Познавательно-исследовательский проект "Волшебница-соль" с детьми подготовительной группы.
проект (подготовительная группа)

Дубинина Елена Владимировна

Дети по своей натуре – исследователи. Их любознательность, стремление познавать, наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисково-исследовательской деятельности. И чем больше открытий совершает ребенок, тем больше вопросов у него возникает. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку найти ответы на эти вопросы, поддержать и развить интерес к исследованиям. Дети увидели, как дворник посыпает дорожки солью. Они удивились, ведь соль добавляют только в пищу — сказали дети. Мы решили узнать про соль как можно больше. Детям было интересно узнать больше о соли. Так, появился проект, который мы назвали «Волшебница соль».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_volshebnitsa_sol.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №84»

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА г. САРАТОВА

                   410052, г. Саратов, ул. Мира, зд.8. стр.1тел/факс 63-14-75

Познавательно-исследовательский проект

"Волшебница-соль"

с детьми подготовительной группы.

Воспитатели: Дубинина Е.В.

Ливерко М.А.

Саратов, 2023

Содержание проекта

Актуальность проекта:

Дети по своей натуре – исследователи. Их любознательность, стремление познавать, наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисково-исследовательской деятельности. И чем больше открытий совершает ребенок, тем больше вопросов у него возникает. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку найти ответы на эти вопросы, поддержать и развить интерес к исследованиям. Дети увидели, как дворник посыпает дорожки солью. Они удивились, ведь соль добавляют только в пищу — сказали дети. Мы решили узнать про соль как можно больше. Детям было интересно узнать больше о соли. Так, появился проект, который мы назвали «Волшебница соль».

Основополагающий вопрос (проблема):

Где и как можно использовать соль, кроме приготовления пищи?

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы «Ромашка», родители, воспитатели группы.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (февраль 2023-март 2023).

Цель: Создание условий расширения знаний детей о соли: историю возникновения соли, её свойства, качества и применение в жизни.

Задачи: 

- Расширять знания о свойствах и видах соли;

- Формировать интерес детей к исследовательской деятельности.

- Развивать творческое воображение и креативное мышление;

- Воспитывать желание проявлять инициативу, творчество

- Обогащать словарь детей словами: «соль», «вещество», «растворить», «минерал», «приправа», «кристалл», «сыпучая».

Программное обеспечение: 

Методическая литература по опытно-экспериментальной деятельности.

Детская познавательная литература.

Интернет-ресурсы (презентации о соли)

Оборудование и материалы для проведения опытов: лупы, прозрачные баночки, стаканы, ложки, соль, яйцо, вода, гуашь, тарелочки.

Материал для рисования: альбом для рисования, картон, соль, клей ПВА, цветная соль, гуашь.

Ожидаемые результаты проекта: 

При реализации проекта будет решена и ещё одна проблема: ненавязчиво вовлечь родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчеств.

В связи с этим, возможно прогнозировать следующий результат:

• дети должны получить элементарные знания о соли;

• иметь простейшие представления о свойствах соли, ее применении и вреде;

• понимать пословицы, загадки о соли.

Проведя опыты с солью, мы узнаем много нового о её свойствах, и применении.

Перспектива проекта: Известно, что ребёнок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в поисковой деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как).

Итог проекта: 

Закончив проект, мы узнаем что:
Соль - белое кристаллическое вещество с острым, солёным вкусом. Она хорошо растворяется в воде.
Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.
Соль - помощница в хозяйстве.
Соль - пища и приправа, консервант.
Соль необходима для жизни и здоровья человека.
При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус.

Используемая литература:

  1. Дыбина О.В. «Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». - М., 2004
  2. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование старшего дошкольного возраста» - М., Педагогическое общество России, 2003
  3. Сикорук Л.Л. «Физика для малышей» Издательство «Кругозор»,Б.Н.П., 1996
  4. Журнал «Дошкольное воспитание» 6, 2007
  5. Журнал «Дошкольное воспитание» 3, 2007
  6. Журнал «Дошкольное воспитание» 4, 1998
  7. Журнал «Дошкольное воспитание» 8, 2006
  8. Интернет

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап

Совместно с детьми мы обсудили план деятельности. Поставили цели, задачи для экспериментирования, подобрали информацию по теме проекта.                

Посмотрели презентацию о добыче соли и применении её в разных областях.                    

Рассмотрели соль через лупу и выяснили, что соль бывает разная (мелкая, крупная, очищенная, каменная, поваренная).

Отгадывали загадки о соли. Читали русскую народную сказку Ф.Н. Афанасьев «Соль», филиппинскую сказку «Почему вода в море солёная», статьи о том, какую роль играла соль в средние века.

Выясняли, что про соль народ сочинил много поговорок и пословиц. Выучили некоторые из них: «Без соли невкусно, а без хлеба несытно».

Воспитатель дал детям задание узнать у мам, как они используют соль в домашнем хозяйстве.

Поговорив с мамами, мы узнали некоторые хитрости, связанные с солью.

