Сценарий стажерской мини-практики «Становление детской самостоятельности и инициативности посредством реализации социо-конструктивного подхода к организации образовательной деятельности» (на примере финансового просвещения детей старшего дошкольного возра
методическая разработка
Лозунг социо-конструктивистской педагогики, вдохновляющий педагогов во всем мире, таков: ребенок — любознательный исследователь мира, гений учения и творчества, компетентный ученик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
da_stsenariy_dou_105.docx | 29.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация Иркутская область
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 105»
муниципального образования города Братск
665724, Иркутская область, город Братск, ул. Рябикова, 20. Тел./факс (3953) 42-69-02
E – mail:brusnichka_105@mail.ru
Сценарий стажерской мини-практики «Становление детской самостоятельности и инициативности посредством реализации социо-конструктивного подхода к организации образовательной деятельности»
(на примере финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста)
Разработчики проекта:
Старший воспитатель
высшей квалификационной категории
И.Л. Молчанова
г. Братск
Сценарий стажерской мини-практики «Становление детской самостоятельности и инициативности посредством реализации социо-конструктивного подхода к организации образовательной деятельности»
(на примере финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста)
План стажерской мини-практики
№ | Время | Формы работы, краткое содержание деятельности | Организаторы | Результат |
1. | 11.10-11.15 | Погружение в тему: «Социо-конструктивный подход к организации образовательной деятельности - основная философия образования на современном этапе». | Денисенко Е.В. | Раскрыть основную идею социо-конструктивного подхода. |
2. | 11.15-11.20 | Совместная работа с участниками по составлению алгоритма организации «пространства возможностей». | Молчанова И.Л. | Сформируются представления о мотивирующей образовательной среде для развития ребенка. |
3. | 11.20-11.35 | Презентация педагогических подходов к организации мотивирующей образовательной среды на примере Чемпионата по финансовой грамотности «Семейная бережливость» в рамках деятельности пилотных площадок «Организация финансового просвещения в дошкольной образовательной организации» с показом видеофрагментов. | Молчанова И.Л. | Познакомятся с приемами социо-конструктивного подхода (детский совет). |
4. | 11.35-11.40 | Интерактив «Изменение позиции педагога в образовательном процессе». | Денисенко Е.В. | Сформируют представление о новой позиции педагога при использовании социо-конструктивного подхода при работе с детьми. |
5. | 11.40-11.45 | Стажерские пробы. Творческое задание «Беседа-рассуждение («детская философия») как особая форма социоконструктивного диалога». | Молчанова И.Л. | Закрепить практические навыки у участников по реализации права детей на умение выразить свое мнение. |
6. | 11.45-11.50 | Рефлексия. | Молчанова И.Л. | Обмен мнениями по итогам мини-стажировки. |
Мы рады видеть Вас на нашей стажерской практике, тема которой
«Становление детской самостоятельности и инициативности посредством реализации социо-конструктивного подхода к организации образовательной деятельности».
Психологический настрой
Для того, чтобы нам было комфортно работать, я предлагаю Вам украсить это Чудо – Дерево. Выберете любой понравившийся листок и украсьте наше Чудо-дерево. А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось.
Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех.
Те, кто выбрал красный, — желают общаться.
Желтый — проявят активность.
На нашем дереве присутствует больше ………. цвета и это значит, что нам всем сопутствует удача и успех, мы открыты для общения
II. Основная часть.
А цитатой нашей встречи будут слова А.Г. Асмолова:
«Стандарт дошкольного образования – это стандарт поддержки детства, стандарт развития личности. Стандарт дошкольного образования ставит цель, чтобы дети остались почемучками».
Работа с моделью
1. Социальный конструктивизм рассматривает процесс образования, как, прежде всего, социальный процесс, в котором принимают активное участие и дети, и взрослые.
Социальный конструктивизм рассматривает социальное взаимодействие как ключ к конструированию знаний и смыслов. Знания, значения и смыслы созидаются (творятся) в процессе социального взаимодействия, «со-конструируются» всеми участниками, а не передаются от взрослых к детям напрямую.
Взрослый не может передать детям свой опыт, поскольку в действительности каждый ребенок приобретает собственный опыт, но взрослый может участвовать в этом процессе. Решающее значение имеет то, что ребенок и окружающая его среда одинаково активны. Процессы образования создаются совместно детьми и взрослыми. Ребенок растет и развивается в «учебном сообществе» со взрослыми и с другими детьми, учится совместно решать проблемы, совместно исследовать значение вещей и процессов, спорить и договариваться с другими. На передний план выходит значение сообщества, но без потери личной персональной уникальности каждого.
Лозунг социо-конструктивистской педагогики, вдохновляющий педагогов во всем мире, таков: ребенок — любознательный исследователь мира, гений учения и творчества, компетентный ученик.
Основная образовательная идея конструктивизма — это создание интерактивной (прежде всего предметной) образовательной среды, в которой может развернуться и беспрепятственно проявляться собственная врожденная двигательная, поисковая, исследовательская и творческая активность ребенка, а развитие может протекать индивидуально («индивидуальные траектории развития»). Другими словами – это, прежде всего самообразование ребенка.
2.
- Как Вы думаете, почему особое значение уделяется сейчас детской инициативе и самостоятельности?
Нейрофизиологические исследования последних десятилетий подтвердили особое значение детской инициативы, самостоятельности, индивидуального подхода в образовательном процессе.
Согласно этим исследованиям, сигналы, поступающие из окружающей среды в мозг ребенка через органы чувств, оказывают активное влияние на развитие мозговых структур только в том случае, если они поступают на фоне активного, самостоятельно инициируемого взаимодействия ребенка и окружающей среды.
Иными словами, для активизации процессов развития детского мозга крайне важно создавать условия для самостоятельной деятельности ребенка.
- Тогда в чем заключается задача взрослых?
Задача взрослых — создать подходящую для этого мотивирующую образовательную среду и, наблюдая за детьми, их своеобразием, интересами и склонностями, дать ребенку свободу в выборе занятий, поддерживая активное учение и саморазвитие ребенка.
Нужно предоставить ребенку многообразные возможности приобретения опыта и самовыражения через создание специальной мотивирующей образовательной среды — «пространства возможностей».
На столах в желтых конвертах находятся компоненты образовательной среды. Вам необходимо выбрать те, которые соответствуют мотивирующей образовательной среде, другими словами, «пространству возможностей».
Интерактив «Определение компонентов мотивирующей образовательной среды».
Проверка на слайде
3. В мотивирующей образовательной среде дети чувствуют себя уверенно и защищено и могут вступать в обмен информацией и опытом с другими. Решающее значение для развития ребенка и укрепления его социальных навыков имеет организация процессов межличностного взаимодействия между ребенком, другими детьми и другими взрослыми.
Другими словами основной задачей для педагогов стало создание учебного сообщества, в котором и ребенок, и взрослые одинаково активны. А так как наше дошкольное учреждение является пилотной площадкой по финансовой грамотности, необходимо было данное направление выстроить с учетом социоконструктивного подхода.
Размышляя над данной проблемой, наша творческая группа педагогов приняла решение об организации и проведении образовательного события – муниципального чемпионата по финболу «Семейная бережливость».
Перед педагогами встала новая задача: каким образом организовать деятельность, чтобы инициатива исходила от самих детей. Было рассмотрено множество вариантов. В итоге остановились на следующем: заинтриговать детей, вызвать интерес к данной деятельности.
В холле был размещен информационный стенд с необычными символами: денежные мячики, вопрос, босс Финансист. Причем появился этот стенд перед приходом детей в сад.
Естественно у наших почемучек возникла масса вопросов. Вместе с педагогами они прошли к стенду, порассуждали, что бы это значило, а также получили приглашение от босса Финансиста.
В музыкальном зале прошло торжественное открытие чемпионата по финболу «Семейная бережливость».
Следующим немаловажным моментом было: постановка проблемы перед детьми, сохранение интриги.
Поэтому педагоги в каждой группе на детском совете поставили перед детьми проблему: В детском саду проводится чемпионат по финболу, а как его проводить никто не знает. Что делать? Как быть? Вот на эти вопросы дети стали искать ответы.
Для начала они выяснили свои знания по данному вопросу посредством модели трех вопросов, была составлена паутинка, то есть план работы. Хочется отметить, что дети сами решали, как они будут проводить чемпионат. Они обращались за помощью к родителям, воспитателям, ко мне, искали материал в интернете, книгах, энциклопедиях.
Совместно со взрослыми были украшены группы, подготовлены атрибуты к играм, дети сами придумали и изготовили игры для участников чемпионата, шкалу оценивания.
На общем совете они решили: чемпионат будут проводить все группы. Каждая группа готовит свою программу, а потом встречает по очереди команды других групп.
Подготовительные и старшие группы с радостью посетили друг друга, выполнили все задания, пообщались друг с другом. Это событие им очень понравилось, они получили массу положительных эмоций.
На последнем этапе было проведено торжественное закрытие чемпионата, на котором были оглашены результаты и победители получили достойную награду.
По итогам его проведения создан одноименный фильм.
Фрагмент из этого фильма мы представляем Вашему вниманию.
Хочется отметить, что за время проведения чемпионата наши воспитанники многому научились: искать пути решения проблемы, добывать информацию самостоятельно, работать с полученными материалами, систематизировали свои знания по финансовой деятельности. Они обрели навыки работы в команде, сообща, договариваясь и помогая друг другу.
