«Что такое природа? Живая и неживая природа.» Занятие в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа.»
(старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_priroda.docx | 16.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что такое природа? Живая и неживая природа.» Занятие в старшей группе
Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа.»
(старшая группа)
Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы—от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, что мы—люди—являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: свет, вода, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.
Материал: Объекты природы и ,,не природы’’ (например, кусок гранита, кирпича, букет цветов) и рисунки с изображением объектов природы и ,,не природы’’, схемы развития и роста животного (кошки: слепой котенок, маленький котенок, подрастающий котенок, большая кошка) и человека (грудной ребенок, ребенок дошкольник, юноша, мужчина)
Ход занятия.
Воспитатель читает стихотворение Л.Дайнеко:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут на нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут на нем птицы и цветы.
Веселый звон ручья,
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
-Вы знакомы со словом ,,природа’’. А что оно означает? (дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.)
-Почему вы относите тот или иной объект к природе? (предположения детей)
-Растения, животные, птицы—они живые (выставить модель-живого: ноги идущего человека); питаются (выставить модель-питание (рот человека)); дышат (выставить модель-дыхание (нос)); размножаются (выставить модель--размножения (цыпленок из яйца)); растут (выставить модель--роста (цыпленок—курица)).
Воспитатель повторяет вместе с детьми признаки живого по моделям.
-А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)
-А машина есть в природе? (нет, потому что она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,--это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.)
--Ребята, какая-нибудь модель живого подходит к машине? (нет)
-Почему? (дети обосновывают свой ответ, опираясь на модели: надо включать, чтобы двигалась; надо кормить, заливать бензин, он не съедобный; не дышит, не размножается, не растет)
-Природа—это то, что существует без помощи человека, а ,,не природа’’—это все то, что сделано руками человека.
-Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на ,,природу’’.
Вертолет похож на стрекозу.
Подводная лодка—на кита. (дети продолжают этот ряд.)
-Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой природы и мир живой природы. На столе лежат картинки, помогите их разделить. На один мольберт поставьте живую природу, на другой—неживую природу. (дети расставляют и объясняют: живая природа—это что движется, растет, развивается, умирает и размножается; неживая; если не природа, то почему они так думают, потому что сделано руками человека.) или игра «Живое—неживое»
У каждого ребенка карточка с одной стороны зеленая цветом—живая природа, с другой стороны красная цветом—не живая природа. Воспитатель показывает картинку с живой (насекомые, птицы, животные, деревья и т.д.) и не живой природой (техника, одежда и т.д.). дети должны показать карточку определенного цвета и объяснить свой выбор:
-Почему живое? (дышит, питается, растет, размножается)
-Почему не живое? (включать, не размножается, не дышит, не двигается.
Физкультминутка.
-А что представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (предположения детей)
-Давайте выясним и докажем, что Человек—сам часть природы. Сначала рассмотрим как развивается и растет животное на примере кошки.
-Давайте посмотрим, выложим схему (выкладывается схема):
Слепой котенок—маленький котенок—подрастающий котенок—большая кошка.
-Ребята, что нужно для роста и развития кошки? (предположения детей)
Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.
-А теперь посмотрим как развивается и растет человек. (выставляются картинки)
Грудной ребенок—ребенок-дошкольник—юноша—мужчина.
-Что нужно для роста и развития человеку? (предположения детей)
Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.
-А поскольку человек—сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов,, лекарств и тот же воздух.
-Человека называют царем природы. Правильно ли это почему человека так называют? (дети высказывают свои соображения).
-Человек—существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.
На Земле он всех умней,
Потому и всех сильней!
-Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания. Человеку надо бережно относиться к природе.
Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь ты, наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа на тему «Что такое природа? Живая и неживая природа » с детьми старшего дошкольного возраста.
Беседа по экологии «Что такое природа? Живая и неживая природа»....
Беседа на тему «Что такое природа? Живая и неживая природа» с детьми старшего дошкольного возраста.
Беседа на тему "Что такое природа? Живая и неживая природа"....
Картотека опытов для ознакомления с живой и неживой природой для детей старшего дошкольного возраста
Экспериментирование – один из более успешных способов ознакомления дошкольников с миром живой и неживой природы....
Весна. Изменения в живой и неживой природе. Занятие для детей подготовительной группы.
Цель: Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе....
Календарно-тематическое планирование по теме: "Живая и неживая природа. Комнатные растения." (старшая группа)
Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов....
Картотека опытов для ознакомления с живой и неживой природой для детей старшего дошкольного возраста
Экспериментирование – один из более успешных способов ознакомления дошкольников с миром живой и неживой природы.Экспериментально-опытническая деятельность доступна детям уже с дошкольного возрас...
Консультация для воспитателей образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» для детей старшего возраста.
В современном обществе одной из актуальных задач STEM обучения и воспитания детей дошкольного возраста можно назвать развитие интеллектуально – творческой активности личности ребёнка дошкольного...