Познавательно - исследовательский проект "Воздух - неведимка"(средний дошкольный возраст)
проект по окружающему миру (средняя группа)
База внедрения проекта: воспитанники средней группы, родители воспитанников МБДОУ – д/с № 6.
Тип проекта: познавательно - исследовательский
Сроки реализации проекта: краткосрочный
Образовательная область:
- «Социально - коммуникативное»
- «Речевое развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие»
- «Познавательное развитие»
- «Физическое развитие».
Проблема: отсутствие у детей представления о значении воздуха в жизни человека, об основных источниках загрязнения воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воздуха.
Цель проекта: создание условий для формирования у детей знаний о свойствах воздуха: при нагревании расширяется, обладает силой, передает запахи, воздух есть везде, он прозрачный и т. д. на основе проводимых опытов и экспериментов.
Задачи.
Образовательные:
- формировать основы экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с неживыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
- формировать знания о значении воздуха в жизни человека;
- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.
Развивающие:
- развивать умение наблюдать за явлениями неживой природы, стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем по теме «Воздух»;
- развивать аналитическое мышление (поисковая деятельность в ходе решения проблемы, самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы;
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни;
Воспитательные:
- привлечь внимание к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы;
- воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vozduh_-nevedimka.docx | 63.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Воздух - невидимка»
(средний дошкольный возраст)
Подготовила: воспитатель средней группы Рябова В.С.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………… | Стр № 3 |
Актуальность проекта…………………………………………….. | Стр № 4 |
Результат проекта…………………………………………………. | Стр № 5 |
План реализации проекта…………………………………………. | Стр № 6 |
Приложение № 1 Пословицы, поговорки………………………... | Стр № 16 |
НОД по экспериментированию «Воздух и его свойства»………….. | Стр № 21 |
Приложение № 3 Занимательные опыты с воздухом…….... | Стр № 28 |
Приложение № 4 Дидактические игры……………………... | Стр № 33 |
Приложение № 5 Сотрудничество с родителями…………... | Стр № 35 |
Приложение № 6 Анкета для родителей……………………. | Стр № 38 |
Литература…………………………………………… | Стр № 39 |
Пояснительная записка
База внедрения проекта: воспитанники средней группы, родители воспитанников МБДОУ – д/с № 6.
Тип проекта: познавательно - исследовательский
Сроки реализации проекта: краткосрочный
Образовательная область:
- «Социально - коммуникативное»
- «Речевое развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие»
- «Познавательное развитие»
- «Физическое развитие».
Проблема: отсутствие у детей представления о значении воздуха в жизни человека, об основных источниках загрязнения воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воздуха.
Цель проекта: создание условий для формирования у детей знаний о свойствах воздуха: при нагревании расширяется, обладает силой, передает запахи, воздух есть везде, он прозрачный и т. д. на основе проводимых опытов и экспериментов.
Задачи.
Образовательные:
- формировать основы экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с неживыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
- формировать знания о значении воздуха в жизни человека;
- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.
Развивающие:
- развивать умение наблюдать за явлениями неживой природы, стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем по теме «Воздух»;
- развивать аналитическое мышление (поисковая деятельность в ходе решения проблемы, самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы;
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни;
Воспитательные:
- привлечь внимание к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы;
- воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Актуальность проекта
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде.
Опыты, которые дети проводят в мини - лаборатории, способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Уточняя знания о воздухе и его свойствах воздуха, дети устанавливают причинно-следственные связи, делают суждения, умозаключения. Дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты и эксперименты.
Результат проекта
Ожидаемые результаты (продукт проекта):
- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
- развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
- совершенствование экологической среды группы;
- формирование представлений о свойствах воздуха, его значении в жизни живых организмов;
- использование полученных знаний в дальнейшей деятельности;
- формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания детей.
План реализации проекта
Этапы | Виды | Содержание деятельности | |||
педагог | дети | родители | социум | ||
I этап подготовительный (первый день недели ) | Информационный | Проведение педагогического часа - формулировка проблемы и цели проекта.
Разработка игровых ситуаций для заинтересованности воспитанников. Разработать технологическую карту сюжетно – ролевой игры по теме. Разработать картотеку игр, опытов. Оформление информационного стенда в группе по данной теме "Умная полочка". | Вхождение в проблему проекта (Модель Обсуждение целей по данной теме;
Рассматривание иллюстраций, наглядно - дидактических пособий; Закрепление знаний о воздухе и его свойствах. Знакомство и закрепление пословиц, поговорок, загадок, стихотворений (См. приложение № 1)
(см. приложение № 2) Развлечение "Воздух - невидимка" | Сообщение на родительском собрании о предстоящем проекте. С целью включения родителей в проект знакомство с буклетом, который дает возможность ознакомиться подробно о предстоящем проекте (тема, цель, задачи проекта, актуальность); Обсуждение общих вопросов; Анкетирование по данной теме Индивидуальные беседы "Про влажность воздуха и ОРВИ", "Игры детей на свежем воздухе" Информация для родителей. Полезно узнать: "Эксперименты для детей в домашних условиях"
Привлечение к подборке материала по данной теме. Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления и обмена информации о воздухе. | Экскурсия в подготовительную группу Экскурсия в парк "Где можно найти воздух?". Запускание воздушного змея.
Подготовка к развлечению: костюмы, атрибуты, плакаты, эмблемы, медали, поощрительные призы. |
II этап практический (второй день недели) | познавательно - игровой | Организация познавательной деятельности детей. Провести серию познавательных тематических мероприятий с включением здоровьесберегающих технологий. Экскурсия в парк "Где можно найти воздух?" | Познавательно - тематические мероприятия. Экскурсии: в парк "Где можно найти воздух?" (с запусканием воздушного змея). Чтение: сказка "Южный ветерок" В.М. Гаршин. Сказка "Лягушка - путешественница". В. Катаев "Цветик - семицветик". Г. Юдин "Главное чудо света". Разучить стихотворения "Каждый день я в шарик дую...", "Тополиные пушинки". Разучить загадки, пословицы, считалки. Развлечение "Воздух - невидимка" | Наглядная агитация в группе и родительском уголке по теме: "Воздух - невидимка" Выучить поговорки, пословицы, загадки, стихи, считалки. Изготовление атрибутов к развлечению, сюжетно-ролевым и подвижным играм. Изготовление костюмов, атрибутов к развлечению. | Выставка в библиотеке творческих работ на тему "Воздух вокруг нас"
|
II этап практический (третий день недели) | Творческий | Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности.
| Совместная деятельность детей с педагогом Аппликация "По морям, по волнам...". Лепка из пластилина "Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет". (см. приложение №8) Изготовление дидактических игр: "Найди пару", "Собери картинку", "Какой ветер? "С горы с ветерком", "Салон природы". Пособие - карточки "Как человек использует силу ветра?" | Совместная деятельность дома 1.Совместно с ребенком создать альбом "Воздух вокруг нас"
2. Совместное творчество "Поделки в музей" 4. Совместно изготовить памятки, брошюрки Открытый просмотр творческого мероприятия. | Презентация "Воздух - невидимка". |
Экспериментально - исследовательский | Подготовить необходимый материал для проведения опытов и экспериментов. | Занимательные опыты с воздухом Опыт №1, №2. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим. Опыт №3. Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем. Опыт №4. Воздух может перемещаться. Опыт №5. Из закрытого пространства воздух не перемещается. Опыт №6. Воздух всегда в движении. Опыт №7. Воздух содержится в различных предметах. Опыт №8. Воздух имеет объем. (см. приложение №4) | Совместно с ребенком составить странички альбома «Воздух - невидимка» Совместный опыт дома "Зачем детям опыты, эксперименты?", «Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым?» Изготовление костюмов, масок, атрибутов для развлечения. | ||
III этап Завершающий (четвертый день недели) | Контрольно - оценочный | Экскурсия для педагогов нашего детского сада: Консультация «Как создать музей воздуха»
| Картотека «Опыты и эксперименты. Воздух» Развлечение " Воздух - невидимка" | Пожелание родителей о проекте с Подведение итогов | Участие родителей и детей в развлечении |
Исполнительский (результативность) | Экскурсия и презентация проекта для педагогической и родительской общественности микрорайона. | Картинная галерея на тему: "Воздух нужен всем" | Презентация проекта на | Презентация проекта для родительской общественности микрорайона | |
Приложение № 1
Пословицы, поговорки, загадки, стихи о воздухе
• В запас воздухом не надышишься.
• Нам победа, как воздух, нужна.
• Воздух, сколько ни глотай, сыт не будешь.
• Воздуха словами не наполнишь.
• Люди работали, а он воздухом торговал.
• Нечего зря воздух сотрясать, лучше бы тебе помолчать.
• Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся.
• Счастье в воздухе не вьётся, а руками берётся.
• Гонять деньги по воздуху.
• Воздух – символ свободы.
• Свежая струя воздуха.
• Воздух словами не наполнить.
• Идея повисла в воздухе.
• Взлететь на воздух.
• Сделан из воздуха (практически из ничего) .
• Строить воздушные замки.
• Воздушный поцелуй.
• Воздух! (команда тревоги) .
• Держаться за воздух.
Загадки о воздухе
• Чего в комнате не видишь? (Воздух)
• Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Воздух)
• Ни веса ни цвета у него нету! (Воздух)
•Такой большой, что занимаю мир. Такой маленький, что в любую щель пролезаю. (Воздух)
• Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его. (Ветер)
• Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)
• Всё ломаю, всё срываю, ничему пощады нет. (Вихрь)
• Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет. (Ветер)
Стихи о воздухе
«Пахнет в воздухе дождем»
Пахнет в воздухе дождем!
Как хочу я босиком
Пробежаться по траве,
Улыбаясь детворе.
Ветерок меня подхватит,
Развевая мое платье.
Полечу я в небеса,
Вновь поверив в чудеса.
Сверху мир, как на ладошке!
Я в небесное окошко
Выгляну и улыбнусь,
И по радуге спущусь!
Воздух нежится грозой…
Воздух нежится грозой,
В облаках - дождинки,
Небо брызнуло слезой -
Слезками, слезинкой.
Славный праздничный салют
Молнии и грома!
Пусть потоки переждут,
Дав дойти до дома.
Мчится ветер-ураган,
Зонтики срывает.
Дождь в награду Богом дан -
Даже дети знают.
ПРОДАВЕЦ ВОЗДУХА
На рынке,
Где всегда народ,
Стоит торговец ловкий.
Он
Людям
Воздух
Продаёт
В красивой упаковке.
И видно,
До того хорош
Его цветной товар! -
Я сам
Последний
Отдал
Грош,
Купил
Воздушный шар.
Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух – три ее основы.
Какая бы не грянула беда – целы они –
Все возродится снова.
С. Викулов
Задохнулся я от газа,
Зачесалися глаза –
Это три машины сразу
Отпустили тормоза.
Над дорогой сизый дым,
Как вам дышится под ним?
Дым клубится над трубою.
Бедный шарик, что с тобою?
Ты от дыма почернел,
Я же – просто заболел:
Стал и кашлять, и чихать, и опять глаза чесать.
Н. В. Старшова
Воздушный кинозал
Просмотр мультфильма "Смешарики. Воздух для вдохновления"
Что нужно Барашу для вдохновения? Может глоток свежего воздуха? Так Крош и Ёжик ему помогут.
Просмотр мультфильма "Фиксики. Воздушный шар".
Просмотр электронной презентаций «Свойства воздуха»
Приложение №2
Конспект НОД в средней группе «Воздух и его свойства»
Цель: Формирование представлений о воздухе, его свойствах и значении.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами (невидим, лёгкий, прозрачный, занимает место, не имеет запаха, ролью и значением воздуха в жизни человека и живых организмов. Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
2. Развивать у детей мыслительные операции, умение делать выводы, познавательный интерес, наблюдательность, эмоции, воображение. Расширять и активизировать словарь детей.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, позитивное отношение к окружающему миру, интерес и желание расширять свой кругозор, желание исследовать всеми доступными способами.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».
Предварительная работа: наблюдения на улице, игра «мыльные пузыри», чтение художественной литературы,беседы с детьми на тему: «Как воздух помогает людям», рассматривание иллюстраций о явлениях воздуха в энциклопедии для детей.
