Профилактика и выявление жестокого обращения с детьми .
консультация

Туренко Ольга Алексеевна

С целью выявления насилия в отношении ребенка, а также для профилактики физического и психологического насилия детей, обеспечения всесторонней правовой защиты специалистом необходимо знать:

  • какие формы может принимать насилие в отношении детей,
  • уметь выявлять ситуации высокого риска насилия, направленного на ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Формы жестокого обращения с детьми, выявление внешних и поведенческих проявлений, характерных  для ребёнка дошкольного возраста, переживающего ситуации насилия»

                                         Составил:

                                                                                     педагог-психолог МБДОУ д/с № 26

                                              Туренко О.А.

С целью выявления насилия в отношении ребенка, а также для профилактики физического и психологического насилия детей, обеспечения всесторонней правовой защиты специалистом необходимо знать:

  • какие формы может принимать насилие в отношении детей,
  • уметь выявлять ситуации высокого риска насилия, направленного на ребенка.

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком. 

Выделяют различные виды насилия:

  • физическое,
  • сексуальное,
  • психологическое и др.

 Поскольку сталкивающиеся с насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для окружающих.

Так как же распознать, заметить, увидеть, что ребенок подвергался, или подвергается насилию, являлся свидетелем или участником ситуаций домашнего насилия?

Все агрессивные формы поведения, представляющие собой физическое воздействие на человека, включая ограничение свободы передвижения, относятся к физическому насилию. Это –

  • избиение,
  • толчки,
  • царапины,
  • плевки,
  • шлепки,
  • пощечины,
  •  хватание,
  • бросание предметами,
  • нанесение ударов руками и ногами,
  • удушение, использование оружия,
  • нанесение ожогов и др.

Первое, на что стоит обратить внимание при выявлении насилия, это на появившиеся или участившиеся поведенческие и эмоциональные проблемы у несовершеннолетнего.

Изменения в эмоциональном состоянии и общении:

- внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;

- частая задумчивость, отстраненность;

- постоянная депрессивность, грустное настроение;

- нежелание принимать участие в подвижных играх;

- непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;

- чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;

- терроризирование младших детей и сверстников;

- возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;

- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

- рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;

- утрата гигиенических навыков (чаще всего это касается малышей).

Необходимо обратить внимание на появление невротических и психосоматических симптомов:

- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;

- сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;

- боязнь раздеваться;

- головная боль, боли в области желудка и сердца;

- навязчивые страхи; расстройства сна.

Появляются проблемы, связанные с познавательной сферой.

Происходят изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

- трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

- внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;

- неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю …», «я не могу ездить в лифте»);

- неспособность защитить себя, несопротивление насилию и издевательству над собой, смирение.

Становятся заметными изменения самосознания ребенкаснижение самооценки; отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, причём порой вспышки гнева не имеют видимой причины.

Среди отдалённых последствий жестокого обращения выделяются нарушения физического и психического развития ребёнка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. По словам взрослых людей, которые в детстве часто становились свидетелями домашнего насилия, многие из них страдают от симптомов, связанных с травмой, депрессией и низкой самооценкой.

Особое внимание хотелось бы уделить ситуациям, наиболее сложным для распознания, когда ребенок подвергается исключительно психологическому или эмоциональному насилию, и которое практически всегда сопровождают другие виды насилия.

Эмоциональное и (или) психологическое насилие выражается в

  • унижении,
  • запугивании,
  • принуждении
  •  и изолировании.

Оно включает словесные оскорбления, постоянную критику мыслей, чувств, мнений, убеждений, действий; постоянные допросы, шантаж, угрозы насилия, контроль или ограничение круга общения жертвы, телефонных разговоров; преследование, обвинение во всех возникающих проблемах, прерывание сна, процесса еды, и т. д.

Одним из распостраненных видов насилия в современном обществе является отсутствие эмоционального реагирования. Все чаще встречаются эмоционально жестокие высказывания: высказывания, которые сильно ранят ребенка (например, «Лучше бы ты не рождался», «Такие, как ты, не должны жить», «Ты полный дурак, и это не исправить» и т. д.).

У большинства детей, живущих в семьях, в которых применяется психологическое или эмоциональное насилие, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. У них ухудшается память: процессы запоминания и сохранения затруднены, резко возрастает избирательность в запоминании. Внимание становится рассеянным, обедняется речь, часто появляется заикание.

Косвенными доказательствами применения психологического насилия могут быть такие особенности поведения ребёнка: беспокойство или тревожность, длительно сохраняющееся подавленное состояние, агрессивность, склонность к уединению, чрезмерная уступчивость, неумение контактировать с другими людьми, малое число друзей или их отсутствие, низкая самооценка.

Все чаще в последнее время мы слышим об участившихся случаях, касающихся половой неприкосновенности несовершеннолетних и сексуального насилия.

Поэтому следует обращать внимание на изменения в выражении сексуальности ребенка:

- странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;

- чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;

- сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными движениями;

- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;

- необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; трение о тело взрослого и др.).

Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются: повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер; ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить; порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда; синяки и/или кровотечение в области половых органов или анального отверстия; жалобы на боль и зуд в области гениталий; повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей; недержание мочи.

Сексуальное насилие или развращение – это вовлечение ребёнка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми, чьей целью является получение выгоды, сексуальное удовлетворение или достижение корыстных целей. Принуждение может осуществляться при помощи не только физической силы, но и психологического давления, запугивания, шантажа, угроз физической расправы.

К сексуальному насилию относится:

- демонстрация взрослым человеком ребёнку своих половых органов;

- ласки и прикосновения к половым органам ребёнка;

- сексуальные игры и половой акт с ребёнком;

- демонстрация или просмотр с ребёнком материалов порнографического содержания;

- вовлечение ребёнка в изготовление порнографической продукции.

Сексуальные действия по отношению к детям чаще всего совершают хорошо знакомые им люди или родственники (по результатам исследований – до 80%). Одним из достаточно распространённых видов сексуального насилия, о котором обязательно нужно знать родителям, является инцест – сексуальное насилие над ребёнком со стороны кровного родственника.

Конечно, получить достоверную картину распространённости этого вида насилия очень сложно, т. к. большинство случаев остаются неизвестными. Иногда правда открывается спустя много лет, когда ребёнок вырастает. Это объясняется целым рядом причин, и, прежде всего, нежеланием «выносить сор из избы».

Чаще всего инцест продолжается долгие годы из-за того, что ребёнок просто никому не рассказывает о происходящем, с одной стороны, опасаясь, что ему не поверят, а с другой – боясь доставить неприятности самым близким людям: маме и папе. Взрослые насильники пользуются этим и всячески убеждают ребёнка в том, что он должен хранить тайну.

 Сексуальное насилие над детьми не только наносит им сильнейшую психологическую травму в настоящем, но и крайне негативно влияет на их будущее развитие и эмоциональное здоровье. Последствия могут быть кратковременными и длительными, могут возникать непосредственно после случившегося или проявляться позже.

Выявление фактов насилия:

1. Наблюдение за соматическим состоянием ребенка – в отличии от медицинского освидетельствования, наблюдение за внешним видом ребенка (осмотр лица, тела, одежды) необходимо производить максимально незаметно (без конкретной цели). Также осматриваем ребенка на наличие внешних повреждений (синяки, раны, «болевые зоны»). Отмечаем невротические реакции у ребенка: энурез, отдышка, нарушения сна, аппетита, снижение памяти, внимания. Расстройства восприятия (галлюцинации, иллюзии).

2. Наблюдение за поведением – (перемены в поведении через контакт с ребенком или взрослым, который за ним наблюдает.)

