Опыт работы "Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
материал по теме
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребёнка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребёнок в семье. Стержнем этой системы было и остаётся устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Именно в раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка, почаще привлекать его внимание к предметам, животным, людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_2015.docx | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ РАБОТЫ
воспитателя МКДОУ детского сада № 5 г. Малмыжа
Габдуллиной (Мошкиной)
Люции Ахметовны
по теме
«Использование малых форм фольклора
в работе с детьми
младшего дошкольного возраста»
Малмыж
2015
На протяжении нескольких лет я работаю по теме «Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребёнка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребёнок в семье. Стержнем этой системы было и остаётся устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Именно в раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка, почаще привлекать его внимание к предметам, животным, людям.
Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора занимались Ю.Г.Илларионова, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский и др.
Повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскуднения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребёнка пускают на самотёк. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используют даже в младшем возрасте.
В результате анкетирования наших родителей выяснила, что они очень мало знают произведений устного народного творчества, помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну «Сорока-белобока…», практически не знают ни одной колыбельной песни, кроме «Баю-баюшки-баю не ложися на краю…». И сделала вывод, что работа в данном направлении в детском саду организована недостаточно.
Таким образом, я поставила цель – систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества с детьми младшего дошкольного возраста.
Выделила следующие задачи:
- формировать у детей первоначальные навыки художественно- речевой деятельности
- продолжать учить детей воспринимать небольшие по объёму потешки, прибаутки, загадки, следить за развитием действий, понимать содержание
-развивать основные психические функции: внимание, память, речь, восприятие, наблюдательность, активизировать мышление, мелкую моторику и координацию движений, по словесному указанию выполнять действия с пальчиками
-воспитывать любовь к УНТ, познавательный интерес, чувство товарищества и уважение к партнёру и т.д.
В настоящее время появилось достаточно большое количество различных парциальных программ использования традиционной культуры в воспитательно-образовательном процессе.
Особую значимость фольклор приобретает в адаптационный период. Ценность устного народного творчества заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, в период привыкания к новой обстановке, ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Это вызывает у ребёнка радость, желание повторить их, симпатию к пока ещё мало знакомому человеку – воспитателю. Об успешной адаптации можно судить по результатам диагностики ( )
Учитывая, что наш детский сад посещают дети разных национальностей
(48% из них татар), и некоторые из малышей не понимают русский язык, важным является общение с ребёнком на его родном языке.
Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому я стараюсь использовать разные виды устного народного творчества: потешки, прибаутки, сказки, х/игры, песенки, пальчиковые игры, которые соответствуют уровню развития детей.
Большое место при работе с детьми младшего дошкольного возраста уделяю потешкам. Они помогают при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и при проведении утренней гимнастики, и в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения сопровождаются действиями или наоборот, действия сопровождаются чтением, обыгрыванием их. Важно лишь удачно подобрать их и эмоционально рассказать, чтобы ребёнок чувствовал отношение взрослого к описываемым ситуациям.
Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они уже сами начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы или укладывании её спать. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у детей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.
Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки.
Кукушка кукует Ку-ка-ре-ку!
Ку-ку! Ку-ку! Филин кричит
Голубь воркует в ночи: угу!
Гу-гу! Гу-гу! А рыба молчит
Петух зорюет Ни гу-гу!
В таких потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому.
Одним из видов фольклора являются игры ребёнка со своими пальцами, когда дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких («Этот пальчик дедушка…»).
Пальчиковые игры – это:
- сеансы массажа
- игра с колясочного возраста, когда ребёнок ещё не говорит;
- развитие координации движений кистей и пальцев рук;
- стихи и движение;
- это развитие речи и ума.
Среди разнообразных игр, используемых мною в педагогическом процессе одно из ведущих мест по праву принадлежит играм, созданным на народном материале, играм забавам. Игры забавы насыщены добрыми чувствами и юмором. Они всегда осуждают отрицательные качества, дают заряд бодрости и теплоты. Многие из них связаны с выполнением определённых движений (бег, прыжки, метание), тем самым я считаю оказывают помощь в физическом воспитании, в укреплении здоровья.
Превращается рука
И в котёнка, и в щенка.
Чтоб рука артисткой стала,
Нужно очень, очень мало:
Специальные перчатки,
Ум, талант и всё в порядке.
В своей работе я использую разные виды театра: настольный, кукольный, пальчиковый, фланелеграф, где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи.
В нашем ДОУ дети старшего дошкольного возраста устраивают своими силами концерты для малышей, они разыгрывают знакомые им сказки.