Оборудование и материалы: воздушный шарик, мыльные пузыри, целлофановые пакеты по количеству детей, трубочки по количеству детей, стаканчики, веера, предметы для игры «Тонет - не тонет»: деревянный кубик, камень, резиновый мячик, монетка; магнитики деревья, мандарин не очищенный и очищенный.
Участники: воспитанники, педагог, родители.
Методы и приемы:
- словесные (беседа, ответы на вопросы, загадывание загадки, чтение стихотворения);
- игровые (игровые ситуации, сюрпризные моменты - волшебная коробка с ветерком);
- наглядные (демонстрация опытов и экспериментов);
- практические (самостоятельная опытно – экспериментальная деятельность).
Ход НОД
Воспитатель:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не можем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас.
-Что же это? (воздух)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, я принесла вам шарик.
-Как вы думаете, что у него внутри? (воздух)
-Правильно, воздух, поэтому он и называется воздушный шарик.
-Мой шарик умеет летать. Я толкаю его слегка, и он летает.
-Как вы думаете, почему он так летает? (он легкий). Значит и воздух, который находится внутри шарика тоже легкий? (да)
-Давайте вместе произнесем: воздух легкий.
Воспитатель:
-А сейчас я развяжу шарик и выпущу воздух. Что вы почувствовали?
(ветерок, а ветерок это тоже воздух? (да) Воздух, который движется.
-А что вы услышали? (воздух выходит) Как воздух выходит из шарика? (ш-ш-ш)Давайте вместе произнесем: ш-ш-ш-ш.
-А вы его увидели? (нет)
-Значит, получается, что воздух невидимый или прозрачный, раз его не видно? (да)
-Давайте вместе скажем: воздух прозрачный.
-Ребята, а хотите поиграть с воздухом: ощутить его, поймать, почувствовать?
-Тогда, приготовьтесь. Мы сегодня отправимся в нашу лабораторию и будем учеными. Кто такие ученые? (люди, которые проводят опыты). Мы будем проводить эксперименты и опыты с воздухом.
-Но сначала мы с вами поиграем. Повторяйте движения по тексту стихотворения:
Физминутка
Ветер тихо клен качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз — наклон
И два наклон.
Зашумел листвою клен.
Работа с веером
Теперь одеваем наши халаты и превращаемся в ученых. И первый опыт, который мы проведем называется «Ветерок».
-Вот такой у нас ветерок.
-А вы хотите, почувствовать ветерок и позвать его? Он спрятался у меня в этой коробке. (Открываем) Что же это? (веер). Верно, это веер, с помощью него мы можем в жаркую погоду сделать себе прохладный ветерок вот таким образом.
-Возьмите веер и позовите ветерок.
-Ветерок может быть легким, и более сильным. Попробуйте.
-Ну что, почувствовали ветерок?
Опыт 1.
Воспитатель:
А можно ли поймать этого неуловимого хитреца? Оказывается – да! Сделаем ловушку из обычного полиэтиленового пакета. Широко раскроем пакет. Воздух, ничего не подозревая, заберется внутрь… Тут-то мы быстро закрутим края пакета и крепко-крепко зажмем его. Вон как раздулся пакет! Сразу ясно, что там что-то есть. Попался, невидимка! Ну что, отпустим его? Тогда развязываем пакет. Он сразу сдулся. Но мы-то теперь знаем, что наш невидимка все равно здесь.
Дыхательное упражнение «Ветер»
А ветер щёки толстые надул, надул, надул,
И на высокие деревья он подул, подул, подул.
Опыт 2
Воспитатель:
Сейчас мы с вами проведем еще один опыт. У нас на столе стаканчики с водой и трубочкой. Подойдите, вдохните воздух и подуйте один раз в трубочку.
-Посмотрите, что появляется на поверхности воды? (пузыри)
-А почему появляются пузыри? (Внутри нас есть воздух).