3. Наблюдение за деятельностью – творческая деятельность ребенка (рисунки, рассказы, а также наблюдение за игровой деятельностью ребенка (в игре ребенок наиболее ярко заявляет о своих проблемах. Меняется содержание, тематика игры, по-другому распределяются роли в игре, меняются чувства ребенка).

3. Рассказ ребенка о факте насилия – по средствам активного слушания получение прямой/косвенной информации о факте насилия, (смена образа жизни, поведения, особенностей принятия себя, своего тела).



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО    ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

  • Обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребёнка (ст.6);
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16);
  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24); 
  • признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27);
  • защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34);
  • защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37);
  • меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39);

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136);
  • за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157);

Семейный кодекс РФ гарантирует:

  • право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54);
  • право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56);
  • меру «лишение родительских прав»,как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69);
  • немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77).

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст.56).

Закон РФ «О защите прав детей» гласит:

  • жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними Запрещены (ст.14).

                           

Факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение с детьми в семье.

  • Неполные или многодетные семьи, семьи с приёмными детьми, наличием отчимов или мачех;
  • Наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы;
  • Безработица или постоянные финансовые трудности;
  • Супружеские конфликты;
  • Низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;
  • Нежеланный ребёнок;
  • Умственные или физические недостатки ребёнка;
  • Трудный ребёнок;
  • Статус беженцев, вынужденных переселенцев.

В случае выявление жестокого отношения к ребёнку со стороны родителей, педагогу следует принять меры по его защите. Побывать у ребёнка дома, посмотреть в каких условиях он живёт, постараться установить контакты с семьёй.

Признаки неблагополучия ребёнка в семье:

  • Ребёнок не ухожен, неопрятен, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви (рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру и т.п.).
  • На замечания, по поводу внешнего вида ребёнка родители не реагируют.
  • Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.
  • Ребёнок приходит из дома со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождения синяков и ссадин.
  • Родители нигде не работают, не состоят на учёте в центре занятости и не имеют постоянного источника дохода.
  • Ребёнок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.

   Признаки физического насилия в семье:

  • Боязливость ребёнка. Выраженный страх по отношению к взрослому.
  • В проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания и т.д.
  • В боязни идти домой.
  • В жестоком обращении с животными.
  • В проявлении агрессии к более слабым и беззащитным.
  • В стремлении скрыть причину травм.

При выявлении признаков неблагополучия в семье ребёнка, воспитатели пишут докладную записку на имя заведующего ДОУ с просьбой поставить семью на учёт, с указанием причин неблагополучия.

     

                                   Показатели неблагополучия семьи

Социально-экономические:

  • Длительная безработица (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства.
  • Длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток.
  • Расходование имущества, принадлежащего ребёнку, и денежных средств (пособий на ребёнка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению.
  • Отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.
  • Необеспеченность ребёнка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.
  • Задолженность (больше 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам.
  • Частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.

Медико-санитарные:

  • Антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами.
  • Отсутствие в доме электричества, отопления.
  • Алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учёт в наркологической клинике или психоневрологическом диспансере.
  • Не ухоженность или неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм.
  • Несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребёнка, отсутствие активности родителей, когда речь идёт о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи.
  • Противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребёнка.

Социально-демографические:

  • Родители имеют статус лиц без определённого места жительства.
  • Устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребёнка).
  • Выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей.
  • Родители или один из них посещает деструктивную секту.
  • Родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.

Психолого-педагогические:

  • Полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребёнку.
  • Непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается(обучается) ребёнок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации.
  • Систематическое применение к ребёнку антипедагогических мер воздействия.
  • Насилие и жестокое отношение к ребёнку, пренебрежение его основными интересами и нуждами.
  • Устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций.
  • Повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.

Криминально-аморальные.

  • Постановка родителей на учёт в органах внутренних дел.
  • Нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов.
  • Аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсичных веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребёнка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми).
  • Проявление жестокости в семье (к жене, мужу, детям, престарелым родителям) и вне семьи.
  • Наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира.
  • Попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи.
  • Оставление ребёнка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Профилактика жестокого обращения

 с детьми»

                    Составил:

Педагог – психолог МБДОУ д/с № 26

                            О. А. Туренко

Эмоциональное (психологическое) насилие

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

К этой форме насилия относятся:

  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика;
  • лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
  • преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
  • вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

  • задержка психического развития;
  • трудно сконцентрироваться, плохая успеваемость;
  • низкая самооценка;
  • эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
  • избыточная потребность во внимании;
  • депрессия, попытки суицида;
  • неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
  • ложь, воровство, девиации в поведении;
  • нервно-психические, психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма.

Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.
Для младших школьников — проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.
У детей в предпубертатном  периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное/делинквентное поведение, хроническая неуспеваемость.
В пубертатном периоде — депрессия, рост агрессивности, саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосоматические заболевания.

Группы риска детей по эмоциональному насилию

  • дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;
  • дети раннего возраста;
  • дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
  • дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;
  • дети из семей, где семейное насилие является стилем жизни;
  • родители (один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;
  • в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.

Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие: 

  • не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;
  • публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
  • сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;
  • обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка козла отпущения.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

  1. Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.
  2. Предложите родителям обратиться к психологу, семейному терапевту за консультативной помощью.
  3. Обратитесь в органы опеки и попечительства, в милицию, если ребенок является постоянным свидетелем внутрисемейного насилия.
  4. Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.

ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВКА

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦ, ДОПУСКАЮЩИХ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

1. Административная ответственность.
Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2. Уголовная ответственность.
Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей - за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Примеры: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст.113 (причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта), ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст.116 (побои), ст.117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование); ст.132 (насильственные действия сексуального характера); ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста); Ст. 135. (развратные действия) ст.125 (оставление в опасности); ст.124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

3. Гражданско-правовая ответственность.
Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

Жестокое обращение с детьми — порочный круг насилия

Как бы нам ни хотелось думать иначе, жестокое обращение с детьми является широко распространенным явлением. От 3,5 до 14% всех детей подвергаются жестокому обращению со стороны своих родителей с применением физической силы. Даже если верна лишь первая цифра, это означает, что только в США и Канаде 2 миллиона детей ежегодно избиваются своими родителями. Приблизительно в одной трети всех случаев физического насилия ребенок получает увечья. Каждый год тысячи детей погибают от рук своих родителей.

Характеристика родителей, жестоко обращающихся со своими детьми

Что представляют собой родители, которые жестоко обращаются со своими детьми? Обычно они находятся в стрессовых условиях или переживают крушение своих жизненных планов. Наиболее общие проблемы, характерные для таких родителей,— это депрессия, одиночество, супружеские раздоры, безработица, злоупотребление психоактивными веществами, развод, насилие в семье, сильное пьянство и беспокойства, связанные с работой.

Некоторые родители осознают, что они плохо обращаются со своими детьми, но не способны себя остановить. Другие родители, подвергающие своих детей жестокому обращению, буквально ненавидят их или чувствуют к ним отвращение. Детские мокрые, грязные пеленки, плач, потребности невыносимы для таких родителей. Мать, жестоко обращающаяся со своим ребенком, вероятно, считает, что ее ребенок нарочно досаждает ей. Нередко родители с подобными психическими отклонениями мечтают, что ребенок немедленно сделает их счастливыми, когда же ребенок (которому обычно нет и трех лет) «разочаровывает» их, следует смертельно опасная реакция.

Порочный круг насилия

В основе большинства случаев жестокого обращения с детьми лежит порочный круг насилия, который перетекает от одного поколения к другому. Приблизительно одна треть всех тех родителей, кто подвергался жестокому обращению в детстве, плохо обращается со своими собственными детьми. Еще одна треть родителей обычно не проявляют жестокости к своим детям. Однако они могут так поступать, находясь в состоянии стресса. Такие родители просто никогда не учились тому, как любить детей, общаться с ними и воспитывать их. Короче говоря, большинство детей, подвергающихся жестокому обращению со стороны своих родителей, позднее сами начинают проявлять жестокость к своим детям.