Например, чтобы раскаленное растительное масло на сковороде не брызгало в разные стороны, горячее масло нужно присыпать солью.

Чтобы с легкостью почистить вареные куриные яйца от скорлупы, добавьте в воду, в которой они будут вариться, немного соли.

Как определить свежесть куриного яйца? Добавьте в чашку воды чайную ложку соли. Положите в раствор яйцо. Если оно всплывет - лучше его не использовать, а вот утонувшее в такой воде - скорее всего свежее.

Если добавить щепотку соли в кувшин свежего молока, оно будет храниться дольше.
В конце этого этапа интерес к изучению соли у детей возрос. У них появилось желание провести эксперименты и опыты с солью.

2. Основной этап: опытно-экспериментальная деятельность

С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества соли. 

Наблюдения и опыты мы зафиксировали в дневнике наблюдений.

Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая, при нажатии скрипит как снег


Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Взяли тарелочку с солью. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок). Рассмотрели соль в увеличительное стекло. Что можно увидеть? (соль состоит из белых кристаллов)

Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов.

Опыт № 2 «Влияние соли на сосуды человека»

Взяли 3 баночки и налили в них одинаковое количество воды.

В первую баночку опустили кусочек шерстяной нитки.

Во вторую баночку добавили соли и опустили такую же ниточку, как и в первую баночку.

А в третьей баночке сделали насыщенный раствор соли и так же опустили нитку. Представим, что нитка – сосуд человека.

Через несколько дней заметили:

1 баночка – нитка без изменений

2баночка – нитка стала мокрой и слегка покрылась белым налётом

3 баночка – нитка стала мокрой, покрылась белым налетом, и стенки баночки стали немного белыми

Это наглядный пример отрицательного воздействия большого количества соли на сосуды человека.

Опыт № 3 «Незамерзающая вода»

Для проведения опыта понадобится: 2 контейнера, вода, соль, морозильная камера.

В один контейнер добавили соль. Оба контейнера поставили в холодильник. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лед, а соленая - стала холодной, но не замерзла.

Оставили воду в морозильной камере и проверили ее через 2 дня. Соленая вода стала напоминать кашу.

Вывод: соль понижает температуру замерзания воды.

Опыт № 4 «Металл и соль»

Понадобится: гвоздь, стакан, вода и соль.

1. Приготовить соляной раствор.

2. Опустить гвоздь в соляной раствор, затем достать, не вытирая воду. После того, как вода высохла, на гвозде стали заметны белые пятна, которые через сутки превратились в следы ржавчины, а она и разрушает металл.

Вывод: соль оставляет следы на металле, вызывая появление ржавчины, которая служит началом коррозии металлических поверхностей.

Опыт № 5 «Наблюдение за кожей»

Понадобится: небольшой отрез кожаной ткани, емкость, вода и соль.

1. Приготовить соляной раствор.

2. Поместить в него отрез кожаной ткани.

3. Кожа пропитается соляной водой и уже через 2 часа на верхней части отреза образовались кристаллы соли. Кожа приобрела некрасивый вид. Белый налет не счищался – соль глубоко въелась в кожу ботинка.

Вывод: соль, действительно, разрушительно влияет на кожаные изделия, нашу обувь, поэтому необходимо каждый день мыть и начищать обувь кремом, что поможет нашей обуви сохранить красивый вид.

Опыт № 6 «Действие соли на растения»

Можно использовать рассаду перца, воду и соль.

1. Приготовить соляной раствор

2. Перец поливать соляным раствором 1 неделю.

3. На 2 день после полива в нижней части стебля перца появились кристаллы соли.

4. Через неделю растение погибло.

Вывод: соль отрицательно влияет на рост растений в комнатных условиях. В природе соль накапливается в почве и губит все живое.

Опыт №7 «Снежная ветка сосны»

Мы для опыта взяли ветку сосны, налили в тазик горячей воды, положили туда ветку сосны и насыпали соли.

На следующий день мы вытащили ветку и положили её сохнуть у батареи.

Ещё через 2-3 дня мы увидели, что наша веточка стала серебристая, как после мороза.

При испарении воды из солёного раствора остаются кристаллики соли

Можно соль раскрашивать и рисовать с помощью соли картины

Дыхательная гимнастика с использованием соли

Дуть на соль можно прямо изо рта, а можно из трубочки. Каждый раз упражнение можно обыгрывать с разным сюжетом, так как разная соль это позволяет:
- «Вьюга» - ребенок раздувает сугроб из соли в разные стороны;
- «Буря в пустыне» - ветер в пустыне раздувает барханы из желтой соли;
- «Буря в песочном океане» - ребенок изображает волнение моря;
- «Лыжник» - ребенок дует на фигурку лыжника, скользящего по снегу;
- «Насекомые» - сдуть насекомых с полянки – зеленой соли;
- «Змейка» - змейка ползет по пустыне – желтой соли.

3. Заключительный этап

- Продуктом нашего проекта стало рисование картин при помощи соли

- Изготовление картотеки проведённых опытов с солью

- Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли

- Дневник наблюдений опытов.

