Исследовательский проект « Путешествие Капельки» (средний дошкольный возраст)
презентация к уроку (средняя группа)
Актуальность проекта.
Дошкольное детство – это начальный этап человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментировании обуславливает новые проявления способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы "Школа № 1056"
Исследовательский проект «Капелька»
(средний дошкольный возраст)
Провели и подготовили:
Воспитатели ГБОУ СОШ №1056 Д/О №4
Аболенцева Наталья Васильевна,
email:nva-1237@.ru
Бурляева Любовь Петровна
email: 677burlaeva@rambler.ru
Москва 2021 год.
Исследовательский проект «Капелька»
Цель проекта.
Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать.
Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования.
Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребёнка дошкольного возраста средствами эксперимента.
Познакомить с одним из компонентов природы - водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.
Задачи.
Расширять представление детей о свойствах окружающего мира; знакомить с различными свойствами воды; учить детей делать выводы на основе опытов; участвовать в посильной практической деятельности; воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Формировать представление о себе, как об активном члене коллектива через проектную деятельность.
Закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (при изменении температуры окружающей среды изменяется агрегатное состояние воды).
Участники проекта: воспитатели групп, дети, специалисты ДО, родители.
Формы организации детей: индивидуальная работа; работа в парах, коллективная работа, объединение нескольких групп.
Средства обучения: стихи, музыка, иллюстрации помогут увидеть красоту реки, услышать капель, звуки шумящего моря и т.д.
Вид проекта: краткосрочный
Этапы реализации проекта
Месяц | Мероприятия | Цель |
понедельник | Презентация проекта. Знакомство с Волшебницей Водой. Выбор в группе уголка проекта «Мир воды». Беседа «Где живут капли воды в детском саду». Мультфильм «Капитошка» | Цель: уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, всех предметов, которые есть в помещении). Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека. Прививать бережное отношение к воде. |
вторник | Чтение сказки Н.А. Рыжовой «Жила-была Река» Беседа «Какие свойства воды ты знаешь?» Занятие «Свойства воды Рисование «Круговорот, как я его понимаю». Цель: закреплять знания детей о круговороте воды в природе. Продолжать воспитывать бережное отношение к воде | Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды (прозрачность, нет вкуса, нет запаха), обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Учить работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками, с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности Закреплять знания детей о круговороте воды в природе. Продолжать воспитывать бережное отношение к воде. |
среда | . Опыты: «Пар-это вода», «Лед – твердая вода», «Иней», «Превращение в воду». Чтение произведений Н.А. Рыжовой: «Как люди речку обидели» Театр «Оловянный солдатик» | Познакомить детей с агрегатными состояниями воды. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи Формировать навыки экологически правильного поведения в природе частности во время отдыха на реке |
четверг | Занятие «Какой бывает вода». Опыт «Вода бывает теплой, холодной, горячей». Занятие «Кому нужна вода». Опыты: «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода». Конкурс рисунков «Мир воды глазами детей» | Показать детям зависимость состояния воды от температуры воздуха. Познакомить со способом получения теплой и горячей воды. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. Формировать представления о значении воды в жизни человека и для природы, о разнообразии состояний воды в окружающей среде. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. |
пятница | Беседа «Что растет в воде» Чтение энциклопедии «Обитатели моря», «Жизнь в соленой воде». Занятие «Кто живет в реке» с элем. театрализации Подвижная игра «Мы – водные животные». Занятие «Поможем воде стать чистой» Опыт: «Очистка грязной воды» Акция «Берегите воду!» | Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания. Рисование картины «Морской пейзаж» Цель: развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. |
|
СКАЗКА ПРО КАПЕЛЬКУ
«Жила – была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже.
После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужу постепенно замёрзла – и капелька превратилась в льдинку. Её подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замёрзла, ведь она теперь не могла двигаться.
Становилось всё теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились всё жарче и жарче, солнышко припекало всё сильнее и сильнее, капелька стала очень лёгкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облако.
Капелька сидела на своём облачке и мечтала вновь вернуться на землю.»
Загадки про воду
Детские загадки о воде, загадки про воду с ответами. Загадки о воде в природе. Загадки о животных, живущих в воде.
Мокрые загадки
Стало как-то суховато
От пустынь и от степей.
И поэтому, ребята,
Вот загадки помокрей.
Это - водные пустыни,
Волны как барханы.
Здесь, среди бездонной сини –
Штормы, ураганы. (Океан, море)
Хоть на море мы похожи,
Мы внутри материка.
В нас порой впадают тоже
Ручеек или река.
С океаном не знакомы.
Назовите, дети, кто мы? (Озера)
Он и льет, и льет, и льет.
Мокрая погода.
