«Технологии руководства самостоятельной деятельностью детей как метод индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
методическая разработка

Шумилина Надежда Николаевна

Повышение профессиональной компетентности руководящего и педагогического состава в вопросах организации индивидуализированной РППС,  формирование мотивационной готовности у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Кизильский детский сад № 3»

«Технологии руководства самостоятельной деятельностью

детей как метод индивидуализации

развивающей предметно-пространственной среды  в ДОУ»

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\Teambuilding-520-x-480.png

2018г

«Технологии руководства самостоятельной деятельностью детей как метод индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды  в ДОУ»

Концептуальная часть 

Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей . В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств  провозглашается главной целью обучения и воспитания.

Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля — к развитию, от управления - к самоуправлению.. Своеобразие парадигмы целей личностно- ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы

Источники и движущие силы развития и личного роста находятся в самом человеке. Главная задача обучения: помочь личности понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.

Индивидуализация – это создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей дошкольников (Г. М. Коджаспирова.  Педагогический  словарь)

С введением в действие приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», в котором изложены основные требования к развивающей предметно-пространственной среде, происходят значительные изменения в ней.

Стандарт дошкольного образования – это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, а не его унификации. В стандарте часто повторяется целевая установка – поощрение инициативы, самостоятельности ребенка. Раньше делали упор на то, что взрослый – главный, направляющий. Теперь он – партнер, который поддерживает активную инициативу ребенка. А так же поощряет самовыражение детей.

В теории и практике дошкольной педагогики давно обсуждается необходимость изучения и учета личностных особенностей детей. Однако определение индивидуализации как принципа образования в научно-методических исследованиях нередко подменяется понятиями "индивидуальный" или "индивидуально-дифференцированный подход".

Следует также отметить проблему подготовленности кадров, отсутствие у них профессиональной компетентности в реализации принципа индивидуализации. Педагоги, особенно со стажем работы, вынуждены ломать сложившиеся стереотипы и перестраивать организацию педагогического процесса, овладевать методами и технологиями, ориентированными на личностный подход к ребенку.

Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательный процесс ДОУ. При этом он должен прослеживаться в течении всего дня, а не соблюдаться только в специально отведенные часы или

при выполнении особых форм деятельности, например, на занятии, спортивных, развлекательных мероприятиях.

   Инновационный подход заключается в том, что индивидуализация среды – это стержень, на который педагоги могут "нанизывать" используемые в настоящее время образовательные технологии:

• исследовательскую (проблемно-поисковую): модель "обучение через открытие";

• коммуникативную (дискуссионную): наличие дискуссий, представляющих различные точки зрения по изучаемым вопросам, их сопоставление, поиск лучшего варианта решения;

• имитационного моделирования (игровую): моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения;

• деятельностную: способность ребенка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;

• рефлексивную: осознание ребенком деятельности, того, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены и что он чувствовал при этом.

Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды заключается в том, что каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников "заражаться" текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.

Личностно-ориентированная  образовательная  среда  характеризуется следующими  признаками:

1. Признание педагогом уникальности и индивидуальной самоценности каждого воспитанника.

2. признание педагогом и воспитанником уникальности и самоценности любого другого ребенка.

3. Конструктивная  тактика взаимодействия в системе «педагог-ребенок», «ребенок-ребенок».

4. Личная  или коллективно создаваемая образовательная продукция не отрицает, а сопоставляется с культурно-историческими достижениями.

5.   Получаемые ребенком  образовательные ресурсы рефлексивно выявляются и оцениваются как им самим, так и педагогом.

6. Опора на субъективный опыт ребенка – любое знание (особенно новое должно опираться на субъективный   опыт  ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально - значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего  мира)

Личностно-ориентированная модель организации РППС направлена на:

  • обеспечение ребенку чувства психологическойϖ защищенности, доверия к миру, радости существования, что в свою очередь создает психическое здоровье;
  • создание условий для развития личности (способности,ϖ темперамент, характер направленность – ценности и система убеждений);  
  • создание условий для воспитания индивидуальности ребенкаϖ (психологические особенности, знания, умения, навыки, жизненный опыт, продуктивность в деятельности).

.

Содержательная часть.

Одна из приоритетных задач в нашем  ДОУ «Создание предметно-пространственной среды с учетом индивидуальных особенностей каждого дошкольника»..

