Стажерская площадка "Камешки Марблс. ОБЖ"
картотека (старшая группа)
Использование камешек Марблс для формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности.
Картотека дидактических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kameshki_marbls_obzh.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование камешек Марблс для формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности.
Ведение ФГОС предъявляет особые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основные из них – это: создание среды содержательно – насыщенной, вариативной, доступной; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа; организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить содержание учебно-воспитательного материала, с тем, чтобы он отвечал современным требованиям, отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.
Мы представляем материал, который при правильном и вдумчивом к нему подходе отвечает всем требованиям ФГОС, и может быть успешно использован в работе с детьми дошкольного возраста – это камешки Марблс, применим к любому НОД, любой теме.
Красота Марблс завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.
При использовании камешков Марблс мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи:
С камешками Марблс ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Камешки безопасны: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
При использовании камешков Марблс у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.
Камешки не вызывают у ребёнка негативного отношения и вся воспитетельно-развивающая работа воспринимается им как игра.
Поскольку камешки можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
Работа камешками Марблс позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
Камешки Марблс – это конструктор для всех возрастных категорий детей. В магазинах предлагается широкий выбор наборов камешков, которые могут быть использованы в работе разных специалистов ДОО.
С камешками Марблс можно организовывать коллективные (подгрупповые) формы работы с детьми.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. Нами совместно с родителями ведется в этой области целенаправленная работа.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:
- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.
Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:
- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
- воспитание грамотного участника дорожного движения;
- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов :
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ;
- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;
- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ;
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .
Для формирования ОБЖ у детей дошкольного возраста используются разные форы организации учебно-воспитательного процесса. В многих играх и упражнениях привычные картинки и обозначения можно заменить Камешками Марблс. Так ребенок будет вовлечен в игру и лучше запомнит пройденный материал.
Картотека игр с Камешками Марблс,
направленных на формирование ОБЖ.
- «Можно или нельзя»
Цель: формирование представлений о правилах пользования электроприборами.
Описание игры: дети сидят за столами, педагог называет действие, которое можно это нельзя совершать детям. Если можно, дети кладут перед собой зеленый камешек, если нет – красный. (Пример: можно или нет детям включать утюг, самостоятельно гладить белье, детям стирать белье в машине-автомате, самостоятельно включать настольную лампу, протирать включенный телевизор влажной салфеткой, тянуть электропровод руками, подходить и дотрагиваться до оголенного провода и т.д.)
- «Опасно-неопасно», «Найди опасный предмет»
Цель: закрепление в запоминании предметов, опасных для жизни и здоровье; обучение самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами.
Описание игры: педагог предлагает выбрать карточку, назвать изображенный на ней предмет, положить на него красный, либо зеленый камешек Марблс и объяснить, чем он может быть опасен и как с ним правильно обращаться.
- «Четвертый лишний»
Цель: обучение детей выделять лишний предмет, опасный для жизни и здоровья.
Описание игры: педагог показывает карточку, где изображены 4 предмета, один из которых лишний. Дети называют его и объясняют, почему они так считают. Например: мяч, юла, кукла, иголка (лишняя иголка – это опасный предмет, а остальные предметы – игрушки
- «Выложи фигуру и расскажи о ней»
Дети выкладывают любую геометрическую фигуру и придумывают на какой опасный предмет она похожа. (Например, прямоугольник – телевизор, стиральная машина; круг – розетка; треугольник – утюг и т.д.)
- «Огонь – вода»
Цель: закрепление правил пожарной безопасности.
Описание игры: педагог читает потешку «Тили, тили, тили бом, загорелся Кошкин дом…». Предлагает детям на домике прикрепить маленькие огоньки. Затем спрашивает у детей: «Как можно помочь кошке?» (потушить водой). Дети берут на столе формы капелек и закрывают огоньки капельками. (огоньки – красные камешки, капли воды – синие или голубые)
- «Светофор»
Цель: закрепление знаний о сигналах светофора и правилах перехода улицы.
Описание игры: педагог читает стихотворение, а дети угадывают концовку и показывают фишку нужного цвета.
Заучи закон простой:
Красный свет зажегся - …(стой)!
Желтый скажет пешеходу:
«Приготовься к ….(переходу)».
А зеленый впереди –
Говорит он всем…(«Иди!»)
Дети выкладывают светофор на столе из камешков и заучивают стих.
