Журналы наблюдений и индивидуальный образовательный маршрут ребенка (ранний и дошк. возраст)
материал
Журналы наблюдений и индивидуальный образовательный маршрут ребенка (ранний и дошкольный возраст)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
ЖУРНАЛ
НАБЛЮДЕНИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
ГАЛИ С, 00.00.2013 Г. Р.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «СОЛНЫШКО»
НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Воспитатель:
Кузнецова Александра Александровна
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ЗАПОЛНЕНИЮ ЖУРНАЛА НАБЛЮДЕНИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
Наблюдение – это «процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении ребенка в то время, когда он работает или играет один или вместе с другими детьми»[1].
Наблюдение должно быть систематичным и регулярным. Как правило, оно планируется ежедневно и проводится в течение 10-15 минут. Педагог выбирает момент кульминации погружения детей в деятельность. На время ведения наблюдения помощник воспитателя (или ассистент) активно включается в педагогический процесс.
В начале учебного года (ориентировочно в течение сентября) проводится первичная диагностика: выявляются стартовые возможности каждого ребенка (исходный, актуальный на данный момент уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также слабые стороны (проблемы) в развитии, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитателем в сотрудничестве с психологом и другими специалистами (учителем-логопедом, инструктором физической культуры и пр.) выделяются достижения и индивидуальные проявления дошкольника, требующие педагогической поддержки, определяются слабые стороны (проблемы) по освоению детьми образовательных областей в соответствиями с критериями «Журнала наблюдения…»), намечаются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на учебный год.
В конце учебного года (обычно в мае) проводится итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка. Таким образом, в течение учебного года каждый ребенок может продвинуться по-разному и решить разное количество задач развития относительно самого себя, т.е с учетом собственного актуального уровня развития.
Для того, чтобы провести первичную педагогическую диагностику и определить задачи для каждого из детей группы, целесообразно использовать «Журнал наблюдения и оценки развития», где прописаны критерии и подкритерии по всем областям.
Результаты диагностики должны быть точными, объективными и конкретными. На основе диагностики воспитателями в сотрудничестве с психологом и иными специалистами определяются задачи работы. Затем для каждого ребенка заполняется «Индивидуальный образовательный маршрут» (план индивидуальной работы с ребенком), где, наряду с задачами, отмечаются сильные стороны ребенка и прописываются стратегии решения актуальных задач развития в той или иной области на уровне планирования работы в группе и взаимодействия с родителями.
Для проведения диагностики воспитатели используют:
- карандаш или ручку для записей;
- «Журнал наблюдения и оценки развития» (по количеству воспитанников в группе).
Отслеживание достижений обучающихся в соответствии с образовательными областями.
Использование «Журнала…» в работе с воспитателями позволяет эффективно отслеживать динамику в развитии детей по всем образовательным областям на этапах первичной и итоговой педагогической диагностики (при необходимости – промежуточной)!
В данном случае педагог должен оценить ребенка согласно критериям развития, подкритерии служат только источником дополнительной информации, не оцениваются по отдельности и приведены по принципу «от простого к сложному» (например, критерий «Демонстрирует координированные движения» применительно к ребенку 3-4 лет раскрывается через возможность «ловить мяч двумя руками» (первый подкритерий), то для ребенка-выпускника важны и другие подкритерии – «бегает и перепрыгивает, не теряя равновесия» и «прыгает через скакалку»). Предлагается следующая система оценки критериев развития в баллах, основывающаяся на концепции Л.С. Выготского о зонах «ближайшего» и «актуального» развития:
1- начальная стадия;
2- в развитии;
3 - при умеренной поддержке;
4 – самостоятельно;
5 – устойчиво.
Перечисленные понятия применительно к каждому рассматриваемому аспекту в ходе наблюдения раскрываются следующим образом:
- Начальная стадия. Данное качество или умение у ребенка только начинает проявляться. Знания по данному параметру отсутствуют.