Цель: создание единой предметно-пространственной среды, обеспечивающей всестороннее развития ребенка как показателя профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Задачи

• формирование предметно-развивающей среды, способствующей самообучению и саморазвитию ребенка, стимулированию становления его как субъекта разных видов деятельности;

• стимулирование к приобретению способности делать выбор, принимать решения, нести ответственность за выбор и результаты своих действий и поступков;

• овладение педагогами новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании образовательной, в том числе предметно-развивающей и игровой среды, способствующими повышению их профессиональной компетентности;

 С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры:

  • "Здравствуйте, я пришел»
  • "Мое настроение«, «Карусель настроения»
  • "Деловые хлопоты», «Мы помощники»
  •  «Пиктограмма дня»
  •  Стенд  "Уголок именинника»
  •  Стенд  «Наша жизнь день за днем»
  •  "Панорама добрых дел"
  •  «Стена творчества»
  •  «Правила поведения»
  •  «Оценка и самооценка»
  •  «Портфолио ребенка»

"Здравствуйте, я пришел" 

Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых

 Ребенок – личность, член коллектива

Воспитатель – организатор. оформитель

«Мое настроение»,  «Карусель настроения»

Воспитатель, родители могут отследить

эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а

дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние

Ребенок и воспитатель – аналитики;

родитель – информируемый

. «Деловые хлопоты», «Мы -  помощники»

« Мы – помощники» – карточки,  бейджики с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет в течении дня или в период образовательной деятельности в Центрах детской активности или в др. деятельности. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе и предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.

Ребенок – активный участник

Воспитатель – организатор, аналитик

 «Пиктограмма дня»— режимные моменты: гимнастика, завтрак,

 организованная деятельность, прогулка, обед, сон, полдник,

 самостоятельная игровая деятельность и т. д.

 Информационное сообщение также организует детей. Те виды деятельности, которые меняются можно выделить цветом или формой (утренник, театр вместо НОД и т. д.). Карточки помогают ребенку сориентироваться по времени — что его ожидает в течение дня.

Ребенок – активный участник

Воспитатель-  оформитель

Родитель – информируемый

"Уголок именинника" Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития).

Ребенок – личность, член коллектива

Воспитатель – оформитель

Родитель – информатор

«Наша жизнь день за днем»

Планирование значимых событий на месяц воспитателем совместно с  детьми (6–7 лет) и вывешенные на всеобщее обозрение

 Ребенок – соавтор;

воспитатель – автор;

родитель – информируемый

"Панорама добрых дел" Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями

Ребенок – созерцатель, аналитик;

воспитатель – аналитик, оформитель;

родитель – информируемый

Стена детского творчества

Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок. В специально отведённом месте размещаются продукты детской деятельности, выполненные в группе, с комментариями педагога.

Ребенок – творец;

 воспитатель – организатор; помощник;

родитель – соучастник

Самая большая группа правил — правила поведения.

 Представляет собой карточки правил.

 В старшем возрасте правила вырабатываются самими детьми  и за их выполнением следят тоже дети  Правило должно быть четким, кратким: «попроси», «помирись», «помоги», «извинись», «уберись» и т. д. Правило «живет» в группе 1 месяц, затем убирается. Если имеется массовое невыполнение правила, оно возвращается на видное место. Как правило, в группе «приживаются» правила, сформулированные самими детьми, а не воспитателем

Ребенок – личность, член коллектива, активный участник,

Ребенок и воспитатель – аналитики

Родитель – информируемый

Оценка самооценка

Для самоанализа своей деятельности (самостоятельной и

организованной) используются наглядные символы, которые могут быть  как по количеству детей, так и общими

Ребенок – аналитик

Воспитатель – организатор

Родитель - информируемый

Портфолио ребенка

Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни

Ребенок – личность

Воспитатель – организатор

Родитель – соавтор, оформитель

Организованная таким образом личностно ориентированная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.

Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.

Родители активно включаются в работу с детьми, видят их успехи и достижения.

      Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Образовательная работа с детьми

  1. Реализация детско-родительских проектов социально-коммуникативной направленности
  2. Использование в работе с детьми инновационных технологий, направленных на социализацию личности ребенка
  3. Внедрение в работу с дошкольниками технологии руководства самостоятельной деятельностью

 Методическая работа с педагогами

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении представляет собой целостную  систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала педагогического коллектива, на повышение качества и эффективности образовательного процесса. Методическая работа предусматривала инновационные формы работы с педагогами по реализации данной технологии. Цель методической работы состоит, прежде всего, в развитии творческих способностей педагогов, в формировании их потребностей к постоянному самосовершенствованию, в обеспечении информационного сопровождения образовательного процесса в ДОУ.

План повышения профессиональной компетентности педагогов

Мероприятие

Содержание

Мониторинг

 Состояние работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников в ДОУ

Оперативный контроль

Идивидуализация  РППС с учетом требований ФГОС

Консультация

«Содержание самостоятельной деятельности дошкольников ».