- П/и «Светофор» «Что можно, что нельзя»
Цель: закрепление знаний о сигналах светофора и правилах перехода улицы.
Описание игры: педагог читает стихотворение:
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горят день и ночь
Зеленый, желтый, красный.
Педагог предупреждает о том, что сигнал меняется, надо быть внимательными и выполнять действия согласно сигналам светофора (сигнал светофора – Камешек Марблс нужного света большого размера в руках у педагога).
- П/и «Перевези пассажира»
Цель: закрепление знаний правил дорожного движения, поведения в транспорте.
Описание игры: дети делятся на команды. По сигналу ребенок с обручем небольшого размера «автобус» бежит к «остановке», где лежат камешки Марблс, захватывает один камешек и перемещает его внутри обруча по полу обратно к совей команде. Следующий игрок берет обруч с одним «пассажиром» и бежит к остановке за следующим камешком. Побеждает так команда, которая быстрее перевезет своих пассажиров.
- «Свой, знакомый, чужой»
Цель: формирование более точного понимания того, кто является «своим», «знакомым», «чужим».
Описание игры: педагог называет: «Мама, папа, телемастер, доктор, бабушка, милиционер, подружка, сестра мамы, соседка и др.» Дети, если это близкий человек или знакомый, поднимают белый камешек, если чужой – черный. При этом они объясняют свои действия.
- «Как вызвать «скорую помощь», «пожарную помощь», «полицию»?»
Цель: упражнение детей в использовании усвоенных знаний и способов действий в игровых ситуациях; закрепление знаний о профессии людей, которые оказывают нам первую помощь.
Описание игры: педагог предлагает детям картинки с изображением различных опасных ситуаций (пожар, авария и т.д.). Дети оценивают ситуацию и в соответствии с ней вызывают по телефону необходимую службу. (выкладывают нужный номер из камешек Марблс)
- «Полезные и вредные продукты»
Цель: систематизирование представлений детей о вредных и полезных продуктах, упражнение в умении их дифференцировать.
Описание игры: педагог рассказывает о здоровом и правильном питании. Предлагает детям разложить картинки в два круга из камешков. В один круг дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья.
- Н.п.и. - «Бродилки» по ОБЖ.
Цель: закрепление правил пожарной безопасности, развитие внимания, логического мышления, связной речи, воспитывать чувство ответственности.
Ход игры:
Использование вместо фишек камешек Марблс. Либо использование вместо кубика сразу несколько камешков, цвет которых обозначает количество ходов (например: красный-1, синий – 2 и т.д., дети могут записать себе условные обозначения каждого цвета, чтобы лучше запомнить, и использовать в дальнейшем для других «игр-бродилок»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стажерская площадка на уровне района по теме: "Создание развивающей предметно-пространственной среды речевого развития в старшей группе ДОУ"
Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста....
Информация о проведении городской стажерской площадки для молодых педагогов города.
ОТЧЕТо проведении городской стажерской площадкидля молодых педагогов городаСовместная образовательная деятельность с детьми«Построим солнечный город»Развитие математических представленийс ...
Информация о проведении городской стажерской площадки для педагогов города.
Отчет о проведении городской стажерской площадки для педагогов города.Тема:"Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников"Цель: обобщить педагогический опыт по данн...
Стажерская площадка по экспериментальной деятельности
Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности творческая работа подготовила: воспитатель д/с 95 г Каменнск-Уральский УгловаМ.МСлайд 2Эпиграф ...
«Использование камешков «Марблс» в развитии дошкольников»Применение камешков Марблс – это нетрадиционный способ обучения. Особый дидактический материал. Идущий от потребностей ребенка. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребенка. Заставляе
Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.М.М.Кольцова пришла к зак...
Городская стажерская прлощадка «Использование LEGO-конструирования для развития речи старших дошкольников».
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие», "Речевое развитие", "Познавательное развитие"Форма проведения: Мастер-класс.Цель: повышение проф...
Сценарий стажерской мини-практики «Становление детской самостоятельности и инициативности посредством реализации социо-конструктивного подхода к организации образовательной деятельности» (на примере финансового просвещения детей старшего дошкольного возра
Лозунг социо-конструктивистской педагогики, вдохновляющий педагогов во всем мире, таков: ребенок — любознательный исследователь мира, гений учения и творчества, компетентный ученик....