- В развитии. Данное качество или умение у ребенка проявляется редко. Требуется помощь взрослого. Знания по данному параметру неустойчивые.
- При умеренной поддержке. Данное качество или умение у ребенка проявляется иногда, при небольшой поддержке взрослого. Знания по данному параметру имеются, но не всегда уверенно проявляются.
- Самостоятельно. Данное качество или умение ребенок проявляет часто, самостоятельно, но требуется напоминание взрослого. Знания по данному параметру имеются, но не всегда применяются на практике.
- Устойчиво. Данное качество или умение ребенок проявляет всегда, самостоятельно без дополнительных вопросов и напоминаний, уверен в своих знаниях, использует их на практике.
Количественный анализ осуществляется согласно рекомендациям Н.В. Верещагиной[2]. Подсчет результатов опирается на среднее значение, которое в таблицах обозначается терминами «Всего» (для каждой из 5 образовательных областей) и «Итого» (по всем областям в совокупности).
- Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8 (условно – высокий уровень развития).
- Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и\или органического генеза (условно – средний уровень развития).
- Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту условно – низкий уровень развития).
Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, т.к. получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.
Технология работы в случае оценки освоения областей развития.
Этап 1. В версии «Журнала…» в колонке по вертикали, соответствующей группе ребенка, проставляются баллы по каждому параметру оценки, затем считается итоговый показатель (среднее значение = все баллы сложить (по вертикали) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). В результате можно оценить уровень освоения по 5 образовательным областям (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развития), а также общий уровень освоения ОП.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе, для чего создается таблица (рассчитана на учебный год).
По каждому из оцениваемых 5 областей, а также по итоговому результату вычисляется среднее значение (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество обучающихся, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций.
При анализе результатов освоения каждой из 5 областей можно выделить подгруппу детей со сходными индивидуальными задачами развития. Это поможет оптимизировать педагогический процесс.
Из заполненных таблиц будет видно, что по горизонтали можно проследить за индивидуальными достижениями каждого ребенка, а по вертикали – проанализировать общегрупповые результаты диагностики.
В конце учебного года проводится второй этап диагностики, что позволяет выявить динамику в освоении каждым ребенком в отдельности и группой в целом ОП согласно образовательным областям.
Журнал наблюдения и оценки развития детей от 1,5 до 3 лет
Ребенок ____________________________________________ группа_________________________________________________пол __________
Воспитатели:_____________________________________________________________________________________________________________
Уровни показателей (баллы): 1- начальная стадия; 2- в развитии; 3 – при умеренной поддержке; 4 – самостоятельно; 5 – устойчиво.
1. Социально-коммуникативное развитие | |||||
Критерии развития I год 1,5-2 года | I* | II | Критерии развития II год 2-3 года | I | II |
1.Описывает себя, свою семью и культурную группу:
| 1.Описывает себя, свою семью и культурную группу:
| ||||
2.Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:
| 2.Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:
| ||||
3. Выражает эмоции приемлемым способом:
| 3. Выражает эмоции приемлемым способом:
| ||||
4. Самообслуживание:
| 4. Самообслуживание:
| ||||
5. Трудовые поручения:
| 5. Трудовые поручения:
| ||||
6.Воспитание ценностного отношения к труду:
| 6.Воспитание ценностного отношения к труду:
| ||||
7.Соблюдает элементарные правила поведения в помещении:
| 7.Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте;
| ||||
8.Соблюдает правила безопасного поведения на прогулке:
| 8.Соблюдает элементарные правила поведения в помещении:
| ||||
9.Соблюдает правила безопасного поведения на прогулке:
| |||||