Технологии  руководства самостоятельной деятельностью детей

Семинар-практикум

Оформление групповых помещений ДОУ как единого индвидуализированного  пространства  учреждения  с  учетом  ФГОС.  Обзор эффективных форм работы с детьми, родителями в спроектированной пространственной среде

Мини-презентация

«Технологии  руководства самостоятельной деятельностью детей как метод индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды  в ДОУ»

Тематический контроль

Использование технологии руководства самостоятельной деятельностью детей при организации образовательной работы в ходе режимных моментов

(становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий)

Анкетирование

Выявление результатов педагогической деятельности по

     Педагогические условия индивидуализации обучения

• создание безопасной предметно - пространственной среды для реализации ребенком своих замыслов индивидуально или в кооперации с другими;

 • возможность выбора ребенком: содержания, вида деятельности, материалов, места и способов действий, партнерств и т.д.;

• получение опыта осознания того, что его свобода от других состоит в его способности выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответственность;

 • поддержка в ходе поисков, проб, ошибок, в процессе которых «хочу» преобразовываются в «могу»;

 • поддержка или инициирование взаимодействия с людьми (сверстниками, старшими, младшими, родителями), включенными в образовательную деятельность ДОУ;

 • знание и принятие взрослыми индивидуальных особенностей ребенка, подбор методов и форм взаимодействия, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;

 • готовность взрослых отступить (поступиться своими педагогическими интересами) в том случае, если их инициатива не принимается детьми;

 • обеспечение не подменяемого времени для свободной игры;

 • проектирование индивидуальных программ и образовательных маршрутов развития с учетом гендерных различий детей, их интересов и способностей;

 • обеспечение эмоционально комфортной и социально защищенной атмосферы в группе воспитанников

Пути реализации принципа индивидуализации 

  1. Разработка и реализация проектов по социально-коммуникативному развитию дошкольников
  2. Создание совместно с родителями портфолио ребенка. Портфолио помогает фиксировать, накапливать и оценивать индивидуальные достижения ребенка за определенный период времени
  3. Использование технологии руководства самостоятельной деятельностью детей,  в  организация индивидуализированной РППС, а именно:

 развитие  потенциальных возможностей дошкольников, стимулирование стремления  самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания.

 обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе.

  • умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их

 личности понять и принять каждого ребенка

МДОУ «Кизильский детский сад № 3»

«Технологии  руководства самостоятельной деятельностью

 детей как метод индивидуализации

 развивающей предметно-пространственной среды  в ДОУ»

2018г

    ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИЙ И НОВВОВЕДЕНИЙ

 1.Проблема

 В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования.

 2.Цель инновации, нововведения

 Повышение профессиональной компетентности руководящего и педагогического состава в вопросах организации индивидуализированной РППС,  формирование мотивационной готовности у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания деятельности.

3.Сущность инновации, нововведения

 Создание условий развития воспитанника, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками

4.Прогнозируемый результат нововведения

-Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

 - создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

 - поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

 - создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

 - создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

 - организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей

5. Классификация инновации, нововведения по области применения знаний

 управление,

 дидактика,

 психология,

частные методики,

 социология,

 право,

 гигиена и физиология,

 междисциплинарная область и др.

 подчеркнуть

 6. Инноватор: Шумилина Надежда Николаевна, педагоги ДОУ

старший воспитатель, пед. стаж:37 лет

 образование среднее специальное,

Разработчик,

распространитель,

пользователь

(подчеркнуть)

 7. Нововведение прошлой стадии:

  • формирование идеи,
  • целеполагания,
  • разработка

  • освоение на стадии опытного внедрения или эксперимента,
  • распространения,
  •  диффузии (многократного повторения),
  • рутинизации

8.Нововведение прошло  апробирование

  • однократное
  •  многократное (подчеркнуть)

9.Инновационный эксперимент:

  • Констатирующий
  •  формирующий,
  • уточняющий (подчеркнуть)
  •  активный (производственный,) или пассивный (наблюдение) (подчеркнуть)

10.Препятствия на пути разработки и внедрения

Недостаточный уровень знаний педагогического коллектива в вопросах РППС согласно ФГОС ДО

 11. Экспериментальный контроль осуществляется

 специалистами,

 общественностью,

 самоконтроль) (подчеркнуть)

12.Оценка инновации:

критическая,

низкая,

 допустимая, 

оптимальная

 13. Какие еще проблемы предстоит решить

 Следует  отметить проблему подготовленности кадров, отсутствие у них профессиональной компетентности в реализации принципа индивидуализации. Педагоги, особенно со стажем работы, вынуждены ломать сложившиеся стереотипы и перестраивать организацию педагогического процесса, овладевать методами и технологиями, ориентированными на личностный подход к ребенку.

Составитель: Шумилина Надежда Николаевна.

 Январь 2018г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...

Консультация для родителей "Развивающие игры В.Воскобовича. Использование игр В.Воскобовича для формирования мыслительных операций у детей"". Знакомство родителей с технологиями развивающих игр В.Воскобовича, с развивающей предметно-пространственной средо

Консультация для родителей "Развивающие игры В.Воскобовича. Использование игр В.Воскобовича для формирования мыслительных операций у детей"". Знакомство родителей с технологиями развива...

Роль инновационных технологий Лего в организации предметно-пространственной развивающей среды

LEGO – одна из самых известных и распространенных ныне педагогических систем, широко использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка....

Презентация «Использование технологии В.В. Воскобовича для создания развивающей предметно-пространственной среды детского сада своими руками»

Развивающая среда «Фиолетовый лес» позволяет решать множество образовательных задач, предусмотренных ФГОС ДООзнакомлению детей с окружающим миром (времена года, природные явления, растител...