«Фольклор в работе с детьми младшего дошкольного возраста в системе работы по нравственному воспитанию»
презентация к уроку (младшая группа)
Слово «фольклор» в переводе означает «народная мудрость».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_v_rabote_s_detmi_ml_doshk_vozr.docx | 25.25 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд Презентация опыта работы
«Фольклор в работе с детьми младшего дошкольного возраста в системе работы по нравственному воспитанию»
2 сл. В начале года нами была определена задача по нравственному воспитанию младших дошкольников. В своей работе мы решили использовать детский фольклор.
3 сл. Слово «фольклор» в переводе означает «народная мудрость». Это благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем.
4, 5 сл. Не каждый жанр фольклора подходит в работе с младшими дошкольниками. В первой младшей группе мы используем малые формы детского фольклора, такие как потешки, пестушки, прибаутки, заклички, сказки, колыбельные песенки.
6 сл. Потешки - развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Есть потешки, которые и наставляют, и дают простейшие знания о мире. Например: «Кисонька-мурысонька».
Данная потешка не только знакомит детей с тем как пекут пряники, но и учит делиться. В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных, и конкретно описываются их повадки, малыши, улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому.
7 слайд: Потешки мы используем практически во всех режимных моментах. Часто сопровождаем показом картинки или музыкально ритмической деятельностью, динамическими движениями. Например:
«Ладушки-ладушки», «Я пеку пеку»
Так, процесс умывания можно сопровождать такими потешками как: «Водичка, водичка, умой мое личико…» С помощью потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам.
Во время кормления: «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку, вкусную, пушистую, мягкую, душистую».
Наши ребята только начали посещать детский сад, им тяжело привыкнуть к режиму детского сада. Особый страх и стресс вызывает у них дневной сон. Чтобы сгладить переживания ребенка мы используем потешки и колыбельные песни, которые сочетаются с гимнастикой и легким массажем. Потешки лучше всего обыгрывать, и сделать это можно разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, использовать разные виды театра для данного возраста, куклы би-ба-бо, шапочки, маски различных персонажей, применять ИКТ.
8 сл : Закличка - от слова закликать (звать, просить, приглашать, обращаться) – это небольшая песенка для распевки группы детей или стихотворное обращение к явлениям природы. Заклички, способствуют воспитанию любви и бережного отношения к природе своего края.
9 сл: Пестушки —это короткие стишки и песенки, которыми мама сопровождает физические движения, упражнения, способствующие развитию малыша. Народная педагогика заложила в пестушки не только приемы физического, умственного, но и нравственного воспитания: они стимулируют познание окружающего мира, воспитывают отзывчивость, радость от общения со взрослым. Поэтому поэзия пестушек вызывает у ребенка радость, улыбку, развивает память.
10 сл: Прибаутки же развивают богатое воображение детей, в них много фантастики, они схожи со сказкой, так как птицы, насекомые и звери наделены человеческими качествами, ворон играет на трубе, таракан колет дрова, кошка шьёт ширинку (полотенце), коза собирает орехи, утка играет на дудке и т.п.
Среди прибауток есть и короткие песенки, которые используют обычно как похвалу ребенку, возможность поставить его в пример:
Наша доченька в дому
Что оладушек в меду…
Такие хвалебные песенки имеют большое воспитательное значение: они заставляют детей обратить на себя внимание и поступать таким образом, чтобы оправдать добрые слова.
Различают прибаутки-шутки, схожие с колыбельными песнями, в которых действуют насекомые, птицы, животные, выполняющие человеческие дела. Они ненавязчиво внушают ребенку мысль о необходимости трудиться членам всей семьи, чтобы жить в достатке.
Кошка в лукошке
Рубашки шьет…
11 сл : Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке. Сказка не дает прямых наставлений детям «Слушайся родителей», Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно осваивают.
В младшем дошкольном возрасте используем русские народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя». Для наилучшего восприятия сказки активно используем различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый.
12 сл: На прогулке мы часто используем хороводные игры. Они способствуют формированию умения соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения с взрослыми и со сверстниками; формированию умения эмоционально – положительно реагировать на просьбы и требования взрослого, на необходимость регулировать своё поведение; формированию умения поддерживать речевое общение.
Например, «Карусель», «Пузырь»
13 сл Все выше перечисленные фольклорные жанры являются основными на занятиях с детьми в детском саду. Цель их - формирование духовно-нравственных ценностей, лучших качеств личности дошкольников, таких, как доброты, уважения к людям и их труду, бережного отношения к природе, честности, любви к Родине и т. д.
14 сл: В своей группе я использую технологию волшебная коробочка (меджик бокс), - это самодельная коробка или можно сказать подобие кейса, с различным набором материалов на определенную тему. Мэджик - бокс помогает изучить и закрепить пройденный материал. Также его можно взять домой, если ребенок пропустил детский сад и, если родитель сам заинтересован в изученном материале.
Данную методику можно применять в любой образовательной области. Одним из вариантов использования волшебной коробки в моей работе было внесение готового материала, где я подобрала материал по фольклору в работе с детьми младшего дошкольного возраста в системе работы по нравственному воспитанию, который включает в себя:
15 сл «Картотеки потешек, пестушек, колыбельных песен.
Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Применение данного пособия вызвал у воспитанников большой интерес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
тематическое планирование для воспитателей младшей группы...
«Методическое пособие по использованию элементов русского народного фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
В работе с детьми младшего дошкольного возраста потешки и пальчиковые игры применяются не только с целью развития речи, но и для формирования привычки здорового образа жизни, развития мелкой мот...
Использование русского фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Примерное распределение потешек и песенок по возрастному принципу...
Система работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики пальцев рук
Данная работа представлена информацией о работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, развитию речи детей дошкольного возраста....
Опыт работы "Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребёнка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребёнок в семье. С...
Доклад:"Организация физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОО...
Система работы с детьми младшего дошкольного возраста по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Автор статьи делится опытом работы по предупреждению дорожно –транспортных происшествий с детьми младшего дошкольного возраста. В работе с детьми младшего дошкольного возраста по предупреждению ...