- Показ видеоролика на педагогическом совете.

Закончив проект, мы узнали:

Соль - белое кристаллическое вещество с острым, солёным вкусом. Она хорошо растворяется в воде.

Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.

Соль - помощница в хозяйстве.

Соль - пища и приправа, консервант.

Соль необходима для жизни и здоровья человека.

При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус.

С помощью соли можно рисовать картины.

Работа с родителями

Рекомендации для родителей «Как с детьми можно использовать соль?

1. Соль бывает мелкая и крупная. (Можно детям продемонстрировать мелкую и крупную соль, дать им потрогать и убедиться, что на самом деле она бывает разной).
2. Она белого цвета, имеет солёный вкус. (Можно дать попробовать на вкус сахар и соль и сравнить их вкусовые качества. Можно взять два стакана с водой и предложить детям в одном из стаканов растворить соль.
3. Не имеет запаха. (Дать понюхать обычную соль, а потом йодированную, объяснив, что если добавить вещество с запахом, то соль впитывает этот запах).
4. «Волшебные мешочки». Можно предложить детям четыре мешочка с солью, камушками, ватой, гречкой. Дети на ощупь должны найти мешочек с солью. Таким образом ребенок тактильно должен узнать правильный мешочек с солью. Тут еще работает мелкая моторика рук.
5. «Плавающее яйцо». Нам понадобится яйцо, вода и стакан. Сначало яйцо опускаем в обычную воду, а потом добавим соли и видим яйцо плавает. Почему? Соленая вода имеет большую плотность, чем обычная водопроводная. Именно соль поднимает яйцо на поверхность. А если добавлять в уже имеющуюся соленую воду пресную, то яйцо будет постепенно опускаться на дно.
6. «Соль растворяется в воде». Для опыта понадобятся два стакана с холодной и теплой водой, в каждый стакан насыпаем небольшое количество соли, и наблюдаем, что будет происходить. В холодной воде соль растворяется медленнее, а в теплой быстрее.
7. «Акварель + соль». Можно познакомить детей с техникой рисования «акварель + соль». Предложить нарисовать радугу и сразу же хорошенько посолить весь лист. Что же происходит с рисунком? При попадании на непросохший слой краски, соль собирает воду и отталкивает пигмент. Благодаря этой способности вокруг кристалликов соли образуются светлые пятнышки неопределенной формы. В зависимости от величины крупинок соли, пятнышки можно получить разной величины.
8. «Соль + мел». Чтобы быстро окрасить соль нам понадобятся мелки разных цветов. Мы просто насыпаем соль на лист бумаги и начинаем рисовать мелками. Мы видим, что соль окрашивается. Можно предложить детям высыпать соль в прозрачный сосуд и у нас получиться разноцветная ваза, в которую потом можно предложить сделать и поставить цветы. Получается прекрасный элемент декора.
9. «Соленое тесто». Можно старшим дошкольникам предложить взять в равных пропорциях соль и муку, добавит воды и замесить тесто. А потом предложить, что-нибудь слепить. Малышам можно давать готовое тесто. Так же возможно предложить добавить в тесто гуашь и размять кусочек теста. Ребенок увидит, что тесто можно окрасить, добавив краски. А можно готовую ужу высохшую работу раскрасить. Использование соленого теста благоприятно влияет на развитие мелкой моторики рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ФЭМП и познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности для детей подготовительной группы «Морское путешествие».

Данный материал будет полезен воспитателям детских садов. Цель: Активизировать знания детей о диковинных морских рыбах. Задачи: 1. Закреплять навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10...

Познавательно-исследовательская деятельность: « Отчего и почему?» с детьми старшей группы (5-6 лет)

Тема: « Мир ткани ».Цель: познакомить с различными видами тканей.Задачи: 1. Дать детям представление о ткани,как о материале,из которого...

Познавательно- исследовательская деятельность « Отчего и почему?» с детьми подготовительной группы с использованием ИКТ

Тема: «Любое новое познание начинается с удивления».Форма работы: по подгуппам.Цель: : ввести детей в круг знаний о мире открытий и изобретений.Задачи: 1. Познакомить детей с разнообразным...

Познавательно-исследовательская деятельность: « Отчего и почему?» с детьми младшей группы (1,5-3лет)

Тема: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков»».Форма работы: эксперементирование.Задачи:1. Познакомить детей со свойствами песка.      2.Совершенство...

Познавательно-исследовательская деятельность: « Отчего и почему?» с детьми подготовительной группы

Тема: «Удивительные камни».Форма работы: экспериментирование.Цель:  Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и            особенностями.За...

Познавательно-исследовательская деятельность: « Отчего и почему?» с детьми младшей группы

Тема: «Камни. Сравнение глины и камня»».Форма работы: эксперементирование.Задачи:1.Познакомить с камнями, различными по форме и текстуре.2.Закрепить знания о свойствах глины; познако...

Проект «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО» «Этот удивительный мир» Подготовительная группа

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении...