Презентация "Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми"
презентация на тему

Старостина Марина Николаевна

В последнее время участились случаи нарушения законных прав и интересов ребенка, основными из которых, к сожалению, являются жестокое обращение с детьми и уклонение родителей от воспитания собственных детей. Задача педагога своевременно выявить ребенка, права и интересы которого нарушены, а также содействовать профилактике социального сиротства. В последнее время участились случаи нарушения законных прав и интересов ребенка, основными из которых, к сожалению, являются жестокое обращение с детьми и уклонение родителей от воспитания собственных детей. Задача педагога своевременно выявить ребенка, права и интересы которого нарушены, а также содействовать профилактике социального сиротства. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила : СтаРОСТИНА м. Н. воспитатель I КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ МДОУ №3 «Орленок » Г.ВОЛЖСКА РМЭ Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми.

Слайд 2

«Каждый ребенок в нашем мире имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» Конвенция ООН о правах ребенка, р.6.

Слайд 3

Жестокое обращение с ребенком всё многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в форме физического или психического насилия либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних, проявлении насилия по отношению к иным членам семьи в присутствии ребенка.

Слайд 4

В Российской Федерации с 1 января 1999 г. действует Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. В неё включен синдром жестокого обращения. Классификация определяет такие состояния, как : физическое насилие; психологическое насилие; пренебрежение нуждами ребенка ; сексуальное насилие.

Слайд 5

ФИЗИЧЕСКОЕ насилие Преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими физических травм, различных телесных повреждений. Физическое насилие — это действительно физическое нападение, оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Слайд 6

Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые. . Чаще всего это происходит в семьях, где: - взрослые убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей; - родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; - родители (или один из них) имеют психические заболевания; - нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу); - родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.; - родители предъявляют чрезмерные требования к детям, не соответствующие их возрасту и уровню развития; - дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны , неусидчивы.

Слайд 7

Распознание факта физического насилия над ребенком. Характер повреждений: - синяки , ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами; - ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах; - повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов; - выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах; - участки облысения, кровоподтеки на голове; - повреждения внутренних органов; - " синдром сотрясения" у грудных детей.

Слайд 8

Особенности поведения детей и подростков, подвергшихся физическому насилию: Возраст до 3 лет: боязнь родителей или взрослых: редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, плохо развитые навыки общения, крайности в поведении от агрессивности до полной безучастности. Возраст от 3 до 7 лет: заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, пассивная реакция на боль, негативизм, агрессивность, жестокость по отношению к животным, лживость, воровство, отставание речевого развития. Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, боязнь идти домой после школы, одиночество, отсутствие друзей, плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться, агрессивность. Подростковый возраст: побеги из дома; употребление алкоголя, наркотиков; попытки суицида; криминальное или антиобщественное поведение.

Слайд 9

Основными особенностями поведения родителей или опекунов, если они подвергают детей физическому насилию, являются: - противоречивые , путаные объяснения причин травм у детей; - обвинение в травмах самого ребенка; - позднее обращение или необращение за медицинской помощью; - отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком; - неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу; - большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям.

Слайд 10

На основании изучения характеристик родителей, чьи дети пострадали от физического насилия, были выделены семьи, относящиеся к группе риска : - семьи , где родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами , токсикоманами; - семьи , где родители (или один из них) имеют психические заболевания; - семьи , где нарушен эмоционально-психологический климат, что приводит к частым ссорам и скандалам; - семьи , где родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и развитию; - семьи , где родители находятся в состоянии стресса, в связи со смертью близких, безработицей или тяжелыми социальными условиями проживания семьи в данный период времени.

Слайд 11

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (эмоциональное) насилие Постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. В следствии чего у ребенка нарушаются: эмоциональное развитие, поведение, способность к социализации, снижается самооценка, утрачивается вера в себя.

Слайд 12

К этой форме жестокого обращения с детьми относятся : - угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; - лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; - предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям; - однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму; - преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов; - вовлечение ребенка или поощрение к асоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Слайд 13

Особенности детей, подвергшихся психологическому (эмоциональному) насилию: - задержка психического развития; - невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость; - низкая самооценка; - эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева, подавленное состояние; - избыточная потребность во внимании; - депрессия , попытки суицида; - неумение общаться со сверстниками ( заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность); - ложь , воровство, девиантное поведение; - нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы , энурез , тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др .

Слайд 14

Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие - не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается; - публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка; - сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему; - обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр.

Слайд 15

Психологическое насилие позволяет заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка: - задержка физического и умственного развития ребенка; - нервный тик, энурез ; - проблемы с едой; - постоянно печальный вид; - различные соматические заболевания; - беспокойство , тревожность, нарушения сна; - длительно сохраняющееся подавленное состояние; - агрессивность ; - склонность к уединению, неумение общаться; - излишняя уступчивость или осторожность; - плохая успеваемость.

Слайд 16

Группы риска детей по эмоциональному насилию: - дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа; - дети раннего возраста; - дети-инвалиды , дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями; - дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений; - дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни; - дети , родители (или один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией; - дети , в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.

Слайд 17

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ основными нуждами ребенка (моральная жестокость): Отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, гигиенического ухода, жилья, образования, мед.помощи , отказ от лечения. Оставление ребенка без присмотра. Лишение ребенка должного внимания и заботы, риск для ребенка стать жертвой несчастного случая, быть вовлеченным в употребление алкоголя, наркотиков, совершение преступлений . Эксплуатация ребенка непосильным трудом.

Слайд 18

Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка: - утомленный , сонный вид; - санитарно-гигиеническая запущенность; - отставание в физическом развитии; - частая вялотекущая заболеваемость; - задержка речевого и моторного развития; - постоянный голод; - кража пищи; - низкая самооценка, низкая успеваемость; - агрессивность и импульсивность; - антиобщественное поведение вплоть до вандализма.

Слайд 19

Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие: - алкоголики, наркоманы, - лица с психическими расстройствами, - юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства , с низким социально-экономическим уровнем жизни, имеющие хронические заболевания, инвалидность , умственную отсталость, перенесшие жестокое обращение в детстве.

Слайд 20

Последствия моральной жестокости у детей: Внешние проявления: утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки; у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи ; одежда неряшливая , не соответствует сезону и размеру ребенка; нечистоплотность , несвежий запах. Физические признаки : отставание в весе и росте от сверстников; педикулез , чесотка; частые "несчастные случаи»; гнойные и инфекционные заболевания ; отсутствие надлежащих прививок; задержка речевого и психического развития.

Слайд 21

Особенности поведения: постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.; частые пропуски школьных занятий; крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого , агрессивен или замкнут, апатичен , гиперактивен или подавлен, склонность к поджогам, жестокость к животным.

Слайд 22

СЕКСУАЛЬНОЕ насилие Вовлечение ребенка с его согласия или без, в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальные действия: Половой акт, контакт Сексуальные касания, ласки эрогенных зон Разговоры и звонки сексуального характера Эксгибиционизм Демонстрация эротической продукции Фото и видеосъемка порнографического характера

Слайд 23

Распознание сексуального насилия над ребенком - заболевания , передающиеся половым путём; - повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести; - тики , заикание, энурез ; - ночные кошмары, страхи, трудности социализации; - несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении; - использование непристойных слов сексуального характера для оскорбления других; - прикосновения сексуального характера к другим детям; - стремление полностью закрыть свое тело; - депрессия , низкая самооценка, отчужденность; - проституция , беспорядочные половые связи; - эротизированное поведение; - пристрастие к алкоголю и наркотикам.

Слайд 24

Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где: - патриархально-авторитарный уклад; - плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью; - конфликтные отношения между родителями; - мать ребенка чрезмерно занята на работе; - ребенок долгое время жил без родного отца; - вместо родного отца - отчим или сожитель матери; - мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице; - родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; - родители (или один из них) имеют психические заболевания; - мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.

Слайд 25

Особенности психического состояния и поведения ребенка: Последствия насилия для детей 3 – х лет: Тревоги, страхи, беспокойство Спутанность чувств Расстройство сна Потеря аппетита Агрессия Страх перед чужими людьми Последствия насилия для дошкольников: Тревога Боязливость Чувство вины, стыда, отвращения Чувство беспомощности, испорченности Отстранённость Агрессия

Слайд 26

Последствия насилия для младших школьников: Страх Чувство стыда, отвращения, испорченности, недоверия к миру Сложности в определении семейных ролей Нарушение сна, аппетита Молчаливость либо неожиданная разговорчивость Агрессивное поведение Последствия насилия для детей 9 – 14 лет: Депрессия Чувство потери ощущений Изоляция Манипулирование другими детьми Противоречивое поведение

Слайд 27

Последствия насилия для подростков (13-18 лет ): Отвращение, стыд, вина, недоверие Сексуальные нарушения Несформированность социальных ролей и своей роли в семье Чувство собственной ненужности Агрессивное поведение Уход из дома Суициды Как показывает статистика, в 80% случаев сексуального насилия над ребенком совершается его родственником или знакомым.

Слайд 28

Алгоритм действий по выявлению фактов жестокого обращения с несовершеннолетним и при выявлении у детей признаков депрессии Действия специалистов образовательных учреждений Работники образовательных учреждений должны обращать внимание на особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему . А также на особенности в поведении взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребенку.

Слайд 29

Что делать, если ребенок сообщает о жестоком обращении Отнеситесь к ребенку серьезно. Выясните , насколько сильна угроза для жизни ребенка. Успокойте и поддержите ребенка словами: « Хорошо, что ты мне сказал», « Ты правильно сделал », « Я тебе верю», «Ты в этом не виноват», « Мне жаль, что с тобой это случилось », «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо». Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка. Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить .

Слайд 30

Разъясните ребёнку, что он имеет право на защиту своих прав и законных интересов ( статья 56 Семейного кодекса ). Такая защита должна осуществляться его родителями или лицами, их замещающими, а также органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Вместе с тем, ребенок имеет право и на защиту от злоупотреблений со стороны своих родителей. Так, до исполнения ему 14 лет, он вправе самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства и другие организации по защите прав ребенка, а после 14 лет – в суд. Организуйте незамедлительное информирование в соответствии с требованием ст. 9 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» о выявленном факте жестокого обращения».

Слайд 31

Работник образовательного учреждения должен предпринять следующие меры, если подозревает родителей (или законных представителей), а также работников образовательного учреждения, в жестоком обращении с ребенком завоевать доверие несовершеннолетнего, наблюдать за его поведением осуществить выход в семью ребенка организовать осмотр ребенка медицинским работником принять меры, с учетом возраста ребенка, к оказанию медицинской помощи ребенку (при необходимости), обеспечению безопасности ребенка. В результате предпринятых действий можно прийти к следующим выводам : предположение подтверждается (не подтверждается) решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

Слайд 32

При выявлении случая жестокого обращения с ребенком со стороны родителя (или законного представителя), работника образовательного учреждения, необходимо: Немедленно направить информацию (в письменной форме) руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком . Руководитель образовательного учреждения незамедлительно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка . Педагогу , на которого возложены обязанности по организации работы, направленной на профилактику жестокого обращения, заполнить форму сведений о несовершеннолетних, пострадавших в результате насилия.

Слайд 33

В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо: Совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социальной работе, педагоги) разработать план реабилитации несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения (в течение двух рабочих дней с момента подтверждения факта жестокого обращения), включая работу с семьей несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения . Непосредственно организовать проведение мероприятий в соответствии с планом реабилитации. Направить информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту проживания ребенка и рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности, в соответствии с действующим законодательством.

Слайд 34

Виды ответственности В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком : Административная ответственность; Уголовная ответственность; Гражданско-правовая ответственность; Дисциплинарная ответственность.

Слайд 35

Разорвем круг насилия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Раннее выявление жестокого обращения с детьми"

Презентация содержит материалы для педагогов и родителей...

Выступление на августовской научно – практической конференции педагогических работников: «Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми».

В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:- совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социаль...

Жестокое обращение с детьми. Методы выявления и предупреждения

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами в возрасте от рождения до 18 лет) включая в себя любую форму обращения,  допускаемого родителями, попечителями (другими   чле...

Инструктаж «Действия специалистов образовательных учреждений при обнаружении признаков жестокого обращения с детьми»

Ребенок считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий или бездействий со стороны окружающих лиц ему был причинен вред или он подвергся высокому риску причинения вреда. Таким образо...

План мероприятий по раннему выявлению семейного неблагополучия и профилактика жестокого обращения с детьми

Наименование мероприятияСроки выполнения1.Составление социального паспорта группы.2.Составление банка данных семей «группы риска» и неблагополучных семей и организация контроля за ними.3. ...

Профилактика и выявление жестокого обращения с детьми .

С целью выявления насилия в отношении ребенка, а также для профилактики физического и психологического насилия детей, обеспечения всесторонней правовой защиты специалистом необходимо знать:какие формы...