Всего (среднее значение): | |||||
2. Познавательное развитие | |||||
1.Проявляет познавательный интерес:
| 1.Проявляет познавательный интерес:
| ||||
2. Проявляет интерес к действиям с предметами:
| 2. Проявляет интерес к действиям с предметами:
| ||||
3. Классифицирует по признакам:
| 3. Классифицирует по признакам:
| ||||
Всего (среднее значение): | |||||
3 Речевое развитие | |||||
1.Правильно реагирует на речевую информацию:
| 1.Правильно реагирует на речевую информацию:
| ||||
2. Активная речь:
| 2. Активная речь:
| ||||
3. Говорит понятно для слушателей:
| 3. Говорит понятно для слушателей:
| ||||
4. Проявляет интерес к художественной литературе:
| 4.Проявляет интерес к художественной литературе:
| ||||
5.Проявляет самостоятельность в «литературной» деятельности:
| 5.Проявляет самостоятельность в «литературной» деятельности:
| ||||
6.Видит связь между устной и письменной речью:
| 6.Видит связь между устной и письменной речью:
| ||||
Всего (среднее значение): | |||||
4. Художественно-эстетическое развитие | |||||
1.Проявляет интерес, испытывает удовольствие от слушания музыки:
| 1.Проявляет интерес, испытывает удовольствие от слушания музыки:
| ||||
2.Сам пытается музицировать:
| 2.Сам пытается музицировать:
| ||||
3.Двигается под музыку:
| 3.Двигается под музыку
| ||||
4.Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев:
| 4.Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев:
| ||||
5.Воплощает идеи в реальность:
| 5.Воплощает идеи в реальность:
| ||||
6.Проявляет воображение:
| 6.Проявляет воображение:
| ||||
Всего (среднее значение): | |||||
5. Физическое развитие | |||||
1.Демонстрирует координированные движения:
| 1.Демонстрирует координированные движения:
| ||||
2.Удерживает равновесие:
| 2.Удерживает равновесие:
| ||||
3.Использует координированные движения:
цветными мелками;
| 3.Использует координированные движения:
пальчиковыми красками;
| ||||
4.Соблюдает правила ежедневной гигиены, здорового образа жизни:
| 4.Соблюдает правила ежедневной гигиены, здорового образа жизни:
| ||||
5.Знает некоторые части тела и их функции:
| 5.Знает некоторые части тела и их функции:
| ||||
6. Имеет представления о режиме дня:
| 6. Знает предметы, связанные с гигиеной:
| ||||
Всего (среднее значение): | |||||
Итого (среднее значение): |
Примечание: I – начало уч. года, II – конец уч. года.
Журнал наблюдения и оценки развития детей от 3 до 8 лет
Ребенок ____________________________________________ группа__________________ пол __________
Воспитатели:_________________________________________________________________
Уровни показателей (баллы): 1- начальная стадия; 2- в развитии; 3 – при умеренной поддержке; 4 – самостоятельно; 5 – устойчиво.
1. Социально-коммуникативное развитие | ||||||||
Критерии развития | Этапы наблюдений | |||||||
I год мл.гр. | II год ср. гр. | III год старш. гр. | IV год подгот. гр. | |||||
I* | II | I | II | I | II | I | II | |
1.Описывает себя, свою семью и культурную группу - осознает себя мальчиком или девочкой - воплощает представления о себе и своей семье в рисунках, играх - рассказывает о своей семье, о культуре и традициях | ||||||||
2.Демонстрирует положительное отношение к себе и другим - проявляет уважение к себе и другим - легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками - знает и учит других действовать по очереди, соблюдать правила, делает активный выбор. | ||||||||
3. Выражает эмоции приемлемым способом. - опознает и называет различные эмоции - выражает чувства словами -объясняет причины своих эмоций | ||||||||
4. Проявляет эмпатию к другим людям - демонстрирует понимание чувств других людей не вербально - помогает другим в случае необходимости - выражает понимание чувств вербально | ||||||||
5. Самоконтроль и взаимодействие - навыки игры сформированы соответственно возрасту - присоединяется к игре по приглашению или просьбе - играя, предлагает свои идеи и принимает идеи других | ||||||||
6. Понимает и уважает различия между людьми - играет с ребенком другой культурной принадлежности - интересуется различиями между собой и другими - использует подходящие слова, обсуждая различия | ||||||||
