Проект "Путешествие в страну РЖД" Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (подготовительная группа)
Проект, получивший название «Железнодорожное путешествие» отражает работу по ранней профариентации детей. Проект разработан с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, уровня представлений детей о труде железнодорожников. Содержание проекта направленно на формирование у детей интереса к железной дороге и знаний о профессиональной деятельности взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rzhd.docx | 281.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 233»
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»
Ранняя профориентация
детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель: Галицкая Т.В.
Улан – Удэ
2023г.
Проект «Путешествие в страну РЖД»
Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность
В настоящий момент профориентационная работа приобретает статус важного условия социализации личности и её гражданского становления, способствует гармонизации взаимосвязи профессионального, жизненного и личностного самоопределения. Человек, который выбирает профессию, должен знать свои индивидуальные особенности, интересы, склонности, способности, мотивы, потребности для того, чтобы соотнести свои возможности с требованиями, которые предъявляет профессия к человеку.
Педагоги нашего детского сада осуществляют систематическую работу по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом, а так – же с профессиями железнодорожников, поскольку детский сад находится в ведомстве ОАО «РЖД». Детские сады ОАО «РЖД» являются первой важной ступенью подготовки будущих железнодорожников.
В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых. Большинство родителей наших воспитанников работают на предприятиях ОАО «РЖД», а для детей дошкольного возраста естественен интерес к работе родителей. Поэтому для создания положительного отношения детей к труду на железной дороге важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом.
Проблема проекта.
В процессе работы с детьми по ознакомлению с трудом железнодорожников я заметила недостаточный уровень знаний детей о профессиях работников железной дороги, о истории возникновения железнодорожного транспорта, о вокзале, его помещениях, их названиях и назначении, о видах Ж/Д транспорта, о правила безопасного поведения на железной дороге. Анализируя имеющиеся теоретические и практические материалы, обратила внимание, что данная проблема недостаточно освещена. А так как эти знания являются первым этапом в работе по ранней профориентации дошкольников, то данный вопрос стал одним из приоритетных направлений в моей работе.
Для решения этой проблемы был разработан проект, получивший название «Путешествие в страну РЖД». Проект - строился с учётом возрастных особенностей, уровня представлений детей о труде железнодорожников, зоны их ближайшего развития. Содержание проекта направленно на формирование у детей интереса к железной дороге и знаний о профессиональной деятельности взрослых.
Тип проекта: Познавательно – творческий. Долгосрочный.
Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители воспитанников.
Концептуальные основы проекта :
- Деятельностный подход.
- Позитивный центризм - формирование активной жизненной позиции у детей.
- Гендерный принцип.
- Социальное партнёрство.
- Интеграция образовательных областей.
- Формирование компетенций.
Формы работы с детьми по ранней профориентации и ознакомлению с миром профессий железнодорожного транспорта. | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе Режимных процессов. | Самостоятельная деятельность детей. |
Проектная деятельность. | Ситуативный разговор. | Разговор с родителями о профессии. |
Рассматривание иллюстративного материала на железнодорожную тематику | ||
Экскурсии на железнодорожный вокзал. | Словотворчество. | |
Беседы. | Экскурсии к родителям на работу | |
Конструирование | ||
Чтение художественной литературы. | Проблемные ситуации. | Изготовления альбома «Моя железнодорожная семья». |
Наблюдение за процессом труда железнодорожника. | Сюжетно – ролевые игры Театральные игры | |
Рассказ воспитателя | Развивающие игры | |
Встреча с интересными людьми | Дидактические игры | |
Викторины. КВН. Квесты. | Исследование | |
Праздники и развлечения. | Экспериментирование | Составление семейного древа |
Продуктивная деятельность | ||
Просмотр Видео фильмов, презентаций. Слушание аудио записей и CD дисков. |
Планируемые результаты.
1. Знакомство дошкольников с железнодорожными профессиями (машинист локомотива, диспетчер, составитель, осмотрщик вагонов, проводник, контролёр) не только расширит общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и сформирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, будет способствовать ранней профессиональной ориентации.
2. Проводимая в дошкольном возрасте профориентационная работа, станет основой, на которой, возможно, и будет строиться вся последующая работа по профессиональному самоопределению далее в системе общего образования.
3. У детей сформированы устойчивые навыки безопасного поведения в любой ситуации на железной дороге.
Этапы проекта
1. Подготовительный этап проекта.
- Подбор литературы по теме проекта.
- Подбор открыток, иллюстраций, фото для оформления дидактических игр и альбомов на данную тему.
- Подбор аудиозаписей песен о железной дороге. Создание фонотеки музыкальных произведений.
- Изготовление атрибутов, макетов к режиссерским играм о железной дороге.
- Подбор художественной и научно – познавательной литературы на тему «Железной дороги».
- Создание презентаций по теме проекта.
- Подбор дидактических и подвижных игр по данной теме.
2.Содержательный этап проекта.
Воспитатель и дети
- Знакомство с профессиями железнодорожников (машинист поезда,
диспетчер пути, дефектоскопист, осмотрщик вагонов, проводник вагона, начальник поезда, начальник вокзала).
- Сбор информации для сборника железнодорожных сказок «Сказочные
приключения на железной дороге»: совместное словотворчество с семьями.
- Подготовка к театральной постановке «Встреча на железнодорожном
вокзале».
- Игры на закрепление правил безопасного поведения на железной дороге и
железнодорожном транспорте. Знакомство с понятием «Переезд».
- Составление настольной игры - бродилки «Путешествие по стране
железнодорожной магистрали».
- Организация выставок творческих работ «Мы будущие
железнодорожники». Железная дорога – детям не игрушка».
- Экскурсии на железнодорожный вокзал и в музей локомотивного депо с
родителями, в том числе виртуальные экскурсии.
- Подготовка к проведению театральной постановки «Школа маленьких
железнодорожников или «Приключение железнодорожных знаков».
- Конструктивная деятельность – кванториумы творческие лаборатории. (Кубаро, поледроны).
- Мультимедийные презентации: «Как вести себя в поезде и на вокзале».
- Совместные мероприятия с социальными партнёрами: с детьми разных
возрастных групп: праздник «Паровозик добрых дел», театральная постановка варежкого кукольного театра на ширме «Встреча на железнодорожном вокзале» закрепление правил безопасного поведения на железной дороге.
Воспитатель и родители
- Консультации для родителей:
«Как познакомить детей со своей профессией – профессией железнодорожника». «Как научить ребёнка правилам поведения вблизи железнодорожных объектов»
- Семейная гостиная « В гостях трудовые династии »
Привлечение родителей к составлению мини- коллекций, пополнению экспозиций мини-музея.
- Оформление мини – центра профориентации с фотоматериалами,
видеозаписями.
- Фотовыставка « Трудовая династия», « Все профессии важны».
- Привлечение родителей к составлению мини- коллекций, пополнению
экспозиций мини-музея, пополнению ППРС группы на железнодорожную тематику.