-А давайте подуем посильнее? Сколько появилось пузырей? (много)
-А где еще есть воздух? (вокруг нас, на улице, внутри нас)
Опыт 3
Дидактическая игра «Тонет - не тонет»
Мы сейчас проверим, в каких предметах есть воздух. Если в предмете есть воздух - он будет плавать так как воздух легкий, если нет воздуха – потонет (дети по очереди подходят и опускают предмет в воду)
Как думаете, какой из мандаринов утонет — в кожуре или без нее? (Без кожуры). И даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет»: в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий апельсин на поверхность воды.
-Назовите предметы, в которых есть воздух? (деревянный кубик, резиновый мячик, неочищенный мандарин).
-Назовите предметы, в которых воздуха нет? (камень, монетка, стеклянный шарик, очищенный мандарин)
Выводы
Что же мы выяснили, сделав опыты? (воздух легкий, выходит пузырьками, ветер – тоже воздух).
-Где есть воздух? (он вокруг нас, внутри нас)
-Какого он цвета? (невидим и прозрачен)
-Какой он на вкус? Вдохните, попробуйте.
-Какой у воздуха запах? (не имеет запаха)
Игра с мыльными пузырями
-Ребята, а воздух с нами хочет поиграть. Он прислал к нам своих друзей - мыльных пузырей. Они спрятались вот в этом маленьком флакончике.
(звучит музыка, дети ловят пузыри)
-Что внутри этих пузырей, почему они летают?
Значение воздуха для человека
-Дети, а скажите, человек может жить без воздуха? (нет)
Человеку нужно дышать. Давайте проверим, сможем ли мы жить без воздуха? Вдохнем и задержим дыхание - не дышите. Без воздуха долго жить невозможно.
-А кто еще не может прожить без воздуха? (животные и растения)
-А как вы думаете, каким воздухом лучше дышать - чистым или загрязненным? (Сколько на земле живет людей, животных, птиц и всем нужен чистый воздух).
Аутотренинг
Закройте глаза, мы с вами отдохнем.
Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Колышется трава на лугу. Надо мной гордо кружат птицы. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром природы. Я хочу жить в мире с природой.
-Посмотрите на картинки, в каком красивом городе мы живем.
-А у нас в городе чистый воздух? (нет)
-А что загрязняет чистый воздух? (машины, заводы, люди)
-А где же взять нам много чистого воздуха? (лес, деревня)
Чтение стихотворения воспитателем
Как приятно любоваться
Синевой морей.
Как прекрасно восхищаться
Клумбой у дверей.
Но не вечная природа,
Она терпит столько зла!
И всё меньше год от года
На планете кислорода
Счастья, мира и тепла.
Чтоб земля была красивей
Надо быть нам бережливей.
Я открою вам секрет, чтобы воздух был чистым, нужно сажать деревья и другие растения. Они впитывают в себя грязный воздух, а отдают - чистый.
Посадка деревьев
Я предлагаю вам прямо сейчас посадить дерево, чтобы воздух был чист. Каждый из вас возьмет деревцо и прикрепит его на доску. (Звучат голоса птиц)
Посмотрите, какая красота получилась.
-Что же нужно делать, чтобы воздух был чистым? (сажать деревья и другие растения)
-И если каждый человек будет сажать деревья, то нам легче будет дышаться, воздух будет чистым.
Мои юные ученые, я думаю, мы с вами сделали сегодня много открытий, и я дарю вам медальки, которые вы можете сами красиво раскрасить!
Приложение № 3
Занимательные опыты с воздухом
Опыт №1. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим
Цель: доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух.
Оборудование:
1. Пустая стеклянная банка 1,0 литр.
2. Бумажные салфетки – 2 штуки.
3. Маленький кусочек пластилина.
4. Кастрюля с водой.
Опыт: Попробуем опустить в кастрюлю с водой бумажную салфетку. Конечно, она намокла. А теперь при помощи пластилина закрепим точно такую же салфетку внутри банки на дне. Перевернем банку отверстием вниз и аккуратно опустим в кастрюлю с водой на самое дно. Вода полностью закрыла банку. Аккуратно вынимаем ее из воды. Почему же салфетка осталась сухой? Потому что в ней воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть. Опять таким же образом опускаем банку на дно кастрюли и медленно наклоняем ее. Воздух вылетает из банки пузырем.
Вывод: Банка только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. Воздух невидимый.
Опыт №2. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим
Цель: доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух.
Оборудование:
1. Прочный прозрачный полиэтиленовый мешок.
2. Мелкие игрушки.
Опыт: наполним пустой мешочек разными мелкими игрушками. Мешочек изменил свою форму, теперь он не пустой, а полный, в нем – игрушки. Выложим игрушки, расширим края мешочка. Он опять раздулся, но мы ничего не видим в нем. Мешок кажется пустым. Начинаем скручивать мешочек со стороны отверстия. По мере скручивания мешочек вздувается, становится выпуклым, как будто он наполнен чем-то. Почему? Его заполняет невидимый воздух.
Вывод: мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый.
Опыт №3. невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.
Цель: доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.
Оборудование:
1. Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.
2. Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.
3. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.
Опыт: аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску? Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.
Вывод: нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.
Опыт №4. Воздух может перемещаться
Цель: доказать, что невидимый воздух может перемещаться.
Оборудование:
1. Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном).
2. Сдутый воздушный шарик.
3. Кастрюля с водой, слегка подкрашенной гуашью.
Опыт: рассмотрим воронку. Мы уже знаем, что она только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. А можно ли его переместить? Как это сделать? Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Почему? Мы видим, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Завяжем шарик ниточкой, можем играть в него. В шарике – воздух, который мы переместили из воронки.
Вывод: Воздух может перемещаться.
Опыт №5. Воздух всегда в движении
Цель: доказать, что воздух всегда в движении.
Оборудование:
1. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.
2. Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т.д.
3. Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами).
Опыт: аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и подуем на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха. В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций), но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ иллюстраций). Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате.
Вывод: воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк.
Опыт №6. Воздух содержится в различных предметах
Цель: доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.
Оборудование:
1. Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.
2. Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.
3. Стеклянная кастрюля с водой.
4. Губка, кусочки кирпича, комки сухой земли, сахар-рафинад.
Опыт: возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах? Предлагаем детям рассмотреть губку. В ней есть отверстия. Можно догадаться, что в них воздух. Проверим это, опустив губку в воду и слегка надавив на нее. В воде появляются пузырьки. Это – воздух. Рассмотрим кирпич, землю, сахар. Есть ли в них воздух? Опускаем поочередно эти предметы в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.
Вывод: воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.
Опыт №7. Воздух имеет объем
Цель: доказать, что воздух имеет объем, который зависит от того пространства, в который он заключен.
Оборудование:
1. Две воронки разного размера, большая и маленькая (можно использовать пластиковые бутылки с отрезанным дном).
2. Два одинаковых сдутых воздушных шарика.
3. Кастрюля с водой.
Опыт: возьмем две воронки, большую и маленькую. На их узкие части наденем одинаковые сдутые воздушные шарики. Опустим воронки широкой частью в воду. Шарики надулись не одинаково. Почему? В одной воронке было больше воздуха – шарик получился большой, в другой воронке воздуха было меньше – шарик надулся маленький. В этом случае правильно говорить, что в большой воронке объем воздуха больше, чем в маленькой.
Вывод: если рассматривать воздух не вокруг нас, а в каком-то определенном пространстве (воронка, банка, воздушный шарик и т.д.), то можно сказать, что воздух имеет объем. Можно сравнивать эти объемы по величине.
Приложение № 4
Дидактические игры
- Дидактическая игра «Волшебный веер»
Цель: формировать умение доказать, что воздух есть повсюду.
Ход: воспитатель предлагает сделать веера детям и показать, у кого сильнее получился ветер.
- Дидактическая игра «Воздушные гонки»
Цель: формировать представление о том, что при помощи движения воздуха можно двигать предметы.
Ход игры: С одной стороны листа бумаги отогните около 2–3 см вверх, положите плоской стороной на чистый стол. У каждого игрока должна быть такой «гоночный» лист. Прочертите финишную линию или натяните нитку в качестве финишной ленты. По команде начните махать картонками позади листов бумаги, двигая их потоками воздуха вперед.
В качестве вариации игры можно использовать силу своего дыхания, заодно и носогубные мышцы потренируете, что очень полезно для развития речи ребенка.
