Стажерская площадка по экспериментальной деятельности
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности творческая работа подготовила: воспитатель д/с 95 г Каменнск-Уральский УгловаМ.М
Слайд 2
Эпиграф Что я слышу-забываю Что я вижу-я помню Что я делаю-я понимаю Конфуций
Детская познавательно- исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику моей работы.
Слайд 3 На современном этапе развития Российского образования основопологающейся направленностью в работе воспитания дошкольных учреждений является реализация ФГОС ДО, что требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.
Основной целью экспериментальной деятельности является развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1 развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно- исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slayd_1.docx | 31.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности творческая работа подготовила: воспитатель д/с 95 г Каменнск-Уральский УгловаМ.М
Слайд 2
Эпиграф Что я слышу-забываю Что я вижу-я помню Что я делаю-я понимаю Конфуций
Детская познавательно- исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику моей работы.
Слайд 3 На современном этапе развития Российского образования основопологающейся направленностью в работе воспитания дошкольных учреждений является реализация ФГОС ДО, что требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.
Основной целью экспериментальной деятельности является развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1 развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно- исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов
2 Совершенствовать познавательные умения: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, использовать вариативные способы сравнения, с опорой на схемы, упорядочивать, применять результаты познания в экспериментальной деятельности
Развивать умения включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свой предположения
Опытно-экспериментальную деятельность я начала проводиться в своей группе с сентября 2014года и провожу в настоящее время На тот момент старшая группа состоящей из 21 человека из них 9 мальчиков 12 девочек, на сегодняшний день это подготовительная группа из 16 человек 9мальчиков и 7 девочек
Слайд 4
Для результативной и качественной работы в данном направлении я разработала следующую систему. Во-первых: распределила опытно-экспериментальную деятельность детей по четырём направлениям:
- Живая природа: многообразие организмов их приспособляемость к окружающей среде
- Неживая природа: воздух, почва, вода, песок, камни, явления природы, звук
- Мы и космос: планета Земля и её богатства, природа космоса
- Человек: функционирования организма, рукотворный мир, материалы и их свойства
Слайд 5
Во вторых Определила критерии необходимые при выборе темы экспериментирования:
- Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его
- Задачи должны быть выполнимы, их решения должны принести реальную пользу участникам исследования
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности
Слайд 6
Для качественной и продуктивной работы в данном направлении я создала предметно-развивающую среду, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Оборудован и постоянно оснащается познавательный центр,,Детская лаборатория почемучек,,
Слайд 7 Основное оборудование лаборатории:
приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски;
медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.
Слайд 8
Определила Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Составила алгоритм:
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Слайд 9
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства обозначенные в ФГОС ДО предполагают развивать воображения, умения а так же проявлять любознательность , умения задавать вопросы, выводить гипотезы и устанавливать причинно- следственные связи, пытаться самостоятельно придумывать объяснения различных явлений исходя из выше изложенного, мною был разработан проект «Почемучки»
Помимо этого я обеднила проект «Почемучка» с проектами, рекомендованными О.А. Воронкевич из цикла «Добро пожаловать в экологию».
Из данной серии я взяла в работу такие детские экологические проекты как: «Живая книга леса», «Строим экологический город Экоград», «Кто из нас, из овощей, и полезней, и нужней?», «Я садовникам родился…».
Данные проекты я реализовывала в совместной и самостоятельной деятельности, а так же в режимных моментах
Практическая часть
,,Экспериментирование с воздухом,,: «Реактивный шарик», «Поиск воздуха», «Прыгающая монета», «Он в мешке», «Двигаем предметы», «Воздух имеет вес», «». Эти эксперименты давали детям знания о том, что воздух находится вокруг нас, его можно ощутить, увидеть, проделать с его помощью ряд действий.
Слайд 10
,Экспериментирование с водой ,,позволяет детям сравнить различные состояния воды. («Вижу - не вижу», «Помощница- вода», «Игры с кубиком льда», «Пар это тоже вода», «Друзья враги», «Как выйти сухим из воды », «Вода не имеет формы»)
Слайд 11
,,Экспериментирование с песком,,даёт детям возможность выделить для себя новые свойства песка («Свойства мокрого песка», «Чистая вода», «Цветной песок», «Ветер в пустыне»)
В течениитого учебного года провела открытое занятие "Звук. Где живет эхо?»