- Стендовая информация: «Научите детей, как надо вести себя на железной
дороге». «Поездка с ребёнком? Не волнуйтесь – всё пройдёт благополучно!» – советы родителям.
- Интернет-общение на страницах сайта детского сада. Контакт-общение в Viber.
- Копилка добрых дел – отзывы и благодарности родителям.
Родители и дети
- Книгоиздательская деятельность – словесное творчество ( составление
сборника железнодорожных сказок «Сказочные путешествия на железной дороге»; книжек - самоделок о железной дороге).
- Организация литературно- художественного музея
«От паровоза до сапсана» (Сбор художественной литературы, семейное творчество)
- Художественно – творческая деятельность – организация выставки
семейного творчества: «Пусть повсюду и всегда по рельсам мчатся поезда!».
План реализации проекта
Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально - коммуникативное | Художественно - эстетическое | |
1 неделя месяца | 2 неделя месяца | 3 неделя месяца | 4 неделя месяца | |
Сентябрь | 1.НОД «От паровоза до сапсана» Историческая страничка Цель: познакомить детей с историей возникновения железнодорожного транспорта; развивать желание узнавать новое об истории железной дороги; воспитывать интерес к технике. 2. Игровая образовательная ситуация «Мои родители – железнодорожники» Цель: Выявить знания детей о профессиях работников железной дороги; упражнять в умении составлять небольшие рассказы из личного опыта; воспитывать уважение к труду железнодорожников. | 1.Составление рассказа на тему «Мы будущие железнодорожники». Цель: На основе имеющихся знаний учить детей составлять творческие рассказы. Развивать воображение, творческую активность, расширять словарный запас. 2.С/игра «Составь предложение» Цель: Учить детей из предложенного количества слов составить предложение, поставив их в правильном порядке. Расширять словарный запас, активизировать речь. | 1.Встреча с работником железнодорожного транспорта (Машинистом). Цель: Познакомить детей с профессией машиниста. Учить детей поддерживать ход беседы, задавая вопросы и отвечая на них. Воспитывать культуру общения. | 1.Художественный клуб. «Поезд из прошлого». Цель: Инициировать поиск изобразительно – выразительных средств, для создания сюжетов, отражающих паровозы прошлого века. Развивать воображение, любознательность, уверенность в реализации самых интересных замыслов. |
Октябрь | 1.Квест игра «Путешествие по железнодорожному вокзалу» Цель: Расширять знания детей о вокзале, его помещениях, их названиях и назначении. 2.Технологический Кванториум. Проектирование Ж/Д вокзала. Цель: Знакомить детей различными видами зданий, переходов, строений на Ж/Д вокзале. Развивать умение составлять чертёж – проект, пользоваться технологической картой, совершенствовать навыки вырезывания деталей и приклеивания их на основу. Развивать конструктивные способности, зрительное восприятие, воображение. | 1.Лексико – грамматическая игра. «Встреча на вокзале» Цель: Совершенствовать умение детей отвечать на вопросы: что? (предмет). Какой? (признак). Что делает? (ют) (действие). 2.Пересказ рассказа «Непослушный вагон» Т.И. Михайлова. Цель: Учить пересказывать текст рассказа последовательно и без повторений, выразительно передавая текст персонажей. Правильно, полными предложениями отвечать на вопросы по содержанию текста. Расширять словарный запас железнодорожной терминологией. | 1.Экскурсия на железнодорожный вокзал. Цель: Уточнить и закрепить знания детей о железнодорожном вокзале. Продолжать знакомить детей с профессиями работников железной дороги (кассир, диспетчер, дежурный по станции). Познакомить с территорией вокзала, её объектами, зданиями, переходами. Воспитывать уважение к труду работников станции Улан – удэ. 2.Сюжетно – ролевая игра «Железнодорожный вокзал» Цель: Способствовать умению детей придумывать и разыгрывать игровой сюжет в коллективной игре. Распределять роли и действовать в соответствии с взятой на себя ролью, договариваться между собой. Воспитывать нравственные качества. | 1.Творческая лаборатория «Новый железнодорожный вокзал нашего города» Цель:Познакомить детей со способом модульной аппликации (мозаика). Вызвать интерес к созданию«каменной» конструкции на площади вокзала изобразительно – выразительными средствами. Формировать умение планировать свою работу и технологично осуществлять замысел. Развивать чувство композиции. |
Ноябрь | 1.Игровая образовательная ситуация «Деловой железнодорожник». Цель: Обогащать представления детей о видах Ж/Д транспорта, закреплять умение классифицировать железнодорожные составы; развивать логическое мышление, активизировать словарь. | 1.Ознакомление с малыми фольклорными формами. «Вагончик загадок». Цель: Знакомить детей с загадками, пословицами на железнодорожную тематику. Воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний. 2.Лексико – грамматическая игра «Расскажи, что видишь» Цель: Упражнять детей в составлении описательного рассказа. Активизировать словарь, развивать связную речь. | 1.Игровой клуб «Что? Где? Когда? Цель: Расширять представления детей о работе РЖД. Через решение проблемных ситуаций, тестовых и игровых заданий закреплять знания детей о поведении пассажиров в железнодорожном транспорте, назначении разных видов поездов, о безопасном поведении на железной дороге. | 1.Театрализованная постановка «Путешествие в страну железнодорожной магистрали» Цель: Продолжать знакомство с железной дорогой , железнодорожными профессиями, правилами безопасного поведения на железной дороге. Развивать сценическое мастерство. |
Декабрь | 1.Игровой клуб «Путешествие в страну «РЖД» Цель: Способствовать умению детей решать проблемные ситуации, находить правильный выход из них. Развивать внимание, сообразительность, любознательность. | 1.Лексико – грамматическая игра «Путаница» Цель: Учить детей исправлять предложения по смыслу. 2.С/игра «Сказочные приключения на железной дороге». Цель: Упражнять детей в коллективном составлении историй по началу, предложенному педагогом. Учить придумывать предложения по очереди, придумывая своё продолжение истории и передавать его по цепочке. | 1.Виртуальная экскурсия в музей железнодорожного транспорта. Цель: Обогащать знания детей об истории Российской Железной дороги. Закреплять представления детей о значимости железнодорожного транспорта в жизни страны. Воспитывать чувство гордости за труд работников железной дороги. 2. Акция «Моя страничка- Мы из будущего» Цель: Способствовать умению детей отражать свой социальный опыт в словесном и изобразительном творчестве. Направить детей на самостоятельное оформление индивидуальной странички в групповом альбоме. Развивать творческую активность, познавательные интересы. | 1.Территория технологических изобретений. «Поезд будущего» Цель: Вызвать интерес к изображению разных поездов и передвижения их по просторам нашей Родины. Направить детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов (пластическими, графическими или аппликативными средствами). Развивать воображение и умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию. Формировать познавательные интересы. |
Январь | 1.«Лего– клуб» «Поезд будущего» Цель: На основе имеющихся знаний о железнодорожном транспорте совершенствовать умение детей планировать свою деятельность в коллективе, продолжать развивать навыки работы с конструкторами разных систем. | 1.Составление рассказа по сюжетной картинке. «Происшествие на станции». Цель: Упражнять в составлении сюжетного рассказа по картинке, соблюдая последовательность, точность и выразительность, составлять словосочетания с заданными словами, тренировать в словообразовании. 1.Лексико – грамматическая игра «Назови одним словом». Цель: Упражнять детей в умении классифицировать предложенные предметы – картинки по свойствам, качествам, признакам и способам обобщения называть их. Активизировать словарь. Развивать психические процессы. | 1.Встреча с работником железнодорожного транспорта (проводником) Цель: Продолжать знакомить детей с железнодорожными профессиями. Учить поддерживать беседу, задавать вопросы, рассуждать, отвечать на вопросы. Воспитывать культуру общения. | 1.Квант изобретательных конструкций. « Ремонтная бригада». Конструирование из природного и бросового материала. Цель: Продолжать знакомить детей различными видами локомотивов и поездов. Совершенствовать умения и навыки в работе с природным и бросовым материалом. Вызвать интерес к экспериментированию с формой, к составлению сюжетной композиции. |
Февраль | Игровая образовательная ситуация «Правила безопасного поведения на железной дороге». Цель: Закреплять знания детей о правила безопасного поведения на железной дороге. Упражнять в навыках правильного поведения в поезде и на вокзале. Воспитывать желание выполнять. | 1.Заучивание стихотворения «Путями – дорогами» С. Я. Маршак. 2. Словесная игра «Потому что» Цель: На примере предложенных ситуаций учить детей объяснять, почему так нельзя поступать. Закреплять правила безопасного поведения на железной дороге и правила поведения в поезде. | 1.Сюжетно – ролевая игра «Железная дорога» Цель: Способствовать активизации детского социального опыта в коллективной игре. Совершенствовать умение организовывать игровой сюжет, подбирать оборудование, атрибуты, игрушки – заместители. Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи. . | 1.Театрализованная постановка «Школа маленьких железнодорожников» Цель: В игровой форме обобщить и систематизировать представления детей о способах передвижения человека по железной дороге, закрепить правила безопасного поведения на железной дороге. Развивать актёрское мастерство, речевую активность, любознательность. |
Март | 1.Квест игра «Приключение железнодорожных знаков». Цель: Познакомить детей с железнодорожными знаками.Упражнять детей в безопасном поведении на железной дороге. | 1.Игровой тренинг «Интервью с пассажиром». Цель: Закреплять знания детей о правилах поведения в поезде. 2. Лексико – грамматическая игра «Подбери слова» Цель: Упражнять детей в выборе из количества картинок, с изображением инструментов соответствующих железнодорожной профессии. Учить обосновывать свой выбор, рассуждать, доказывать. | 1.Встреча с работником железнодорожного транспорта (слесарем –ремонтником) Цель: Продолжать знакомить детей с железнодорожными профессиями, их особенностями, назначением. Развивать интерес, любознательность, желание узнавать новое. Воспитывать уважение к труду железнодорожников. | 1.Лепная технология. Создание мультфильма. «Забавное происшествие на железной дороге» Цель: Формировать у детей элементарное представление о мультипликации, расширять представление о железнодорожных профессиях взрослых. Закреплять правила безопасного поведения на железной дороге. Развивать творческие способности у детей при создании мультфильмов средствами продуктивной деятельности. Воспитывать умение детей работать в малых группах, договариваться между собой; воспитывать уважение к деятельности других. |
Апрель | 1.НОД «Железнодорожный музей». Цель: Обогащать знания детей об истории Российских железный дорог . Закреплять представления детей о значимости железнодорожного транспорта в жизни страны. Воспитывать чувство гордости за родителей, работающих на железной дороге. | 1.Конкурс чтецов. «Железная дорога». Цель: Расширять познавательный интерес. Развивать речевую активность. Способствовать пониманию важности железнодорожных профессий в системе работы РЖД. 2.Лексико – грамматическая игра «Придумай больше слов» Цель: Упражнять детей в придумывании слов на железнодорожную тематику на одну букву. Активизировать словарь. Развивать память речевую активность. | 1.Виртуальная экскурсия в локомотивное ДЕПО. Цель: Познакомить детей с мастерскими, в которых ремонтируют локомотивы, ремонтным оборудованием, разнообразием рабочего инструмента. Развивать наблюдательность, любознательность, интерес к профессиям. Воспитывать желание выбрать железнодорожную профессию и стремиться стать железнодорожником. | 1.Клуб интегративных идей. «Железнодорожные фантазии» Цель: Направить детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических железнодорожных объектов, сюжетов и образов пластическим, графическим или аппликативными средствами. Инициировать создание коллективной композиции из поделок, конструкций, рисунков. Развивать воображение, любознательность, уверенность в реализации самых смелых замыслов. |
Май | 1.НОД «Война и железная дорога». Цель: Познакомить детей с событиями в период ВОВ, связанные с необходимостью железной дороги. Показать важность железной дороги для победы. Воспитывать чувство гордости за причастность к железной дороге. | 1.Чтение научно – познавательной литературы. «Железнодорожный транспорт в годы ВОВ» Цель: Познакомить детей с информацией, отражающей факты, события, эпизоды из героического прошлого железнодорожного транспорта и его участия в военных действиях в годы великой отечественной войны. | 1.Виртуальная экскурсия. «Всё для фронта, всё для победы» Цель: Познакомить детей с информацией о ветеранах– железнодорожниках, совершивших военный подвиг в годы ВОВ. Воспитывать безграничное уважение к героическому прошлому ветеранов железнодорожников, воспитывать нравственные качества. 2.Массовыйфлешмоб «Мы помним, мы гордимся». | 1.Изобразительная студия «Санитарный эшелон». Цель: Продолжать знакомить детей с информацией об участии разных военных железнодорожных составов в военных сражениях. Закреплять изобразительные навыки. Активизировать словарь детей: санитарный, эшелон. Помочь проникнуться с пониманием в глубину военных лет. Воспитывать чувство сострадания и скорби к погибшим советским солдатам. |
Итоговый этап проекта.
- Создание сборника железнодорожных сказок «Сказочные
приключения на железной дороге»
- Оформление выставок детского творчества: «Мы будущие
железнодорожники». Железная дорога – детям не игрушка».
- Фотовыставка «Моя железнодорожная семья».
- Театральная постановка варежкого кукольного театра на ширме «Встреча
на железнодорожном вокзале» (Закрепление правил безопасного поведения на железной дороге) для детей младшего дошкольного возраста.
- Презентация настольной игры - бродилки «Путешествие по стране
железнодорожной магистрали».
- Театрально – музыкальное представление «Школа маленьких
железнодорожников или «Приключение железнодорожных знаков».
- Праздник «Паровозик добрых дел».
- Экскурсия на Железнодорожный вокзал.
Заключение.
Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности ребенка. Подводя итоги проделанной работы, хочу отметить положительную динамику в следующих направлениях:
У детей сформированы представления, навыки, умения, отношение к труду железнодорожников.
Представления:
- о роли труда железнодорожников.
- о разнообразии железнодорожных профессий.
- о роли современной техники в трудовой деятельности железнодорожников.
- обобщенное представление о связи труда людей разных профессий.
- о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда.
Познавательные, речевые, игровые и трудовые компетентности:
- Умеет строить схематическую (и мысленную) модель трудового процесса.
- Умеет самостоятельно приобретать знания о труде железнодорожников.
- Соотносит результаты труда, набор трудовых процессов с названием профессии.
- Пользуется речью, как доказательством суждений о видах труда, профессиях.
- Владеет соответствующим словарем - профессия, материал, инструменты и т.д.
- Включает в игровой процесс деятельность людей железнодорожных профессий;
- Использует предметы-заместители в качестве атрибутов для сюжетно-ролевых игр железнодорожных направлений.
Умения:
- Переносит знания о взаимоотношениях в труде на детскую деятельность.
- Знает и называет различные виды железнодорожного транспорта, его назначение.
- Знает стихи, загадки, песни на железнодорожную тематику.
- Активен в различных играх на железнодорожную тематику.
- Умеет рассказать о транспортной среде окружающего микрорайона (вокзал, виадук, транспортный узел).
- Знает и умеет объяснить правила поведения на железнодорожном транспорте.
- Знает и называет знаки "железнодорожный переезд" и др.
Отношение к труду железнодорожников:
- Проявляет устойчивый интерес к железнодорожным профессиям.
- Испытывает чувство уважения и благодарности к людям, создающим своим трудом разнообразные ценности, необходимые человеку.
Реализация проекта позволит:
- Содействовать внедрению современной системы трудового обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.
Таким образом, анализ воспитательно – образовательного процесса по ознакомлению дошкольников с трудом железнодорожников показал, что у детей сформирована система знаний, связанных с трудом на железной дороге, с правилами безопасного поведения на железной дороге и её значением для жизни современного общества. Дети проявляют активный интерес и уважение к людям труда, желание подражать и ценить их труд.
Приложение №1
Театральная постановка
«Школа маленьких железнодорожников» или
«Приключение железнодорожных знаков».
Оформление музыкального зала: Перед центральной стеной перрон и макет «электропоезда», на стене баннер с изображением здания вокала. На полу расположена проезжая часть города перекрёсток с пешеходным переходом, железнодорожный путь, светофор, дорожные знаки, касса, справочное бюро на подставках.
Оборудование: Костюмы для регулировщика, машиниста, Машеньки, Помехи – Неумехи, бригады путейцев, проводницы. Нагрудные эмблемы машин, вагонов, электровоза. Жезл, рация, свисток, билеты, номера для пассажирских мест, лопатка и игрушки для Помехи – Неумехи.
Музыкальное оформление: Весёлая железнодорожная песенка, звук шума города; фонограмма голоса диспетчера. Звук идущего поезда, звуковой сигнал тормозящего электровоза.
Действующие лица: Регулировщик, машинист, Машенька, Помеха – Неумеха, два путейца, проводница, кассир.
Картина первая
Под музыку дети – машины и дети – электровоз входят в зал и начинается движение. Регулировщик занимает место в центре перекрёстка и начинает регулировать движение детей по «городу» при помощи жезла. Звучит фонограмма записи шума города и проходящего поезда. Регулировщик читает стихотворение:
Город, в котором мы с вами живём,
Можно по праву сравнить с букварём,
Азбука улиц, железных дорог
Город всё время даёт нам урок.
Неожиданно в городе появляется Машенька (звучит фонограмма). Она идёт прямо по проезжей части, не обращая внимания на дорожные знаки, сигналы регулировщика, попадает на идущую на неё машину (ребёнок с эмблемой Машины). Слышится пронзительный звук свистка регулировщика. Он подходит к месту происшествия. Движение в городе останавливается.
Регулировщик: Здравствуй, Машенька!
Машенька: Здравствуйте!
Попав в большой и шумный город
Я растерялась, потерялась.
Скажите мне, случайно это не вокзал?
Регулировщик: Тебе, Машенька срочно нужно на «вокзал»? Пойдём я тебя провожу. Регулировщик провожает Машеньку на вокзал. Проезжая часть освобождается: дети машины и регулировщик убирают дорожные знаки. Машенька останавливается около центральной стены. Дети – локомотив и вагоны выстраиваются на рельсах.
Локомотив: - Нам город открывается с вокзального порога
Откроешь дверь и вот она железная дорога.
Первый вагон: - Дают свистки кондуктора, поют рожки на стрелке.
И ударяют буфера тарелками в тарелки.
Второй вагон: - Зелёный, красный свет горит и каждый миг сигналом
Вокзал с дорогой говорит, а поезда с вокзалом.
Звучит фонограмма голоса диспетчера: По всем интересующим вас вопросам обращайтесь в «Справочное бюро» вокзала. Машенька отправляется в справочное бюро.
Машенька: - Скажите, пожалуйста, как мне добраться в железнодорожную страну? Железнодорожные знаки попали в плен к злой Помехе – Неумехе.
- Железная дорога детям не игра
Азбуку дороги надо знать всегда
Чтобы не случилась никогда беда!
- Знакам нужно помочь, выручайте!
Голос диспетчера: С первого пути ровно 12.00 отправляется скорый поезд № 233 сообщением «Детский сад – Железнодорожная страна». Будьте осторожны!
Дети вместе с Машенькой подходят к железнодорожной кассе и приобретают билеты Проходят в вагон, предъявляют билеты проводнице и занимают свои места, согласно номерам. Машинист подаёт сигнал отправления и под весёлую песенку поезд трогается.
В это время на путях появляется Помеха – Неумеха. Начинает подкапывать рельсы, ломать их, играть игрушками.
Машинист: - Внимание! Впереди препятствие!
Машинист экстренным торможением останавливает поезд и по радиосвязи сообщает поездному диспетчеру о случившимся происшествии:
Машинист: - Внимание! Диспетчер, говорит машинист поезда «233, применил экстренное торможение в связи с неисправностью путей.
Диспетчер: Ждите ремонтную бригаду путейцев. (Появляются путейцы и знаки).
Пока бригада устраняет неисправность на путях, Помеха - Неумеха загадывает зрителям загадки на железнодорожную тематику.
Помеха – Неумеха: - Это я заколдовала все знаки. Ха – ха – ха! Вот отгадаете загадки, тогда расколдую.
- Спозаранку за окошком
Стук и звон и кутерьма.
По прямым, стальным дорожкам
Ходят синие дома. (поезд).
- Железные избушки
Прицеплены друг к дружке
Одна из них с трубой
Везёт всех за собой. (Локомотив и вагоны)
- Кто по рельсам, по путям
Поезда приводит к нам? (Машинист).
Дети – путейцы и знаки рассказывают Помехе – Неумехе о себе.
Первый путеец: - Пешком по шпалам, в зной и непогоду
Путеец должен с молотом пройти
Спешит ремонтная бригада
Исправить неисправность на пути.
Второй путеец: - Решительность, выносливость, смекалка
Путейцу помогают в трудный час.
Пусть поезда бегут без остановки
И машинист спокоен каждый раз!
Знак: - Посмотри на красный щит
Всем он громко говорит
Будь внимательней! Смотри!
Ремонтная бригада впереди!
Знак: - На пути железнодорожном
Будь предельно осторожным!
Каждый с детства должен знать –
На путях нельзя играть!
Проводница: - Да! Железная дорога – не место для игры! Но в поезде, во время путешествия можно поиграть и отдохнуть. Проводница проводит физкультминутку со зрителями и пассажирами.
Физкультминутка «Весёлое путешествие».
- Посидели, где придётся (приседание)
- Притащили на вокзал
- Очень толстый чемодан (сгибание и разгибание рук вдоль туловища)
- К поезду не опоздали (руки на поясе, поворот головой)
- Всем билеты показали (вытягивание поочерёдно правую и левую руки)
- Грузить вещи помогали (потянуться на носках, руки вверх)
- Заняли места в купе (сесть на стулья)
- А уж поезд вдалеке (помахать рукой)
Помеха – Неумеха: - Эй! Не трусь, скорей за мной:
Через рельсы по прямой!
Здесь гораздо путь короче!
Поезд близко? Перескочим!
Машенька: - Ты рискуешь жизнью, Помеха.
В это самое мгновенье
Вдруг объявят отправленье,
Поезд тронется, тогда –
Неминуема беда.
Помеха – Неумеха: - Да, если хотите знать, я – знаток железнодорожных наук. И знать ваши знаки мне необязательно, я и так всё знаю.
Машенька: - Сейчас мы проверим. Попробуй, ответь на наши вопросы, тогда знаки тут - же появятся. Скажи – ка, как нужно перейти на другую сторону железной дороги?
Помеха – Неумеха: - Конечно, пролезть под колёсами стоящего поезда.
Машенька: - Ребята, а вы как думаете? (обращается к зрителям)
Выходит знак: - Если надо перейти
Нить железного пути,
Выбирай тоннель подземный
Или виадук надземный.
Пассажир: - Где люди ждут поезд или электричку?
Помеха – Неумеха: - Конечно, на тротуаре.
На платформе две дворняжки
Разыгрались в догонялки.
Позабыв про электричку,
Догоняет брат сестричку!
Рассердился очень папа
И детей отшлёпал лапой!
А я и не поняла за что?
Пассажир: - А вы как думаете, ребята? (дети отвечают)
Знак: - Будучи на станции
Надо знать дистанцию
На перроне находиться
В пяти метрах от пути.
Пассажир: - Как водители узнают о приближении поезда?
Помеха – Неумеха: - А зачем им знать? Пусть себе едут.
Пассажир: - Ребята, расскажите, как вы думаете?
Знак: - Я волшебник с переезда
Руку только опущу,
Самосвал тяжеловесный
Перед собой остановлю.
Поезда проходят мимо.
Ночь прошла, день миновал.
Человек меня придумал
И шлагбаумом назвал.
Я теперь стою в дозоре
День и ночь, и в дождь и в снег.
Закрываю путь машинам,
Когда поезд мчится здесь.
Помеха – Неумеха: - Да, вот теперь я поняла, что железная дорога – зона, повышенной опасности (надевает знак на грудь).
Правила эти железнодорожные –
Строгие очень, но вовсе не сложные
Проверим сейчас их внимательно,
В жизни помогут они обязательно!
Знаки: - А сейчас, ребята мы поиграем с вами в игру «Опасно – безопасно» и проверим, как вы усвоили эти правила. Мы будем называть разные ситуации, а вы будете определять опасные они или безопасные. Если опасные, вы хлопаете в ладоши, если безопасные – сидите тихо. Знаки и пассажиры по очереди называют ситуации
Ситуации.
- -Дима играет мячиком на платформе.
- -Ваня идёт по рельсам.
- -Серёжа переходит железнодорожные пути по надземному переходу.
- -Дети играют в прятки. Маша спряталась под вагон, чтобы её не нашли.
- -Коля в зале ожидания ждёт поезд.
- -Настя, очень спешила, решила сократить путь, и пошла через рельсы.
Машенька: - Правила запомнил –
В тайне не держи:
Всем друзьям, знакомым
Знаешь, расскажи!
Помеха – Неумеха: - Соблюдайте, дети и взрослые правила безопасности на железной дороге и с вами не случиться беда!
Машинист даёт звуковой сигнал на отправление поезда:
-Внимание! С первого пути отправляется скорый поезд №233 сообщением «Железнодорожная страна – Детский сад» Будьте осторожны! Под весёлую, задорную мелодию все отправляются в обратный путь.
Приложение №2
НОД «Мужские и женские профессии на железнодорожном транспорте»
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с профессиями железнодорожного транспорта. Учить детей самостоятельно добывать новые знания, обобщать и схематично отражать полученные данные, составлять рассказы о профессиях работников железной дороги, опираясь на свою схему. Развивать исследовательские способности детей, логическое мышление, связную речь. Воспитывать уважение к труду работников железной дороги.
Ход занятия
Ребята, сегодня нам предстоит очень важное и ответственное дело. – Татьяна Викторовна, воспитатель с ясельной группы, попросила нас с вами выпустить газету для своих малышей. Как вы думаете, о чём может быть наша с вами газета? (дети предлагают свои варианты). – О чём будет эта газета пока что – секрет. Чтобы этот секрет узнать мы с вами должны расшифровать вот это слово – исматшни. ( дети с помощью цифр – подсказок расшифровывают слово – машинист).
У нас получилось слово – машинист. А кто такой машинист? Где он работает? , Скажите, о чём будет наша с вами газета? (подвести детей к тому, что газета будет о работниках железнодорожного транспорта). Мы с вами уже много знаем о железной дороге и её работниках А малышам ещё предстоит многое узнать, так давайте же им поможем.
Ребята, а теперь, давайте вспомним, какие железнодорожные профессии мы с вами знаем? (дети называют профессии и рассказывают о каждой с помощью схемы). Молодцы, сколько, интересного вы знаете. Но это, ребята далеко не все профессии, которые есть на железнодорожном транспорте.
Есть другие очень важные и нужные. Чтобы наша газета получилась интересная нам с вами нужно ещё бы больше узнать о работниках железной дороги, а как мы можем это сделать с вами? Откуда мы можем взять эти знания? (дети предлагают варианты получения знаний).
