Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста в средней группе №10 «Почемучка» «Нам интересно всё знать!»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nam_interesno_vse_znat.docx | 46.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Росинка» комбинированного вида» г. Шарыпово Красноярского края. Тел.: 8(39153) 40-5-10. E-mail: mbdou.rosinka@jandex.ru
Познавательно-исследовательский проект
для детей среднего дошкольного возраста
в средней группе №10 «Почемучка»
«Нам интересно всё знать!»
Выполнили воспитатели:
Генрих И.В.,
г. Шарыпово 2018 г.
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская народная мудрость.)
Актуальность проекта:
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Лев Семёнович Выготский
Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности.
Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, особенно с наблюдением. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете о том, что увидели. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.
Задачи:
1. Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении.
2. Дать детям представление о свойствах воды, песка, воздуха, плавучести предметов, способности магнита притягивать некоторые предметы.
3. Учить классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности.
4. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные и искусственные; познакомить с образованием тени от предметов; понять причину возникновения солнечных зайчиков; познакомить детей с понятием «отражение».
5. Познакомить детей с прибором-помощником – лупой и ее назначением.
6. Знакомить с разными способами исследования предметов, учить формулировать проблему и искать пути ее разрешения доступными средствами.
7. Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих предметах и материалов, из которых они сделаны; формировать умение
доказывать свою точку зрения и аргументировать свое решение; развивать умственные способности.
8. Воспитывать интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов; совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.
9. Создать детскую лабораторию для проведения экспериментов.
10. Привлечь родителей к активному сотрудничеству.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, долгосрочный, групповой.
Разработчик проекта воспитатели средней группы: Генрих И.В., Баташева Н.Н.
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители.
Сроки реализации: 01.10.2018г. по 30.05.2019г.
Этапы проекта:
I этап-подготовительный с 01.10.18г. по 20.10.18г.
II этап-основной с 20.10.18г. по 15.05.19г.
III этап- итоговый с 15.05.19г. по 30.05.19г.
Предполагаемый результат:
1. Дети знают назначение органов чувств.
2.Дети знают и называют свойства воды, песка, воздуха, магнита, предметов.
3. Дети классифицируют камни по указанным признакам.
4. Дети знают о значении света в жизни человека; знают, как появляется тень, солнечные зайчики.
5. Дети умеют пользоваться лупой, знают ее назначение и применение.
6. Дети могут сформулировать проблему и найти способы ее решения.
7. У детей пополнился словарный запас.
8. У детей есть интерес к экспериментированию и исследованию.
9. Создана детская лаборатория для экспериментов, оснащена необходимыми материалами и оборудованием.
10. Родители активно сотрудничают с педагогами, оказывают посильную помощь в реализации проекта.
Подготовка к реализации проекта:
1. Подобрать методическую литературу по теме.
2.Донести до участников проекта (в частности до родителей) важность данной темы.
3.Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для исследовательской деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме.
4. Подобрать материал, оборудование для создания детской лаборатории.
5. Создать коллекции камней, перьев, фонариков, магнитов.
6.Составить перспективный план проведения экспериментов.
Оснащение детской лаборатории
Основное оборудование и материалы:
1. Приборы – помощники: лупа, увеличительные стекла, песочные часы (на 1, 2, 3, 5 минут), разнообразные магниты, бинокль.
2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, листья, веточки, пух.
4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, пробки, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.
5. Красители: ягодный сироп, акварельные краски, другие безопасные красители.
6. Медицинские материалы: пипетки, колбы, вата, деревянные палочки.
7. Прочие материалы: зеркала, цветные и прозрачные стекла, формочки, плоское блюдо, сито, металлические шарики (легкий и тяжелый), таз.
8. Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», водяная мельница, теневой театр, театр на магнитной основе, ванна для игр с песком и водой.
Этапы реализации проекта
Подготовительный:
Определение темы проекта, формулировка цели, определение задач.
Подбор методической литературы.
Анкетирование родителей. Оформление консультативного материала для родителей.
Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
Составление плана мероприятий с опорой на сетку ОД.
