Развитие критического мышления у дошкольников
учебно-методический материал (старшая группа)
Содержание:
Что такое критическое мышление?
Зачем дошкольнику критическое мышление
Как развивать критическое мышление
Несколько простых советов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie-kriticheskogo-myshleniya-u-doshkolnikov.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие критического мышления у дошкольников
Что такое критическое мышление?
Критическое мышление в основе имеет «критику», то есть любая информация обдумывается: не отвергается, не принимается, а попадает под анализ, в ходе которого вырабатываются аргументы «за» или «против».
Умение критически мыслить – это умение рассуждать, способность «взвешивать» информацию и искать логическую связь между фактами.
Зачем дошкольнику критическое мышление
Дошкольнику критическое мышление, казалось бы, не нужно – все важные решения за него принимает взрослый, но именно дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для развития этого важного навыка. Заложенные в детстве мыслительные программы будут активно развиваться в течение всей жизни.
Детям критическое мышление поможет избежать ряда неприятностей: не попасть под влияние других людей, отличить достоверную информацию от лжи и слухов. В будущем ребенок не будет слепо следовать указаниям, а сформирует собственное аргументированное мнение, найдет причину неудач вместо того, чтобы предаваться отрицательным эмоциям, что даст ему силы не пасовать перед трудностями, а уверенно идти к успеху.
Как развивать критическое мышление
Развивать критическое мышление никогда не поздно, но лучше начать работу в дошкольном возрасте. Стремитесь расширять кругозор ребенка, учите задавать вопросы, придумывать разные варианты развития событий. Тренируйте логику, внимание и воображение с помощью игр, головоломок и специальных упражнений. Предложенные ниже приемы будут полезны и интересны не только дошкольникам, но и младшим школьникам.
Прогнозирование. Прежде чем читать ребенку произведение или смотреть фильм, попросите его, исходя из названия, предположить, о чем оно. Сделать прогноз можно на любом этапе прочтения: что ждет героя, кто окажется предателем, чем все закончится.
Корзина идей. Выделите коробку или корзину, куда будут складываться картинки/названия/рисунки тех объектов (предметов, животных, атрибутов), о которых ребенок пока ничего не знает, чтобы обязательно вернуться и изучить объект. Например, мы с тобой сегодня видели красивую бабочку, но не знали название, давай-ка нарисуем ее (посмотрим фотографию) и найдем о ней информацию.
Верно-неверно. Это – игра. Вы даете утверждения, а ребенок говорит верно оно или нет и аргументирует свой ответ. Если ребенок тут же меняет мнение, то это не освобождает его от аргументации. Объяснения могут держаться на знаниях или на личном опыте. В игре можно поменяться ролями, и обосновывая свое согласие или несогласие, взрослый может дать ребенку новые знания. Например, небо голубое – верно, потому что я сам это видел. Есть рыбка-петушок – верно, я читал о ней в книге и видел картинку, у нее хвостик как у петушка и яркая окраска, поэтому она так называется.
Логические цепочки. Учите детей находить связь между предметами, объединять разные вещи общими признаками. Например, шапка, шляпа, панама, кепка – головные уборы, а шапка, шарф, варежки, носки – шерстяные изделия.
Кубик с вопросами. Вместе сделайте кубик с вопросами: какой? Как? Почему? Зачем? Кто? Что? Где? Любой предмет можно протестировать по этим вопросам, а для интереса использовать кубик.
Если ребенок относится к категории послушных детей, безропотно соглашающихся со всеми вашими мыслями и идеями, то проводить такую работу будет сложно, но тем более необходимо. Начинайте постепенно и не отступайте.
Несколько простых советов
Родители для ребенка – самые близкие люди, и он многому у них учится. Несколько простых советов помогут вам развивать критическое мышление ребенка в повседневной жизни.
Учите ребенка рассуждать и логически мыслить. Рассуждайте о чем-то сами вслух, спрашивая совета у чада. Начинайте фразы со слов: «Если..., то...».
Учите делать выводы после прочтения сказок: о чем она, чему нас учит.
Не принимайте простых ответов типа: «Я так хочу» или «Мне нравится». Учите ребенка добавлять «потому, что»: «Мне нравится эта кукла, потому что», «Я хочу пойти играть в другой двор, потому что».
Позвольте ребенку сомневаться. Учите рассуждать и отстаивать свое мнение. Например, спросите ребенка, когда моете руки перед едой: «Как думаешь, это действительно нужно?». При этом бывает весело и полезно поспорить, приводя «неправильные» доводы: «Я не вижу грязи» или «Грязи совсем немного, разве она повредит?», или «Мы же не руками едим!».
Учите ребенка задавать вопросы и отвечайте на них тоже вопросами: «Почему это тебя заинтересовало?», «Как сам думаешь?».
Старайтесь учить ребенка не делать поверхностных выводов, а сначала полностью изучить информацию. Быть объективным – очень важно.
Люди, обладающие способностью мыслить критически – прекрасные ответственные эмоциональные дети и взрослые, умеющие понимать происходящее, правильно оценивать, расставлять приоритеты, чувствовать. Учить этому своих детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая мастерская "Технология развития критического мышления у дошкольников"
Представлены материалы из опыта работы воспитателя МДОБУ № 221 "Сказка" г Орска Дунаевой А.Л. по использованию приёмов технологии развития критического ...
Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста
Методы и приёмы, применяемые для развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста....
Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста.
Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста.Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать волнение по поводу слабого критического мышления у дошкольн...
Презентация "Технология развития критического мышления у дошкольников"
Технология развития критического мышления...
Презентация "Развитие критического мышления у дошкольников"
Игры и рекомендации для развития критического мышления...
«Технология развития критического мышления у дошкольников».
Технология развития критического мышления дает возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка-дошкольника, формировать предпосылки универсальной учебной деятельности....
СТАТЬЯ. Использование техники вопросов для развития критического мышления у дошкольников
Почему же так важно развивать не просто "мышление", а именно "критическое мышление" у детей?Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить, что значит критическое мышление. В совр...