Большим сюрпризом для детей является кукольные театры, подготовленные силами родителей. Родители не только показывают кукольные театры для детей, но принимают активное участие в изготовлении атрибутов для театрализованной деятельности.
Я также веду работу по информированию родителей (консультации, собрания, мастер класс, оформление папок – передвижек).
На районном уровне провела мастер класс по теме «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста».
Провела НОД с элементами фольклора: в детском саду по изодеятельности «Ручеёк для кораблика» и на областном уровне по ОБЖ «Медведи в гостях у детей».
Наблюдения за детьми и повторное анкетирование родителей позволили выявить, что:
- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они стали часто использовать в своей речи потешки, прибаутки;
- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей, они с удовольствием подбирают и разучивают с детьми потешки, песенки, пальчиковые игры, приносят в детский сад книги с новыми произведениями устного народного творчества.
Таким образом, мой опыт показал, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно – речевой деятельности, быстрее и легче адаптироваться в дошкольном учреждении.
«Ребёнок идёт в детский сад» - как привычно это звучит в устах взрослых и как незнакомо для малыша.
Первая информация от взрослых играет важную роль для ребёнка. Как относятся к этому родители, какие цели ставят, отдавая ребёнка в детский сад. Радуются вместе с ним, гордятся, что он подрос и идёт в детский сад, где у него будет много друзей, игр, занятий, или же ждут не дождутся заняться своими делами.
Поэтому уважаемые родители, ребёнка нужно подготавливать к детскому саду и рассказывать, что такое детский сад, зачем туда ходят и что там делают. Но не в коем случае не критикуйте и не пугайте им, а рассказывайте только положительные стороны.
Детский сад первым открывает перед ребёнком мир социально – общественной жизни.
Процесс адаптации к условиям детского сада представляет для ребёнка значительные трудности. Многие дети становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны главным образом с отсутствием близких людей, изменением окружающей обстановки, привычных условий и ритма жизни.
Ребёнок целостный организм, имеющий свои потребности, обладающий способностью к саморегуляции. Однако многое зависит от его возрастных особенностей.
В практике мы сталкиваемся с тем, что дети приходят в детский сад, не имея необходимых к.г.н. (не приученные к горшку, к одноразовому сну после обеда, не умеющие пользоваться ложкой, не отученные от соски и даже некоторые от груди).
Поэтому большая просьба, готовя ребёнка в детский сад обратите на это особое внимание.
Период адаптации индивидуален и может быт разной продолжительности от недели и более.
Легче адаптироваться малышу помогут знакомые предметы из семейного окружения. Поэтому в первые дни посещения д/ сада можно приносить любимые игрушки (желательно не больших размеров, и не в коем случае ни детские одеяла и не пледы)
Для малыша также очень важно постоянство окружающего его мира. Следует уделять особое внимание режиму дня, режим дня дома должен соответствовать режиму дня в детском саду.
При поступлении в детский сад первые три дня дети бывают только до обеда, после этого постепенно начинаем укладывать спать, но и тут могут быть исключения (кого- то можем положить спать на второй день, а кого- то и через неделю не положим).
Вы можете посещать прогулки до прихода в детский сад в дневное время и в вечернее, чтобы ребёнок видел, что в детском саду никого не оставляют.
Дети, которые посещали группу кратковременного пребывания это знают, но они привыкли ходить только на три часа без кормления и без сна. И когда дело доходит до сна им бывает тяжело поэтому подготавливайте детей к этому, рассказывайте им, чтоб у них это было на слуху (вот ты поспишь, отдохнёшь и я тебя заберу…)
Адаптация ребёнка в детском саду – это адаптация в первую очередь семьи.
Уважаемые родители! Вы должны понять, что ни один, даже самый замечательный детский сад, не сможет сделать для Ваших детей всё. Детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Без вашей помощи просто нельзя. И если мы с вами объединим свои усилия и обеспечим малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что прошедшее изменение в жизни ребёнка пойдёт ему на благо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование малых форм фольклора в работе с детьми в раннем возрасте.
Слово “фольклор” в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельност...
\'Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
\'Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"...
Использование малых форм фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста
Знакомство с малыми жанрами фольклора осуществляется через:·специально-организованное обучение – на занятиях по развитию речи, познавательному развитию, рисованию, лепке, конструированию, музыке, физк...
Методическая разработка "Роль малых форм фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Эта методическая разработка предназначена для педагогов работающих с детьми младшего дошкольного возраста, а также может быть интересна для родителей....
Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.
Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование...
Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Материал предназначен для педагогов, работающих с детьми с общим недоразвитием речи младшего дошкольного возраста...
Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Материал предназначен для педагогов, работающих с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитиеи речи...