Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе
методическая разработка по художественной литературе
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе
Но не всякий воспитатель осознает ведущую роль книги в становлении личности. Чтобы способствовать осознанию этой проблемы каждым человеком, В. Г.Белинский пишет статью «О воспитании детей вообще и о детской книге» [4;5].
Это такие проблемы, как:
1) выбор книг для чтения детям: «...читать дурно выбранные книги для них и хуже и вреднее, чем ничего не читать»;
2) чтение книги соответственно возрасту, жизненному опыту и развитию человека: «нет ничего столь вредного и опасного, как неестественное и несвоевременное развитие духа». «Неестественно и преждевременно развившиеся дети — нравственные уроды»;
3) каким должен быть круг детского чтения и детская книга.
В начале XX в. благодаря художественно-педагогическому движению, основной идеей которого было эстетическое воспитание детей, пришли к выводу о необходимости создать для детей новый тип книги — яркий, красочный, нарядный, достойный называться произведением искусства.
Выготский так говорил о программе детского сада: «Эта программа должна быть сходна со школьной программой в том смысле, что она должна быть программой единого систематического цикла общеобразовательной работы. Вместе с тем она должна быть программой самого ребенка» [7. с. 434]. Говоря о задачах ознакомления детей с художественной литературой, Л.С. Выготский указывал, что они состоят не в том, чтобы изучать классическую литературу, ее историю, а в том, чтобы «вообще открыть перед ребенком мир словесного искусства» [7. с. 436].
Ввести ребенка в мир словесного искусства - значит познакомить его с существованием этого искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить малыша к постоянному общению с ним (искусством), показать многообразие жанров художественной литературы (проза и поэзия, рассказы и сказки, пословицы, загадки, песенки и многое другое), воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге.
Второй стороной содержания литературного образования и воспитания дошкольника является формирование умения воспринимать и понимать произведения литературы.
Другим важнейшим компонентом процесса восприятия литературного произведения является познавательная деятельность, в результате которой человек осознает воспринятое, проникает в смысл произведения, его идею. Понимание предполагает в читателе умение установить существенные связи в тексте, уяснить причины тех или иных событий. Центральной фигурой в литературном произведении является литературный персонаж. Ребенку необходимо увидеть и понять его действия, поступки, переживания, разгадать мотивы этих поступков, причины переживаний.
Главными критериями отбора произведений для чтения дошкольникам и ведущими принципами формирования круга детского чтения все чаще называются высокая идейность произведения и соответствие его требованиям текущего момента.[37]
Методы приобщения детей к книге (рассказывание, беседа, выразительное чтение) постепенно подчиняются задачам педагогического и идеологического воздействия на детей, цель которого - воспитание человека нового общества.
Формирование читателя в каждой отдельной личности, дает возможность не только понять, но и прочувствовать процесс восприятия, обдумывания, влияния книги на ребенка, увидеть, как происходил отбор литературы, ставшей впоследствии классикой, каким параметрам она должна соответствовать, чтобы войти в круг чтения многих поколений детей, всегда ли в этом процессе опре-деляющим будет художественное мастерство писателя.
Анкета для родителей
Вопросы анкеты:
1. Как вы думаете, какой вид и жанр литературы предпочитает ваш ребенок?
2. Любит ли ваш ребенок сказки? Какие? Почему именно эти сказки? Умеет ли он рассказывать (пересказывать) сказки? Пробовал ли он сам сочинять сказки? О чем? О ком?
3. Любит ли ваш ребенок стихи? Какие? Знает ли ваш ребенок стихи наизусть и какие? Пробовал ли он сам сочинять стихи? О чем? О ком?
4. Любит ли ваш ребенок рассказы и повести? Какие? Умеет ли он рассказывать (пересказывать) рассказы? Пробовал ли он сам сочинять рассказы? О чем? О ком?
5. Как вы думаете, понимает ли ребенок разницу между поэзией и прозой? Сказкой и рассказом? Почему вы так думаете?
6. Знает ли ребенок, кто сочиняет сказки и стихи? Назовите писателей и поэтов, которых знает ваш ребенок.
7. Говорил ли ваш ребенок о том, что хотел бы быть похожим на каких-то героев из книг? На каких?
Список литературы
1.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956
2,Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика — Синтез, 2005. - 72 с.
3,Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго.. : пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет (с метод. рекомендациями):. - М. : Просвещение, 2004. – 142 с.
4,. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения: пособие для родителей по организации чтения дошкольникам. - М.: Просвещение, 2003. – 77 с.
5. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи.... - М.: Линка-пресс, 2003. - 174 с.
6. Гриценко З.А. Еще раз о детском чтении // Детский сад от А до Я. -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе
Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе...

"Кружок по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе "Юные книголюбы"
Дошкольный возраст — это тот период, когда восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста может стать главным увлечением не только одаренных дошкольников, но и всех остальных д...

Практикум для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»
Практикум для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»...

«Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе» (Педагогические чтения «Дошкольное образование ХХIвека: взгляд современного педагога»)
Сообщение из личного опыта работы....

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через музыкальную деятельность для детей подготовительной группы» Тема: «Со сказкой по дорогам музыки»
Конспект написан для музыкальных руководителей детских садов, также может быть использован в работе педагогов дополнительного образования. Через музыкальную деятельность на занятии дети приобщаются к ...

Проект «Книга-лучший друг» для детей старшей, подготовительной группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе
Проект «Книга-лучший друг» для детей старшей, подготовительной группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе...
Проект «Книга-лучший друг» для детей младшей группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе
В дошкольном возрасте дети делают первые шаги в мир художественной литературы и проводниками для детей становятся воспитатели и родители. Родители в большинстве не читают своим детям художественную ли...