7. Самообслуживание - умеет одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду - может приготовить свое рабочее место и убрать его после окончания работы - бережно относится к личным вещам и вещам сверстников | ||||||||
8. Ручной труд - проявляет интерес к работе с бумагой, ремонтирует книги - делает объемные фигуры, складывая лист бумаги пополам и т.д. - принимает участие в изготовлении поделок из природного и бросового материала | ||||||||
9.Воспитание ценностного отношения к труду - проявляет желание трудиться - ответственно выполняет трудовые поручения -помогает сверстникам и взрослым при затруднении | ||||||||
10.Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте - знает сигналы светофора, как правильно переходить дорогу - знает знаки дорожного движения для пешеходов и правила безопасного поведения на улице - знает правила безопасного поведения в транспорте | ||||||||
11.Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе - знает и соблюдает правила экологического поведения в природе - знает и соблюдает правила общения с животными - имеет представление об опасностях, встречающихся в природе (ядовитые растения, грибы и т.д.) | ||||||||
12.Знает элементарные правила поведения в детском саду, в быту - знает и выполняет правила поведения в помещении детского сада - знает и выполняет правила поведения на прогулке - знает и выполняет правила обращения с бытовыми приборами, инструментами | ||||||||
Всего (среднее значение): | ||||||||
2. Познавательное развитие | ||||||||
1.Проявляет любознательность и желание решать проблемы - задает вопросы о мире, событиях, материалах - проявляет любознательность - возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем | ||||||||
2. Планирует и ставит цель - планирует предстоящую деятельность, что собирается делать - подбирает несколько необходимых предметов для игры или работы - выдвигает гипотезы и предположения | ||||||||
3.Классифицирует по признакам - классифицирует объекты по цвету, форме, размеру и т.д. - подбирает группу объектов на основании функционального сходства - находит предмет, не соответствующий группе и объясняет почему | ||||||||
4.Понимает количественные отношения - устанавливает взаимооднозначное соответствие объектов, считает их - сравнивает по величине: больше - меньше, много – мало - складывает и вычитает в пределах 10, используя предметы - использует измерительные инструменты для определения длины, веса и др | ||||||||
5.Понимает основные пространственные отношения - понимает слова, обозначающие положение или направления - правильно пользуется словами, обозначающими пространственные отношения - решает различные пространственные головоломки (пазлы) | ||||||||
6.Обнаруживает наличие представлений о времени - знает слова, означающие время суток - понимает слова: вчера, завтра, в прошлом месяце, после, сначала и т.д. - знает последовательность дней недели, сезонов года, месяцев | ||||||||
Всего (среднее значение): | ||||||||
3. Речевое развитие | ||||||||
1.Правильно реагирует на речевую информацию - выполняет указание, содержащие два, три и более шагов - следует указаниям принять участие в том или ином деле и действует - задает уместные вопросы | ||||||||
2.Говорит понятно для слушателей - использует части речи согласно возрасту - согласует слова в предложении - говорит соответственно возрасту | ||||||||
3.Излагает историю тот или иной текст в последовательности - пересказывает хорошо знакомый рассказ, сказку, стихотворения - рассказывает собственную историю - развивает предложения | ||||||||
4.Сосредоточенно слушает чтение вслух - легко и охотно соглашается послушать чтение - просит взрослого почитать или рассказать историю - высказывает соображения о прочитанной истории, сопереживает героям книги | ||||||||
5.Проявляет самостоятельность в «литературной» деятельности - часто посещает литературный центр - правильно держит книгу, листает от начала до конца - любит изготавливать книги, воспроизводит литературные сюжеты в рисунках | ||||||||
6.Видит связь между устной и письменной речью - опознает символические обозначения, используемые в группе - узнает написание своего имени - диктует свои истории воспитателю | ||||||||
Всего (среднее значение): | ||||||||
4. Художественно-эстетическое развитие | ||||||||
1.Проявляет интерес, испытывает удовольствие от слушания музыки - просит включить понравившуюся мелодию - узнает марш, вальс, колыбельную, песню - слушает мелодию, песню | ||||||||
2.Сам пытается музицировать - использует музыкальные инструменты в игре, др. деятельности - может назвать несколько музыкальных инструментов - поет песню, напевает мелодию | ||||||||
3.Двигается под музыку - может исполнить танец, выученный на музыкальном занятии. - придумывает движения, навеянные музыкой - любит смотреть, как танцуют дети, взрослые | ||||||||
4.Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев - высказывается по поводу нравящихся предметов, продуктов труда - тщательно подбирает материалы для творчества, прорабатывает детали - проявляет оригинальность в работах, предлагает множество решений | ||||||||
5.Воплощает идеи в реальность - рассказывает о замыслах и создает продукты, отражающие мысли и чувства - выражает свои идеи и чувства разными способами, экспериментирует с цветом, импровизирует - рисует изображения, навеянные музыкой | ||||||||
6.Проявляет воображение - придумывает другую концовку знакомой сказки, рассказа - использует схемы для визуализации результата - использует материалы оригинальным способом | ||||||||
7.Выражает свои идеи и чувства различными средствами - экспериментирует с цветом, песком, кубиками, словами и т.д. - рисует картины после полученных впечатлений - добавляет оригинальные предложения, развивая мысль или дело | ||||||||
Всего (среднее значение): | ||||||||
5. Физическое развитие | ||||||||
1.Демонстрирует координированные движения - ловит мяч двумя руками - бегает и перепрыгивает, не теряя равновесия - прыгает через скакалку (одним из способов) | ||||||||
2.Удерживает равновесие - стоит на одной ноге - идет по узкой полосе -проходит по низкому брусу | ||||||||
3.Использует координированные движения - проявляет способность координации глаз/рука - застегивает молнии и пуговицы, завязывает шнурки - режет по линии | ||||||||
4.Соблюдает правила ежедневной гигиены, здорового образа жизни - моет руки, когда нужно, по мере необходимости - заботится о чистоте зубов, знает, что такое правильная пища. - регулярно упражняется в движениях и отдыхе | ||||||||
5.Знает части тела и их функции - знает важнейшие части тела и их функции - охраняет части тела, органы - может описать характер физической боли или неудобства, их места | ||||||||
Всего (среднее значение): | ||||||||
Итого (среднее значение): |
Примечание: I – начало уч. года, II – конец уч. года.
Таблицы количественной обработки данных педагогической диагностики
Педагогическая диагностика достижений воспитанников _______ группы
в …/… учебном году
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Образовательные области | Итого (среднее значение) | ||||||||||
Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | |||||||||
I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | ||
Итог по группе (среднее значение) |
[1]Свирская Л.В. Методика ведения педагогических наблюдений. – СПб .- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – С.15.
[2]Верещагина Н.В. Результаты итогового мониторинга детского развития (уровни развития интегративных качеств) Подготовительная группа. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка раннего возраста
индивидуальный образовательный маршрут ребенка 3 лет с задержкой речевого развития...
Журналы наблюдений и индивидуальный образовательный маршрут ребенка (ранний и дошк. возраст)
Журналы наблюдений и индивидуальный образовательный маршрут ребенка (ранний и дошк. возраст)...
Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....
Журнал наблюдений и индивидуального образовательного маршрута дошкольника
Журнал наблюдений и индивидуального образовательного маршрута дошкольника...
Журналы наблюдений и индивидуальный образовательный маршрут ребенка (старший дошк. возраст)
Журналы наблюдений и индивидуальный образовательный маршрут ребенка (ранний и дошк. возраст)...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка комбинированной группы дошкольного возраста (4-7лет) с РАС
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ребёнка с расстройством аутистического спектра (РАС) разработана в соответствии с АОП для обучающихся с РАС МБДОУ № 11.Цель: создание условий для адаптации...