Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Формирование у детей психологической готовности к обучению в школе"
учебно-методический материал по психологии (подготовительная группа)

Ямщикова Алена Андреевна

Семинар-практикум.Просвещения педагогического коллектива о компонентах готовности к школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 53 «Топтыжка»

города Рубцовска Алтайского края

658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

телефон: 7-59-66, 7-59-65,

 detsad-53-2011@mail.ru

Семинар-практикум «Формирование у детей психологической готовности к обучению в школе».

Подготовила: Ямщикова А.А. педагог-психолог первой квалификационной категории

г. Рубцовск 2025

Цель: формирование активной педагогической позиции родителей; психолого-педагогическое просвещение по вопросу «школьной готовности».

Задачи:

- повышать родительскую компетентность;

- акцентировать внимание родителей на понятии «готовность ребенка к школе», показать роль родителя в формировании готовности ребенка к обучению в школе.

- способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

Подготовительный этап

1. Проведение анкетирования родителей: «Определение готовности ребенка к школе»

2. Диагностика готовности к обучению в школе.

3. Выявление уровня сформированности «внутренней позиции школьника».

План семинара

1. Вступление, приветствие.
2. Теоретическая часть (Что такое психологическая готовность)
3. Практическая часть (игры, упражнения)
4. Заключительная часть (рекомендации)

Ход семинара – практикума:

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем сегодняшнем семинаре, который посвящен теме психологической готовности ребенка к школе. А чтобы сегодняшняя работа была плодотворной и прошла в теплой дружеской обстановке, давайте возьмемся за руки и мысленно передадим друг другу частичку своей доброты и тепла, о от всей души пожелаем друг другу здоровья и успехов во всех начинаниях.

Итак, перейдем к нашей теме:

Леонид Абрамович Венгер, известный психолог, говорил: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому учиться».

Актуальность. Каждый ребёнок идет в первый класс с надеждой, что в школе всё у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Но вот проходит несколько недель, и малыш уже без особой охоты собирается утром в школу. С понедельника начинает мечтать о выходных, а из школы приходит скучный и напряженный. В чём же дело? А дело в том, что не оправдались ожидания ребёнка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, которая называется «школьные будни». Почему же такое может произойти? Потому что дети представляют себе школу как что-то очень интересное и связывают поступление в первый класс с положительными переменами в их жизни. Далеко не все ребята понимают, что школьная жизнь - это прежде всего труд. Поэтому важно  психологически подготовить ребенка к школе. Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребёнок читать, а также считать.

Что же такое психологическая готовность к школе и можно ли её сформировать?

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребёнка. Зона ближайшего развития определяется тем, чего ребёнок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Причем обучение плодотворно только в том случае, если оно попадает в зону ближайшего развития ребёнка.

Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.

Причины трудностей, возникающих в период   адаптации первоклассников:

-недостаточная подготовленность ребенка к школе ;

-соматическая  ослабленность ребёнка, органические повреждения  центральной нервной системы (травмы головного мозга, гипоксии, нейроинфекции);

-тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов;

завышенные ожидания родителей (нормальные средние успехи ребенка воспринимаются  как неудачи, а реальные достижения не учитываются, оцениваются низко).

В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять такие компоненты:

1. Интеллектуальная готовность

2. Личностная

3. Социально-психологическая готовность

4. Волевая готовность ребенка к школе

Всем известно, что для дошкольника нет деятельности важнее, чем игровая деятельность. Какие бы формы деятельности детей этого возраста мы не взяли, все они берут свое начало именно в игре.

Личностная готовность. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Здесь следует подчеркнуть важность мотивации ребенка. Готовыми к школьному обучению считаются дети, которых школа привлекает не внешними атрибутами (красивым портфелем, новыми фломастерами, карандашами, тетрадками, учебниками), а возможностью получать новые знания (чему – то научится, что то познать). Будущему первокласснику необходимо уметь свободно управлять своим поведением, познавательной деятельностью. Иными словами, ребенок должен иметь развитую учебную мотивацию.

Волевая готовность к обучению в школе. К концу дошкольного возраста у ребенка уже сформированы основы волевых действий — внутренние усилия, необходимые для выполнения определенной деятельности. Ребенок способен поставить цель, разработать план действий, принять решение, приложить усилия для преодоления трудностей, оценить результат своих действий. При этом дети все же ориентируются на наличие игровой мотивации (обучение в игровой форме), в особенности на оценки других детей (командная игра). О волевой готовности ребенка свидетельствует: высокий уровень письма, правильное использование учебных принадлежностей, поддержании порядка на столе, парте или в портфеле. Волевая готовность также подразумевает способность сдерживать свои импульсивные действия, сосредотачиваться на задании, слушать речь учителя. К личностной готовности к обучению относят позитивное эмоциональное отношение ребенка к школе и эмоциональную зрелость дошкольника (сдержанность, уменьшение количества импульсивных действий, неуравновешенного поведения). Если соединить эмоциональную, волевую, мотивационную готовности к школе, то мы получаем – внутреннюю позицию школьника. Ребенок с несформированной позицией школьника проявляют детскую непосредственность, на уроке отвечает одновременно с другими, не подымает руки, часто перебивает, делится с учителем своими переживаниями и чувствами. Эта незрелость часто приводит к пробелам в знаниях, низкой продуктивности обучения.

Интеллектуальная готовность – следующий компонент психологической готовности ребенка к школе. Уровень интеллектуального развития дошкольника – это количество знаний, объем «умственного инструментария», и его словарный запас. Также, ребенок должен иметь высокую обучаемость – умение выделить учебное задание, и превратить его в самостоятельную цель познавательной деятельности. Дошкольник должен проявлять любознательность и наблюдательность, задача родителей поощрять эти качества. В целом, интеллектуальная готовность ребенка к обучению школе предполагает наличие таких качеств как: дифференциальное восприятие (отличие фигуры и фона), концентрации внимания, аналитическое мышление (осознание связи между явлениями, возможность воспроизвести образец). А также рациональный подход к действительности (ослабление фантазии), логическое запоминание, интерес к знаниям, овладение на слух разговорной речью, способность к пониманию и использованию символов, развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации. При поступлении в школу важен уровень разговорной речи ребенка. Дети должны правильно выговаривать все буквы и звуки, владеть тембром, высотой и силой голоса. Хорошо если дошкольник, помимо владения родным языком, проявляет интерес к иностранным, он имеет сбалансированный словарный запас из разных сфер жизнедеятельности. Ребенок должен грамотно вести диалог, использовать простые и сложные предложения, придерживаться этикета в общении, получать удовольствие от чтения, уметь свободно пересказать прочитанное, декламировать небольшие стишки, иметь представление о буквах, звуках, словах и предложениях. Интеллектуальная неготовность ребенка непосредственно приводит к неуспешности в обучении, он не понимает педагога и не может выполнить его требований, как результат плохие оценки, отставание в школьной программе. Это может повлечь за собой нежелание ребенка ходить в школу или неприязнь к отдельным предметам.

А сейчас давайте с вами поиграем в игру: «У тети Моти четыре сына».

У тети Моти четыре сына, четыре сына у тети Моти, они не ели, они не пили, А только делали вот так. Правая рука!...

С помощью этой игры и многих других игр у детей формируются определенные речевые навыки, координация движения, снятие эмоционального напряжения,  взаимодействия со сверстниками.

Социально-психологическая готовность ребенка тоже играет огромную роль в подготовке к школе. Она предполагает формирование и приятие новой социальной роли – школьника, которая выражается в серьезном отношении к школе, к учебной деятельности и учителю. Старших дошкольников привлекает внешний аспект школьной жизни (новая форма, портфель, ручки и т.п.), но все же большинство детей стремятся учиться. Если ребенок не готов принять социальную позицию школьника, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого интеллектуального развития ему будет сложно адаптироваться к школе. Позитивное отношение к школе часто связано с информацией, которую детям предоставляют взрослые. Очень важно объяснить и подготовить ребенка к тому что его ждет в школе и желательно доступным для него языком, вовлекать, и открыто отвечать на интересующие ребенка вопросы. Это поможет не только сформирование позитивное отношение и интерес к предстоящей учебе, но и правильное отношение к учителю и другим ученикам, умению быстро и легко устанавливать взаимоотношения. Иными словами, это поможет ребенку адаптироваться, подружиться с новым коллективом, научит действовать совместно с другими детьми, уступать и при необходимости защищаться.

И так мы видим, что подготовка к школе очень трудоемкий процесс, который является испытанием, как для родителей, так и для юних учеников. Для успешной организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке их к школе необходимо учитывать следующие рекомендации:

- формирование психологической готовности к школе предполагает сочетание игровой, продуктивной, учебной и других видов деятельности;

- для достижения эффективности в обучении шестилеток необходимо формирование положительного, эмоционального отношения к знаниям;

- руководство деятельностью детей шестилетнего возраста следует осуществлять, широко используя (особенно в I полугодии) методы дошкольного воспитания с частичным применением школьных методов;

- в педагогической работе в первом классе необходимо соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения;

- необходимо соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов работы и при формировании коллектива детей первых классов и организации их межличностного общения;

- использовать большие воспитательные возможности совместной деятельности;

- формировать способности к ролевому и личностному общению как важному условию в подготовке смены ведущей деятельности;

- при формировании психологической готовности к школе необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношение к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения и др.

А сейчас мы с вами немного поиграем. Игра называется попробуй не ошибись.

Игра: «Попробуй не ошибись»

Сможете ли вы сейчас повторить за мной три коротенькие фразы?- спрашивает педагогов психолог. Никто конечно в этом не сомневается.

«Сегодня идет дождь», говорит психолог. Все уверенно повторяют фразу.

«А завтра, думаете, будет хорошая погода», говорит он. Ошибки снова нет.

«Вот вы и ошиблись», - радостно заявляет психолог. Педагоги в недоумении: «Почему?»

Психолог объясняет: «Вот вы и ошиблись» - это была моя третья фраза. Никто не повторил.

Загадки на логику

Что человеку дается бесплатно дважды, а если он захочет иметь это в третий раз, то приходиться платить? (Зубы)

Когда мы смотрим на цифру 10,а говорим 22?(Когда смотрим на часы)

Назовите то, что можно взять левой рукой, но нельзя – правой? (Правый локоть).

Прощание

На прощание хочу сказать, что мне было очень приятно работать с вами. А вам? Благодарю всех за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена  на коррекцию и развитие систем...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Цель работы: выявить, раскрыть и экспериментально проверить педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста психологической готовности к обучению в школе....

Отчет по самообразованию "Развитие психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста"

Проблема понятия психологической готовности ребенка к обучению в школе в трудах специалистов...

«Роль мотивации в психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста»

Мотивация – мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность и определяющие её направленность. Каждой возрастной ступени присущи свои виды деятельности, побуждаемые определенными мотива...

План психопросветительской работы педагога-психолога по направлению "Психологическая готовность воспитанников подготовительных к школе групп к обучению в школе"

ПЛАН ПСИХОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ Срок Мероприятие КатегорияучастниковСентябрьВыступление на педагогическом совете на тему «Организация работы педагога психолога в подготовительных к ш...

Конспект открытого занятия педагога-психолога, направленного на формирование психологической готовности к обучению в школе "Урок колдуньи Жадность"

В конспекте представлен план и содержание психолого-педагогического занятия, направленного на формирование предпосылок психологической готовности к обучению в школе (социально-психологической, личност...

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовности

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовностиПсихологическая готовность к обучению в школе является одни...