Основной (практический)
Реализация запланированных мероприятий
Итоговый
Проведение итоговой открытой ОД. Отчет о проделанной работе и ее результатах на педагогическом совете.
Формы работы:
1. ОД;
2. Эксперименты;
3. Беседы;
4. Наблюдение и труд;
5. Работа в лаборатории.
Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая, подгрупповая.
Работа с родителями
1. Консультация для родителей «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром».
2. Консультация для родителей «Волшебная водичка».
3. Консультация для родителей «Изготавливаем цветные льдинки и ледовые игрушки своими руками».
4. Буклеты для родителей «Водные процедуры».
5. Памятка для родителей «Как сделать мыльные пузыри в домашних условиях».
6. Консультация для родителей «Играем с мыльными пузырями».
7. Оказание помощи в создании детской лаборатории.
8. Подбор материалов, предметов для коллекций.
9. Родительское собрание на тему: «Наши успехи и достижения в экспериментальной деятельности».
10. Фотоотчет на тему: «Хотим все знать!»
Выполнение проекта
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя |
Октябрь | Занятие исследование «Как увидеть воздух» | ОЭД «Окрашивание воды» | ОЭД. «Где вода?» что песок и глина по разному впитывают воду. |
Ноябрь | Игра-эксперимент | ОЭД «Угадай-ка» | Занятие-исследование «Есть в группе пыль и чем она опасна?» с участием кукольного персонажа , который питается пылью. опасна пыль в помещении, что нужно делать для того, чтобы её не было, чистоплотность. |
Декабрь | Игра-эксперимент «Воздух-невидимка» | Надувание мыльных пузырей. | Игра-эксперимент «Ветер по морю гуляет» воздух |
Январь | ОЭД «Какого цвета снег?» | ОЭД «Что в коробке?» Цель: познакомить со значением света, с источниками света солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы | Игра- эксперимент «Волшебная кисточка» с получением промежуточных цветов путем смешивания двух (красного и желтого- оранжевый, синего и желтого- зеленый) |
Февраль | Развивающая игра «Хорошо- плохо» | ОЭД «Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить с двумя состояниями воды- жидкий и твердый. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед, замерзать на холоде, принимать форму емкости. | Занятие исследовательское |
Март | «Освобождение бусинок из ледяного плена» | ОЭД «Откуда берется голос?» | Словесная игра «Узнай по голосу» по голосу. |
Апрель | Занятие « Теплая капелька или поможем колобку умыться» | Игра – эксперимент «Умный нос» Цель: определить по запаху предметы, познакомиться с особенностями работы носа. | Игра – эксперимент «Язычок- помощник» Цель:: познакомиться со Строением и значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов. |
Май | ОЭД «Стекло, его качества и свойства» Цель: узнавать предметы, сделанные из стекла, определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость) | ОЭД «Узнай предметы из резины» | ОЭД «Узнай предметы из пластмассы» |
Продукт проекта:
1.Открытое мероприятие « Вода-кудесница»
2.Выставка зарисовок и фото к опытам «Я - любознательный!»
Методическая литература
1. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015 (Библиотека программы «ДЕТСТВО».)
3. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
4.«Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
5.Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз¬раста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.
6.Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей среднего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательно – исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста методом проекта
Данная статья посвещена работе педагогов методом проекта...
Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования....
Роль родителей в развитии познавательного интереса и познавательно - исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности
Детско - родительский проект по опытно - эксприментальной деятельности. Тема: "Школа Профессора Знай Знайкина"...
Конспект по развитию познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Приключения веселого Пузырика» (средний дошкольный возраст)
Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему в процессе экспериментирования....
Познавательно - исследовательский проект "По улицам нашего города" для среднего дошкольного возраста
Тема проекта «По улицам нашего города»Вид проекта: Познавательно - исследовательскийПродолжительность проекта: Краткосрочный с 15.09.2017г по 01.10.2017гУчастники проекта: Воспитатели...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Чистая вода».
Задачи:Образовательные:-учить ставить перед собой цель, планировать свою работу;-совершенствовать умение общаться со сверстниками во время опытов;-закреплять в речи детей слова: водопровод, авария.Раз...
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошк...