Познание природы с эколятами (Старшая группа).
план-конспект занятия (старшая группа)
Дошкольный возраст- самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Проект «Эколята-дошколята» является первым этапом процесса формирования экологической культуры ребенка. Создание нового отношения человека к природе задача не только социально-экономическая, но и нравственная. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereletnye_ptitsy.1.docx | 9.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 27 «Сказка»
Конспект НОД по разделу программы «Ознакомление с природой»
для детей первой старшей группы.
Тема: «Познание природы с эколятами"
Подготовила: воспитатель Козлова М.В.
Г.о.г. Выкса
2023г.
Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Задачи:
1. Закрепить знания о жизни перелетных птиц; формировать экологическое представление детей об окружающем мире; совершенствовать грамматический строй речи.
2. Воспитывать интерес, желание больше узнать о птицах; воспитывать доброе, заботливое отношение к ним; любовь ко всему живому.
3. Развитие речевой активности, активизация словаря, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, творческого воображения.
Методические приемы: презентация «Перелетные птицы», художественное слово, вопросы, игровые упражнения, динамическая пауза, поощрение, рефлексия.
Словарная работа: зимующие, перелетные.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением весенних пейзажей, рассматривание иллюстрация с изображением птиц, чтение стихотворений о весне.
Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Физическое развитие", "Социально - коммуникативное".
Материал и оборудование: презентация "Перелетные птицы", проектор, экран.
Ход НОД
1. Организационный момент
В: Доброе утро, ребята! Посмотрите, какая чудесная погода за окном. Какое у вас сегодня настроение?
Ребята, сегодня к нам в гости пришли «Эколята-дошколята», это друзья всех животных и защитники природы. Что значит защитники природы?
Д: Это значит, что эколята защщают природу.
В: Они пришли к нам с вами в гости для того, чтоб рассказать нам о перелетных птицах.
2. Основная часть
В: Эколята придумали для нас несколько вопросов, давайте я вам прочитаю их.
- Как сегодня светло и тепло! Какое время года наступило? (весна)
- Назовите весенние месяцы.
- А какая она весна? (Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая)
- Я буду называть вам птиц, но если я ошибусь, - хлопайте в ладоши.
«Прилетели птицы — голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы — голуби, вороны, галки, макароны!
Прилетели птицы — голуби, куницы, вороны и страницы.
Прилетели птицы-голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы.
В: Ребята, посмотрите, наши друзья эколята улыбаются вам, а это значит что вы ответили верно на все вопросы! Какие вы молодцы!
2. Перелетные и зимующие птицы.
В: Ребята, посмотрите пожалуйста на экран, как одним словом назвать птиц этой группы
Д: (зимующие)
В: А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас?
Д: (Эти птицы могут добывать еду в самые холодные зимы)
В: Как назвать одним словом этих птиц?
Д: (перелетные)
В: А почему птиц называют перелетными?
Д: (Потому что они улетают на зиму в теплые страны, а весной возвращаются)
В: А почему птицы улетают в теплые края?
Д: (Потому что им страшен голод, перелетные птицы не приспособлены добывать корм в зимних условиях)
В: Ребята, а как вы думаете, почему перелетные птицы из теплых стран возвращаются обратно к нам
Д: (у птиц здесь родина, они родились здесь, научились летать, добывать себе пищу и т. д.).
В: Правильно, ребята! Да и нам становится веселее, когда вокруг слышится пение птиц.
3. Загадки.
В: Ребята, наши друзья эколята приготовили для вас загадки, давайте вместе их отгадаем.
Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от червей.
Д: (грач)
Рассказ о граче (ребенок с воспимтателем)
- Грач самым первым возвращается на родину. Это большая птица. Она похожа на ворону. У него большой клюв. Грач питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева. Грачи живут большими группами, их гнезда образуют целые грачиные деревни.
В: На шесте дворец,
во дворце — певец.
А зовут его.
Д: (скворец)
В: С ледоходом прилетает,
Черным хвостиком мотает,
Черный с белым хвостик узкий
У изящной ...
Д: (Трясогузки)
Рассказ о трясогузке (ребенок с воспмитиателем)
- У трясогузки спинка и бока серые, брюшко белое, грудка, хвост и крылья черные, блестящие. Прилетает она в наши края, когда на реках начинается ледоход. Птица бегает по льдинам, ищет вмерзших в лед жучков, трясет хвостиком, в народе говорят – «лед ломает». Свои гнезда трясогузка строит в кустах на берегу рек и озер, вблизи воды им легче отыскать корм – комаров, мотыльков, мошек.
В: Бродит по болотам грязным,
ловит в них лягушек -
бестолковых попрыгушек.
Д: (цапля)
В: Что за диво, что за птица,
На воде она царица,
И окрас ей так под стать,
Просто глаз не оторвать!
Д: (лебедь)
Рассказ о лебеде (ребенок с воспитиателем)
Лебедь – это большая грациозная водоплавающая птица. Окраска у лебедя чаще всего белого цвета, но бывают серые и черные. У него длинная, изящная шея. Хвост короткий, а оперение очень пышное. Это самая тяжелая птица, которая умеет летать. Для того чтобы взлететь, лебедь разбегается по поверхности воды. В воде они плавают при помощи своих перепончатых лап. Они очень верные, поэтому создают семью один раз и на всю жизнь. Самка вьет большое гнездо и откладывает в него яйца, высиживает в течение месяца. Самец все время находится рядом и охраняет свою семью.
В: Не ворона, не синица -
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу "ку-ку".
Д: (кукушка)
Рассказ о кукушке (ребенок с воспитателем)
Кукушка живет в негустых лесах. Несмотря на небольшие размеры, кукушка любит плотно поесть. Птицы этого вида питаются насекомыми, ягодами и способны склевать яйцо другой птицы. Гнезд кукушки не строят. Вместо этого, они откладывают свои яйца в гнезда других птиц. Когда птенец кукушки вылупляется, он выталкивает из гнезда других птенчиков и приемные родители кормят его одного.
В: Прилетает к нам с теплом,
путь проделав длинный,
лепит домик под окном
из травы и глины.
Д: (ласточка)
Динамическая пауза:
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)
4. Определи где чье гнездо
В: Посмотрите пожалуйста на экран, наши друзья приготовили для нас еще одно очень интересное задание. Ребята, а кто знает какая первая забота у птиц весной?
Д: (Построить гнезда, поправить старые)
В: А из чего птицы строят гнезда?
Д: (из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, мха, лоскутков, березовой коры и т. д.)
В: Покажи гнездо грача (работа с картинками)
- Грачи строят гнезда на высоких деревьях, гнездятся стаями. Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев - а внутри, чтобы мягче было будущим птенцам, выстилают сухой травой и тонкими ветками.
В: Найди гнездо аиста
Аист устраивает гнездо на видном месте - крыше дома, высоком дереве или столбе. Гнездо он складывает из больших прутьев и веток.
- Скворушка селится в скворечниках, которые ему делают люди. Выстилает его мягким мхом, пухом, травинками.
5. Назови, у кого - кто
В: Я буду бросать мяч каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы ловите его, называете птенцов птицы и возвращаете мяч мне.
Грач - грачата,
Скворец - скворчата ,
Кукушка - кукушата,
Гусь - гусята,
Скворец - скворчата
Утка - утята
Аист – аистята
Журавль – журавлята
В: Как называются детеныши птиц одним словом?
Д: (птенцы)
В: А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах?
Д: (кормят, согревают, защищают)
В: С утра до позднего вечера родители кормят своих птенцов. Согревают их холодными ночами, учат летать. Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть.
3. Рефлексия.
- Ребята, что мы сегодня делали вместе с Эколятами? (спасали птиц)
- О каких птицах мы сегодня говорили? (о перелетных)
- Почему их так называют?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что было самым трудным? Самым интересным?
Ребята, вы сегодня такие молодцы, наши друзья Эколята хвалят вас и прощаются с вами! До новых встречь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Что такое природа? Живая и неживая природа.» Занятие в старшей группе.
Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа.»(старшая группа)...
Конспект занятия по экологическому воспитанию.Образовательная область "Ознакомление с миром природы" - "Природа - наш друг" (старшая группа)
Конспект районного открытого занятия для воспитателей старших и подготовительных групп Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан...
Конспект занятия по образовательным областям "Познание" и "Художественно-эстетическое развитие" ,тематический модуль "Мир природы" для детей старшей группы
Материалы конспекта могут быть использованы для итоговой проверки знаний и умений детей по теме "Насекомые". Занятие носит интегрированный характер. Дети могут проявить свое творчество , свободу выбор...
Экологический проект "Познаем природу с Эколятами" средняя группа
Экологический проект "Познаем природу с Эколятами" средняя группа...
« Эколята - молодые защитники природы» для детей старшей группы, по теме «Как помочь птицам»
Цель занятия:сформировать представления об основных видах птиц населённых пунктов, о способах защиты о птицах.Задачи : Познакомить с видами птиц, обитающих рядом с человеком, с их внешним видом, с гол...
Конспект НОД "Эколята- молодые защитники природы. Самые-самые" старшая группа
ЦЕЛЬ: показать многообразие животного мира на примере животных-рекордсменов.ЗАДАЧИ: - Познакомить с животными-рекордсменами;- Сформировать представление о необходимости защиты природного мира; - ...
Образовательный Геокешинг. Конспект занятия На тему: «"Эколята – молодые защитники природы» для детей старшей группы.
Экологическое образование и воспитание дошкольников является чрезвычайно актуальной проблемой настоящего времени. От экологического мировоззрения, экологической культуры людей зависит, можно ли ...