Может, это вертолет
Сбрасывает воду?
Нет, вода из облаков.
Угадай, он кто таков? (Дождь)
В океане острова
Из живого вещества.
И полипы твердые,
Очень-очень гордые –
Без камней и без земли
Рифы выстроить смогли. (Кораллы, коралловые полипы, коралловые рифы)
Рос в ракушке много лет
На морской отмели,
А потом попал в браслет,
Бусы, ожерелье. (Жемчуг)
В океане ходим мы,
Словно синие холмы.
Океан - наш дом родной,
В нем немало миль.
В шторм идем большой стеной,
Утихаем в штиль. (Волны)
В море, только под водой,
Можно встретиться с землей.
Тут лежат морские звезды,
Камешки, песок.
Где-то близко ходит грозный,
Важный осьминог.
И погибшие суда
Опускаются сюда. (Дно)
Мы пугливы иногда,
Можем быть и храбрыми,
Окружает нас вода,
В ней мы дышим жабрами.
С чешуей и плавниками
Проплываем тут и там
И гуляем косяками
Мы по рекам и морям. (Рыбы)
Ты, читатель, мне поверь,
Что не рыба я, а зверь.
Нет характера добрей –
В шторм спасаю я людей. (Дельфин)
Этот домик я могу
Отыскать на берегу.
В нем укрытие моллюска
И хозяин гордый:
"Домик выдержит нагрузку,
Известковый, твердый". (Ракушка)
В море я всегда солена,
А в реке я пресна.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место. (Вода)
Посмотрите-ка! В апреле
С крыши брызги полетели
И стараются, шлеп-шлеп,
Попадать нам прямо в лоб. (Капель)
Мы журчим в апреле звонко,
Ведь сугробы быстро тают,
А мальчишки и девчонки
В нас кораблики пускают. (Ручьи)
Маленькой рождаюсь я,
Получаюсь из ручья,
А до моря добегу -
Стать широкою смогу. (Река)
Я живу на дне реки.
Только где же плавники?
Нет их, сам скорей взгляни -
Вместо них мои клешни.
Если вдруг опасность рядом,
Очень часто пячусь задом. (Рак)
Голова и много ног,
А характер очень строг:
Если гость ко мне не зван,
Поступаю мило -
Выпускаю в океан
Черные чернила. (Осьминог)
Стихи о воде
Я по воде могу ходить!
Я по воде могу ходить!
Хотите, я вам покажу?
И даже ног не замочить.
Сейчас легко вам докажу.
Там, за углом залит каток
Я по нему сейчас пройду,
Не замочив своих я ног.
По скользкому иду я льду.
Вы скажете, что я схитрил?
Но лед- замерзшая вода.
Прошел- и ног не замочил.
Сказал я правду, как всегда.
Ручеек и речка
Средь высоких гор и скал
Ручеек живой бежал.
Очень радостно журчал,
Жизнью горы наполнял.
С каждым днем он среди скал
Путь длинее пробивал.
И однажды прямо к речке
Быстрой, шумной он попал.
Говорит: «Привет, родня!
Не прогонишь ты меня?»
Речка очень удивилась:
«Мы-родня? Скажи, на милость,
Почему ты так решил?
Может, просто поспешил?
Мы с тобой совсем чужие,
Очень разные стихии».
Но сказал ей ручеек:
«Неужели невдомек,
Мы же оба из воды.
Наши водные следы
Уж давно переплелись.
Наконец-то мы нашлись!»
Что может быть в прозрачной капельке воды?
Что может быть в прозрачной капельке воды?
На первый взгляд, конечно, ничего.
Но капни на стекло, оставь следы
И в микроскоп ты рассмотри его.
И ты такое сможешь увидать,
О чем ты даже не подозревал.
Секрет свой тайный может передать
Вода тебе. Об этом ты мечтал?
Лишь только любознательным она
Завесу своей тайны приоткроет.
Изведай ты ее, познай сполна.
И водный мир тебя собой накроет.
Берегите воду
Вода- это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дар.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
Что такое вода?
Стихи о воде для детей
Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.
Вода из-под крана
Я воду в стакан из-под крана налил.
На свет посмотрел-она очень прозрачна
Понюхал ее и немного отпил.
Нет вкуса, нет запаха. Все однозначно.
А в горном ключе если воду набрать,
На вкус она будет совсем уж иной.
Словами, пожалуй, и не передать,
Как вкусно напиться водой ключевой.
Кто знает, откуда берется вода?
Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.
Чтоб нам о воде все-при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.
Интересные факты о воде
-Как утверждают специалисты, достаточно выпить два стакана чистой воды чтобы преодолеть депрессию и усталость.