Хорошо, молодцы, а какие пути получения знаний мы сегодня можем выбрать с вами, не выходя из нашей группы? (вместе с детьми определяем проблемные пути в данной ситуации: хорошенько подумать, вспомнить и рассказать о профессиях своих родителей, обратиться к книге, журналу, спросить взрослого, посмотреть фильм на компьютере, позвонить специалисту). Итак, поскольку мы сегодня выпускаем газету, каждый из вас будет корреспондентом нашей газеты., ваша задача узнать о любой железнодорожной профессии, нарисовать схему об этой профессии, с помощью схемы рассказать о профессии остальным ребятам и потом уже мы все вместе займёмся выпуском газеты. У каждого из вас есть конверт, в котором указан путь поиска новых знаний. открываете конверт, определяете свой путь, выбираете нужные вам для этого атрибуты (на столе приготовлены шаблоны – схемы, карандаши, папка «Моя профессия – железнодорожник», диск с сюжетами о машинисте маневрового поезда, дифектоскописте) и отправляетесь за информацией для газеты.
Ребята, информацию мы с вами собрали, схемы составили, наверное, устали, давайте отдохнём.
Физкультминутка.
Ваши родители работают на своих предприятиях, а мы с вами тоже заняты важными делами, давайте расскажем и покажем, чем мы любим заниматься:
В понедельник я купался.
А во вторник рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг футбол играл.
В пятницу я бегал, прыгал,
А в субботу, в воскресенье
Целый день я отдыхал.
Отдохнули, пора за работу (дети садятся за столы) ведь мы с вами знаем, что без труда… (дети заканчивают пословицу), молодцы. А какие пословицы о труде вы знаете? (ответы детей). Итак, ребята, а теперь пусть каждый из вас поделится с нами своими знаниями о работниках железной дороги. (Рассказы детей, воспитатель сопровождает каждый рассказ картинкой или фотографией).
На железной дороге множество разных специальностей: есть женские и мужские. Есть специальности, по которым могут работать и женщины и мужчины. И все они, очень нужные и важные, отсутствие одной из них приведёт к нарушению работы всего этого огромного, великого механизма называемого – железнодорожный транспорт.
Ведь этот транспорт не останавливает свою работу ни в дождь, ни в снег, ни в жару, ни в холод, ни днём, ни ночью, ни в праздники, никогда.
Все специальности на железной дороге важны, почётны и требуют определённого образования, преданности и любви к своей работе.
Но, а сейчас, давайте приступим к выпуску газеты, все необходимые материалы у нас есть (пальчиковая гимнастика).
Дети вместе с воспитателем оформляют газету. На двух столах лежит лист ватмана, картинки, распечатанные названия профессий с небольшим текстом о каждой, карандаши, фломастеры.
Хорошо сегодня мы с вами потрудились. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (дети подводят итоги занятия). Молодцы, ребята, вот сколько, много интересного и нового вы сегодня узнали, и самое главное – знания эти вы добыли сами, и ещё сможете сделать доброе дело – поделиться с малышами.
Приложение №3
Развлечение «Путешествие в страну железнодорожной магистрали»
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с железной дорогой и профессиями работников железнодорожного транспорта – локомотивная бригада (машинист, помощник машиниста); проводник вагонов, дежурная по станции, дежурная по переезду, путеец. Знакомить с основами их профессиональных обязанностей.. Воспитывать уважительное отношение к работникам железнодорожной магистрали.
Развивать диалогическую речь, умение правильно строить предложения, чётко отвечать на вопросы. Расширять активный словарь детей ( тепловоз, локомотив, шлагбаум, переезд, магистраль) и т. д.
Развивать познавательный интерес к окружающему через ознакомление с историей возникновения железнодорожного транспорта в России.
Научить различать и понимать, что означают дорожные знаки – Железнодорожный переезд со шлагбаумом. Закреплять правила безопасного поведения на железной дороге.
Развивающая среда
Вокзал и школа – построены из мягкого модуля. Железнодорожная атрибутика. Настольная игра – бродилка «». Д/игра «Кому что нужно для работы»
Фонотека: Фонограммы со звуковыми сигналами звонка на урок
Предварительная работа
Целевая экскурсия на железнодорожный вокзал и в музей железнодорожного транспорта. Виртуальная экскурсия в Локомотивное депо.
Беседы о труде железнодорожников.
Чтение художественной литературы о профессиях людей, работающих на железной дороге. Рассматривание иллюстраций на данную тематику.
Встречи с интересными людьми – родителями железнодорожниками.
Знакомство с историей и символикой РЖД.
Ход развлечения
Воспитатель:
Нам кажется, нет у неё конца,
Железная дорога бесконечна,
Названьям станций тоже нет числа –
Но это по незнанию, конечно.
Железная дорога всех прочней
Плечами, как лучами, мир сближает
От южных гор до северных морей,
От запада к востоку пролегает.
Железная дорога, как всегда,
Горда людьми, дающими заботу,
И жизнь свою дороге, посвятив,
Они вложили душу в ту работу.
Работники железнодорожного транспорта заслужили авторитет людей сильных и надёжных. Каждый из них очень любит свою профессию, и гордится ею. Сегодня мы поговорим о тех людях, которые работают на железной дороге. О том, как ответственно и добросовестно относятся они к своим профессиональным обязанностям. О мастерах своего дела, в которое железнодорожники каждый день вкладывают свою душу.
1 ребёнок
Про железную дорогу
Мы узнали, очень много, (обращается к детям)
С вами знаньями своими
Мы решили поделиться.
Приглашаем даже в сказке
С вами вместе очутиться.
Воспитатель удивлённо:
Что за сказка, я не знала –
На занятие пришла,
Приготовила заданья,
Удивляюсь, вот дела?
Звучит музыка. Дети с рюкзаками в спортивной одежде появляются на «Вокзале», построенном из мягких модулей.
Воспитатель: Ребята, вообще – то я ждала вас на занятие в детском саду, а встретила на вокзале. Не расскажите, куда собрались?
Ребёнок: На нашу групповую почту пришло необычное письмо.
Воспитатель: Давайте посмотрим! Дети и воспитатель разглядывают письмо – кроссворд.
- Я догадалась, Это Королева железнодорожной магистрали приглашает вас в свою страну.
Ребёнок: А как же мы к ней пойдём? Ведь мы не знаем адреса.
Воспитатель: Надо отгадать кроссворд, тогда Королева железнодорожной магистрали сама объявиться.
Дети отвечают на вопросы – задания, а воспитатель записывает правильные ответы в кроссворд.
Вопросы к заданию.
- Как называется железнодорожная колея? (Путь).
- Что надо купить для проезда в поезде? (Билет).
- Как называется состав железнодорожных вагонов? (Поезд).
- Как называют чемоданы, сумки, взятые с собой в дорогу? (Багаж).
- Что входит в состав пассажирского поезда, кроме локомотива? (Вагоны).
- Как называется отдельное помещение в пассажирском вагоне? (Купе).
- Назовите место, где останавливается поезд? (Станция).
Появляется Королева железнодорожной магистрали.
Королева: Здравствуйте, мои друзья! Вы правильно разгадали мой кроссворд. За это я приглашаю вас в свою школу.
Эта школа необычна
И уроки непривычны,
Там вам ответят на вопрос –
Откуда взялся тепловоз,
И кто ведёт локомотив.