- Дидактическая игра «Поиграем с вертушками»
Что приводит в движение вертушку? (ветер) Подуем "ветерком" на вертушку, чтобы она завертелась. Посмотрим, чья вертушка будет дольше крутится, тот и победил.
- Дидактическая игра «Если бы я был ветром»
Цель: закрепление знаний о свойствах воздуха, составление небольших рассказов.
Ход: дети сидят в кругу, воспитатель бросает мяч, кому попал мячик, составляют небольшой рассказ «Если бы я был ветром….»
- Дидактическая игра: «Мыльные пузыри»
Цель: формировать умение видеть воздух – невидимку. Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла.
Материал: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы.
Ход: игровой персонаж приносит картинку «Девочка играет с мыльными пузырями. Рассматривают картинку. Что делает девочка, как получились мыльные пузыри? Можем ли мы их изготовить? Что для этого надо? Пробуем изготовить мыльные пузыри из куска мыла и воды путём перемешивания. Наблюдаем, что происходит, опускаем петлю в жидкость, вынимаем. Дуем в петлю. Берём другой стакан, смешиваем жидкое мыло с водой (1ст. ложка воды, 3 ст. ложки жидкого мыла) опускаем петлю в смесь. Потихоньку подуем в петлю, что происходит? Как получился мыльный пузырь? Почему мыльный пузырь получился только из жидкого мыла? (Жидкое мыло может растягиваться в очень тонкую плёнку. Вот почему она остаётся в петле. Мы выдуваем воздух, плёнка её обволакивает и получается пузырь. Воспитатель предлагает соревнование «Кто надует больше мыльный пузырь?» «Какой летит дальше, выше?» и расскажет, из чего он состоит, тот выиграет.
Сотрудничество с родителями
Зачем детям заниматься опытами и экспериментами?
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей 3–4 лет и предполагает решение следующих задач:
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников.
Уважаемые папы и мамы!
Полезно узнать:
Как увлажнять воздух и одновременно проветрить помещение?
Вопрос. Как увлажнить воздух и одновременно проветрить помещение? Как только закрывается окно, температура становится 25-26 градусов. Открывая окно, увлажняем улицу.
Ответ. К сожалению, при низкой температуре воздуха на улице практически невозможно, проветривая помещение, оставить при этом воздух в комнате влажным. Поэтому в зимнее время добиваться снижения температуры в помещении следует, главным образом, воздействуя на источник тепла – батарею. Нужно закрутить краник, если таковой имеется, в крайнем случае – закрыть батарею плотным покрывалом, пенопластом или чем угодно, на что хватит вашей фантазии. Это позволит поддерживать в помещении оптимальную температуру, не открывая при этом постоянно окна.
Про влажность воздуха и ОРВИ.
Зимой в отопительный сезон уровень влажности в помещениях может быть 10-25%, а температура воздуха достигать 26-28 градусов. В таких условиях даже здоровому человеку дышать становиться трудно. Сухой воздух – это идеальная среда для развития вирусных инфекций в окружающем пространстве. Низкий уровень влажности в помещении приводит к пересыханию и растрескиванию слизистых оболочек и кожных покровов, тем самым «открывая врата» инфекциям. В условиях излишней сухости увеличивается восприимчивость детского организма к различным респираторным и хроническим заболеваниям, ослабевает местный иммунитет, в итоге дети часто болеют и плохо адаптируются к детскому саду
Сухой воздух - вот главная причина всех ОРВИ, аденоидов, отитов, бронхитов, гайморитов, крупов, хронических тонзиллитов и других болезней дыхательных путей. Также сухой воздух повышает чувствительность слизистых оболочек к пыли и другим аллергенам, отсюда возникает риск развития аллергических болезней – от ринита до астмы.
Различные медикаменты: антибиотики, отхаркивающие средства, капли в нос и т.д. – это лишь бесконечная борьба со следствием. Пока наши дети дышат сухим воздухом, наполненным бактериями и вирусами, они будут болеть. А мы будем их снова и снова лечить, давая им горсти таблеток. Это факт нашей действительности.
Про обеззараживание воздуха.
