Стажерская площадка по экспериментальной деятельности
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Углова Мария Михайловна

Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности творческая работа подготовила: воспитатель д/с 95 г Каменнск-Уральский УгловаМ.М

Слайд 2

Эпиграф Что я слышу-забываю Что я вижу-я помню Что я делаю-я понимаю Конфуций

Детская познавательно- исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику моей работы.

Слайд 3 На современном этапе развития Российского образования основопологающейся направленностью в работе воспитания дошкольных учреждений является реализация ФГОС ДО, что требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.

Основной целью экспериментальной деятельности является развитие познавательно-исследовательской активности  детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

 1 развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно- исследовательской  деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском  поведении ребенка, избирательность детских интересов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slayd_1.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности творческая работа подготовила: воспитатель д/с 95 г Каменнск-Уральский УгловаМ.М

Слайд 2

Эпиграф Что я слышу-забываю Что я вижу-я помню Что я делаю-я понимаю Конфуций

Детская познавательно- исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику моей работы.

Слайд 3 На современном этапе развития Российского образования основопологающейся направленностью в работе воспитания дошкольных учреждений является реализация ФГОС ДО, что требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.

Основной целью экспериментальной деятельности является развитие познавательно-исследовательской активности  детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

 1 развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно- исследовательской  деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском  поведении ребенка, избирательность детских интересов

2 Совершенствовать познавательные умения: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу,  использовать разные способы проверки предположений, использовать вариативные способы сравнения, с опорой на схемы, упорядочивать, применять результаты познания в экспериментальной  деятельности

Развивать умения включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свой предположения

Опытно-экспериментальную деятельность я начала проводиться в своей группе с сентября 2014года и провожу в настоящее время На тот момент старшая группа состоящей из 21 человека из них 9 мальчиков 12 девочек, на сегодняшний день это подготовительная группа из 16 человек 9мальчиков и 7 девочек

Слайд 4

Для результативной и качественной работы в данном направлении я разработала следующую систему. Во-первых: распределила опытно-экспериментальную деятельность детей по четырём направлениям:

  1. Живая природа: многообразие организмов их приспособляемость к окружающей среде
  2. Неживая природа: воздух, почва, вода, песок, камни, явления природы, звук
  3. Мы и космос: планета Земля и её богатства, природа космоса
  4. Человек: функционирования организма, рукотворный мир, материалы и их свойства

Слайд 5

Во вторых Определила критерии необходимые при выборе темы экспериментирования:

  • Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его
  • Задачи должны быть выполнимы, их решения должны принести реальную пользу участникам исследования
  • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности

Слайд 6

Для качественной и продуктивной работы в данном направлении я создала предметно-развивающую среду, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Оборудован и постоянно оснащается познавательный центр,,Детская лаборатория почемучек,,

Слайд 7 Основное оборудование лаборатории:

приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;

 Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;

 утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски;

медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

Слайд 8

Определила Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

 деятельности: 

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие 

ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Составила алгоритм:

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Слайд 9

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства обозначенные в ФГОС ДО предполагают развивать воображения, умения а так же проявлять любознательность , умения задавать вопросы, выводить гипотезы и устанавливать причинно- следственные связи, пытаться самостоятельно придумывать объяснения различных явлений исходя из выше изложенного,   мною был разработан проект  «Почемучки»

Помимо этого я обеднила проект «Почемучка» с проектами, рекомендованными О.А. Воронкевич из цикла «Добро пожаловать в экологию».

Из данной серии я взяла в работу такие детские экологические проекты  как: «Живая книга леса», «Строим экологический город Экоград», «Кто из нас, из овощей, и полезней, и нужней?», «Я садовникам родился…».

Данные проекты я реализовывала в совместной и самостоятельной деятельности, а так же в режимных моментах

Практическая часть

,,Экспериментирование с воздухом,,: «Реактивный шарик», «Поиск воздуха», «Прыгающая монета», «Он в мешке», «Двигаем предметы», «Воздух имеет вес», «». Эти эксперименты давали детям знания о том, что воздух находится вокруг нас, его можно ощутить, увидеть, проделать с его помощью ряд действий.

Слайд 10

,Экспериментирование с водой ,,позволяет  детям сравнить различные состояния воды. («Вижу - не вижу», «Помощница- вода», «Игры с кубиком льда», «Пар это тоже вода», «Друзья враги», «Как выйти сухим из воды », «Вода не имеет формы»)

Слайд 11

,,Экспериментирование с песком,,даёт детям возможность выделить для себя новые свойства песка («Свойства мокрого песка», «Чистая вода», «Цветной песок», «Ветер в пустыне»)

В течениитого учебного года провела открытое занятие  "Звук. Где живет эхо?»

Слайд 12

В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются. Могу выделить три основных вида экспериментов:

1 Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке. Подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, землеведения. Кроме того, от воспитателя требуется постоянная психологическая готовность разглядеть в природе что-то новое и интересное.

2 Плановые наблюдения и эксперименты.Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям.Предлагая детям поставить опыт, сообщается цель или задачу, которая должна быть решена, даётся время на обдумывание и затем привлекаются дети к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы поощряем детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов.После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

 3 Эксперимент как ответ на детские вопросы.Возникают спонтанно.Особенной подготовки не требуют

Слайд 13

Поисково – исследовательская деятельность это интегрирующийся с другими вид деятельности

Игра, труд, развитие речи, наблюдения математика.

Слайд 14

Диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка. Цель которой - выявить наличие у детей знаний, умений, навыков опытно-экспериментальной деятельности и уровень познавательной активности. Методики диагностики Л.Н.Прохорова,, Маленький исследователь, ,Выбор деятельности,, Радости и огорчения, была проведена на начало и конец учебного года старшей группы

(Диаграмма за 2014-2015г  начало года выс 10 средний 8чел низк 3, конец года высокий11 средн 9низ1 )

Результат диагностики свидетельствует о положительной динамике в развитий познавательной способности детей

Слайд 15 Опыт отслеживался с сентября 2014 года. Практика использования данного опыта в системе работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе. Результаты обследования показали, что реализация в образовательный  процесс технология экспериментирования  позволила развитию таких качеств у дошкольника как любознательность; развитие исследовательских умений и навыков детей речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы); развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения); систематизации и расширение представлений детей о неживой природе.

Слайд 16

Выводы  Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков. Убеждена, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Слайд 17 Литература

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». - М.: Творческий центр «Сфера», 2002. – 188с.
  2. Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно! – М.: Линка – Пресс», 2004 г. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М.: Педагогическое общество России, 2003 г.
  3. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010 г. 5.Николаева С. Н «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999г. 6.Перельман Я. И «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995г
  4. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.
  5. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию Издательство «Детство-пресс», 2013
  6. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013, ТЦ «Сфера»
  7. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стажерская площадка на уровне района по теме: "Создание развивающей предметно-пространственной среды речевого развития в старшей группе ДОУ"

Цель построения речевой развивающей среды –  насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста....

Отчёт о реализации экспериментальной площадки познавательно – исследовательской деятельности в мини – лаборатории «Хочу все знать»в мини – лаборатории «Хочу все знать» »

Экспериментальная площадка была запущена на базе МДОУ «Детский сад №2 р.п.Новые Бурасы» с сентября 2017г. (срок реализации сентябрь 2017г. – май 2018г.) в соответствии с федеральным ...

Информация о проведении городской стажерской площадки для молодых педагогов города.

ОТЧЕТо проведении городской стажерской площадкидля молодых педагогов городаСовместная образовательная деятельность с детьми«Построим солнечный город»Развитие математических представленийс ...

Информация о проведении городской стажерской площадки для педагогов города.

Отчет о проведении городской стажерской площадки для педагогов города.Тема:"Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников"Цель: обобщить педагогический опыт по данн...

Мастер-класс для педагогов по изготовлению декораций для настольного театра в рамках деятельности областной стажерской площадки «Развитие творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности»

Театрализованная деятельность в детском саду может включаться в организованную образовательную деятельность, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостояте...

Стажерская площадка "Камешки Марблс. ОБЖ"

Использование камешек Марблс для формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности.Картотека дидактических игр....


 

Комментарии

Бороздина Ольга Владиславовна

Спасибо за полезную информацию! Пригодится в работе по экспериментальной деятельности!

Углова Мария Михайловна

Всегда пожалуйста

Самойлова Елена Валерьевна

Тема познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, а в частности организации работы по экспериментированию для меня представляет большой интерес. Мне хотелось бы поработать по данному направлению. Ознакомившись с данной статьей,я получила некоторые представления о данном виде деятельности и еще больше утвердилась в мнении о необходимости начать работу по эспериментальной деятельности.

Углова Мария Михайловна

Очень рада, что данный материал полезен для Вас