Как отделить заботливых родителей, которые в детстве подвергались жестокому обращению, от жестоких родителей, продолжающих порочный круг насилия? Те, кто разрывает этот порочный круг, вероятнее всего, будучи детьми, получали эмоциональную поддержку от взрослых людей, хорошо к ним относящихся, прошли курс психотерапии в связи с этой проблемой или находили эмоциональную поддержку у своих друзей. Без такой поддержки жестокость по отношению к детям значительно увеличивает риск возникновения в жизни этих детей эмоциональных расстройств, злоупотреблений психоактивными веществами и проявлений жестокости.

Предотвращение жестокости по отношению к детям

Что может быть сделано для того, чтобы предотвратить жестокое обращение с детьми? В настоящее время создано множество общественных организаций для того, чтобы выявить тех детей, которые подвергаются избиениям, или тех, о ком не заботятся родители. Однако узаконенное «попечение» над детьми, подвергающимися жестокому обращению, не приносит положительных результатов. Суд может принять решение о том, чтобы взять попечительство над ребенком, или родители могут охотно согласиться поместить его в детский дом. Забота о ребенке в детском доме может быть гораздо лучшей, чем дома, но вполне вероятно, что эта забота может также дополнительно травмировать ребенка. В некоторых случаях ребенку разрешают оставаться дома с родителями, но в строгом соответствии с эффективными программами обучают родителей умению заботиться о детях и справляться со стрессовыми ситуациями. Было бы лучше, если бы таким навыкам обучали в средней школе.

Группы самопомощи, состоящие из тех, кто прежде проявлял жестокость к детям, и неравнодушных добровольцев служат основной помощью для родителей. Родители также обучаются тому, как сдерживать у себя порывы жестокости и как справляться со своими детьми. Специалисты рекомендуют тем родителям, кто испытывает желание встряхнуть или ударить плачущего ребенка, постараться проделать следующее:

— Выйти из комнаты и позвонить приятелю.

— Включить какую-нибудь успокаивающую музыку.

— Сделать 10 глубоких вздохов и успокоиться; затем сделать еще 10 вздохов.

— Пойти в другую комнату и выполнить какие-нибудь упражнения.

— Принять душ.

— Сесть, закрыть глаза и живо представить себе, что находитесь в каком-нибудь приятном месте.

— Если ни одна из предложенных стратегий не помогает, обращайтесь за психологической помощью.

Опасная позиция

Другой способ предотвращения жестокого обращения с детьми заключается в изменении позиции родителей в отношении этого вопроса. Несмотря на освещение данной проблемы в газетах и на телевидении, многие родители считают своим «правом» шлепать или бить собственных детей. Исследования среди родителей обнаружили, что телесные наказания широко применяются на практике. В опросе общественного мнения, проведенном в 1994 году газетой USA Today, 67% взрослых согласились с тем, что «хорошая, крепкая трепка» иногда необходима для того, чтобы дисциплинировать ребенка. Для большинства родителей «иногда» происходит довольно часто: родители сообщают, что устраивают трепку своим детям в среднем 2,5 раза в неделю.

С точки зрения общественности мы, по-видимому, можем сказать, что «применение силы приемлемо до тех пор, пока оно не травмирует ребенка; если ребенок травмирован, значит, это уже жестокое обращение». Конечно, когда ребенок травмирован, слишком поздно бывает исправить то, что сделано. Попустительствуя тем родительским наказаниям, которые очень похожи на жестокое обращение с детьми, мы значительно увеличиваем вероятность того, что детям будет нанесен вред. Самое лучшее решение проблемы жестокого обращения в таком случае может заключаться в пересмотре нашей позиции по отношению к телесным наказаниям и правам ребенка. Также важно помнить, что жестокость в эмоциональной сфере может нанести такой же вред, как и физическое насилие. Родители наносят долго не заживающие душевные раны своему ребенку, когда они постоянно им пренебрегают, уничижают, запугивают или терроризируют его.

