Стажерская площадка "Камешки Марблс. ОБЖ"
картотека (старшая группа)

Анчугова Александра Валерьевна

Использование камешек Марблс для формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности.

Картотека дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kameshki_marbls_obzh.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Использование камешек Марблс для формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности.

Ведение ФГОС предъявляет  особые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основные из них – это: создание среды содержательно – насыщенной, вариативной, доступной; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа; организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить содержание учебно-воспитательного материала, с тем, чтобы он отвечал современным требованиям, отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.

Мы представляем материал, который при правильном и вдумчивом к нему подходе отвечает всем требованиям ФГОС,  и может быть успешно использован в работе с детьми дошкольного возраста – это камешки Марблс, применим к любому НОД, любой теме.

     Красота Марблс завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.

При использовании камешков Марблс мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи:

        С камешками Марблс ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Камешки безопасны: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

        При использовании камешков Марблс у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.

        Камешки не вызывают у ребёнка негативного отношения и вся воспитетельно-развивающая работа воспринимается им как игра.

        Поскольку камешки можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.

        Работа камешками Марблс позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

        Камешки Марблс – это конструктор для всех возрастных категорий детей. В магазинах предлагается широкий выбор наборов камешков, которые могут быть использованы в работе разных специалистов ДОО.

        С камешками Марблс можно организовывать коллективные (подгрупповые) формы работы с детьми.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. Нами совместно с родителями ведется в этой области целенаправленная работа.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

- воспитание грамотного участника дорожного движения;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов :

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;

- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ;

- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;

- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ;

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .

Для формирования ОБЖ у детей дошкольного возраста используются разные форы организации учебно-воспитательного процесса. В многих играх и упражнениях привычные картинки и обозначения можно заменить Камешками Марблс. Так ребенок будет вовлечен в игру и лучше запомнит пройденный материал.

Картотека игр с Камешками Марблс,

направленных на формирование  ОБЖ.

  1. «Можно или нельзя»

Цель: формирование представлений о правилах пользования электроприборами.

Описание игры: дети сидят за столами, педагог называет действие, которое  можно это нельзя совершать детям. Если можно, дети кладут перед собой зеленый камешек, если нет – красный. (Пример: можно или нет детям включать утюг, самостоятельно гладить белье, детям стирать белье в машине-автомате, самостоятельно включать настольную лампу, протирать включенный телевизор влажной салфеткой, тянуть электропровод руками, подходить и дотрагиваться до оголенного провода и т.д.)

  1. «Опасно-неопасно», «Найди опасный предмет»

Цель: закрепление в запоминании предметов, опасных для жизни и здоровье; обучение самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами.

Описание игры: педагог предлагает  выбрать карточку, назвать изображенный на ней предмет, положить на него красный, либо зеленый камешек Марблс  и объяснить, чем он может быть опасен и как с ним  правильно обращаться.

  1. «Четвертый лишний»

Цель: обучение детей выделять лишний предмет, опасный для жизни и здоровья.

Описание игры: педагог показывает карточку, где изображены 4 предмета, один из которых лишний. Дети называют его  и объясняют, почему они так считают. Например: мяч, юла, кукла, иголка (лишняя иголка – это опасный предмет, а остальные предметы – игрушки

  1. «Выложи фигуру и расскажи о ней»

Дети выкладывают любую геометрическую фигуру и придумывают на какой опасный предмет она похожа. (Например, прямоугольник – телевизор, стиральная машина; круг – розетка; треугольник – утюг и т.д.)

  1. «Огонь – вода»

Цель: закрепление правил пожарной безопасности.

Описание игры: педагог читает потешку «Тили, тили, тили бом, загорелся Кошкин дом…». Предлагает детям на домике прикрепить маленькие огоньки. Затем спрашивает у детей: «Как можно помочь кошке?» (потушить водой). Дети берут на столе формы капелек и закрывают огоньки капельками. (огоньки – красные камешки, капли воды – синие или голубые)

  1. «Светофор»

Цель: закрепление знаний о сигналах светофора и правилах перехода улицы.

Описание игры: педагог читает стихотворение, а дети угадывают концовку и показывают фишку нужного цвета.

Заучи закон простой:

Красный свет зажегся - …(стой)!

Желтый скажет пешеходу:

«Приготовься к ….(переходу)».

А зеленый впереди –

Говорит он всем…(«Иди!»)

Дети выкладывают светофор на столе из камешков и заучивают стих.