Сигналов слушая мотив,
Кто пропускает поезда
И знает всё – кому куда,
Кто у вагона нас встречает,
Билеты строго проверяет,
Кто в жёлтых жилетах всегда на путях
И в холод и в зной с инструментом в руках.
Воспитатель: Ребята, вы узнали, о людях каких профессий рассказала вам Королева?
Дети: Машинист, монтёры пути, помощник машиниста, проводница, дежурный по станции.
Воспитатель: Правильно, я думаю, что в этой школе мы узнаем ещё много интересного. Королева приглашает детей в школу за парты кубы – модули.
Королева: Проходите, ребята. Занимайте места за необычными партами и начнём заниматься, ведь время в нашей стране пролетит очень быстро. Мне нужно выбрать девочку – минутку.
- Итак, урок первый – КОЛЕСО ИСТОРИИ.
Звучит звонок на урок.
Выставляется «Колесо истории» - штурвал для корабля, на котором приклеены картинки с изображением паровоза, тепловоза и электровоза.
Воспитатель: Давайте повернём «колесо истории» назад и посмотрим, как выглядели первые паровозы. Паровозы, ребята были изобретены в Англии. А первый паровоз в России построили талантливые изобретатели отец и сын Черепановы. Посмотрите, какой необычный был русский паровоз. Двигался он со скоростью велосипеда. Вагоны в этом поезде были открытыми, поэтому путешествовать на нём можно было только летом. Со временем паровозы усовершенствовались, стали более сложными, и люди могли ездить на них в любое время года. В качестве топливо у этих паровозов использовался пар от горячей воды (такой же пар бывает у горящего чайника). Вот почему появилось название – паровоз.
Позднее появился тепловоз. Топливом для него служил уголь. А вот это уже электровоз. Он движется благодаря электричеству. А вот на этой картинке современный электровоз САПСАН. Он двигается очень с большой скоростью и поэтому его называют скоростной поезд.
Королева: Железнодорожный транспорт – удобное, быстрое средство передвижения. Но нельзя забывать о том, что это зона повышенной опасности, потому, что локомотив и вагоны поезда больше и тяжелее многих машин, движущихся по асфальту.
Воспитатель: А сейчас, как в обычной школе – перемена.
Игра «Поезд». Игру проводит «Королева».
Материал: Обручи, шапочки с изображением вагонов (по количеству детей) и одна с изображением локомотива.
Ход игры.
Каждый игрок – вагончик имеет своё Депо – обруч. В середине площадки стоит водящий – локомотив: У него нет своего депо. Водящий двигается от одного вагона к другому. Те «вагоны», к которым подходит «локомотив», присоединяются к нему. Так собираются все вагоны поезда. «Локомотив» неожиданно свистит, и все бегут в Депо, «локомотив» тоже. Оставшейся без места вагончик – ребёнок, становится водящим – «Локомотивом». Игра повторяется 2 – 3 раза.
Звучит звонок на урок.
Воспитатель: На железной дороге самое главное – помнить о том, как и когда поезд становится опасным. Верно, говорят: «Железная дорога – детям не игрушка».
Королева: - Давайте вспомним, какие правила безопасного поведения на железной дороге вы знаете.
- Скажите, почему нельзя ходить по железнодорожным путям?
Ответы детей: Можно не сразу заметить поезд и уйти с его пути.
- Почему нельзя стоять у края платформы?
Ответы детей: Потому, что потоком воздуха может затянуть под колёса вагона.
Воспитатель: - Какие правила безопасности на железной дороге вы знаете?
1-й ребёнок: Нельзя пролизать под колёсами стоящего поезда, потому что поезд в любой момент может тронуться с места.
2-й ребёнок: Нельзя перебегать железнодорожные пути перед приближением поезда, так как можно очень сильно травмироваться.
3-й ребёнок: Переходить железнодорожные пути следует по подземному переходу или деревянному настилу.
Королева: - Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили правила безопасного поведения на железной дороге.
Железная дорога - не место для игры,
Вы правильно усвоили, как себя вести
Королева: В моей большой и богатой стране трудятся люди разных профессий. А вы знаете железнодорожные профессии? Я предлагаю поиграть в игру «Кому, что нужно для работы».
Ребёнок:
Летят года, недели стремительной стрелою,
Железная дорога – мечта для нас с тобою.
Преодолеть преграды мы сможем без труда.
Стать железнодорожниками – вот наша мечта!
Воспитатель: Сегодня, ребята мы с вами побывали в стране железнодорожной магистрали и встретились с королевой этой прекрасной страны.
Королева: И всё - таки наше путешествие закончится только тогда, когда вы пройдёте заключительный этап. А для этого я предлагаю вам игру – бродилку.
Дети делятся на две подгруппы. С первой подгруппой играет «Королева», со второй воспитатель. Выигрывает та подгруппа, которая первая дойдёт до финиша.
В конце путешествия Королева вручает детям призы – сувениры и прощается.
Приложение №4 Сценарий варежкового кукольного театра
«Встреча на железнодорожном вокзале»
Программное содержание
Продолжать знакомить детей с железной дорогой, железнодорожными профессиями, правилами безопасного поведения на железной дороге. Развивать сценические навыки и актёрское мастерство.
Материал и оборудование.
Ширма, оформленная в виде железнодорожного вокзала. Варежковые куклы: Мальчики Гоша и Серёжа, Кукла – Знак, Кукла – монтёр пути, Куклы – червячки ОХ и АХ. Ростовые куклы: Путеец и Дежурная по станции. Телефон – рация.
Ход представления
Ширма оформлена в виде города: В верхней части находится вывеска с названием города «Театроград»; Посередине вывеска «Вокзал»; плоскостные часы и вокзальные фонари. Плоскостные железнодорожные пути, плоскостной скоростной поезд – сапсан, надземный переход – Виадук из реек расположен в центральном окошке ширмы; В левой части ширмы вывеска с названием улицы и номера дома «Ул. Путейская. Дом №5». В правой части ширмы вывеска с названием станции «Лесная»: В нижней части ширмы расположен «Пирон» в виде плоскостных изображений: «Касса», «Буфет», «Багажное отделение», «Медицинский пункт», «Киоск».
Звучит фонограмма стихотворения:
Нам открывается страна
С вокзального порога
Откроешь дверь,
И вот она – железная дорога.
Зелёный, красный свет горит
И каждый миг сигналом
Вокзал с дорогой говорит
И поезда с вокзалом.
Из-за ширмы выходят ростовые куклы - старый путеец и дежурная по станции, одетые в специальную форму, которыми управляют взрослые.
Дежурная по станции:- Здравствуйте, Иван Петрович.
Путеец:- Здравствуйте, Надежда Степановна. Ну, как дела, как работа?
Дежурная по станции:
- Моя работа такая - я пропускаю поезда,
Знаю всё - кому куда.
Приму поезд и отправлю,
Зря на месте не оставлю.
Через станцию пропущу,
Всё запомню, не упущу.
Путеец:
- А я работаю не в кабинете,
Моё место - отрезок пути,
Могу я много километров
С инструментом в руках пройти.
- Вы только посмотрите, Надежда Степановна, какой красивый вокзал построили в нашем городе Театрограде! Да и, вообще, наш город приветливый и гостеприимный.
Дежурная по станции:
Город, в котором мы с вами живём,
Можно по праву сравнить с букварём,
Азбука улиц, железных дорог
Город всё время даёт нам урок.
И так урок первый.
- В один прекрасный летний день на улице Путейской около вокзала во дворе дома №5 спорили друзья – мальчишки Серёжа и Гоша.
Кукла Гоша:- Привет! Серёга!
Кукла Серёжа:- Привет!
Кукла Гоша: - А мне папа вчера купил новый конструктор.
Кукла Серёжа: - А мне сегодня купили настоящие гантели..
Кукла Гоша: - Да, а мы скоро поедем в отпуск на поезде.
Кукла Серёжа: - Ха, вы просто на поезде, а мы на скоростном Сапсане будим путешествовать.
Кукла Гоша: - Да, зато мой папа начальник поезда.
Кукла Серёжа: - А мой папа водит Сапсан, вот так.
Кукла Гоша: - А ты сам – то видел Сапсан?
Кукла Серёжа: - Да, нет, пока ещё не видел. А как хочется увидеть современный Сапсан. (Звучит звуковой сигнал гудка локомотива).
Кукла Гоша: - Слушай, вокзал же рядом, давай побежим, посмотрим.
Путеец: - Выбежав на перрон, ребята увидели чудо – поезд. Это был новенький сапсан, с большими, светлыми окнами.
Кукла Серёжа: - Смотри, Гоша он похож на ракету.
Кукла Гоша:- Точно. Давай перебежим через пути и посмотрим на него с другой стороны.
- Эй, Серёга не трусь, скорей за мной:
Через рельсы по прямой!
Здесь гораздо путь короче!
Поезд близко? Перескочим!
Путеец: Стойте! Разве, вы не видите знак! Появляется кукла – знак.
Кукла Знак
Вы, рискуете жизнью
В это самое мгновенье
Вдруг объявят отправленье,
Поезд тронется, тогда – Неминуема беда!
Дежурная по станции: - Скорей, ребята поднимайтесь по наземному переходу, он называется Виадук. Куклы поднимаются по наземному переходу, который расположен в середине ширмы, передвигаются и спускаются вниз.
Если надо перейти
Нить железного пути,
Выбирай тоннель подземный
Или виадук надземный.
- Внимание! С первого пути отправляется поезд № 9 сообщением «Театроград – Станция Лесная». Будьте, осторожны! Звучит фонограмма отправляющегося поезда.
Кукла Серёжа: - Слушай, на станции Лесной живут мои друзья, поехали!
Кукла Гоша: - Нет, я боюсь, мама будет ругать. Пойдём лучше домой.
Кукла Серёжа: - Ладно, пошли.
Путеец: И мальчики отправились домой. А поезд поехал дальше на станцию Лесную.
Звучит фонограмма проходящего поезда. Плоскостной поезд кукла – Сапсан появляется и двигается по железнодорожным путям по верхней части ширмы с правой стороны. На левой стороне ширмы появляются куклы – червячки.
Дежурная по станции: - Смотри, Иван Петрович наш Сапсан появился. Не случилось бы беды. Урок второй! - Внимание! Станция - «Лесная».Здесь живут друзья – червячки ОХ и АХ. Червячок АХ серьёзный и всегда учит своего друга правилам безопасного поведения, а ОХ непослушный и любит всё делать наоборот. Куклы червячки появляется на путях.
Червячок ОХ ворчит: - Говорят какой – то новый сапсан появился.
Червячок АХ: Это же здорово!
Червячок ОХ: Было у нас в лесу тихо, спокойно, а теперь будут ездить эти поезда и шуметь. Что же делать? Ура, придумал! Я сейчас подкопаю рельсы, будут знать, как шуметь. Червячок ОХ «подкапывает рельсы».
Червячок АХ: Я тебе не дам. Стой! Ты разве не знаешь, что может получиться, если ты это сделаешь? Сейчас может произойти крушение поезда. Червячок ОХ не слушает его и продолжает «подкапывать».
Путеец: - Внимание! Ремонтная бригада! На 19 километре, около Лесной станции подкопан отрезок пути. Срочно выезжайте! На ширме появляется кукла – Монтёр пути с молотком. Путеец – верховая кукла помогает с лопатой, выполняет имитационные движения, «закапывает», вместе чинят «железнодорожные пути».
Кукла монтёр пути:
Мы выносливы и закалены,
Мы решительны и тверды,
Исправляем поломки на рельсах,
Чтоб в поездках не вышло беды.
Дежурная по станции: - Ну, что ОХ, ты понял свою ошибку? Железная дорога – зона повышенной опасности. Надо быть очень осторожным! Но ОХ не послушался, одел наушники и отправился вперёд по железнодорожным путям.
Путеец: Вот какой не послушный червячок!
Червячок АХ: - Смотрите, поезд выехал из-за поворота. Звучит фонограмма проходящего поезда. – ОХ! ОХ! Постой! С противоположной стороны передвигается поезд – кукла. – Надо спасать его, ведь он не слышит. Червячок АХ помогает ОХУ, сталкивает его с путей. Поезд проезжает мимо них.
Червячок ОХ: АХ, я так испугался! Спасибо тебе, друг! Если бы не ты. Со мной случилась бы беда!
Дежурная по станции:
Правила железнодорожные –
Строгие очень, но вовсе не сложные,
Правила запомнил
В тайне не держи:
Всем друзьям, знакомым
Знаешь – расскажи!
- Ни в коем случае нельзя перебегать железнодорожные пути перед приближающимся поездом!
- Переходить железнодорожные пути следует по надземному переходу или деревянному настилу.
- Нельзя ходить по железнодорожным путям.
- Нельзя стоять у края платформы.
- Нельзя пролезать под колёсами стоящего поезда.
Актёры – куклы выходят из - за ширмы спектакль заканчивается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста "Все работы хороши, выбирай на вкус!"
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка...
Презентация инновационного опыта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством технологии интервьюирования»
Вопрос ранней профориентации дошкольников в настоящее время является актуальной задачей дошкольного образования и имеет большую социальную значимость....
Конспект ООД по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Профессии в мире спорта»
КонспектООД по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста«Профессии в мире спорта»...
Перспективное планирование по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.
Перспективное планирование по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста Тема неделиНОДСовместная деятельностьСамостоятельная деятельностьРабота с родителями«День знаний&raqu...
Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Статья будет интересна воспитателям, руководителям кружков, которые организуют работу с детьми по инженерному образованию, то есть учит думать и действовать креативно....
Образовательный маршрут совместной деятельности родителей и детей в сети Интернет «Все профессии важны, все профессии нужны» по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
Данный материал может быть использован в работе по ранней профориентации дошкольников....
МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....