Столкнувшись лицом к лицу с данной проблемой, мы должны сознавать, что грань между допустимым наказанием и жестоким обращением легко стирается. К счастью, общественное мнение относительно того, можно ли применять телесные наказания детей, начало меняться. Однако преследование детей будет продолжаться до тех пор, пока мы как общество допускаем это.

Жестокое обращение с детьми в семьях

Многим представляется, что жестокое обращение с детьми — это единичные случаи, и что есть некоторые семьи, относящиеся к группам риска, в которых насилие против детей имеет “естественные” детерминанты, обусловленные специфическими характеристиками самих семей: плохое экономическое положение, низкий уровень образования родителей, девиантное и преступное поведение членов семьи, отсутствие одного из родителей, наличие психических заболеваний у членов семьи. Такое понимание насилия против детей напрямую связано с достаточно ограниченным представлением о том, что же на самом деле следует считать жестоким обращением с детьми.
   
Под физическим насилием понимается, не только нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Но и физические наказания, которые в некоторых семьях используются в качестве дисциплинарных мер, начиная от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение (истязание), оно почти, всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой. Под жестоким обращением с детьми при помощи физического насилия понимаются истязания в виде избиении, нанесение ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в том числе и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства. Кроме перечисленного в понятие физического насилия включается так же вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, а так же дачу ему отравляющих веществ или "медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом).
        Сексуальное насилие или совращение следует рассматривать как отдельную категорию жестокого обращения с детьми, поскольку в данном случае физическое воздействие в первую очередь оказывает влияние на психику ребенка. Под сексуальным насилием понимается – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, а так же подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.
    С психологической точки зрения жестокое обращение с детьми – это эмоциональное насилие, под которым понимается постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие возрастным возможностям.
Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

    Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое и грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка.
   Все мы выросли в семьях, не всегда в полных. Казалось бы, все должны знать, что такое – семья. У семьи есть свои законы, свои правила. Законы создания семьи сложны. Каждый должен быть готов нести ответственность за свои поступки перед человеком, который с нами рядом.



Предварительный просмотр:


Выявление насилия над детьми

ВОЗ рассматривает насилие как преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, против группы лиц.

В основном насильственные действия:

• являются средством достижения значимой цели;

• либо являются способом психологической разрядки, замещением блокированной потребности и переключением деятельности;

• либо направлены на удовлетворение потребности в самореализации и самоутверждении.

Формы насилия:

пренебрежение нуждами

физическое

психическое (буллинг, моббинг)

сексуальное

С целью выявления насилия в отношении ребенка, а также для профилактики физического и психологического насилия детей, обеспечения всесторонней правовой защиты специалистом необходимо знать:

какие формы может принимать насилие в отношении детей,

уметь выявлять ситуации высокого риска насилия, направленного на ребенка,

выработать навыки проведения целенаправленного интервью с ребенком и взрослыми, ответственными за него.

Психологам важно иметь набор психологических методик, позволяющих с соблюдением этических норм выявлять группы детей с высоким риском получения опыта насилия, а также детей, ставших жертвами насилия.

Варианты организации процесса выявления детей, переживших различный опыт насилия:

1. Скрининговое исследование социально-психологического состояния детей дошкольного возраста.

2. Выявление индикаторов опыта пережитого насилия.

3. Анализ клинических случаев

Скрининговое исследование социально-психологического состояния детей дошкольного возраста:

Цель – определить общую картину физических жалоб, параметров психологического и социального благополучия и их взаимосвязей с субъективной оценкой психологической защищенности у испытуемых с различными социально-демографическими и этническими характеристиками;

выявить группы риска детей дошкольного возраста с высокими показателями психологической незащищенности, ассоциированными с жалобами на физическое и психологическое состояние, социальное неблагополучие.