Проветривание помещения, влажная уборка, УФ облучение – действенные меры по очистке помещения от патогенных микроорганизмов в отсутствии детей. Что же происходит, когда детки возвращаются с прогулки? Сколько времени потребуется, чтобы воздух в замкнутом помещении, тем более сухой, наполнился новыми бактериями и вирусами? Пара чихов - и снова пошел процесс обмена заразой.
Итак! Влажность воздуха в норме, значит слизистые оболочки ребенка увлажнены, местный иммунитет работает. Шансы не заболеть уже значительно выросли! Но! Кто-то из родителей привел в сад недолеченных детей, а вместе с ними новые вирусы. Открыть окна, постоянно проветривать помещение в присутствии детей, тем более, зимой, не возможно. Речи о кварцевании и различных видах ультрафиолетового облучения в присутствии детишек, вообще и быть не может. Как еще можно остановить развитие болезнетворных микроорганизмов в воздухе и снизить риск передачи инфекции от одного ребенка к другому? На сегодняшний день, если говорить только о безопасных для детей способах очищения воздуха от болезнетворных микроорганизмов, разрабатываются и существуют новые подходы к этой проблеме. Современная технология насыщения распыляемой в воздух воды ионами серебра позволяет решать сразу две важнейшие задачи: увлажнять воздух и очищать его от болезнетворных микроорганизмов на молекулярном уровне. Ионное серебро - природный антибиотик, и в определенной концентрации абсолютно безопасный и нетоксичный, уничтожающий более 700 видов болезнетворных бактерий и вирусов, воздействующий на патогенные микроорганизмы, которые в результате не приобретают к нему устойчивости, а также в отличие от фармацевтических антибиотиков, не разрушающий клетки тканей, продуцирующих полезные ферменты.
Приложение № 5
Анкета для родителей
1. Что такое экология?
2. Вы считаете домом только то место, где вы непосредственно живете с семьей?
3. Что, по вашему мнению «Общий дом» для всех людей?
4. Вы часто гуляете с ребенком? Где?
5. Как ваш ребенок относится к объектам природы?
6. Какую погоду вы любите, почему?
7. Зачем ваш ребенок любит наблюдать? Как долго это происходит?
8. Рассказываете ли вы ребенку о явлениях природы?
9. Ваша беседа проходит в форме диалога, или монолога с вашей стороны?
10.Как ребенок выражает свои эмоции если видит необычное в природе (радуга, гроза, роса…)?
11.Показываете ли вы ребенку фокусы или занимательные опыты с воздухом, водой, снегом, льдом?
12.Как вы думаете, получит ли ваш ребенок знания о природе в детском саду.
Литература:
- Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М. : Творческий Центр Сфера 2007.
- Бондаренко Т. М. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
- Бурыкина М. Ю. Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста. Брянск 1995г.
- Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М., 2012.
- Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. — М. : Просвещение, 1986.
- Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. 1993год.
- Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию! » - СПб: Детство-Пресс, 2007.
- Гризик Т. И. "Познаю мир". "Особенности организации деятельности экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста" методическое пособие»
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.
- Журнал дошкольное воспитание №3, 1999год. Стр. 23 -30.
- Зубкова Н. М. "Воз и маленькая тележка чудес" Опыты и эксперименты для детей 3-7 лет
- Зубкова Н. М. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет СПб: Речь, 2009.
- Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Средниий дошкольный возраст. – М. : Пед. общество России, 2005
- Мартынова Е. А. , Сучкова И. М. «Организвция опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
- Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» - М. : Педагогическое общество России, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста по теме "Лёд"
Познакомить детей с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности обращения со льдом, воспитывать любознательность, активизировать в речи детей «...
Презентация "Использование проектного метода как способа организации познавательно- исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста"
В презентации сообщается об использовании проектного метода как способа организации познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста...
Перспективное планирование в средней группе "Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста"
Перспективное планирование «Познавательно – исследовательская деятельностьдетей среднего дошкольного возраста»...
План по самообразованию на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»
План по самообразованию на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»...
Консультации для воспитателей «Экспериментальная, познавательно- исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»
Консультации для воспитателей«Экспериментальная, познавательно- исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»...
Самообразование «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»
План по самообразованию на 2020-2021 год...
Консультация для воспитателей «Экспериментальная, познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Экспериментальная, познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»...