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками
4.Прогнозируемый результат нововведения
-Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
- организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей
5. Классификация инновации, нововведения по области применения знаний
управление,
дидактика,
психология,
частные методики,
социология,
право,
гигиена и физиология,
междисциплинарная область и др.
подчеркнуть
6. Инноватор: Шумилина Надежда Николаевна, педагоги ДОУ
старший воспитатель, пед. стаж:37 лет
образование среднее специальное,
Разработчик,
распространитель,
пользователь
(подчеркнуть)
7. Нововведение прошлой стадии:
- формирование идеи,
- целеполагания,
- разработка
- освоение на стадии опытного внедрения или эксперимента,
- распространения,
- диффузии (многократного повторения),
- рутинизации
8.Нововведение прошло апробирование
- однократное
- многократное (подчеркнуть)
9.Инновационный эксперимент:
- Констатирующий
- формирующий,
- уточняющий (подчеркнуть)
- активный (производственный,) или пассивный (наблюдение) (подчеркнуть)
10.Препятствия на пути разработки и внедрения
Недостаточный уровень знаний педагогического коллектива в вопросах РППС согласно ФГОС ДО
11. Экспериментальный контроль осуществляется
специалистами,
общественностью,
самоконтроль) (подчеркнуть)
12.Оценка инновации:
критическая,
низкая,
допустимая,
оптимальная
13. Какие еще проблемы предстоит решить
Следует отметить проблему подготовленности кадров, отсутствие у них профессиональной компетентности в реализации принципа индивидуализации. Педагоги, особенно со стажем работы, вынуждены ломать сложившиеся стереотипы и перестраивать организацию педагогического процесса, овладевать методами и технологиями, ориентированными на личностный подход к ребенку.
Составитель: Шумилина Надежда Николаевна.
Январь 2018г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности
Доклад раскрывает значение внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...
Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности
Доклад раскрывает значение внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...
Консультация для родителей "Развивающие игры В.Воскобовича. Использование игр В.Воскобовича для формирования мыслительных операций у детей"". Знакомство родителей с технологиями развивающих игр В.Воскобовича, с развивающей предметно-пространственной средо
Консультация для родителей "Развивающие игры В.Воскобовича. Использование игр В.Воскобовича для формирования мыслительных операций у детей"". Знакомство родителей с технологиями развива...
Роль инновационных технологий Лего в организации предметно-пространственной развивающей среды
LEGO – одна из самых известных и распространенных ныне педагогических систем, широко использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка....
"Использование игровой технологии интелектуально-творческого развития детей " Сказочные лабиринты" В.Воскобовича (предметно-пространственная развивающей среда "Фиолетовый лес") в группе раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению"
Презентация на тему: " Фиолетовый лес в развитии навыков игрового взаимодействия"...
Презентация «Использование технологии В.В. Воскобовича для создания развивающей предметно-пространственной среды детского сада своими руками»
Развивающая среда «Фиолетовый лес» позволяет решать множество образовательных задач, предусмотренных ФГОС ДООзнакомлению детей с окружающим миром (времена года, природные явления, растител...