  1. П/и «Светофор» «Что можно, что нельзя»

Цель: закрепление знаний о сигналах светофора и правилах перехода улицы.

     Описание игры: педагог читает стихотворение:

                                        Чтоб тебе помочь

                                        Путь пройти опасный,

                                        Горят день и ночь

                                        Зеленый, желтый, красный.

Педагог предупреждает о том, что сигнал меняется, надо быть внимательными и выполнять действия согласно сигналам светофора (сигнал светофора – Камешек Марблс нужного света большого размера в руках у педагога).

  1. П/и «Перевези пассажира»

Цель: закрепление знаний правил дорожного движения, поведения в транспорте.

      Описание игры: дети делятся на команды. По сигналу ребенок с обручем небольшого размера «автобус» бежит к «остановке», где лежат камешки Марблс, захватывает один камешек и перемещает его внутри обруча по полу обратно к совей команде. Следующий игрок берет обруч с одним «пассажиром» и бежит к остановке за следующим камешком. Побеждает так команда, которая быстрее перевезет своих пассажиров.

  1. «Свой, знакомый, чужой»

Цель: формирование  более точного понимания того, кто является «своим», «знакомым», «чужим».

Описание игры: педагог называет: «Мама, папа, телемастер, доктор, бабушка, милиционер, подружка, сестра мамы, соседка и др.» Дети, если это близкий человек или знакомый, поднимают белый камешек, если чужой – черный. При этом они объясняют свои действия.

  1. «Как вызвать «скорую помощь», «пожарную помощь», «полицию»?»

Цель: упражнение детей в использовании усвоенных знаний и способов действий в игровых ситуациях; закрепление знаний о профессии людей, которые оказывают нам первую помощь.

      Описание игры: педагог предлагает детям картинки с изображением различных опасных ситуаций (пожар, авария и т.д.). Дети оценивают ситуацию и в соответствии с ней вызывают по телефону необходимую службу. (выкладывают нужный номер из камешек Марблс)

  1. «Полезные и вредные продукты»

Цель: систематизирование представлений детей о вредных и полезных продуктах, упражнение в умении их дифференцировать.

Описание игры: педагог рассказывает о здоровом и правильном  питании. Предлагает детям разложить картинки в два круга из камешков. В один круг дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья.

  1. Н.п.и. - «Бродилки» по ОБЖ.

Цель: закрепление правил пожарной безопасности, развитие внимания, логического мышления, связной речи, воспитывать чувство ответственности.

Ход игры:

Использование вместо фишек камешек Марблс. Либо использование вместо кубика сразу несколько камешков, цвет которых обозначает количество ходов (например: красный-1, синий – 2 и т.д., дети могут записать себе условные обозначения каждого цвета, чтобы лучше запомнить, и использовать в дальнейшем для других «игр-бродилок»)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стажерская площадка на уровне района по теме: "Создание развивающей предметно-пространственной среды речевого развития в старшей группе ДОУ"

Цель построения речевой развивающей среды –  насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста....

Информация о проведении городской стажерской площадки для молодых педагогов города.

ОТЧЕТо проведении городской стажерской площадкидля молодых педагогов городаСовместная образовательная деятельность с детьми«Построим солнечный город»Развитие математических представленийс ...

Информация о проведении городской стажерской площадки для педагогов города.

Отчет о проведении городской стажерской площадки для педагогов города.Тема:"Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников"Цель: обобщить педагогический опыт по данн...

Стажерская площадка по экспериментальной деятельности

Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности творческая работа подготовила: воспитатель д/с 95 г Каменнск-Уральский УгловаМ.МСлайд 2Эпиграф ...

«Использование камешков «Марблс» в развитии дошкольников»Применение камешков Марблс – это нетрадиционный способ обучения. Особый дидактический материал. Идущий от потребностей ребенка. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребенка. Заставляе

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.М.М.Кольцова пришла к зак...

Городская стажерская прлощадка «Использование LEGO-конструирования для развития речи старших дошкольников».

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие», "Речевое развитие", "Познавательное развитие"Форма проведения: Мастер-класс.Цель: повышение проф...

Сценарий стажерской мини-практики «Становление детской самостоятельности и инициативности посредством реализации социо-конструктивного подхода к организации образовательной деятельности» (на примере финансового просвещения детей старшего дошкольного возра

Лозунг социо-конструктивистской педагогики, вдохновляющий педагогов во всем мире, таков: ребенок — любознательный исследователь мира, гений учения и творчества, компетентный ученик....