отчет по самообразованию
методическая разработка (старшая группа)
Отчет по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей дошкольников через продуктивные виды деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_samoobrazovaniya_2022-2023.docx | 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы по самообразованию
воспитателя Зариповой Альфии Мидхатовны,
МДОАУ №67 «Детский сад №67» за 2022-2023 учебный год.
Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет изменять дидактические подходы к процессу воспитания, развития и обучения личности.
Тема моей работы по самообразованию на 2022– 2023 учебный год «Развитие творческих способностей дошкольников через продуктивные виды деятельности» выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объемом информации, которая может быть ими воспринята, что способствует развитию творческих способностей и воспитанию творческой направленности личности дошкольников через продуктивные виды деятельности.
Свою работу построила в соответствии с ФГОС ДО и законом «Об образовании».
Перед собой поставила цель: научить детей работать с любым подручным материалом, развивать фантазию и творческое мышление.
Задачи:
1. Познакомить детей с различными видами материалов и техник работы с ними, в том числе и бросового.
2. Развивать и совершенствовать творческие способности у детей (креативность).
3 Побуждать создавать новое и оригинальное.
4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность, развитие мелкой моторики.
5. Дать родителям знания о многообразии видов продуктивной деятельности и их применении в воспитании и развитии ребенка.
6. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;
7. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Наметила этапы работы по самообразованию:
1.Информационно- аналитический этап работы (Подбор литературы, изучение методической литературы по данной теме. Создание информационной базы по теме. Разработать перспективное планирование по теме): сентябрь 2022 года.
2.Внедрение в практику (Консультации для родителей, педагогов Беседы. Памятки) – в течении года
3.Представление опыта работы по теме (Выставки. Мастер-классы для педагогов и родителей. Открытые занятия. Презентации. Участие в конкурсах
Отчет по теме самообразования (май): май 2023 год.
В работе опиралась на принципы:
- принцип гуманности;
- принцип динамичности;
- принцип творчески – гуманной направленности, характеризирующийся творческими элементами; воображение, фантазия, открытия, одобрения, самооценка;
- принцип свободы и самостоятельности;
- принцип сравнений и выбора;
- принцип преемственности;
- принцип интеграции.
Применяла методы: словесные, наглядные, практические.
В работе с детьми использовала следующие технологии:
1. здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности;
3. технология исследовательской деятельности;
4. информационно-коммуникационные технологии;
5. личностно-ориентированные технологии;
6. игровые технологии.
Изучив программу дошкольного образования ОПДО МДОАУ 67 «Детский сад № 67» и исходя из наблюдений за творчеством пришла к выводу , что необходимо расширить знания и умения детей в художественно – продуктивная деятельность, программа дает базовые навыки и знания, современный мир требует креативного мышления, творческого подхода. Поэтому, чтобы научить мыслить нестандартно необходимо заложить основы креативного мышления через различные виды творческой деятельности, разнообразные техники, приемы с использованием различных материалов.
В группе была создана зона «Творческая мастерская», которая предполагала погружение ребенка в совместные и самостоятельные, специально организованные виды деятельности, где ребенок реализует свои потребности, интересы, знания и навыки в творческой деятельности.
Развивающая среда делится на две группы: пространственная и предметная.
Под пространственной средой подразумевается зона «Творческая мастерская»:
- Мини – выставка «Наше творчество».
- Изо уголок «Центр творчества».
- Уголок художественно – речевой деятельности.
- Оформление тематических выставок «Новогодняя игрушка», «Мама- рукодельница», «Салют Победы», «Животные теплых стран».
- Интерьер группы (цветовая гамма группы).
- Оформление уголка «Театр».
- Творческие альбомы, конкурсы, проекты, выставки обще детсадовские.
- Индивидуальные выставки детей.
- Участие в районных, всероссийских интернет конкурсах, международных и т.д.
