От коллекции к мини-музею
статья

Сухорукова Наталья Владимировна

Оказать влияние на целенаправленное формированиедетских представлений о мире труда в системе дошкольногообразования помогает организация мини-музея в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_muzey.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

От коллекции к мини музею.

Сухорукова Н.В., воспитатель

                                                                                                            г. Новокузнецк

                                                                                   В воскресный день с сестрой моей

Мы вышли со двора.

- Я поведу тебя в музей! -

Сказала мне сестра.

 В целях реализации современной образовательной программы необходимы новые инновационные подходы к решению актуальных проблем дошкольного образования . Одной из таких проблем является ограниченность представлений о профессиях у детей. Это обуславливается их пока небогатым жизненным опытом. Знания ребенка о профессиях весьма поверхностны. Между тем ориентация в огромном океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.

Оказать влияние на целенаправленное формирование детских представлений о мире труда в системе дошкольного образования поможет организация мини-музеев в группе и учреждении.

Что такое музей? Дети нашей группы говорят так: «Это где все собирают и хранят». Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю родного края, быта, страны, в том числе историю развития профессий.

Чтобы детям было интересно изучать  мир профессий, необходимо преподносить материал доходчиво, понятно, эмоционально. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если мы не будем использовать в достижении цели различные формы работы.

Что дает нам эта форма работы? Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами, настоящим, связанными с той или иной профессией, вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому мы и открыли в группе мини-музей , где собрали наглядные предметы и материалы.  Можно сказать, что мини-музей это обучающая и развивающая среда, которая дает самый существенный результат в воспитании дошкольников.

Музейная форма работы:

  • способствует развитию зрительного восприятия, что наиболее актуально в нашем образовательном учреждении, где педагоги работают с детьми с нарушением зрения,
  • является одним из решений образовательных задач в рамках ФГОС- интеграции различных видов деятельности: познавательной, социально-коммуникативной, художественно-эстетической, речевой, а так же поисковой деятельности экспонатов, связанных с той или иной профессией, которая  организуется совместно с родителями;
  • вовлекает ребенка в разнообразные виды деятельности, создавая систему интересов;
  • помогает детям не только рассуждать и делать умозаключения, но и понять целесообразность некоторых профессий, их сложность и неоднозначность;
  • учит оценивать изучаемые профессии, осознавать их необходимость;
  • обеспечивает активность ребенка;
  • помогает выстраивать линии общения: воспитатель – ребенок - семья;  дети - родители обеспечивает активность ребенка;
  • помогает выстраивать линии общения: воспитатель – ребенок - семья;  дети - родители.

В нашем мини-музее постоянно действуют персональные и тематические выставки, экскурсии, проводятся праздники и народные гуляния, творческие гостиные, на которых дети встречаются с людьми разных профессий, студии детского творчества, где дети участвуют в мастер-классах. Все они  проводятся в игровой, занимательной форме. Таким образом дети получают более глубокую информацию о человеческом труде, об истории профессий.        

Чтобы поддерживать интерес к мини-музею, мы периодически проводим тематические выставки, связанные с изучаемой лексической темой. Это способствуют эффективному усвоению детьми знаний о разнообразии мира профессий, профессиях родного края. Так, при изучении темы: «Профессии», мы показываем ребенку какие профессии являются доминирующими в нашем городе, чем славен родной край.

Отдельные темы выставок подводятся к конкретным событиям: День Победы, День защитника отечества,( где происходит знакомство с военными профессиями), День космонавтики (дети знакомятся с профессиям, связанными с освоением и покорением космоса), Международный женский день (знакомство с "женскими" профессиями, профессиями своих мам), Масленица, Рождество, Осинины  (знакомство с народными профессиями, которые остались лишь в истории и литературных произведениях). Тем самым мы обеспечиваем связь с общественными событиями, создавая благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания.

Проводя экскурсию, знакомя с экспонатами, погружая детей в мир профессий, мы создаем особую атмосферу их сопричастности с профессиональной трудовой деятельностью взрослых, подчеркиваем функциональное использование орудий труда, отмечая простоту их устройства и необходимость для облегчения труда человека. Посредством увиденного (фотографии, картины, предметы быта…) расширяется подача информации. Экспонаты к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. В нашем мини-музее они распределены по разделам: орудия труда, форма одежды, результат труда. Важная особенность экспонатов - их статичность и одновременно мобильность, что дает возможность их рассмотреть, описать, установить между ними содержательные связи, а так же "попробовать на деле".

Собранные и представленные в музее материалы:

  • формируют интерес к событиям,  деятельности людей, связанных с той или иной профессией,
  • развивают чувство ответственности, гордости за свою страну,

уважение к результатам труда,

  • способствуют формированию целеустремленной личности (Хочу быть защитником Родины, врачом, учителем, космонавтом…)

Все материалы соответствуют возрасту ребенка. Непосредственный контакт с профессиями прошлого и настоящего производит на детей огромное впечатление, помогает ребенку почувствовать дыхание истории. Выставки близки и понятны дошкольникам, они расширяют их кругозор. Свои впечатления от увиденного ребенок выражает в творческих работах. Как правило, каждая выставка постепенно обогащается и дополняется детскими работами (рисунками, поделками), созданными в результате знакомства дошкольников с экспонатами выставки.

 В организации мини-музея большую помощь оказывают наши родители. Они принимают активное участие в работе музея: приносят семейные ценности на выставки  в наш музей, помогают в их  оформлении (например с помощью родителей был оформлен альбом "мир профессий", где представлены фотографии их профессиональной деятельности). Необходимо отметить, что у детей наблюдается интерес к такой форме работы. Мини-музей - результат общения и совместной деятельности воспитателей, детей, родителей. Совместная деятельность взрослых и детей способствует полноценному личностному развитию детей, повышает интеллектуальный уровень, позволяет установить  сопричастность детей с прошлым и настоящим.  Эффективность метода – накопление ребенком под руководством взрослого ценного опыта познания.

Прикосновение к музею вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет переживать, ценить, уважать человеческий труд, внимательно относиться к памяти прошлого. Мини - музей стал неотъемлемой частью развивающей среды нашей группы. Он показал свою значимость в формировании у детей способности ориентироваться в мире профессий.

Литература:

1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей  / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008

4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад»

В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители  и сами оказались активными помощниками в создании ми...

Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду

В современном обществе музеи продолжают свою культурную  и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...

Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».

Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея:  познавательно- исследовательский.   Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...

Обогащение предметно-развивающей среды посредством создания мини-музея в группе. Наш мини- музей "Чудо-дерево"

Каждое посещение нашего мини-музея – это деятельность, имеющая учебную, воспитательную, развивающую цель. В мини-музее  в условиях группы происходит развитие познавательных интересов и познавател...

Консультация «МИНИ – МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ. МИНИ – МУЗЕИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Цель: Обогащение воспитательно-образовательного  пространства новыми формами работы  с детьми и их родителями. Задачи:     ·...

Коллекция камней в мини-музей "Мир камней"

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предме...