Выступление на августовской научно – практической конференции педагогических работников: «Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми».
консультация на тему

Старостина Марина Николаевна

В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:

- совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социальной работе, педагоги) разработать план реабилитации несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения (в течение двух рабочих дней с момента подтверждения факта жестокого обращения), включая работу с семьей несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения;

- непосредственно организовать проведение мероприятий в соответствии с планом реабилитации;

- направить информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту проживания ребенка и рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности, в соответствии с действующим законодательством.

 В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:

- совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социальной работе, педагоги) разработать план реабилитации несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения (в течение двух рабочих дней с момента подтверждения факта жестокого обращения), включая работу с семьей несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения;

- непосредственно организовать проведение мероприятий в соответствии с планом реабилитации;

- направить информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту проживания ребенка и рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности, в соответствии с действующим законодательством.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Орленок» г.Волжска РМЭ

Выступление на августовской

научно – практической конференции педагогических работников:

«Выявление фактов жестокого обращения с детьми.

Алгоритм действий при выявлении фактов

жестокого обращения с детьми».

                                                                              Выполнила:

                                                                                      Старостина М.Н.

                                                                                воспитатель I

квалификационной

                                                                           категории

г.Волжск РМЭ

29.08.2017 г.

В последнее время участились случаи нарушения законных прав и интересов ребенка, основными из которых, к сожалению, являются жестокое обращение с детьми и уклонение родителей от воспитания собственных детей. Задача педагога своевременно выявить ребенка, права и интересы которого нарушены, а также содействовать профилактике социального сиротства. 

Классификация жестокого обращения определяет такие состояния, как:

- физическое насилие;

- психологическое насилие;

- пренебрежение нуждами ребенка;

- сексуальное насилие.

Целесообразно подразделять три  уровня жестокого обращения:

      Минимальный – опасность трагических последствий незначительна. Факты плохого обращения с ребенком носят единичный характер, но вероятность повторения  подобных фактов очевидна.

      Средний – серьезные последствия для здоровья, жизни, нормального развития не наступают немедленно, вследствие такого обращения с детьми, но могут проявиться в будущем.

      Критический – оставление ребенка в семье без неотложной помощи может привести к серьезным нарушениям физического или психического здоровья, смерти ребенка.

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ — это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которое вызывает серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии. 
Чаще всего это происходит в семьях, где:

     - взрослые убеждены,  что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;

     - родители  (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

     - родители (или один из них) имеют психические заболевания;

     - нарушен   эмоционально-психологический  климат  (частые  ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

   - родители  находятся  в  состоянии  стресса  в  связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;

     - родители   предъявляют   чрезмерные   требования  к  детям,  не соответствующие их возрасту и уровню развития;

     - дети  имеют  особенности:  недоношенность  в  анамнезе, наличие соматических  или  психических   заболеваний;   они   гиперактивны, неусидчивы.
Характер повреждений у детей:

- синяки,   ссадины,   раны,  следы  от  ударов  ремнем,  укусов, прижигания  горячими  предметами, сигаретами;

- ожоги  горячими  жидкостями  кистей  и  ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;

- повреждения  и  переломы  костей,  припухлость  и болезненность суставов;

- выбитые  и  расшатанные  зубы,  разрывы  или  порезы во рту, на губах;

- участки облысения, кровоподтеки на голове;

- повреждения внутренних органов;

- "синдром сотрясения" у грудных детей.


На неслучайный характер травм могут указывать: 
- множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов); 
- несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые; 
- наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность); 
- появление травм после выходных или праздничных дней. 


Особенности поведения ребенка: 

Возраст   до   3  лет:  

боязнь  родителей  или  взрослых:  редкие проявления  радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, плохо   развитые   навыки   общения,   крайности   в  поведении  от агрессивности до полной безучастности.

 Возраст  от  3  до  7  лет:  

заискивающее  поведение,  чрезмерная уступчивость,  пассивная  реакция  на боль, негативизм, агрессивность, жестокость  по  отношению  к животным, лживость, воровство, отставание речевого развития.

  Младший школьный возраст:

стремление скрыть причину повреждений и травм,  боязнь идти домой после школы, одиночество, отсутствие друзей, плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться, агрессивность.

 Подростковый  возраст:  

побеги  из  дома;  употребление алкоголя, наркотиков;  попытки  суицида;  криминальное или антиобщественное поведение.
Основными особенностями поведения родителей или опекунов, если они подвергают детей физическому насилию, являются:

- противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;

- обвинение в травмах самого ребенка;  

- позднее обращение или необращение за медицинской помощью;

- отсутствие  эмоциональной  поддержки  и  ласки  в  обращении  с ребенком;

- неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;

- большее  внимание  собственным  проблемам,  нежели  имеющимся у ребенка повреждениям.

На основании изучения характеристик родителей,  чьи дети пострадали от физического насилия, были выделены семьи, относящиеся к группе риска:

  - семьи, где родители (или один из них) являются алкоголиками,   наркоманами, токсикоманами;

  - семьи, где родители (или один из них) имеют психические заболевания;

  - семьи, где нарушен эмоционально-психологический климат, что приводит к частым ссорам и скандалам;

  - семьи, где родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и развитию;

  - семьи, где родители находятся в состоянии стресса, в связи со смертью близких, безработицей или тяжелыми социальными условиями проживания семьи в данный период времени.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ) НАСИЛИЕ — однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей или других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

К этой форме жестокого обращения с детьми относятся:

 - угрозы  в  адрес  ребенка,  проявляющиеся в словесной форме без применения  физической  силы;  оскорбление и унижение его достоинства;

 - лишение   ребенка  необходимой  стимуляции,  игнорирование  его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;

 - предъявление к  ребенку  чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

 - однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

 - преднамеренная   изоляция   ребенка,   лишение  его  социальных контактов;

 - вовлечение   ребенка   или   поощрение  к  асоциальному  или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Особенности детей, подвергшихся психологическому (эмоциональному) насилию:

- задержка психического развития;

- невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;

- низкая самооценка;

- эмоциональные   нарушения   в   виде   агрессии,  гнева, подавленное состояние;

- избыточная потребность во внимании;

- депрессия, попытки суицида;

- неумение  общаться  со  сверстниками  (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);

- ложь,  воровство, девиантное поведение;

- нервно-психические  и  психосоматические  заболевания: неврозы, энурез,  тики,  расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.

Особенности   поведения   взрослых,   совершающих   эмоциональное насилие

- не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;  

- публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;

- сравнивают   с  другими  детьми  не  в  его  пользу,  постоянно сверхкритично относятся к нему;  

- обвиняют  его  во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр.

Психологическое насилие позволяет заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка:

 - задержка физического и умственного развития ребенка;

 - нервный тик, энурез;

 - проблемы с едой;

 - постоянно печальный вид;

 - различные соматические заболевания;

 - беспокойство, тревожность, нарушения сна;

 - длительно сохраняющееся подавленное состояние;

 - агрессивность;

 - склонность к уединению, неумение общаться;

 - излишняя уступчивость или осторожность;

 - плохая успеваемость.

Группы риска детей по эмоциональному насилию:

 - дети   от   нежеланной   беременности,   похожие  на  нелюбимых родственников жены или мужа;

 - дети раннего возраста;

 - дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;

 - дети  из  семей  с  деспотичным,  авторитарным,  контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;

 - дети  из  семей,  где  внутрисемейное  насилие  является стилем жизни;

 - дети,  родители  (или  один  из  родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;

 - дети,   в   семье   которых   много  социально-экономических  и психологических проблем.

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ НУЖДАМИ РЕБЕНКА (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Причинами неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить:

- отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

- отсутствие заботы и присмотра за ребенком;

- отсутствие внимания и любви к ребенку и др.

Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка:

- утомленный, сонный вид;

- санитарно-гигиеническая запущенность;

- отставание в физическом развитии;

- частая вялотекущая заболеваемость;

- задержка речевого и моторного развития;

- постоянный голод;

- кража пищи;

- низкая самооценка, низкая успеваемость;

- агрессивность и импульсивность;

- антиобщественное поведение вплоть до вандализма.

Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие:

алкоголики, наркоманы;

лица с психическими расстройствами;

юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства;

с низким социально-экономическим уровнем жизни;

имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве;

социально изолированные.

Последствия моральной жестокости у детей:

Внешние проявления:

  - утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;

  - у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;

  - одежда   неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;

  - нечистоплотность, несвежий запах.

 Физические признаки:

  - отставание в весе и росте от сверстников;

  - педикулез, чесотка;

  - частые  "несчастные случаи»;

  - гнойные и  инфекционные заболевания;

  - отсутствие надлежащих прививок;

  - задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения:

  - постоянный  голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;

  - частые пропуски школьных занятий;

  крайности  поведения:

  - инфантилен или принимает роль взрослого ,    

  - агрессивен  или  замкнут, апатичен,  гиперактивен  или  подавлен,

  имеет склонность к поджогам, жестокость к животным.

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ — вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со стороны взрослых с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.

Распознать факт сексуального насилия можно по особенностям психического состояния и поведения ребенка!

Таким как:

 - заболевания, передающиеся половым путём;

 - повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести;

 - тики, заикание, энурез;

 - ночные кошмары, страхи, трудности социализации;

 - несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

 - использование непристойных слов сексуального характера для оскорбления других;

 - прикосновения сексуального характера к другим детям;

 - стремление полностью закрыть свое тело;

 - депрессия, низкая самооценка, отчужденность;

 - проституция, беспорядочные половые связи;

 - эротизированное поведение;

 - пристрастие к алкоголю и наркотикам.

Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:  

- патриархально-авторитарный уклад;

- плохие   взаимоотношения   ребенка  с  родителями,  особенно  с матерью;

- конфликтные отношения между родителями;

- мать ребенка чрезмерно занята на работе;

- ребенок долгое время жил без родного отца;

- вместо родного отца - отчим или сожитель матери;  

- мать  имеет  хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;

- родители  (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

- родители (или один из них) имеют психические заболевания;

- мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.

Последствия насилия для детей 3 – х лет:

Тревоги, страхи, беспокойство, Спутанность чувств, Расстройство сна, Потеря аппетита, Агрессия, Страх перед чужими людьми

Последствия насилия для дошкольников:

Тревога, Боязливость, Чувство вины, стыда, отвращения, Чувство беспомощности, испорченности, Отстранённость, Агрессия.

Последствия насилия для младших школьников:

 Страх, Чувство стыда, отвращения, испорченности, недоверия к миру, Сложности в определении семейных ролей, Нарушение сна, аппетита, Молчаливость либо неожиданная разговорчивость, Агрессивное поведение

Последствия насилия для детей 9 – 14 лет:

 Депрессия, Чувство потери  ощущений, Изоляция, Манипулирование другими детьми, Противоречивое  поведение.

Последствия насилия для подростков (13-18 лет):

Отвращение, стыд, вина, недоверие, Сексуальные нарушения, Несформированность социальных ролей и своей роли в семье, Чувство собственной ненужности, Агрессивное поведение, Уход из дома, Суициды.

Алгоритм действий по выявлению фактов жестокого обращения с несовершеннолетним и при выявлении у детей признаков депрессии:

Работники образовательных учреждений должны обращать внимание на особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему.

 А  также на особенности в поведении взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребенку.

Ребенок считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий или бездействий со стороны окружающих лиц ему был причинен вред или он подвергся высокому риску причинения вреда. Таким образом, специалисты должны уметь распознавать признаки жестокого обращения и проводить оценку риска причинения вреда.

Поводом для вмешательства специалистов, изучения ситуации в семье может быть:

- информация от ребенка;

- информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;

- информация от специалистов;

- информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

- информация от представителей общественных объединений;

-  результаты медицинского осмотра;

- результаты экспертиз;

- дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.

Работник образовательного учреждения должен предпринять следующие меры, если подозревает родителей (или законных представителей), а также работников образовательного учреждения, в жестоком обращении с ребенком.

2.1. Необходимо завоевать доверие несовершеннолетнего, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник.

2.2. В случае получения оснований полагать, что с несовершеннолетним жестоко обращаются, не должным образом воспитывают, применяют насильственные формы воздействия, психически угнетают, проявляют безразличие к ребенку и т. д., необходимо осуществить выход в семью ребенка (изучить условия проживания несовершеннолетнего, установить контакты с семьей, побеседовать с родителями (или законными представителями), близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в образовательном учреждении).

2.3. При втором и третьем уровнях жестокого обращения организовать осмотр ребенка медицинским работником (при отсутствии - другим специалистом учреждения), зафиксировать (запротоколировать) следы побоев и других форм физического насилия. Принять меры, с учетом возраста ребенка, к оказанию медицинской помощи ребенку (при необходимости), обеспечению безопасности ребенка, вплоть до отобрания его из семьи, в соответствии с законодательством (передача ребенка другому родителю (родственнику), временное помещение ребенка в больницу, вызов социальной службы экстренного реагирования).

В результате предпринятых действий можно прийти к следующим выводам:

- предположение подтверждается (не подтверждается);

- решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.

3. При выявлении случая жестокого обращения с ребенком со стороны родителя (или законного представителя), работника образовательного учреждения, необходимо:

- немедленно направить информацию (в письменной форме) руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

- руководитель образовательного учреждения незамедлительно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка (приложение № 1);

- педагогу, на которого возложены обязанности по организации работы, направленной на профилактику жестокого обращения, заполнить форму сведений о несовершеннолетних, пострадавших в результате насилия (приложение № 2).

4. В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:

- совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социальной работе, педагоги) разработать план реабилитации несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения (в течение двух рабочих дней с момента подтверждения факта жестокого обращения), включая работу с семьей несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения;

- непосредственно организовать проведение мероприятий в соответствии с планом реабилитации;

- направить информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту проживания ребенка и рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности, в соответствии с действующим законодательством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2.6. Выступление в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях.

Выступление в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях....

2.6. Выступление в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях.

Выступление в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях....

2.6. Выступление в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях.

Выступление в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях....

2.6. Выступление в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях.

Выступление в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях....

2.7.Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях

Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях...

2.6. Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях.

№Название мероприятийРезультатДата выдачиПодтверждающий документ1Межрегиональный НПК "Реализация ФГОС общего и профессионального образования: проблемы, поиски, решения"Активное участие12-13 ...

Презентация "Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми"

В последнее время участились случаи нарушения законных прав и интересов ребенка, основными из которых, к сожалению, являются жестокое обращение с детьми и уклонение родителей от воспитания собственных...