Основные методы диагностики:

наблюдение за соматическим состоянием ребенка – в отличии от медицинского освидетельствования, наблюдение за внешним видом ребенка (осмотр лица, тела, одежды) необходимо производить максимально незаметно (без конкретной цели). Также осматриваем ребенка на наличие внешних повреждений (синяки, раны, «болевые зоны»). Отмечаем невротические реакции у ребенка: энурез, отдышка, нарушения сна, аппетита, снижение памяти, внимания. Расстройства восприятия (галлюцинации, иллюзии).

наблюдение за поведением – (перемены в поведении через контакт с ребенком или взрослым, который за ним наблюдает.)

наблюдение за деятельностью – изучение результатов творческой деятельности ребенка (рисунки, рассказы, а также наблюдение за игровой деятельностью ребенка (в игре ребенок наиболее ярко заявляет о своих проблемах. Меняется содержание, тематика игры, по-другому распределяются роли в игре, меняются чувства ребенка).

анализ сновидений – опыт насилия отражается во снах, ночных кошмарах у ребенка. Страшные образы у ребенка (черти, вампиры, Баба-Яга, которые за ним гоняются, бьют и др.)

рассказ ребенка о факте насилия – по средствам активного слушания получение прямой/косвенной информации о факте насилия, (смена образа жизни, поведения, особенностей принятия себя, своего тела).

анализ специальных психодиагностических материалов (использование тестов, опросников, направленных на выявление факта насилия, его последствий для психоэмоционального развития личности ребенка).

Выявление индикаторов опыта пережитого насилия:

Цель – выявить клинико-психологические и социально-демографические особенности детей с опытом насилия /переживших разные формы насилия; определить набор индикаторов насилия.

Методики психологического обследования:

Тест на тревожность (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен); проективный тест на выявление тревожности «Паровозик»;

Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е. И. Захарова) - выявление страхов ребенка;

Методика «Рене-Жиля» (социометрия, выявление отношения ребенка к близким родственникам, друзьям)

Проективная методика «Волшебная страна чувств»;

Диагностика самооценки (для детей 4-10 лет) «Лесенка»;

«Завершение предложения» методика детская (вариант В. Михала)

Проективные методики: («Дом, дерево, человек», «Автопортрет», «Кинетический рисунок семьи», «Несуществующее животное»). ЦТО (Цветовой тест отношений, САТ, «Автопортрет», «Нарисуй человека».

Анализ клинических случаев:

Цель – психологический анализ и описание отдельных клинических случаев дошкольников, переживших насилие/уязвимых в отношении насилия.

Исследование предполагает индивидуальную проективную психодиагностику, интервью, наблюдение за детьми, в отношении которых имеются прямые или косвенные (наблюдение) предположения о переживании различных форм насилия.

Методики психологического обследования:

Проективные методики наиболее эффективны в плане установления контакта с ребенком. Ребёнок проецирует на стимульный материал особенности своего внутреннего мира, потребности и субъективные переживания.

«Дом, дерево, человек», «Автопортрет», «Кинетический рисунок семьи», «Несуществующее животное», ЦТО (Цветовой тест отношений, САТ, «Автопортрет», «Нарисуй человека».

Метод серийных рисунков и рассказов (Никольская И. М., 2010).

Интервью «Волшебный мир» (предназначена для изучения потребностей, значимых переживаний и проблем ребенка.)

Детский апперцептивный тест (CAT) (Л. Беллак)

С помощью данной методики можно выявить:

• ведущие потребности и мотивы;

• особенности восприятия и отношения ребенка к родителям (в том числе к родителям как к супружеской паре);

• особенности взаимоотношений ребенка с сиблингами;

• содержание внутриличностных конфликтов как следствия фрустрации ведущих потребностей ребенка;

• особенности защитных механизмов как способов разрешения внутренних конфликтов;

• агрессивные фантазии, страхи, фобии, тревоги, связанные с ситуациями фрустрации;

• динамические и структурные особенности поведения ребенка среди сверстников.

«Завершение предложения» методика детская (вариант В. Михала)

Проективная методика «завершения предложения» ориентирована на определение социальной позиции и самопонимание ребенка».

С помощью данной методики можно исследовать:

• отношение к матери, к отцу;

• отношение к братьям, сестрам;

• отношение к семье;

• отношение к ровесникам;

• отношение к учителям и школе;

• отношение к людям в целом;

• отношение к собственным способностям;

• негативные переживания, страхи;

• отношение к болезни;

• мечты и планы на будущее.

Карта наблюдений для выявления внешних физических и поведенческих проявлений, характерных для ребенка, пережившего ситуацию насилия (Волкова Е. Н., 2008)

Методика направлена на выявление внешних физических и поведенческих проявлений, характерных для ребенка, пережившего ситуацию насилия.

Карта заполняется воспитателем, социальным педагогом – любым взрослым – специалистом, находящимся в постоянном контакте с ребенком.

Все утверждения анкеты разделены по шкалам:

• Недоверие к новым людям;

• Депрессия и уход в себя;

• Тревожность по отношению к окружающим;

• Враждебность по отношению к окружающим;

• Недостаток социальной нормативности;

• Невротические симптомы;

• Неблагоприятные условия среды.

Метод серийных рисунков и рассказов

(Никольская И. М. ,2009)

Метод серийных рисунков и рассказов – проективная арт-терапевтическая технология, разработанная И. М. Никольской для диагностики и коррекции внутреннего мира детей от 7 лет.

Цель – отражение в продуктах творческой деятельности особенностей внутреннего мира и поведения ребенка:

его представлений о себе и окружающих;

желаний, стремлений и фантазий;

внутриличностных и межличностных конфликтов;

психотравмирующих переживаний;

механизмов психологической защиты и коппинг-стратегий;

перспективы будущей жизни.

Результат – осознание и отреагирование ребенком своих проблем посредством их визуализации, вербализации, обсуждения и разделения с другим человеком.

Метод серийных рисунков и рассказов используется как однократная процедура.

В дальнейшем полученные материалы могут использоваться в рамках терапии, для детальной проработки вскрытых проблем и отслеживания динамики изменений.

Рекомендации, которых следует придерживаться при выявлении и распознавании случаев насилия в отношении детей

(И. Г. Малкина-Пых):

не нужно спешить с выводами и опираться только на какой-то один метод при определении, имело ли место насилие;

не стоит задавать наводящие вопросы;

если возникают сомнения в правдивости слов ребенка, можно попросить его рассказать о каком-либо эпизоде поподробнее;

при обсуждении сложной темы фиксируйте происходящее посредством записей, аудио- или видео- технологий;

в сложных случаях консультируйтесь с другими специалистами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Детство без насилия". Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми в семье.

Социальный проект "Детство без насилия". Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми в семье....

План мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми

Данный материал содержит план мероприятий по профилактике жестого обращения по всем возрастным группам, разработанный на год....

Программа "Мы - вместе, мы - рядом". Профилактика жестокого обращения с детьми.

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в  процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находит...

Презентация "Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми"

В последнее время участились случаи нарушения законных прав и интересов ребенка, основными из которых, к сожалению, являются жестокое обращение с детьми и уклонение родителей от воспитания собственных...

Выступление на августовской научно – практической конференции педагогических работников: «Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми».

В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:- совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социаль...

Конспект занятия по профилактике жестокого обращения с детьми на тему "Сказки учат многому…" с детьми дошкольного возраста 5-6 лет

Цель:1. Обобщить знание правил безопасного поведения детей при общении с незнакомыми людьми.2. Развивать связную диалогическую речь, логическое мышление, внимание, осмотрительность в общении с не...

Семинар – практикум «Детство без жестокости и слёз» (профилактика (предупреждение) жестокого обращения с детьми)

Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка.  Это унижение, издевательства, различные фор...