Слайд 12
В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются. Могу выделить три основных вида экспериментов:
1 Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке. Подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, землеведения. Кроме того, от воспитателя требуется постоянная психологическая готовность разглядеть в природе что-то новое и интересное.
2 Плановые наблюдения и эксперименты.Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям.Предлагая детям поставить опыт, сообщается цель или задачу, которая должна быть решена, даётся время на обдумывание и затем привлекаются дети к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы поощряем детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов.После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.
3 Эксперимент как ответ на детские вопросы.Возникают спонтанно.Особенной подготовки не требуют
Слайд 13
Поисково – исследовательская деятельность это интегрирующийся с другими вид деятельности
Игра, труд, развитие речи, наблюдения математика.
Слайд 14
Диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка. Цель которой - выявить наличие у детей знаний, умений, навыков опытно-экспериментальной деятельности и уровень познавательной активности. Методики диагностики Л.Н.Прохорова,, Маленький исследователь, ,Выбор деятельности,, Радости и огорчения, была проведена на начало и конец учебного года старшей группы
(Диаграмма за 2014-2015г начало года выс 10 средний 8чел низк 3, конец года высокий11 средн 9низ1 )
Результат диагностики свидетельствует о положительной динамике в развитий познавательной способности детей
Слайд 15 Опыт отслеживался с сентября 2014 года. Практика использования данного опыта в системе работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе. Результаты обследования показали, что реализация в образовательный процесс технология экспериментирования позволила развитию таких качеств у дошкольника как любознательность; развитие исследовательских умений и навыков детей речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы); развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения); систематизации и расширение представлений детей о неживой природе.
Слайд 16
Выводы Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков. Убеждена, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Слайд 17 Литература
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». - М.: Творческий центр «Сфера», 2002. – 188с.
- Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно! – М.: Линка – Пресс», 2004 г. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М.: Педагогическое общество России, 2003 г.
- Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010 г. 5.Николаева С. Н «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999г. 6.Перельман Я. И «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995г
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию Издательство «Детство-пресс», 2013
- Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013, ТЦ «Сфера»
- Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стажерская площадка на уровне района по теме: "Создание развивающей предметно-пространственной среды речевого развития в старшей группе ДОУ"
Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста....
Отчёт о реализации экспериментальной площадки познавательно – исследовательской деятельности в мини – лаборатории «Хочу все знать»в мини – лаборатории «Хочу все знать» »
Экспериментальная площадка была запущена на базе МДОУ «Детский сад №2 р.п.Новые Бурасы» с сентября 2017г. (срок реализации сентябрь 2017г. – май 2018г.) в соответствии с федеральным ...
Информация о проведении городской стажерской площадки для молодых педагогов города.
ОТЧЕТо проведении городской стажерской площадкидля молодых педагогов городаСовместная образовательная деятельность с детьми«Построим солнечный город»Развитие математических представленийс ...
Информация о проведении городской стажерской площадки для педагогов города.
Отчет о проведении городской стажерской площадки для педагогов города.Тема:"Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников"Цель: обобщить педагогический опыт по данн...
Мастер-класс для педагогов по изготовлению декораций для настольного театра в рамках деятельности областной стажерской площадки «Развитие творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности»
Театрализованная деятельность в детском саду может включаться в организованную образовательную деятельность, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостояте...
Стажерская площадка "Камешки Марблс. ОБЖ"
Использование камешек Марблс для формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности.Картотека дидактических игр....
«Использование релаксационных игр в работе с детьми ОВЗ». Выступление на стажерской площадке
Выступление на стажерской площадке...
- Мне нравится (2)
Комментарии
Спасибо за полезную
Спасибо за полезную информацию! Пригодится в работе по экспериментальной деятельности!
Всегда пожалуйста
Всегда пожалуйста
Экспериментирование
Тема познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, а в частности организации работы по экспериментированию для меня представляет большой интерес. Мне хотелось бы поработать по данному направлению. Ознакомившись с данной статьей,я получила некоторые представления о данном виде деятельности и еще больше утвердилась в мнении о необходимости начать работу по эспериментальной деятельности.
Очень рада, что данный
Очень рада, что данный материал полезен для Вас