Система работы по развитию логического мышления и комбинаторных способностей детей дошкольного возраста.
консультация по математике (старшая группа) по теме
Данный материал раскрывает мою систему по развитию логического мышления и комбинаторных способностей детей дошкольного возраста.Статья носит рекомендательный характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_log_myshleniya_sistema_raboty.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка -детский сад №82 г.Томска
Система работы по развитию комбинаторных способностей и логического мышления дошкольников
Воспитатель старшей группы «Капелька»:
Матвиенко Наталья Николаевна
Томск-2013
Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, т.к. развитие современного общества носит динамический характер, то и ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления дошкольников является неотъемлемой частью данной задачи.
Целью моей работы является:
- развитие логического мышления и комбинаторных способностей как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование настольно-печатных, настольно-развивающих игр, нестандартного дидактического материала.
Для достижения цели ставлю следующие задачи:
-формирование основных приемов логического мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, аналогия, систематизация, абстрагирование
-развитие у детей умения рассуждать, доказывать; развитие познавательных интересов, творческого воображения
-воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
В своей системе по развитию логического мышления и комбинаторных способностей дошкольников немаловажную роль я отвожу взаимодействию с родителями воспитанников. Использую различные формы работы с родителями: анкетирование, консультации, родительские собрания, буклеты, памятки, статьи на сайте МАДОУ, совместные познавательные игры детей и родителей.
Формирование логического мышления у детей в процессе игры является одним из основных направлений моей педагогической деятельности. Я использую дидактические игры в непосредственно образовательной деятельности и режимных моментах, а также в свободной деятельности детей.
В группе на протяжении 2-х лет активно создаю соответствующую предметно-развивающую среду, куда вошли разнообразные дидактические игры, математические развлечения, нестандартный дидактический материал. Прежде всего, дидактические средства логической направленности, которые позволяют развивать элементарные математические представления - это логические блоки Дьенеша. Эти блоки помогают в изучении основных свойств геометрических фигур, в формировании умения выделять множества геометрических фигур по их признакам, по существующим во множестве геометрических фигур отношениям.
Геометрические рамки Монтессори, счётные палочки, игры «Танграм».
Для многих детских игр используются кубики которые помогают решать ряд поставленных мною задач при развитии логического мышления детей. Например «Логический куб», кубики- пазлы, кубики строительные.
Активно использую в работе игры, в которых применяется детьми метод организованного перебора.
Для развития комбинаторных способностей и логического мышления направляю свои усилия на воспитание у ребёнка потребности испытывать интерес к самому процессу познания, самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.
В процессе специальных игр и упражнений дети осваивают элементы логики математики. У них складывается представление об отношениях эквивалентности, сохранении, алгоритмах, разбиении множеств и др.
Такие игры, игровые упражнения способствуют развитию у детей внимания, памяти, воображения, творческих проявлений, самостоятельности, личностной независимости, требуют напряжения мысли, поэтому интерес к играм появляется не всегда и не у всех детей сразу. Поэтому я предлагала такие игры детям постепенно, не оказывая давления.
Развивающие игры требуют особой осторожности. Трудные, непосильные задачи могут ребёнка отпугнуть. Поэтому, предлагая такие игры детям, я соблюдаю принцип от простого к сложному. Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что когда ребёнку удаётся осилить задание, пре одолеть первые трудности, он испытывает большую, радость и готов перейти к более сложной игре. У него появляется вера в свои силы, развивается умственный аппетит, а это значит, что цель таких игр достигнута.
Пазлы различных видов применяю как для развития логического мышления, так и для развития комбинаторных способностей.
Неотъемлемой частью для развития логического мышления и комбинаторных способностей детей является мозаика. В группе у нас есть в наличии много вариантов.
Часто в НОД и ежедневно в самостоятельной деятельности предлагаю детям различные виды строительных конструкторов.
Немаловажную роль я отвожу организации самостоятельной детской деятельности в специально организованной развивающей среде.
В самостоятельной деятельности ребёнок осознанно воспринимает игровую задачу, целенаправленно её решает, выбирает пути и способы достижения результата, разговаривает со сверстниками и воспитателем, высказывается по поводу действий, сущности игры.
Независимо от характера игровой деятельности, её назначения (свободная или организованная) я стараюсь направить процесс познания ребёнком математических представлений, включаюсь в игру, придумываю схемы и планы, карты путешествий и поиски кладов, развитие событий во времени, исполнение самых разнообразных детских желаний, обогащая при этом представление детей.
Немаловажную роль в своей работе я отвожу настольно-печатным развивающим играм , которые ежедневно предлагаю детям в свободной деятельности.
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, я предоставляю детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками, геометрическими рамками, новыми дидактическими играми.
Анализ работы показал, что родители стали понимать значение развития логического мышления у детей, его связь с развитием интеллектуальных способностей и речи.
Уровень заинтересованности в использовании игр на основе нестандартных дидактических материалов, развивающей среды несомненно вырос.
Анализ работы с дошкольниками показал, что у детей сформированы такие первичные понятия, как логические действия, кодировка информации, структура и алгоритмы выполнения действий. Дети умеют не только думать, следить за координацией движений, но и использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений и сочетаний однородных предметов, строить высказывания с союзами «и», «или», понимать суть отрицания и частницы «не».
Вывод:
- Таким образом, система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша, различных видов геометрических рамок, счётных палочек, разнообразных логических настольно-печатных, настольно-развивающих игр, логических игр Михайловой способствует более успешному формированию у детей основных приемов логического мышления и развитию комбинаторных способностей.
пппАА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления и творческого воображения детей дошкольного возраста
Природа щедро наградила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый ребенок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности, если научить его логически мысли...
«Развитие логического мышления и речи у детей дошкольного возраста» (образовательная область – познание)
Конспект образовательной деятельности по окружающему миру...
Система работы по развитию языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ТНР
Нарушение языкового анализа и синтеза удошкольников с ТНР является одной из самых актуальных проблем для дошкольного, а в дальнейшем и школьного обучения....
Развитие логического мышления и творческого воображения детей дошкольного возраста
Обучение дошкольников логическому мышлению....
Система работы по развитию духовно-нравственных и моральных качеств детей дошкольного возраста посредством организации работы со сказкой.
Задачи. методы и приемы. использованная литература....
Система работы по развитию лексико–грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых важных и актуальных проблем у современных детей. В данной презентации представлена система работы по развитию лексико-г...
Статья «Влияние логического мышления на математические способности детей дошкольного возраста»
Логика – эта наука о законах мышления и его формах. Она возникла в 4 веке до н. э., основателем считается древнегреческий философ Аристотель. Владея навыками логического мышления, человек с...