Познавательно-исследовательский проект "Волшебница-соль" с детьми подготовительной группы.
проект (подготовительная группа)
Дети по своей натуре – исследователи. Их любознательность, стремление познавать, наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисково-исследовательской деятельности. И чем больше открытий совершает ребенок, тем больше вопросов у него возникает. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку найти ответы на эти вопросы, поддержать и развить интерес к исследованиям. Дети увидели, как дворник посыпает дорожки солью. Они удивились, ведь соль добавляют только в пищу — сказали дети. Мы решили узнать про соль как можно больше. Детям было интересно узнать больше о соли. Так, появился проект, который мы назвали «Волшебница соль».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_volshebnitsa_sol.docx | 23.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №84»
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА г. САРАТОВА
410052, г. Саратов, ул. Мира, зд.8. стр.1тел/факс 63-14-75
Познавательно-исследовательский проект
"Волшебница-соль"
с детьми подготовительной группы.
Воспитатели: Дубинина Е.В.
Ливерко М.А.
Саратов, 2023
Содержание проекта
Актуальность проекта:
Дети по своей натуре – исследователи. Их любознательность, стремление познавать, наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисково-исследовательской деятельности. И чем больше открытий совершает ребенок, тем больше вопросов у него возникает. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку найти ответы на эти вопросы, поддержать и развить интерес к исследованиям. Дети увидели, как дворник посыпает дорожки солью. Они удивились, ведь соль добавляют только в пищу — сказали дети. Мы решили узнать про соль как можно больше. Детям было интересно узнать больше о соли. Так, появился проект, который мы назвали «Волшебница соль».
Основополагающий вопрос (проблема):
Где и как можно использовать соль, кроме приготовления пищи?
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы «Ромашка», родители, воспитатели группы.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (февраль 2023-март 2023).
Цель: Создание условий расширения знаний детей о соли: историю возникновения соли, её свойства, качества и применение в жизни.
Задачи:
- Расширять знания о свойствах и видах соли;
- Формировать интерес детей к исследовательской деятельности.
- Развивать творческое воображение и креативное мышление;
- Воспитывать желание проявлять инициативу, творчество
- Обогащать словарь детей словами: «соль», «вещество», «растворить», «минерал», «приправа», «кристалл», «сыпучая».
Программное обеспечение:
Методическая литература по опытно-экспериментальной деятельности.
Детская познавательная литература.
Интернет-ресурсы (презентации о соли)
Оборудование и материалы для проведения опытов: лупы, прозрачные баночки, стаканы, ложки, соль, яйцо, вода, гуашь, тарелочки.
Материал для рисования: альбом для рисования, картон, соль, клей ПВА, цветная соль, гуашь.
Ожидаемые результаты проекта:
При реализации проекта будет решена и ещё одна проблема: ненавязчиво вовлечь родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчеств.
В связи с этим, возможно прогнозировать следующий результат:
• дети должны получить элементарные знания о соли;
• иметь простейшие представления о свойствах соли, ее применении и вреде;
• понимать пословицы, загадки о соли.
Проведя опыты с солью, мы узнаем много нового о её свойствах, и применении.
Перспектива проекта: Известно, что ребёнок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в поисковой деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как).
Итог проекта:
Закончив проект, мы узнаем что:
Соль - белое кристаллическое вещество с острым, солёным вкусом. Она хорошо растворяется в воде.
Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.
Соль - помощница в хозяйстве.
Соль - пища и приправа, консервант.
Соль необходима для жизни и здоровья человека.
При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус.
Используемая литература:
- Дыбина О.В. «Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». - М., 2004
- Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование старшего дошкольного возраста» - М., Педагогическое общество России, 2003
- Сикорук Л.Л. «Физика для малышей» Издательство «Кругозор»,Б.Н.П., 1996
- Журнал «Дошкольное воспитание» 6, 2007
- Журнал «Дошкольное воспитание» 3, 2007
- Журнал «Дошкольное воспитание» 4, 1998
- Журнал «Дошкольное воспитание» 8, 2006
- Интернет
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап
Совместно с детьми мы обсудили план деятельности. Поставили цели, задачи для экспериментирования, подобрали информацию по теме проекта.
Посмотрели презентацию о добыче соли и применении её в разных областях.
Рассмотрели соль через лупу и выяснили, что соль бывает разная (мелкая, крупная, очищенная, каменная, поваренная).
Отгадывали загадки о соли. Читали русскую народную сказку Ф.Н. Афанасьев «Соль», филиппинскую сказку «Почему вода в море солёная», статьи о том, какую роль играла соль в средние века.
Выясняли, что про соль народ сочинил много поговорок и пословиц. Выучили некоторые из них: «Без соли невкусно, а без хлеба несытно».
Воспитатель дал детям задание узнать у мам, как они используют соль в домашнем хозяйстве.
Поговорив с мамами, мы узнали некоторые хитрости, связанные с солью.
Например, чтобы раскаленное растительное масло на сковороде не брызгало в разные стороны, горячее масло нужно присыпать солью.
Чтобы с легкостью почистить вареные куриные яйца от скорлупы, добавьте в воду, в которой они будут вариться, немного соли.
Как определить свежесть куриного яйца? Добавьте в чашку воды чайную ложку соли. Положите в раствор яйцо. Если оно всплывет - лучше его не использовать, а вот утонувшее в такой воде - скорее всего свежее.
Если добавить щепотку соли в кувшин свежего молока, оно будет храниться дольше.
В конце этого этапа интерес к изучению соли у детей возрос. У них появилось желание провести эксперименты и опыты с солью.
2. Основной этап: опытно-экспериментальная деятельность
С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества соли.
Наблюдения и опыты мы зафиксировали в дневнике наблюдений.
Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая, при нажатии скрипит как снег
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Взяли тарелочку с солью. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок). Рассмотрели соль в увеличительное стекло. Что можно увидеть? (соль состоит из белых кристаллов)
Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов.
Опыт № 2 «Влияние соли на сосуды человека»
Взяли 3 баночки и налили в них одинаковое количество воды.
В первую баночку опустили кусочек шерстяной нитки.
Во вторую баночку добавили соли и опустили такую же ниточку, как и в первую баночку.
А в третьей баночке сделали насыщенный раствор соли и так же опустили нитку. Представим, что нитка – сосуд человека.
Через несколько дней заметили:
1 баночка – нитка без изменений
2баночка – нитка стала мокрой и слегка покрылась белым налётом
3 баночка – нитка стала мокрой, покрылась белым налетом, и стенки баночки стали немного белыми
Это наглядный пример отрицательного воздействия большого количества соли на сосуды человека.
Опыт № 3 «Незамерзающая вода»
Для проведения опыта понадобится: 2 контейнера, вода, соль, морозильная камера.
В один контейнер добавили соль. Оба контейнера поставили в холодильник. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лед, а соленая - стала холодной, но не замерзла.
Оставили воду в морозильной камере и проверили ее через 2 дня. Соленая вода стала напоминать кашу.
Вывод: соль понижает температуру замерзания воды.
Опыт № 4 «Металл и соль»
Понадобится: гвоздь, стакан, вода и соль.
1. Приготовить соляной раствор.
2. Опустить гвоздь в соляной раствор, затем достать, не вытирая воду. После того, как вода высохла, на гвозде стали заметны белые пятна, которые через сутки превратились в следы ржавчины, а она и разрушает металл.
Вывод: соль оставляет следы на металле, вызывая появление ржавчины, которая служит началом коррозии металлических поверхностей.
Опыт № 5 «Наблюдение за кожей»
Понадобится: небольшой отрез кожаной ткани, емкость, вода и соль.
1. Приготовить соляной раствор.
2. Поместить в него отрез кожаной ткани.
3. Кожа пропитается соляной водой и уже через 2 часа на верхней части отреза образовались кристаллы соли. Кожа приобрела некрасивый вид. Белый налет не счищался – соль глубоко въелась в кожу ботинка.
Вывод: соль, действительно, разрушительно влияет на кожаные изделия, нашу обувь, поэтому необходимо каждый день мыть и начищать обувь кремом, что поможет нашей обуви сохранить красивый вид.
Опыт № 6 «Действие соли на растения»
Можно использовать рассаду перца, воду и соль.
1. Приготовить соляной раствор
2. Перец поливать соляным раствором 1 неделю.
3. На 2 день после полива в нижней части стебля перца появились кристаллы соли.
4. Через неделю растение погибло.
Вывод: соль отрицательно влияет на рост растений в комнатных условиях. В природе соль накапливается в почве и губит все живое.
Опыт №7 «Снежная ветка сосны»
Мы для опыта взяли ветку сосны, налили в тазик горячей воды, положили туда ветку сосны и насыпали соли.
На следующий день мы вытащили ветку и положили её сохнуть у батареи.
Ещё через 2-3 дня мы увидели, что наша веточка стала серебристая, как после мороза.
При испарении воды из солёного раствора остаются кристаллики соли
Можно соль раскрашивать и рисовать с помощью соли картины
Дыхательная гимнастика с использованием соли
Дуть на соль можно прямо изо рта, а можно из трубочки. Каждый раз упражнение можно обыгрывать с разным сюжетом, так как разная соль это позволяет:
- «Вьюга» - ребенок раздувает сугроб из соли в разные стороны;
- «Буря в пустыне» - ветер в пустыне раздувает барханы из желтой соли;
- «Буря в песочном океане» - ребенок изображает волнение моря;
- «Лыжник» - ребенок дует на фигурку лыжника, скользящего по снегу;
- «Насекомые» - сдуть насекомых с полянки – зеленой соли;
- «Змейка» - змейка ползет по пустыне – желтой соли.
3. Заключительный этап
- Продуктом нашего проекта стало рисование картин при помощи соли
- Изготовление картотеки проведённых опытов с солью
- Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли
- Дневник наблюдений опытов.
- Показ видеоролика на педагогическом совете.
Закончив проект, мы узнали:
Соль - белое кристаллическое вещество с острым, солёным вкусом. Она хорошо растворяется в воде.
Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.
Соль - помощница в хозяйстве.
Соль - пища и приправа, консервант.
Соль необходима для жизни и здоровья человека.
При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус.
С помощью соли можно рисовать картины.
Работа с родителями
Рекомендации для родителей «Как с детьми можно использовать соль?
1. Соль бывает мелкая и крупная. (Можно детям продемонстрировать мелкую и крупную соль, дать им потрогать и убедиться, что на самом деле она бывает разной).
2. Она белого цвета, имеет солёный вкус. (Можно дать попробовать на вкус сахар и соль и сравнить их вкусовые качества. Можно взять два стакана с водой и предложить детям в одном из стаканов растворить соль.
3. Не имеет запаха. (Дать понюхать обычную соль, а потом йодированную, объяснив, что если добавить вещество с запахом, то соль впитывает этот запах).
4. «Волшебные мешочки». Можно предложить детям четыре мешочка с солью, камушками, ватой, гречкой. Дети на ощупь должны найти мешочек с солью. Таким образом ребенок тактильно должен узнать правильный мешочек с солью. Тут еще работает мелкая моторика рук.
5. «Плавающее яйцо». Нам понадобится яйцо, вода и стакан. Сначало яйцо опускаем в обычную воду, а потом добавим соли и видим яйцо плавает. Почему? Соленая вода имеет большую плотность, чем обычная водопроводная. Именно соль поднимает яйцо на поверхность. А если добавлять в уже имеющуюся соленую воду пресную, то яйцо будет постепенно опускаться на дно.
6. «Соль растворяется в воде». Для опыта понадобятся два стакана с холодной и теплой водой, в каждый стакан насыпаем небольшое количество соли, и наблюдаем, что будет происходить. В холодной воде соль растворяется медленнее, а в теплой быстрее.
7. «Акварель + соль». Можно познакомить детей с техникой рисования «акварель + соль». Предложить нарисовать радугу и сразу же хорошенько посолить весь лист. Что же происходит с рисунком? При попадании на непросохший слой краски, соль собирает воду и отталкивает пигмент. Благодаря этой способности вокруг кристалликов соли образуются светлые пятнышки неопределенной формы. В зависимости от величины крупинок соли, пятнышки можно получить разной величины.
8. «Соль + мел». Чтобы быстро окрасить соль нам понадобятся мелки разных цветов. Мы просто насыпаем соль на лист бумаги и начинаем рисовать мелками. Мы видим, что соль окрашивается. Можно предложить детям высыпать соль в прозрачный сосуд и у нас получиться разноцветная ваза, в которую потом можно предложить сделать и поставить цветы. Получается прекрасный элемент декора.
9. «Соленое тесто». Можно старшим дошкольникам предложить взять в равных пропорциях соль и муку, добавит воды и замесить тесто. А потом предложить, что-нибудь слепить. Малышам можно давать готовое тесто. Так же возможно предложить добавить в тесто гуашь и размять кусочек теста. Ребенок увидит, что тесто можно окрасить, добавив краски. А можно готовую ужу высохшую работу раскрасить. Использование соленого теста благоприятно влияет на развитие мелкой моторики рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ФЭМП и познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности для детей подготовительной группы «Морское путешествие».
Данный материал будет полезен воспитателям детских садов. Цель: Активизировать знания детей о диковинных морских рыбах. Задачи: 1. Закреплять навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10...
Познавательно-исследовательская деятельность: « Отчего и почему?» с детьми старшей группы (5-6 лет)
Тема: « Мир ткани ».Цель: познакомить с различными видами тканей.Задачи: 1. Дать детям представление о ткани,как о материале,из которого...
Познавательно- исследовательская деятельность « Отчего и почему?» с детьми подготовительной группы с использованием ИКТ
Тема: «Любое новое познание начинается с удивления».Форма работы: по подгуппам.Цель: : ввести детей в круг знаний о мире открытий и изобретений.Задачи: 1. Познакомить детей с разнообразным...
Познавательно-исследовательская деятельность: « Отчего и почему?» с детьми младшей группы (1,5-3лет)
Тема: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков»».Форма работы: эксперементирование.Задачи:1. Познакомить детей со свойствами песка. 2.Совершенство...
Познавательно-исследовательская деятельность: « Отчего и почему?» с детьми подготовительной группы
Тема: «Удивительные камни».Форма работы: экспериментирование.Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.За...
Познавательно-исследовательская деятельность: « Отчего и почему?» с детьми младшей группы
Тема: «Камни. Сравнение глины и камня»».Форма работы: эксперементирование.Задачи:1.Познакомить с камнями, различными по форме и текстуре.2.Закрепить знания о свойствах глины; познако...
Проект «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО» «Этот удивительный мир» Подготовительная группа
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении...