"Проблема приобщения ребёнка дошкольного возраста к чтению"
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_vystupleniya.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проблема приобщения ребёнка дошкольного возраста
к чтению»
Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание – великое дело,
им решается участь человека.
Белинский В. Г.
На Земле есть три главные ценности – это хлеб, чтобы народ всегда был здоров и силен, женщина, чтобы не обрывалась нить жизни, и книга, чтобы не заканчивалась связь времен.
Во все времена книга была и остаётся одним из лучших средств воспитания человека. Сегодняшний мир иной. В современной России меняется способ приобщения людей к культуре: идёт вытеснение чтения электронными средствами массовой коммуникации.
В наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает бурно развиваться, проблема формирования у детей интереса к художественной литературе стала особенно актуальной. В современном мире книги уступают место телевизору, интернету, компьютерным играм, мобильному телефону, рекламе. В результате у детей стал пропадать интерес к книге. Не все дети хотят слушать художественные произведения.
В.А. Сухомлинский писал: «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое».
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели.
Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.
Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствует постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.
Необходимо воспринимать детскую литературу как самостоятельный вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа.
Как-то со мной поделилась своими впечатлениями знакомый библиотекарь, которая пришла в первый класс, чтобы рассказать детям об Агнии Барто. Предварить свой рассказ она решила игрой «Начинаю – продолжайте». С полной уверенностью, что школьники хорошо знают стихи Барто и будут отвечать хором, она начала: «Наша Таня громко плачет…». Но вопреки
ожиданиям, хора не последовало. Недоумевая, библиотекарь произнесла строчку другого стихотворения: «Уронили Мишку на пол…». Класс продолжал молчать. «Идёт бычок, качается, вздыхает на ходу…». Никто не подхватил и эти строки.
А ведь беда не в том, что ребёнок, доживший до семи лет, не знает строк Барто, а в том, что он не пережил вместе с этими четверостишиями жалости к упавшему Мишке, у него не возникло нравственного импульса вылечить его, прижать к себе, утешить. Он не испытал того, что испытала я, вспоминая свои первые читательские впечатления, связанные со стихами Агнии Барто.
Сегодня много говорят о чтении. Заставить читать нельзя, чтением надо увлечь! Пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых. Своё участие в этом процессе я, как воспитатель, вижу в создании благоприятных условий для духовного становления юного читателя, приобщения его к чтению.
В связи с особой ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Осознав важность вопроса о формировании интереса к художественной литературе и необходимости подбора эффективных форм работы, мы начали углублённо работать по данной теме.
Одна из главных задач нашей педагогической деятельности:
- воспитание в ребенке читателя, любви к книге и приобщение детей к чтению.
Определили цель образовательной деятельности - способствовать формированию у детей интереса к произведениям художественной литературы, используя эффективные формы и методы работы.
Задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.
С этой целью, в нашей группе проводится ряд мероприятий по приобщению ребёнка к чтению:
- Книжный уголок соответственно возрасту детей.
- Проводятся тематические выставки книг (книги обновляются в соответствии с тематикой (неделя сказки; неделя домашних животных, неделя, посвящённая Великой Отечественной войне и т.д.)
- Организация выставки детских рисунков по мотивам прочитанных произведений;
- Изготовление книжек-малышек (совместно с родителями);
- Организация мини-библиотеки в раздевалке «Обменяйся книгой»;
- Стало традицией ежегодное проведение «Театральной недели». Дети принимают участие в спектаклях, показе кукольных, настольных театров;
- Проведение конкурса чтецов не только на уровне детского сада, но и города.
- Встречи с писателями, детскими журналами.
- Посещение детской библиотеки, которая стала первым помощником в приобщении моих воспитанников к чтению. Много лет мы сотрудничаем с библиотекой им. А.В.Потаниной
Мы посещаем различные книжные выставки в библиотеке и сами принимаем участие в оформлении выставок. Родители и дети с большим удовольствием создают поделки, рисунки для различных тематических выставок.
Мы часто принимаем участие в литературных праздниках, которые проходят в библиотеке. Начиная со старшего возраста, мы периодически посещаем мероприятия библиотеки.
В младшем дошкольном возрасте библиотекари приходят в детский сад. В это время мы начинаем готовить наших детей к тесному взаимодействию с библиотекой, с книгой.
Формируем у детей интерес к библиотеке, способствуем зарождению традиций семейного чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению"
Неплохая консультация, будет полезна для обей информации...
Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе
Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе...
Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным мн...
Приобщение детей дошкольного возраста к чтению книг
Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками -...
Приемы работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению
В данном материале описаны основные рекомендации, соблюдение которых позволит привить любовь детей дошкольного возраста к книге. Думаю, статья будет интересна как педагогам, так и родителям....
Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к нравственным ценностям
Актуальность проблемы связана с необходимостью воспитания духовно - нравственных чувств и представлений ребёнка....
Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе
методическая разработка...