Развитие мелкой моторики у детей раннего возроста
план-конспект занятия (младшая группа)
Развитие мелкой моторики у детей раннего возроста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_na_2022-2023_god.docx | 313.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 44 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Самообразование на тему:
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
Воспитатель
2 группы раннего возраста
«Капельки»:
Якушева Елена Всеволодовна
2022-2023 учебный год
Воспитатель: Якушева Елена Всеволодовна.
Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».
Работа начата: 01.09.2022г.
Предполагается закончить: 31.05.2023 г.
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев, рук детей раннего возраста.
Задачи:
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.
3. Развивать воображение, наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.
5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Ожидаемый результат:
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через использование разнообразных методов и приёмов способствует повышению интеллектуального развития ребенка.
Актуальность темы
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников и такие дети считают себя «чужими».
И, конечно, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знание, умение, навыки), а также словарный запас.
Этапы самообразования.
- Подбор и изучение методической литературы: СЕНТЯБРЬ.
Список литературы:
Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
- Пополнение предметно-развивающей среды дидактическими играми и пособиями на развитие мелкой моторики. В ТЕЧЕНИЕ ГОДА.
План работы на 2022-2023 учебный год
по самообразованию
Месяц | Форма работы | Развивающая среда/ публикации на сайте | |
С детьми | С родителями | ||
Октябрь | 1. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки. 2. Пальчиковые игры: «Домик», «Замок», «Наша группа». Цель: Побуждать детей выполнять действия руками и пальчиками, в соответствии со словами текста. 3. Игры с прищепками. Цель: Способствовать формированию детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Формировать умение детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры. | Консультация для родителей на тему: «Как проводить с ребёнком пальчиковые игры». | С помощью родителей изготовить массажные перчатки. Сделать картотеку пальчиковых игр. |
Ноябрь | 1. Пальчиковые игры: «Семья», «Дружные пальчики». Цель: Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики. 2. Игры с массажными мячиками: Цель: Развивать сгибание и разгибание кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию движений. 3. Игры с резиновыми игрушками. | Консультация для родителей на тему: «Что такое мелкая моторика и как ее развивать». 2. Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук». | Сделать картотеку «Игры с массажными мячиками». |
Декабрь | 1. Пальчиковый театр. Цель: С помощью пальчикового театра формировать и совершенствовать чувства ритма (слова соответствуют движениям сказочному персонажу.) 2. Пальчиковые игры: «Капуста», «Каша», «Компот». Цель: Учить устной речи, путём движения пальцев рук. 3. Игры с бусами. Цель: С помощью игр с бусами развить тактильную чувствительность, скоординированность движений. | Рекомендации по проведению пальчиковых игр. | Пополнить пальчиковый театр новыми персонажами. Изготовить бусы. |
Январь | 1. Пальчиковые игры: «Вышел дождик погулять», «Что принес нам почтальон». 2. Массаж и самомассаж: «Игра с мячиками». Цель: Развивать речь детей, координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. 3. Игры с мозаикой. Цель: Способствовать умению детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу. | «Разнообразие пальчиковых игр». Учим с родителями. | Создание картотеки дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики. |
Февраль | 1. Лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.) 2. Пальчиковые игры: «Пальчики засыпают», «Игрушки». 3. Игры с прищепками. Цель: Способствовать формированию детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Формировать умение детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры. | Памятка: «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук, не требующее затрат» | Изготовление дидактических игр. |
Март | 1. Пальчиковые игры: «Повар», «Капуста». 2. Дидактические игры «С крышками» Цель: Развивать координацию движения рук, способствовать умение детей закручивать и откручивать крышки. 3. Шнуровка. | Организация выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей. | Изготовление дидактических игр. |
Апрель | 1. Дидактические игры 2. Пальчиковые игры: «Компот», «Овощи». 3. Дидактическая игра «Помоги золушке» (разбор красной и белой фасоли). | Изготовление дидактических игр. | |
Май | 1. Шнуровка 2. Пальчиковые игры: «Прогулка», «Дождик, дождик», «Лошадки». 3. Массаж и самомассаж: «Игры с шишками». | Изготовление дидактических игр. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с...
План работы с детьми группы раннего возраста по теме самообразования нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО НЕТРАДИЦИОННОМУ РИСОВАНИЮ в группе раннего возраста....
ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...
Конспект открытого занятия по ФЭМП во второе группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности.Задачи:1) Обогащать сенсорный опыт детей;2) Обогащать пассивный словарь: «нанизывать»...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...
Конспект открытого занятия по ФЭМП в первой группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности, обобщить умение детей различать и называть свойства предметов – цвет, форма,...