В зоне размещены наглядные, демонстрационные материалы, альбомы по изобразительному искусству, портреты художников, изобразительные материалы и оборудование, позволяющие в любое время каждому ребенку заняться рисованием, лепкой, аппликацией, изучением наглядного материала.
В зоне «Наша творчество» систематически организуются проведение выставок: персональные, индивидуальные, коллективные.
Создание предметно – развивающей среды способствовало обогащению детей яркими впечатлениями, формированию способности эмоционально откликается на окружающий мир, и выражать своё мировосприятие в художественной форме, а также развитию у них эстетического вкуса, познавательных интересов, творческих способностей, положительных взаимоотношений в общении.
Для успешного достижения развития дошкольников необходима согласованная совместная работа всех участников образовательного процесса:
Совместная деятельность детей и воспитателя :
-встреча с интересными людьми,
-проведение экскурсий, прогулок,
-посещение музея, выставок, школы искусства , библиотек,
-проведение тематических часов, викторин, конкурсов, игр, праздников,
-рассматривание иллюстраций, встречи с художниками и их картинами.
-проведение бесед ,авторских сказок, чтение художественной литературы,
-поисково-исследовательская деятельность ( свойства изобразительного материала),
-оформление выставки детских работ, альбомов ,
-участие в районных мероприятиях и интернет конкурсах
Самостоятельная деятельность детей:
-рассматривание иллюстраций, картин, книг, альбомов, поделок,
-самостоятельная изобразительная деятельность в зоне «Творческая мастерская»,
-выпуск газет, небольших альбомов.
Совместная деятельность детей и родителей:
-чтение художественной литературы,
-рассматривание картин, иллюстраций, поделок,
-совместные прогулки ,экскурсии, посещение библиотеки, музея,
-совместное творчество родителей и детей в конкурсах,
-изготовление костюмов для драматизаций, праздников, конкурсов,
-совместные досуги и праздники, проекты и т.д.
Считаю, что участие дошкольников в совместной деятельности дает возможность выявить и реализовать природные задатки и творческие способности, развивать творческое мышление.
Широко использовала приём арттерапии-рисование под музыку.
Таким образом, сочетая изобразительную деятельность со специально подбираемым музыкальным сопровождением, мы можем стабилизировать и развивать эмоционально-волевую сферу детей в совместных работах.
Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадка) обладает своеобразной наглядностью. Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения.
В своей практической деятельности проводила индивидуальные занятия с детьми имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере (высокая возбудимость, агрессия, низкая самооценка, робость, застенчивость), а также связанные с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры на развитие дружеских отношений , а также упражнения на ознакомление с различными свойствами объектов окружающего мира.
Показателем и результатом моей работы можно считать то, что работы воспитанников занимают призовые места.
Уровень | Название конкурса | ФИ участника | Название работы | Место |
Региональный | Региональный этап II международного экологического форума «Изменение климата глазами детей – 2023» | Долгополов Т | «Рыбка» | Грамота |
Ладыгина В | «Гусеница» | Свид-во | ||
Бегова Е | «Миньон» | Свид-во | ||
Узбеков Т | «Букет подснежников» | Грамота | ||
Всероссийский | IV творческий конкурс ко Дню матери «Подарок для мамы» Портал «Почемучка» | Коллективная работа | «Букет для мамы» | 1 место |
VII творческий конкурс ко Дню матери «Грибное лукошко» Портал «Почемучка» | Коллективная работа | «Грибная поляна» | 1 место | |
VI творческий конкурс ко Дню матери «Мир творчества» Портал «Почемучка» | Коллективная работа | «Мой город» | 1 место | |
Творческий конкурс рисунков карандашом «Цветные карандашики» На сайте ВШДА | Коридзе А. | «Проводы зимы» | 1 место | |
Творческий конкурс рисунков карандашом «Цветные карандашики» На сайте ВШДА | Перевертова А. | «На прогулке» | 1 место | |
Творческий конкурс детских творческих работ «Мой веселый домовой» На сайте ВШДА | Коридзе А | «Домовекок Кузя» | 1 место | |
