«Кейс и LEGO: развитие логического мышления и коммуникативных способностей детей через решение проблемных ситуаций».
статья (подготовительная группа)
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.
Что такое кейс-технология? Это — интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций.
Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения воспитанников анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейс-технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_keys_i_lego.docx | 742.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Кейс и LEGO: развитие логического мышления и коммуникативных способностей детей через решение проблемных ситуаций».
Воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар детский сад 108
Мотова С.С.
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.
Что такое кейс-технология? Это — интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций.
Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения воспитанников анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейс-технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 4-5лет.
Одной из актуальных тем на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Это позволяет на практике реализовать компетентностный подход. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку.
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
Детям необходимо проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы должны быть основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Главное их предназначение – развивать интеллектуальные способности детей, способность анализировать различные проблемы, находить их решение, а также умение работать с информацией и работать в команде. К кейс-технологиям активизирующим образовательный процесс, относятся: метод инцидента, метод ситуационно-ролевых игр, метод разбора деловой корреспонденции, игровое проектирование, метод дискуссии, метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения). Данные методы используются как в школе, так и в дошкольных организациях.
В нашей дошкольной организации мы используем следующие методы.
Метод ситуационно-ролевых игр. Цель ситуационно-ролевой игры - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.
Игровое проектирование. Цель игрового проектирования — процесс создания или совершенствования проектов. Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.
Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.
К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
Кейс-стади – техника, использующая описание реальных экономических, социальных и педагогических ситуаций (от англ. case — «случай») это письменное описание какой-то конкретной реальной ситуации анализ проблемы, позволяющий разобраться в ее сути, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Именно этот метод мы используем в работе с ЛЕГО.
Первым этапом работы становится ознакомление детей с проблемной ситуацией, посредством использования карточек, которые находятся в кейсе (это чемоданчик с карточками). В зависимости от целей и задач образовательной деятельности вы можете использовать видео или аудио материалы продолжительностью не более 5-7 минут. На карточке описана проблемная ситуация, а на обратной стороне иллюстрация, к данной проблеме. Перед детьми ставится задача, решить которую они должны работая в команде с использованием конструктора ЛЕГО.
В процессе решения проблемной ситуации дети активно вступают в дискуссию, развивают коммуникативные способности, они учатся взаимодействовать друг с другом, чтобы добиться лучшего результата, находят нестандартные решения, распределяют роли, учатся договариваться друг с другом и приходят к единому решению.
После обсуждения деталей работы, воспитанники приступают к непосредственному созданию конструктивной модели.
Следующим этапом становится презентация созданной модели. Для детей старшего дошкольного возраста данный метод работы с кейс технологиями ЛЕГО особенно актуален, так как дети не только решают поставленную перед ними задачу, но и рассказывают, как они с помощью построенной модели смогут решить проблемную ситуацию, описанную на карточке. Таким образом, происходит развитие монологической речи детей.
Для чего нужен кейс? Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других. Он дает возможность понять, как принимаются на практике те или иные решения, к чему они приводят.
Преимущества кейс – метода. Метод "Case study" относится к одному из "продвинутых" активных методов. Метод имеет свои сильные стороны, к которым можно отнести:
- использование структурированной информации, снижающей степень неопределенности в условиях лимита времени;
- возможность получения учащимися не только знания, но и глубокого понимания теоретических концепций;
- выработки навыков простейших обобщений.
Преимущества кейс - метода заключаются в том, что он:
- дает знакомство с реальной жизнью;
- заставляет углубиться в процесс принятия решений;
- тренирует остроту реакции обучаемого на проблемы;
- дает аналогии.
В процессе создания моделей и решения проблемных ситуаций, у воспитанников будет развиваться мелкая моторика, будут закрепляться навыки грамотного построения речи, коммуникативные способности (умение договариваться и приходить к единому мнению), развиваются интеллектуальные способности, способность нестандартного мышления, воображение. Когда дети работают в группе, у них развивается диалогическая речь. Во время презентации общей работы, происходит развитие монологической речи, закрепляется умение составлять описательный рассказ. Пополняется словарный запас ребенка. Очень важно, что данную деятельность можно проводить как за столом, так и на ковровом покрытии. Пропадает необходимость сохранять статичную позу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения на развитие логического мышления и конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста
Упражнения на развитие логического мышления и конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста...
Система работы по развитию логического мышления и комбинаторных способностей детей дошкольного возраста.
Данный материал раскрывает мою систему по развитию логического мышления и комбинаторных способностей детей дошкольного возраста.Статья носит рекомендательный характер....
Родительское собрание в форме мастер-класса "Развитие логического мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".
В материале представлен план проведения родительского собрания и конспект мастер-класса на тему "Нетрадиционные способы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"....
Рабочая программа по развитию логического мышления и математических способностей « УМКА» для детей старшего дошкольного возраста
Ни одно человеческое исследование не может назваться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства. Леонардо да ВинчиРабочая программа по развитию логического мышл...
«Использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей дошкольного возраста»
Важнейшим навыком является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет даваться учёба – ре...
Презентация "Использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста."
Данная презентация направлена на использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей с....
Презентация «Развитие связной речи через решение проблемных ситуаций с использованием информационных технологий»
ull;Задачи:1. Формирование навыков рассказывания с элементами творчества.2. развитие целенаправленного восприятия и произвольного внимания, наглядно – образной и вербальной памяти. 3.Цели: раз...