-Вода доставляет в клетки организма питательные вещества (витамины, минеральные соли) и уносит отходы жизнедеятельности. Кроме того, вода участвует в процессе терморегуляции и дыхания.
-Всего на Земле около трех миллионов кубических километров пресной воды. Ежедневно с поверхности земли испаряется 1 триллион тонн воды.
-Человеческий организм на 60-70% состоит из воды, а детский на 80%. Пятимесячный эмбрион состоит из воды на 94%.
-Специалисты по питанию рекомендуют ежедневно употреблять 6-8 стаканов чистой воды. Но большинство людей пьет недостаточное количество воды, не говоря уже о ее качестве.
-Во всём мире 1 миллиард 100 миллионов человек не имеют доступа к воде. Так что мы с вами счастливые люди!
-Потребность человека в воде стоит на втором месте после кислорода. Вода необходима нам для жизни! Как известно, человек может прожить до 6 недель без пищи, но только одну неделю без воды.. Вода - универсальный растворитель, она растворяет в себе всё, что встречает на пути. Например, наслаждаясь вкусом колодезной воды, мы вливаем в себя «компот», состав которого не смог бы воспроизвести, пожалуй, никто.
-Некоторые газированные напитки, содержат вредные химические вещества, которые вызывают обезвоживание, а вовсе не утоляют жажду.
-Один из самых водянистых продуктов - это арбуз. Арбуз на 93% состоит из воды.
-В природе существует около 1330 видов воды. Они различаются по происхождению (например: дождевая, почвенная, из свежего снега и пр.), различается также по количеству растворенных в ней веществ.
-Избавиться от излишнего веса американские диетологи рекомендуют с помощью "водяной" диеты, которая становится всё более популярной на Западе. Обнаружено, что при недостатке жидкости организм начинает посылать сигналы в мозг, сходные с сигналами голода. В результате люди начинают есть, в то время как надо пить! Выпивая каждый день по 2 -2,5 литра воды человек может подавить чувство голода и сократить количество потребляемой пищи. Но пить нужно именно воду, поскольку даже чай или кофе содержат вредные для диеты активные вещества.
-Американские ученые, выяснили, что регулярный душ может вызвать нарушения в работе мозга. Оказывается, вдыхание даже небольшого количества марганца, содержащегося в водопроводной воде, приводит к отклонениям в центральной нервной системе.
-В Алжире есть озеро из чернил. Водой этого озера можно писать на бумаге и чернила никогда не иссякают.
-Вода — единственная субстанция, которая встречается в природе в трех формах: твердой (лед), жидкой и в виде газа. Кстати, всего 3% воды на земле пресная, но при этом большая часть пресной воды содержится в замерзшем состоянии в ледниках.
-В Антарктиде есть озеро, вода в котором в 11 раз солонее морской и может замерзнуть только при t -50 град. С (вот бы её вместо тосола заливать!)
-В Азербайджане есть горючая вода! От спички вода загорается голубым пламенем из-за метана.
-Через струю воды в вашем кране шириной в иголку вытекает примерно 840 литров воды в сутки.
Литература:
Новикова Ж.Л. «Воспитание ребенка – дошкольника»
Росинка: «В мире природы»
Методическое пособие для педагогов дошкольного учреждения. М. Гуманитар. Издательский центр ВЛАДОС. 2008г. Филиппенко А.А. «Экологические проекты в детском саду» 2009г.
«Не просто сказки. Экологические рассказы и сказки и праздники». Линка – Пресс 2009г. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №7 2011г.
Интернет ресурсы
1. Добрые Сказки - http://www.DobrieSkazki.ru
2. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Подготовила: ст. преподаватель кафедры педмастерства Е. В. Михеева orenipk.ru›kp/distant/do/ped/2_2.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста " Капитошкина школа"
Дошкольное детство – это начальный этап человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в...
Познавательно- исследовательский проект с детьми среднего дошкольного возраста Тема. «Путешествие в осень»
Настоящее приключение для дошкольников - наблюдение за осенними явлениямив природе....
Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста в средней группе №10 «Почемучка» «Нам интересно всё знать!»
Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решени...
Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста группа №10 «Почемучка» «Нам интересно всё знать!»
laquo;Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в с...
Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста «Академия юных космонавтов»
Реализация данного проекта поможет детям среднего дошкольного возраста более широко понять материал по теме "Космос"....
Познавательно - исследовательский проект "Воздух - неведимка"(средний дошкольный возраст)
База внедрения проекта: воспитанники средней группы, родители воспитанников МБДОУ – д/с № 6.Тип проекта: познавательно - исследовательскийСроки реализации проекта: краткосрочныйОбразов...
Познавательно-исследовательский проект с детьми среднего дошкольного возраста "Волшебница вода"
АктуальностьВода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, ...