Результатом того, что воспитанники научились самостоятельно принимать решения, является то, что они посовещались и выдвинули предложение: провести чемпионат по финболу среди детей из других дошкольных организаций.
В итоге было положено начало проведению Муниципального Чемпионата по финансовой грамотности «Семейная бережливость» в рамках деятельности пилотных площадок «Организация финансового просвещения в дошкольной образовательной организации».
Юные финансисты в сопровождении педагогов-тренеров, двигаясь по своим маршрутам, посетили пять игровых полей, на которых игру с ними проводили сами дети. Участники Чемпионата разгадали тайну загадочного лабиринта, составили семейный бюджет и раскрыли секреты ресурсов семьи, приняли участие в увлекательной денежной рыбалке и посетили школу весёлой экономики кота Матроскина. А самое главное, юные финансисты составили правила экономного ведения домашнего хозяйства.
Заключительным моментом мероприятия стал показ интересной захватывающей экономической сказки «Маша и три медведя» в исполнении педагогов.
Вашему вниманию мы предлагаем посмотреть видеосюжет «Новости с Чемпионата».
4. Интерактив «Изменение позиции педагога в образовательном процессе».
Педагогам будет дано задание - распределить базовые позиции педагога.
Базовые позиции педагога | Действия, чувства, слова педагога в традиционной практике | Действия, чувства, слова педагога в контексте с социо-конструктивным подходом |
Уважение ребенка | ||
Ведение диалога с ребенком | ||
Ориентир на компетентности | ||
Сотрудничество | ||
Активность и отсутствие страха ошибок | ||
Открытость и гибкость | ||
Анализ своей деятельности |
5. Стажерские пробы. Творческое задание «Беседа-рассуждение («детская философия») как особая форма социоконструктивного диалога».
Принцип содействия и сотрудничества является конкретным выражением социоконструктивистского подхода в образовании и реализуется в качестве сквозного принципа организации образовательной деятельности, а также в форме применяемой методики «Детский совет».
Я предлагаю вам подумать и составить структуру детского совета в нужной последовательности.
Педагоги составляют, затем проверяют на слайде.
Как вы думаете, какие умения педагогов совершенствуется в ходе детского совета?
В ходе проведения детского совета совершенствуется центральное умение педагогов в социоконструктивистской педагогике – умение слушать и понимать детей, а также умение проводить беседу-рассуждение, которая является одной из форм социоконструктивной коммуникации, в которой и дети, и взрослые одинаково активны. Основной целью бесед-рассуждений является поддержка детского удивления и детских вопросов.
А сейчас я предлагаю вам поработать творчески.
Каждой из команд будет предложена тема. Вам необходимо придумать вхождение в тему, но так, чтобы инициаторами были сами дети.
И второе задание: составить беседу-рассуждение по данной теме.
Презентация своих заданий.
6. Рефлексия.
В заключении я предлагаю поиграть в игру «Закончи предложение».
Педагогам предлагаются полоски с началом предложения. Их разносят на подносе. Кто получает полоску, заканчивает предложение.
1. Сегодня я узнала…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я поняла, что…
5. Я приобрел…
6. Я научился…
7. Я смогла…
8. Я попробую…
9. Меня удивило…
10. Мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организации непосредственной образовательной деятельности по социально-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста "Дарите людям доброту"
Конспект организации непосредственной образовательной деятельности по социально-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста. «ДАРИТЕ ЛЮДЯМ ДОБРОТУ»....
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по развитию вокальных навыков детей старшего дошкольного возраста «Путешествие Язычка»
Сценарий включает в себя игры на развитие вокальных навыков дошкольников, которые способствуют напевному, плавному пению без напряжения....
Применение событийного подхода к организации образовательной деятельности в формировании духовно-нравственного воспитания старших дошкольников
В современном обществе духовно-нравственное воспитание имеет особое значение: оно выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия в стране многонациональной, с множеством р...
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Профилактика нарушения зрения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий".
Конспект НОД по формированию представлений об укреплении и сохранении зрения у детей старшей группы....
Конспект организованной образовательной деятельности по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-игровой ритмической гимнастики «Ребята, давайте жить дружно»
Ритмическая гимнастика "Ребята, давайте жить дружно"...
Организация непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием метода синквейна на тему «Россия – Родина моя».
Цель:- развивать связную речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР путем использования метода синквейна.Задачи:Образовательные задачи:способствовать обогащению активного словарного запаса д...
Семинар на тему: «Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в организации образовательной деятельности с дошкольниками»
Данный семинар был составлен и проведён учителем-логопедом и учителем-дефектологом. Мы постарались раскрыть теоретическую основу темы, а также закрепить знания на практике, выполняя различные детские ...