Конкурс «Ура, Победа!» (конкурс рисунков и аппликаций) На сайте: Парад талантов | Коллективная работа | «Салют Побуды!» | 3 место | |
Творческий конкурс детских поделок из бросового материала «Берегите Планету!» На сайте ВШДА | Долгополов Т | «Рыбка» | 1 место | |
Международный | Конкурс «Декоративно-прикладного творчества» Портал: Солнечный свет | Коллективная работа | «Березовая роща» (аппликация) | 1 место |
Конкурс «Декоративно-прикладного творчества» Портал: Солнечный свет | Коллективная работа | «Лето в банке» | 1 место |
Администрация МДОАУ №67 «Детский сад 67» проводила выставки посвящённые к 23 февраля « Дню защитника Отечества», «Дню Матери», «9 Мая!». В совместной деятельности педагога и детей в проявлении нравственно – патриотических чувств, творческих способностей были созданы поздравления для участников СВО с «Днем защитника Отечества», «С Днем Победы!», приуроченному празднованию 9 Мая. Были изготовлены для пап, дедушек поздравительные открытки, была организована выставка портретов в группе «Наши защитники Отечества!».
Коллаж для мам в приемной комнате с пожеланиями «Наши мамы, лучше всех!».
Коллаж «Мы помним, мы гордимся!», оформление детского сада к 9 мая!
Для успешной реализации задач, предполагается тесное взаимодействие с родителями и педагогами. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Поэтому, с родителями проводились консультации: «Творческая мастерская. Роль ручного труда в развитии детей», «Каляка- маляка или учимся рисуя», «Что таят детские рисунки», «Нетрадиционные методы рисования, как средство эстетического воспитания». Оформлен информационный материал для родителей «Пластилинография», «Нетрадиционная техника «Пейп-арт». Рекомендации для родителей «Разбудите в ребенке волшебника». Анкетирование родителей «Развитие творческих способностей детей». Совместные выставки поделок детей и родителей, изготовление костюмов для драматизаций, праздников, конкурсов, совместные досуги и праздники, проекты, беседы по развитию творческих способностей детей и использованию различных средств и техник рисования, показ открытых занятий, мастер-классы, выставки совместного творчества, анкетирование, проекты, создание мини-музеев и т.д.
Родители принимали участие в жизни детского сада, в конкурсах, выставках, проектах:
- Совместная деятельность родителей и детей в проявлении творческих способностей по оформлению выставки в детском саду с работами «Мама - рукодельница», «Осенняя фантазия» (поделки из природного материала), «Салют победы!», «Елочная игрушка своими руками»;
- Совместно с родителями приняли участие в проекте «Эколята», организовали выставку творческих работ «Животные теплых стран» ( приняли участие 11 семей);
-К встрече новогодних праздников работала творческая мастерская «Фабрика Деда Мороза», где были сделаны ёлочные украшения своими руками. Прошла выставка в детском саду «Мастерская деда Мороза» (участие приняли 12 семей);
В результате проделанной работы наблюдается заметный рост в уровне творческого развития детей , который выражается в общении, планировании, оценивании, изобразительных навыках, творчестве, оригинальности, продуктивности в работе детей, в умении видеть прекрасное в окружающем мире, в улучшении взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, а это не что иное, как новый уровень личности ребёнка.
В перспективе планирую повышать своё профессиональное мастерство: через курсы повышения квалификации, мастер – классы, через изучение методической литературы, конкурсы, выставки, продолжить освоение информационно- компьютерных технологий , внедрять в практику своей работы инновационные технологии. На 2023-2024 год планирую создать в группе Мини- Музей «Волшебные пуговки», пополнить материалами уголок ИЗО для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"
Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...
Отчет по самообразованию (Самообразование)
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека....
План самообразования. Отчет по самообразованию.
Тема самообразования: «Фольклорные праздники в детском саду как средства духовно – нравственного развития детей»...